Библиографическое описание:

Ермоленко С. Л. Здоровьесберегающая технология учебных циклов в преподавании курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в условиях реализации ФГОС // Молодой ученый. — 2014. — №18.1. — С. 34-36.

 

Здоровьесберегающие технологии - это программы и методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Здоровьесберегающая технология позволяет учителю создать здоровьесберегающую и экологически безопасную среду обучения ребенка на уроке (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания), рационально организовать учебный процесс (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями), т.е. максимально способствовать осуществлению своей важнейшей задачи - сохранения и укрепления здоровья учащихся. 

Основная часть

Технологию учебных циклов описал Герман Григорьевич Левитас, д.п.н., профессор кафедры образовательной технологии АПКиПРО г. Москва. Г.Г. Левитас утверждал: «…технология относится к преподаванию тех предметов и их разделов, в которых ведущим элементом являются точные знания. Это курсы математики 1-11 классов. Это многие разделы информатики, физики, химии, биологии, географии, истории». Технология учебных циклов позволяет избежать переутомления учащихся на уроке, обеспечивая при этом постоянную занятость и непрерывную работу».

Технология учебных циклов способствует становлению адекватной самооценки, рефлексии, дает реальную возможность самоутверждения и самореализации в рамках урока для каждого ученика, исключая стрессовые ситуации в процессе опроса, прекрасно подходит для учащихся с высоким уровнем школьной тревожности и со страхом ошибки. Учитывая последние неутешительные данные о состоянии здоровья школьников и новые требования к результатам образования, принципиально меняется деятельность учителя, реализующего ФГОС. Самое главное, на мой взгляд, то, что образовательный стандарт нового поколения ставит перед преподавателем ОБЖ новые цели. Теперь преподавателю необходимо сформировать у обучающихся две группы новых умений:

во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться; во-вторых, формировать у детей мотивацию к сохранению и укреплению своего здоровья, получить необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни и научиться использовать полученные знания в повседневной жизни.
 На первый план сегодня выходят образовательные метапредметные результаты. Изучая предмет ОБЖ, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования. Планируя свою работу по формированию знаний, различных видов познавательной деятельности, за основу я беру не урок, а цикл обучения (цикл управления процессом). Под циклом обучения понимается вся необходимая совокупность действий учителя и учащегося, которая приводит последнего к усвоению определенного фрагмента содержания обучения с заранее заданными показателями, то есть к достижению поставленной цели. Организационно учебный цикл начинается с совместного определения учебных задач и завершается контролем уровня их достижения. Весь период такого изучения, состоящий из одного или из нескольких уроков, естественно назвать учебным циклом.

Примерное содержание учебного цикла ОБЖ в 8 классе по теме: «Взрывы и пожары».

1. Учебный материал разбивается на 6-ти часовой учебный цикл, в состав которого входят: проверка знания предыдущего материала, сообщение нового, закрепление, контроль теоретических знаний и итоговое закрепление.

 2. На уроках, проводимых в рамках технологии, проверка усвоения пройденного материала осуществляется в ходе экспресс диагностики, содержащей вопросы, имеющие точный, однозначный ответ. Проверка осуществляется с опорой на эталон самими обучающимися или в рамках взаимопроверки одноклассниками.

3. В процессе объяснения нового материала составляется конспект, после чего материал еще раз коротко проговаривается сильными учениками.

4. В качестве активизации внимания в ходе объяснения нового материала или фронтального повторения до диктанта учитель использует систему «да - нет».

 На I этапе (постановка учебной задачи) происходит мотивация и целеполагание.

 На II этапе (открытия нового знания) решается проблема, которая была поставлена на предыдущем этапе. Для этого используется дискуссия, учебный диалог, коллективное анализирующее наблюдение, небольшие исследовательские работы в группах по готовому плану. Учебным содержанием являются существенные признаки нового. Диалог завершается четкой формулировкой найденного знания, имеющего описательно-словесную форму. Результат сверяется по эталону и составляется систематизирующая таблица.

В ходе первичного закрепления (III этап) происходит усвоение нового понятия. Используются ситуативные задачи на распознавание существенных признаков нового понятия и разные виды упражнений на сопоставление теоретических знаний и практических задач, которые позволяют перевести новое знание с уровня внешней речи на внутренний. Результатом работы на итоговом этапе является овладение обучающимися необходимыми учебными действиями по организации своей деятельности для достижения собственной учебной задачи, а также способность обучающихся принимать и сохранять учебную цель и задачу всего учебного цикла, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Домашнее задание дается дифференцированно. Предметные результаты обучающихся заносятся в лист индивидуальных достижений, метапредметные результаты отмечаются в личных портфолио.

Пример: Тема: «Взрывы и пожары».

1.                  Определение количества часов на изучение темы. (6 часов)

2.                  Определение содержания учебного цикла.

(Формулируется характеристика деятельности обучающихся)

Таблица 1

Лист индивидуальных достижений

1

2

3

Получить представление - о взрывах и пожарах

Проанализировать и сформулировать: причины взрывов и пожаров, условия распространения пожаров, поражающие факторы взрывов

Отработать действия по эвакуации при пожаре

  

3.                   Контроль при изучении темы (на опережение).

а) На последнем уроке по теме проверка наличия 6 конспектов.

б) Экспресс диагностика: «Классификация и характеристика пожаров», «Зоны действия взрывов и их характеристика», «Ситуационные задания».

в) Индивидуальные задания по желанию: «Статистика пожаров жилых помещений и общественных зданий в Московском районе», «Пожаро- и взрывоопасные объекты в Московском районе».

г) Практические действия: «Эвакуация через задымленный коридор, при опасной концентрации дыма».

4.                  Завершающий контроль – Зачет (тестирование). Задания дифференцированы по степени сложности.

5.                  Оценивание:

 а) Суммируются все отметки текущего и завершающего контроля и делятся на кол-во выполненных работ. Округляем в пользу ученика.

 б) Если сумма отметок по текущему контролю 25 и более, то обучающийся освобождается от завершающего контроля (зачета).

 

Литература:

1.                  Левитас Г.Г., Технология учебных циклов, М: Илекса, 2002г.

2.                  Левитас Г.Г., Технология учебных циклов. Журнал «Завуч» № 2, 2002г.

3.                  Левитас Г.Г., Технология учебных циклов или как улучшить классно-урочную систему обучения,.М: АРКТИ, 2006г.

4.                  Аксенова И.А., Теория и практика образования в современном мире: материалы международной научной конференции г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г. — СПб: Реноме, 2012. — С. 140-142.

5.                  Журнал "Практика образования" №2, 2008 г.

6.                  http://www.livelib.ru/book/1000417794

Основные термины (генерируются автоматически): учебных циклов, Технология учебных циклов, «Основы безопасности жизнедеятельности», курса «Основы безопасности, здорового образа жизни, объяснения нового материала, учебного цикла, формировании здорового образа, изучении курса «Основы, нового понятия, технология учебных циклов, Технологию учебных циклов, Левитас Г.Г, преподавании курса, Похожая статья, учебной задачи, теоретических знаний, преподавании курса «Основы, Здоровьесберегающая технология, процессе объяснения нового.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle