Авторы: Сопко Геннадий Ильич, Пазыркина Майя Владимировна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №18 (77) ноябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 07.11.2014

Статья просмотрена: 226 раз

Библиографическое описание:

Сопко Г. И., Пазыркина М. В. Педагогические подходы к обеспечению безопасности здоровья // Молодой ученый. — 2014. — №18.1. — С. 88-92.

Безопасность жизнедеятельности основной своей целью предполагает в первую очередь обеспечение здоровья человека. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в своей модели здоровья (здоровье есть состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни или телесного недостатка) приоритетно рассматривает человека как биосоциальное создание. Именно поэтому эта модель представляется многокомпонентным комплексом, включающим в себя помимо биологической (соматической) составляющей еще и социальную и психологическую. Это обстоятельство послужило объективной основой для объединения усилий по совместной работе в здоровьеориентированной сфере педагогов, врачей, валеологов, социальных работников, а также воспитателей подрастающего поколения разных возрастов.

Анализируя степень изученности и освоения различных составляющих здоровья человека в нынешних условиях следует отметить, что соматический компонент изучен достаточно хорошо. Как известно он зависит от четырех факторов – образ жизни, наследственность, экология, здравоохранение. Объективная необходимость использования модели здоровья ВОЗ как научно обоснованной базы для развития и совершенствования здоровьесбережения требует усиления воспитательного компонента в качестве главного направления для формирования личности молодого человека – дошкольника, школьника, студента и т.д. Успех на этом пути реален, если деятельность воспитателя будет ориентирована на производство человека и, прежде всего, его внебиологического поведения. Поэтому целью воспитания является производство человека, способного счастливо жить в обществе. Одной из главных подсистем в достижении этой цели – является социально-воспитательная. В ней происходит воспроизводство человека как субьекта общественной жизни на основе всей атрибуции обучения и воспитания как сути педагогического дела [4].

В связи с этим следует подчеркнуть, что из провозглашенных в трудах педагогов-валеологов РГПУ им. А.И. Герцена двух основных направлений воспитания у каждого члена общества отношения к здоровью как главной человеческой ценности - суть - воспитание человека в составе коллектива – педагогической валеологии и самовоспитание личности – креативной валеологии, в системе дошкольного и школьного образования предпочтение следует отдавать первому из указанных путей [1, 3, 12]. Заслуживает внимание и обоснованное положение о преимущественном использовании технологий здоровьеформирующей ориентации в процессе становления и развития личности на этом возрастном этапе.

Современная жизнь доказывает необходимость повседневного обеспечения безопасности жизнедеятельности и требует обучения сотрудников образовательных учреждений, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия [10, 18, 19, 23].

Одной из важнейших обучающих функций современных образовательных учреждений является социальная. Она включает: укрепление здоровья, осуществление связи поколений, привитие коммуникативных умений и навыков. Естественно, что в рамках преимущественно этой функции и должно происходить обучение и воспитание личности безопасного типа поведения в современных условиях [16,17] .

Концепция модернизации российского образования предусматривает использование современных технологий для управления педагогическим процессом, реализации идей развивающего образования, интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, повышения его эффективности и качества [27].

Важно подчеркнуть, что современная тенденция оптимизации педагогического процесса предполагает внедрение и широкое использование здоровьеориентированной технологии как в отношении обучаемых, так и обучающих и распространение своего влияния на все этапы, уровни и сферы обучения молодежи [24, 26, 28].

Это нашло отражение прежде всего в письме Минобрнауки РФ «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях». Указывается, что решение проблем безопасности возможно только путем применения комплексного подхода, сочетающего в себе меры по развитию общей культуры обучающихся в области безопасной жизнедеятельности, обучение безопасному поведению в опасных и чрезвычайных ситуациях различного характера. В письме впервые уделено внимание формированию культуры безопасности воспитанников и сотрудников образовательных учреждений [15].

Вместе с тем задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными и опасными жизненными ситуациями с целью сохранения здоровья [20].

С этой точки зрения особое значение приобретает взаимовлияние, взаимозависимость и взаимообусловленность здорового образа жизни (ЗОЖ) и безопасности жизнедеятельности (БЖ). Учение о ЗОЖ является одной из базовых дисциплин области безопасности жизнедеятельности. ЗОЖ и БЖ неразрывно связаны друг с другом, поскольку общим объектом их приложения является человек и состояние его здоровья. Задачи ЗОЖ - формирование, укрепление, стабилизация и сохранение здоровья – напрямую связаны и перекликаются с задачами БЖ как науки о сохранении здоровья в среде обитания, призванной разрабатывать методы и средства улучшения качества жизни и ликвидации последствий негативных воздействий. ЗОЖ как система является научно обоснованной базой, с помощью которой можно дать оценку потенциальным способностям и реальным возможностям человека противостоять любой из многочисленных окружающих его невзгод с целью сохранения собственной безопасности. Именно поэтому мы вправе, проявляя заботу о безопасности жизнедеятельности детей младшего школьного возраста и, прежде всего, думать о безопасности их здоровья.

В основе профессиональной деятельности учебного заведения начального образования лежит средовой, культурологический и деятельный подходы. Образовательная среда представлена взаимодействием участников педагогического процесса, предметной развивающей средой и педагогическими технологиями. В связи с ростом количества опасных и чрезвычайных ситуаций одной из важных задач обучения становится формирование безопасной, здоровой образовательной среды и культуры безопасности в образовательном учреждении.

Забота о здоровье участников педагогического процесса представляется актуальной задачей и предполагает систематическую работу как в направлении изучения влияния учебного процесса на здоровье, так и в направлении понимания сущности здорового образа жизни, а также наличия мотивации для реализации его установок. Непременным условием эффективной работы по обеспечению безопасности детей в образовательном учреждении является диагностика их знаний, умений, навыков по безопасному поведению. Она предполагает прогнозирование, отслеживание и оперативное регулирование проявлений безопасного поведения у каждого ребенка. Невозможно иметь здоровых детей, если они будут подвергаться опасности, как с физической, так и психической стороны [2].

В последние годы выявляется устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей. Это свидетельствует о необходимости адресной социальной заботы о детях и, прежде всего, решения вопросов охраны их здоровья, приоритетности профилактических и оздоровительных программ [6]. Значительная роль в формировании здоровья на данном этапе принадлежит и образовательным учреждениям. Роль педагога образовательного учреждения состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка младшего школьного возраста и воспитывающего ценностное отношение учеников к своему здоровью. В ходе совместной деятельности с учащимися педагог обеспечивает приобщение учеников к культуре здоровья, культуре безопасности жизнедеятельности и, на этой основе, к становлению личности безопасного типа поведения, что является залогом безопасности, прежде всего индивидуального здоровья [7, 8].

Лабиринт

Рассматривая современные подходы к решению задач формирования культуры безопасности здоровья у подрастающего поколения можно заключить, что назрела необходимость реализации в начальной школе образовательной среды по формированию этой культуры у обучающихся [9].

Для того, чтобы дети в начальной школе были здоровы, необходимо их научить основам безопасности в современных условиях, осознанному отношению к своему здоровью, т.е. адаптировать детей к тем обстоятельствам, которые их будут ожидать. И, конечно же, необходимо воспитывать потребность детей в здоровом образе жизни, учить их правильно относиться к своему здоровью.

В настоящее время культуру безопасности здоровья детей можно представить как: совокупность знаний о безопасности жизнедеятельности человека, нормах и правилах безопасного поведения, осознанного отношения к жизни и здоровью человека, умений и навыков по сбережению своей жизни, поддержанию здоровья, адекватному поведению в различных жизненных ситуациях как: образовательную среду формирования культуры БЖ детей, которая должна быть представлена комплексом условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на становление, осознание и развитие идеологии безопасного поведения и обитания ребенка в современных условиях, на состояние его физического и психического здоровья, а также на деятельность всех участников образовательного процесса. Раннее и дошкольное детство в силу специфики возраста и особенностей развития ребенка остается недооцененным в становлении культуры безопасности жизнедеятельности человек и в первую очередь важнейшей ее составляющей - культуры здоровья. Не случайно валеология детства является наименее разработанным, наиболее трудоемким, но перспективным направлением научных исследований и младший школьный возраст (7-8 лет) является существенно важным для формирования здоровьеориентированной психологии [11].

 По нашему мнению работу по безопасности жизнедеятельности детей целесообразно проводить со старшего дошкольного возраста, т.к. в этом возрасте у детей расширяются и углубляются разносторонние представления о человеке, его здоровье и безопасности жизнедеятельности, восприятие окружающего мира сливается с пониманием; развиваются начальные формы логического мышления, появляется способность к волевой регуляции поведения, совершенствуется умение прогнозировать поведение людей. Говоря о формировании культуры безопасности жизнедеятельности старших дошкольников, мы имеем в виду ее основы, т.к. культура безопасности жизнедеятельности в целом совершенствуется на протяжении всей жизни человека. Вместе с тем старший дошкольный и младший школьный возраст представляются важнейшими этапами формирования здоровья ребенка. Именно этот период жизни является одним из ключевых в становлении единства физического, психического, духовно-нравственного и эстетического развития.

В концепции любого образовательного учреждения решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Задачи по безопасности, сохранению и укреплению здоровья детей регламентируются и обеспечиваются нормативно-правовыми документами государственного масштаба [5, 15, 21].

На данном этапе обоснованы цели, задачи и методология здоровьеформирующего образования и предложен многоуровневый вариант системы повышения результативности здоровьеориентированного образования, который протекает во времени и состоит из определенных этапов, включающих решение исследовательских, прогностических, организационных, диагностических и интерпретационных задач. Успех работы в этом направлении зависит как от общей идеологии учреждения, так и от возможностей каждого субьекта образовательной системы в отдельности. На базе прогимназии № 698 «Пансион» Московского района Санкт-Петербурга, помимо обязательной образовательной программы по формированию ЗОЖ, перманентно и последовательно проводится исследовательская работа по внедрению четырехэтапного процесса повышения результативности здоровьеориентированного образования.

В начале, на первом этапе планирования предполагается определение целей, задач, проектирование работы в области здоровья. Он включает: анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих обеспечение качества здоровьеформирующего образования [5,15,21], выявление особенностей образа жизни, факторов и групп риска в образовательной среде; изучение особенностей образа жизни и уровня здоровья учеников; исследование стартовых способностей и потребностей обучающихся в вопросах здоровьесбережения; моделирование образовательного маршрута в области здоровья на основе федерального и регионального компонентов; анализ деятельности педагогического состава, состояние его подготовки; обеспечение учебного процесса учебно-методическими материалами по вопросам культуры здоровья и безопасности; моделирование искомого образа качества результатов здоровьеформирующего образования (критерии и показатели качества обучения).

На втором этапевыполнения плана осуществляется воспитательная работа с учениками по вопросам здоровья и ЗОЖ и реализуется в: обучении детей вопросам здоровья и ЗОЖ (формы и методы: дискуссии, ролевые игры и т.д.); проведении конкурса творческих проектов (рассказы, рисунки) по здоровьеформирующей тематике; профилактике вредных привычек индивидуально и в группе; организации физкультурно-оздоровительных мероприятий; использовании воспитательного потенциала изучаемых разделов; создании на занятиях здоровьесберегающей среды, в том числе использование здоровьесберегающих образовательных технологий (предупреждение перегрузок памяти, способствующих стрессу, чередование видов учебной деятельности, обучение на фоне положительных эмоций и др.) [13, 14, 22 ].

На третьем этапе – измерение качества – предполагается оценка качества результатов здоровьеориентированного образования, которая, включает: проверку знаний в ходе дискуссий по вопросам здоровьесбережения и здоровьеформирования; исследование способностей и потребностей учеников в вопросах здоровьесбережения и здоровьеформирования; оценку педагогами качества учебно-воспитательного процесса в области здоровья на основе самооценки и выявление его сильных и слабых сторон, а также перспектив его развития (swot-анализ).

Четвертый этап представляет анализ результатов. Это разработка рекомендаций по коррекции образовательного процесса в области здоровья на основе данных, полученных на предыдущих этапах. Все мероприятия по управлению качеством образования, проводимые педагогами, анализируются на заседаниях методического совета.

Таким образом, процесс управления здоровьеориентированным образованием в представленном образовательном учреждении являет собой систему последовательных ступеней, способствующую неуклонному поэтапному повышению уровня обучения и воспитания и, в результате, росту качества знаний и позитивных мотиваций в сфере безопасности здоровья у детей как основы их благополучия.

 

Литература:

1.                              Арутюнова Н.С., Варшамов Ю.Л., Соломин В.П., Сопко Г.И. и др. Основы валеологии /Учебное пособие Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 1999. С. 51-56. (Сопко Г.И., Варшамов Ю.Л., Михайлов Л.А. Образ жизни и здоровье).

2.                              Бахтин Ю.К.. Сопко Г.И., Пазыркина М.В. Формирование культуры здоровья – ответственная задача учреждений народного образования // Молодой ученый. 2012.- № 4. – С. 445-448.

3.                              Варшамов Ю.Л., Соломин В.П., Сопко Г.И. и др. Валеология/
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, 1995. С. 49-50. ( Соломин В.П., Сопко Г.И. Образ жизни и здоровье).

4.                              Варшамов Ю.Л., Соломин В.П., Сопко Г.И., Семенов А.А.и др. Валеология/
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, 1995. С. 43-48. (Соломин В.П., Семенов А.А., Роль воспитательного процесса в формировании здоровья. Значение социального и духовного компонентов).

5.                              Закон РФ «Об образовании». Ведомости СНД и ВС РС 30.07.1992, № 30 ст. 17-97.

6.                              Костецкая Г.А. Технологии обучения безопасности жизнедеятельности в современной школе: роль и возможности./В сборнике: Педагогика безопасности: наука и образование сборник материалов Всероссийской научной конференции с международным участием. Составитель и общ. ред. В.В. Гафнера; Уральский государственный педагогический университет. 2012.- С. 39-44.

7.                              Костецкая Г.А. Формирование ценностных ориентаций школьников на здоровый образ жизни при обучении основам безопасности жизнедеятельности // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. - № 3 (40) .- С. 467.

8.                              Костецкая Г.А., Попова Р.И. Подготовка студентов факультета безопасности жизнедеятельности к методической работе по формированию здорового образа жизни школьников // Здоровьесберегающее образование. 2013. - № 1. - С. 105-107.

9.                              Костецкая Г.А., Попова Р.И. Формирование у школьников здорового образа жизни при обучении ОБЖ: аспекты профессиональной подготовки педагогических кадров // Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2011.- № 5.-С. 149-150.

10.                          Макарова Л.П., Буйнов Л.Г., Пазыркина М.В. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема // Современные проблемы науки и образования. 2012. - № 4. - С. 242.

11.                          Макарова Л.П., Плахов Н.Н., Сопко Г.И., Пазыркина М.В. Инновационные методы оздоровления детей в дошкольном образовательном учреждении //
Молодой ученый. 2012.- № 2.- С. 286-289.

12.                          Марина А.В., Соломин В.П., Станкевич П.В. Проблемы обучения биологии в школе программа спецкурса / Санкт-Петербург, 1996.

