Художественное творчество — фактор воспитания личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №18 (77) ноябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 21.10.2014

Статья просмотрена: 1620 раз

Библиографическое описание:

Стадникова Л. А. Художественное творчество — фактор воспитания личности // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 765-768. — URL https://moluch.ru/archive/77/12065/ (дата обращения: 16.10.2018).

 

Богатейшая мудрость и духовная красота наших предков до наших дней сохранились в памятниках древнего зодчества, в сказках, былинах и песнях, в старинных предметах быта, костюмах, игрушках и многом другом.

В последние годы постепенно возвращаются из прошлого праздники народного календаря, старинные свадебные обряды, народные игры. С их помощью современное общество может передаваться важнейшая информация о том, как наши далёкие предки представляли себе мир, как умели жить в гармонии с природой, как ценили они домашний очаг, как поощряли честный труд на земле.

Нельзя забывать, что в течение многих веков в народной художественной культуре отражались наиболее целесообразные для выживания, проверенные опытом многих поколений стереотипы поведения в природной среде и социуме. Они обеспечивали выживания народа, помогали ему сохранить духовное и физическое здоровье. Возрождение традиций народной художественной культуры сегодня- это путь духовно-нравственного исцеления и обновления нашего общества. Особая роль в сохранении и распространении в обществе традиций русского и других народов отводится сегодня сфере общего и специального образования.

Особое место в распространении знаний о народной художественной культуре и воспитании детей и подростков на основе воплощённых в ней духовно-нравственных ценностей и идеалов должны занять дошкольные учреждения, школы, центры дополнительного образования. В настоящее время для таких учреждений созданы различные программы по народной культуре, разрабатываются современные методики этнокультурного образования. С древних времён народное художественное творчество было синкретичным. Особенно ярко и самобытно были представлены художественно-творческие элементы в традиционных народных календарных праздниках и обрядах, связанных с циклом земледельческих работ. В этих праздниках, сопровождавшихся пением, игрой на народных музыкальных инструментах, танцами и другими видами художественной деятельности, воплощалось в художественной форме миропонимание и мироощущение народа.

Единство многих видов искусств даёт основания для того, чтобы строить программу для вхождения в мир искусства, как в детском, так и во взрослом возрасте с такого же синкретического действия. Этот подход мы видим в лучших программах эстетического воспитания. Поэтому на ранних стадиях театрализованное музыкально-хореографическое действо, включающее в себе элементы всех видов искусств, является наиболее адекватным методом приобщения ребёнка к искусству. Воспитание умения видеть, слышать, глубоко чувствовать и понимать прекрасное –все это обеспечивает художественную деятельность в наиболее актуальным для личности период, которым является подростковый возраст. Ибо в подростковом возрасте художественная деятельность ребенка носит ограниченный характер и почти невосполнима в зрелом возрасте. Подросток стремится к активному действию в области искусства, его не удовлетворяют занятия лишь созерцательного характера.

Развитие творческих способностей в одном виде деятельности влияет на общее развитие личности. Привыкая приводить в движения все умения и умственные силы в процессе занятия искусством, подросток впоследствии и распространяет эту способность и на другие виды деятельности.У подростка достаточно развит объем памяти, активно работает логическое и образное мышление.

Подростки активно участвуют в празднично обрядовой деятельности проводимые школой, вузом, регионом. Посещают, фольклорные студии в домах творчества, участвуют в фестивалях народного творчества. Развитие фольклорных форм творчества предполагает наличие определенного отношения к народной мудрости, принятие ее знаний, ценностей, норм, образцов, а также включение в деятельность по их по их освоению на уровне хранения, распространения, потребления и творчества. Таким образом, все выделенные виды интересов тесно взаимосвязаны и обусловливают включение подростка в творчество в фольклорных и других формах художественной деятельности.

Формирование личности через различные жанры и виды художественного творчества. Приобщение школьников к русским народным традициям основано на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобщение школьников к совокупности культурных ценностей народа несомненно способствует развитию их духовности, — представляющих собой интегрированное свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития и самосознания в целом. Именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души подрастающего поколения, началом становления личности. Заложенные в традиционной культуре высокая духовность и нравственность выступает гарантами ведения здорового образа жизни населения, гармонизированной организации бытового уклада, уважение к традициям, доброжелательных отношений с окружающими, любви и бережного отношения к природе. Воспитательная роль народной культуры и прежде всего — культуры традиционной проявляется через воздействие народных праздников — на каждого, будь это младший школьник или подросток. Таким образом, она активно влияет на весь уклад жизни социума.

Успешная и наиболее полная реализация преобразующего, созидательного и воспитывающего потенциала народной культуры осуществимо только при благоприятствующих этому условиях: сохранение, возрождение, и ее традиционных составляющих — воспитание населения, особенно детей и подростков, на наследии народной культуры, посредством ненавязчивых форм приобщения к её богатству; активизация участие всех желающих в разножанровых видах народного творчества.

Русские народные традиции можно подразделить на несколько приоритетных направлений:

1)      Создание атмосферы национального быта. Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка — развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу подрастающего поколения, воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть национальными. Это позволяет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.

2)      Традиционные и обрядовые праздники. Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека, во всей их целостности и многообразии. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением зверей, насекомых, растений. Такая народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям. Много красивых обычаев традиционно существовало на Руси. Они помогали людям не терять веры и оптимизма наперекор всем жизненным неурядицам. Жизнь наших предков была пронизана поверьями, обрядами, приметами, а будни чередовались с празднествами. Они понимали праздники как период таинственности и священнодейства, в отличие от повседневности и прозаичности будней. Верили, что в это время исчезает граница между миром людей и миром чудес и магии. Традиционная празднично-обрядовая культура — неотъемлемый элемент народной культуры, имеющей, как правило, региональный оттенок. Праздники существовали всегда, во все времена, трансформируясь по содержанию и форме, сообразуясь с духовным и эстетическим развитием общества. Они несут большую эмоциональную и воспитательную нагрузку, обеспечивая передачу традиций из поколения в поколение.

Таким образом, танец позволяет человеку на внешнем невербальном уровне через движения выразить всё то, что он чувствует и ощущает внутри себя. Через танец возможно выражение морально-этических понятий- добро и зло, справедливость и неравенство, низость и благородство. Занятие танцами, как показывает практика, углубляют самопознание, меняя восприятие человеком самого себя и отношение к своему собственному телу в лучшую сторону. Танец способен освободить сознание от негативных переживаний и наполнить его положительным мироощущением. Почти все танцы всегда сопровождаются музыкой и ритмом, задающими скорость и структуру движений. Ритмические танцы оздоравливают человека, обогащают его сознания, придают уверенность в себя.

Музыка важна для музыкально-творческого развития личности. Музыка, как и танец, представляет невербальную форму выражения. Музыка- есть искусство интонируемого смысла. Обучаясь в музыкальной школе ребёнок развивает не только слуховую и музыкальную память, развивает чувства ритма, вокальные данные, но и главное познаёт историю музыкальной культуры, что так важно для развития гармоничной личности.

Устойчивой формой художественного творчества является народная песня, ведь песенное творчество отражает черты национального характера народа, отношение людей к окружающей действительности. Однако исконно народную музыку в науке принято называть музыкальным фольклором.

Знакомство с историей фольклора/мудрости народной/ обогащает знания ребёнка, воспитывает в нём любовь к национальной культуре. Начальной формой к знакомству с песенным творчеством у ребёнка являются «потешки» -забавы взрослых с детьми это первая ступень лестницы, ведущая к познанию богатств русского языка, к усвоению народного музыкально-поэтического творчества.

Практическая педагогика и искусство сочетаются в народных играх.

Многие игры крестьянских детей 19 в. Имитировали работу взрослых людей, производственные процессы: посев льна, мака, жатву. Их цель привить детям уважение к существующему порядку вещей, подготовить к труду, познакомить с традициями и обычаями. Игры-Образец жизни широких народных масс, существенное основание человеческого бытия (М. М. Бахтин) По толкованию современного ученого Г. Грачева, игра- категория мировоззренческая, она дает человеку ощущение бытия. В. Н. Всеволодский-Генгросс (1) народные игры делит на три типа:/драматические, круговые, хороводные/ включают в себя различные виды народного творчества: музыку, диалоги, ритмизованную речь, движения, они разнообразны по своему содержанию, игровому и хореографическому оформлению. В драматической игре основой является художественный образ, психофизическое действие и диалог участников на производственные (охотничьи, скотоводческие и земледельческие) и бытовые темы(среди бытовых игр исследователь выделяет общественные, воспроизводящие исторические события и семейные: девичьи, любовные и. т.д.); спортивные (состязание физических и умственных способностей, совершенствования навыков); орнаментальные- с передвижением участников(круговые -внутри хоровода сюжет иллюстрируется жестами, мимикой и движениями, некруговые- игроки делятся на 2 партии).Через игру ребёнок познаёт окружающий мир; игра учит его чувству справедливости и уверенности в себе. Игрой в традиционной народной культуре назывались пляски, хождение под песни, шалости, забавы, развлечения, подвижные игры и собрания молодежи. Игры песни, игры-хороводы, игры-сценки создавали в русском празднике атмосферу радости и веселья яски. Так во многих драматических и хороводных играх имитируется повседневная работа взрослых забота о детях и животных, семейные взаимоотношения, производственные процессы: посев, уборка урожая — что дает возможность с малых лет приучить детей к существующему порядку вещей и подготовить их к труду и самостоятельной жизни. Заложенная в раннем возрасте любовь к национальной культуре, способствует развитие всесторонней гармоничной личности подростков, становлению истинных патриотов страны. Русские народные игры. С момента рождения ребенок устремлен в будущее. Он овладевает культурой взрослого мира, в котором он живет. Одной и, возможно, наиглавнейшей составляющей этого процесса является участие детей в тех играх, которые в своем содержании фиксируют исторически сложившиеся универсальные (общечеловеческие) и этнические (национальные) ценности бытия. Народные игры вызывают активность мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Кроме того, они совершенствуют все психические процессы — внимание, память, воображение, мышление, а в дальнейшем влияют и на самосознание. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка и его характер.

Устное народное творчество- /сказки, былины, поговорки, пословицы, загадки, песни, притчи/ составляют сокровищницу нашей культуры. Русские народные праздники и обряды — одна из наиболее ярких и самобытных составных частей традиционной художественной культуры и в тоже время одно из наиболее сложных и многогранных явлений самого раннего ее типа фольклора. Фольклор выделился из единой культуры первобытного общества в результате разделения труда к русскому народному устному фольклору относятся: сказки, песни, частушки, пестушки, пословицы, поговорки и т. п... В этом виде фольклора как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности — представления о добре, красоте, правде, верности, храбрости, трудолюбии. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческих нравственным ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Постигая законы жизни с помощью малых жанров устного народного творчества, человек узнавал о мире не только серьёзную но и весёлую правду, учился думать, радоваться и шутить. Например, в сказках рассказываются о самых существенных вечных, волнующих каждого человека во все времена проблемах: о жизни и смерти, о любви и ненависти, о благородстве и предательстве, о борьбе добра со злом. Сказочные образы яркие и запоминающиеся. Мотивы поступков просты: герои идут к цели не ведая сомнений и побеждают. Сказка — это забавная поучительная история. Воспитательные возможности сказки достаточно велики. Сказка учит оптимизму, вере в будущее; счастливый конец почти обязателен. Переосмыслив старую сказку, человек подключается к грандиозному источнику духовной энергии разных наций и поколений. Детский календарный фольклор представлен песнями календарно-земледельческого круга: калядки, щедровки, веснянки, купальские, различный закличник: дождю, радуге, солнцу — с просьбой мочить, обогреть; считалки; игры (драматические, спортивные и хороводные). Спортивные игры способствуют физическому развитию детей, усовершенствованию тех или иных спортивных навыков. Например: «прятки», «салки», «волк и гуси», и многие другие. Так разнообразные варианты игры в прятки содержат в себе отзвуки старинных приемов воспитания детей, формирования и развития личности ребенка, когда существовали школы подготовки их и боям и охоте. С одной стороны, детский фольклор представляет собой самостоятельное коллективное творчество детей, с другой стороны- выступает как творчество для детей. Детский фольклор вызван к жизни «едва ли не исключительными потребностями народа» (1), писал Г. С. Виноградов.

Знакомство с художественным творчеством у ребёнка начинается с детства.

Важной составной частью воспитательной работы в детских учреждениях супруги Шацкие считали развитие у детей эстетического начала, эстетизацию жизни воспитанников. В своей воспитательной системе С. Т. Шацкий приводит пример гармоничного воспитания личности на базе 1-й детской станции, где проводилась большая работа по физическому и интеллектуальному развитию детей, был интересный опыт организации «детского сообщества», основанного на коллективизме. Красочные театральные зрелища: инсценировки событий жизни, пьес, массовые праздничные действия- всё это осуществлялось на педагогической станции педагогами и детьми совместно, основываясь на их творчестве и выдумке.

Передвижным театром руководил А. А. Фортунатов. В этом театре ставили произведения М. Ю. Лермонтова, Н.В, Гоголя, В. Гюго и других авторов. Театральные постановки способствовали их общему развитию детей, так и повышению культуры их местного населения. Театр был звеном связывающих детей и взрослых, а также формированию у воспитанников посредством театрального искусства чувств к прекрасному.

 

Литература:

 

1.           Белозерова В.В., Празднично-обрядовая культура орловского края/ В. В. Белозерова -Орел, 2007.

2.           Малая Н, Празднуем Ивану Купалу/ Н. Малая- Воспитание школьников, 2001г. № 4.

3.           Мехова Т, Роль народной игры в формировании характера ребенка/ Т. Мехова-Воспитание школьников, 2001.№ 3.

4.           Морфология обряда. Святочные игры и святочные гадания. Сборник докладов научно-практической конференции Заповедника народного бы та Иваново. Январь 2010. –Иваново: Роща Акадмии,2010.

5.           Наумова Т, Что за Масленица без тройки/Т. Наумова.-Учительская газета., 2001.№ 14.

6.           Петров В. М. Летние праздники, игры, забавы для детей/В. М. Петров-М.,2001.

7.           Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. Опыт историко-этнографического исследования.-М.: Лабиринт,2000.

 

Основные термины (генерируются автоматически): игра, народная культура, ребенок, художественное творчество, художественная деятельность, праздник, подросток, народное творчество, народная художественная культура, детский фольклор.


Похожие статьи

Приобщение детей раннего возраста к традициям русской...

Малые фольклорные формы являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через художественно-творческую деятельность».

Особенности использования фольклора в культурно-досуговой...

Народному искусству и фольклору тоже присуща функция развития творческих способностей широких трудящихся масс, выражавших в нем художественное осмысление действительности.

Фольклорные праздники как средство приобщения...

праздник, детский сад, ребенок, фольклорный праздник, своеобразная форма, вид деятельности, народная культура, духовное самовыражение, дошкольное образование, педагогическая деятельность.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами...

ребенок, сказка, дошкольное образование, календарный детский фольклор, изобразительное искусство, дошкольный возраст, художественная литература, художественная форма, художественно-эстетическое развитие...

Изучение музыкального фольклора как средство развития...

ребенок, музыкальный фольклор, детский сад, русский народ, русский, песнь, народное творчество, русское народное творчество, народный быт, музыкальный слух.

Устное народное творчество как средство воспитания и развития...

Произведения устного народного творчества это первое что слышит и воспроизводит ребенок в жизни.

‒ заинтересовать детей народными играми, приучать использовать фольклор для самостоятельной игровой и театрализованной деятельности.

Фольклорный праздник как средство приобщения детей...

Особенное значение народное творчество приобретает при организации праздников в детском коллективе. Фольклорный праздник — это всегда радость, веселье, торжество, которые разделяют взрослые и дети.

Ознакомление детей раннего возраста с народным фольклором

ребенок, устное народное творчество, народное творчество, игра, народный фольклор, ранний возраст, окружающий мир, ознакомление детей, детский сад, гендерное воспитание.

Некоторые особенности освоения народных традиций...

Народному искусству и фольклору тоже присуща функция развития творческих способностей широких трудящихся масс, выражавших в нем художественное осмысление действительности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Приобщение детей раннего возраста к традициям русской...

Малые фольклорные формы являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через художественно-творческую деятельность».

Особенности использования фольклора в культурно-досуговой...

Народному искусству и фольклору тоже присуща функция развития творческих способностей широких трудящихся масс, выражавших в нем художественное осмысление действительности.

Фольклорные праздники как средство приобщения...

праздник, детский сад, ребенок, фольклорный праздник, своеобразная форма, вид деятельности, народная культура, духовное самовыражение, дошкольное образование, педагогическая деятельность.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами...

ребенок, сказка, дошкольное образование, календарный детский фольклор, изобразительное искусство, дошкольный возраст, художественная литература, художественная форма, художественно-эстетическое развитие...

Изучение музыкального фольклора как средство развития...

ребенок, музыкальный фольклор, детский сад, русский народ, русский, песнь, народное творчество, русское народное творчество, народный быт, музыкальный слух.

Устное народное творчество как средство воспитания и развития...

Произведения устного народного творчества это первое что слышит и воспроизводит ребенок в жизни.

‒ заинтересовать детей народными играми, приучать использовать фольклор для самостоятельной игровой и театрализованной деятельности.

Фольклорный праздник как средство приобщения детей...

Особенное значение народное творчество приобретает при организации праздников в детском коллективе. Фольклорный праздник — это всегда радость, веселье, торжество, которые разделяют взрослые и дети.

Ознакомление детей раннего возраста с народным фольклором

ребенок, устное народное творчество, народное творчество, игра, народный фольклор, ранний возраст, окружающий мир, ознакомление детей, детский сад, гендерное воспитание.

Некоторые особенности освоения народных традиций...

Народному искусству и фольклору тоже присуща функция развития творческих способностей широких трудящихся масс, выражавших в нем художественное осмысление действительности.

Задать вопрос