13.                          Марина, А. В., Соломин, В. П., Станкевич, П. В. Школьное биологическое образование: проблемы и пути их решения / А. В. МаринаВ. П. СоломинП. В. Станкевич. - СПб.: Тесса, 2000.

14.                          Михайлов Л.А., Соломин В.П., Макарова Л.П., Сопко Г.И. и др. / Безопасность жизнедеятельности /Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 540100 (050100) "Естественно-научное образование" (профиль подготовки "Безопасность жизнедеятельности") / редактор Л. А. Михайлов. Москва, 2008. С. 226-235. Сер. Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности (Макарова Л.П., Сопко Г.И. Здоровый образ жизни и его составляющие).

15.                          Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях» Письмо Минобрнауки РФ от 30.08.2005 n 03-1572.

16.                          Пазыркина М.В., Плахов Н.Н. Здоровьеформирующие технологии как основной компонент образовательного процесса дошкольников //
В сборнике: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. 2010. С. 95-97.

17.                          Пазыркина М.В., Плахов Н.Н. Гигиена питания школьников как педагогическая проблема // Воспитание школьников. 2014. - № 7. С. 70 -76.

18.                          Пазыркина М.В., Сопко Г.И. Формирование компетентности здоровьесбережения у студентов педагогического вуза // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014. - №1. - С. 123 - 127.

19.                          Пазыркина М.В., Сопко Г.И., Буйнов Л.Г. Технологии формирования компетентности педагога в области здоровьесбережения // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. - № 10. - С. 162-165.

20.                          Плахов Н.Н., Пазыркина М.В., Романова Т.В. Реализация системы здоровьеформирующей поддержки психофизического состояния дошкольников // В сборнике: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат)материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. 2010. С. 100-102.

21.                          Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях "РГ" - Федеральный выпуск № 5430 16 марта 2011 г.

22.                          Соломин В.П., Марина А.В., Станкевич П.В. Олимпиады по биологии для школьников. Книга для учителя / Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена; сост.: В. П. Соломин, А. В. Марина, П. В. Станкевич. Санкт-Петербург, 1997.

23.                          Сопко Г.И., Пазыркина М.В. Здоровьеформирующий компонент как важная часть современных интегрированных программ для образовательных учреждений // Молодой ученый. 2012. № 6. С. 417-420.

24.                          Сопко Г.И., Пазыркина М.В. Культура здоровья – важный компонент народного образования // Здоровьесберегающее образование. 2013. - № 1 (29).- С. 88-93.

25.                          Сопко Г.И., Пазыркина М.В. О необходимости компетентностного подхода к формированию культуры безопасности жизнедеятельности в дошкольном образовательном учреждении // Молодой ученый. 2012. № 11. С. 484-486.

26.                          Сопко Г.И., Пазыркина М.В. Педагогические технологии обеспечения безопасности здоровья // Начальная школа плюс До и После. 2012. - № 7. - С. 9 -12.

27.                          Станкевич П.В. Обновление системы естественнонаучного педагогического образования как результат стандартизации высшего профессионального образования // Наука и школа. 2009. - № 1. - С. 3-5.

28.                          Царенко В.П., Киселева Э.М., Лай Е.С. Методические аспекты подготовки бакалавров к работе по формированию зож школьников. В сборнике: Формирование образовательных программ в свете стандартов третьего поколения (образовательная область "Безопасность жизнедеятельности") материалы XIII-й научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. 2009. С. 320-323.

Основные термины (генерируются автоматически): безопасности жизнедеятельности, Пазыркина М.В, безопасности здоровья, государственный педагогический университет, культуры безопасности, культуры безопасности жизнедеятельности, Российский государственный педагогический, Безопасность жизнедеятельности, безопасности жизнедеятельности детей, образа жизни, образовательном учреждении, здорового образа жизни, области здоровья, педагогического процесса, специалистов безопасности жизнедеятельности, здоровья детей, образовательного процесса, обеспечению безопасности, формированию культуры безопасности, Соломин В.П.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос