Автор: Кипурова Светлана Николаевна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №17 (76) октябрь-2 2014 г.

Дата публикации: 21.10.2014

Статья просмотрена: 200 раз

Библиографическое описание:

Кипурова С. Н. Различные факторы формирования политической активности будущего учителя // Молодой ученый. — 2014. — №17.1. — С. 26-28.

Молодежь - это проекция общества будущего и работа именно с этой категорией позволит достаточно четко представить картину того, что может произойти в будущем, наметить проекцию развития нашего общества. Кроме того, те, что сегодня получает профессию учителя, в ближайшем будущем будет формировать взгляды юного поколения, оказывать заметное влияние на развитие гражданственности и патриотизма молодых, на формирование их политической активности.

В 2013 году было проведено небольшое социологическое исследование среди студентов Тульского государственного педагогического университета. Основная цель исследования состояла в определении уровня политической активности, готовности отстаивать свои права, а также вычленении приоритетных для молодых людей политических сил современной России, которые заслуживают, по их мнению, наибольшего доверия.

На вопрос, следите ли вы за развитием политической жизни нашей страны, 22% процента опрошенных отметили, что внимательно следят, 42% следят за развитием политических событий, хотя их это мало интересует, 4% опрошенных указали, что им приходится следить за политикой, так как знания о политической жизни пригодятся им в будущей профессии. 8% опрошенных затруднились ответить и 12% написали свой вариант ответа, это, например: отслеживаю наиболее значимые события; не слежу, но интересуюсь; слежу, но не столь внимательно; не слежу не, потому что не интересуюсь, а потому что не хватает времени. Как правило, узнаю о политике из новостей, если попадаю на них; слежу, так как отец постоянно говорит об этом; слежу периодически). Полученные данные говорят о том, что в большинстве молодые люди индифферентны к политической жизни страны, они не проявляют интереса к политической жизни страны, в некоторой степени проявляют равнодушие, безразличие. В будущем это может привести к тому, что этот пласт молодых людей не будет оказывать позитивного влияния на развитие нашего государства и становление гражданского общества.

Если ставить цели творческого развития личности студента как будущего учителя и гражданина общества, нужно предоставить ему реальные возможности интеллектуальной инициативы в обучении, равное с преподавателем право на активность, возможности не только целепринятия, но и целеполагания и целесуществования, перехода из позиции потребителя учебной информации в позицию творца своих знаний и самого себя. Эти возможности предоставляются в активном обучении. Очевидно, что формирование политической активности будущего учителя будет эффективным, если в учебном процессе вуза используются следующие такие активные формы обучения, как: лекции проблемного характера, лекции-визуализации, лекции вдвоем, лекции с заранее запланированными ошибками; семинарские занятия по принципу «круглого стола», семинар- дискуссия, семинар с использованием элементов «мозгового штурма», семинар-исследование; деловые игры, ролевые и управленческие игры.

При разработке и проведении деловых игр важное условие - соблюдение преподавателями следующих методических рекомендаций. Во-первых, применение деловой игры требует четкого обоснования ее целей и места в учебном процессе. Деловые игры можно и нужно использовать только там, где другие формы и методы обучения не могут дать необходимого воспитательного процесса. Во-вторых, в деловой игре студенты должны действовать компетентно. Для этого их нужно заблаговременно готовить к игре: начинать с метода анализа конкретных производственных ситуаций, затем перейти к методу разыгрывания ролей, где студент получает опыт разбора конкретных ситуаций с ролевых позиций, а потом уже перейти к деловой игре. Заранее нужно формировать и культуру дискуссии, логику доказательства и опровержения, умение понять точку зрения другого и т. п. Кроме того, важно помнить, что одной имитационной модели для игры мало, необходима строгая реализация принципа двуплановости.

К активным формам обучения также относится и проблемное обучение. Вопросы теории и практики проблемного обучения достаточно широко раскрыты в педагогической литературе, поэтому мы только еще раз подчеркнем, что для создания проблемной ситуации и решения задачи необходимы три условия: познавательная потребность субъекта; соотношение данного и искомого; определенные физические, интеллектуальные, операционные возможности решения.

Иными словами, будущий учитель должен быть поставлен в ситуацию интеллектуального затруднения, из которой сам должен найти выход. Проблемная ситуация должна задаваться обучающемуся в форме вопроса типа «почему?», «как?», «в чем причина, связь этих явлений?» и т. д. Вопросы типа «сколько?», «где?» часто ориентируют только на воспроизведение того, что хранится в памяти, и ответ на них не требует специального рассуждения, решения.

Проблемное обучение, также, перспективно в воспитательном плане, так как решение задачи должно вызывать эмоциональное переживание, стать личностно значимым, поэтому понятым и принятым к решению.

Кроме того, существенным фактором, влияющим эффективное формирование политической активности будущего учителя, следует называть выбор и обоснование методов воспитательного воздействия.

При моделировании системы воспитательной работы в вузе, достаточно удобно опираться на классификацию методов воспитания на основе направленности - интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания (Г. И. Щукина). В соответствии с этой характеристикой выделяются три группы методов формирования политической активности студентов: методы формирования политического сознания личности (методы словесно-эмоционального воздействия); методы организации политического самоконтроля и формирования опыта поведения адекватного политика и мудрого политического выбора (прямые и косвенные требования, позитивные требования, непосредственные и опосредованные требования, приучение, упражнение); методы стимулирования политической деятельности (субъективно-прагматический, поощрение, одобрение, соревнование).

Однако мы учитывали, что «метод воспитания» - скорее теоретическое понятие, чем практическое, так как оно, по мнению П. И. Пидкасистого, «состоит из ансамбля влияний самых различных, и в каждом отдельном случае эти влияния сами по себе представляют какой-то вполне конкретный и определенный метод воздействия. На практике в воспитательном процессе существуют лишь методы воздействия как отдельные операции, используемые педагогом в контексте общего влияния на воспитанника».

Очевидно, что важное свойство методов формирования политической активности студента- будущего учителя - это развитие способности оценивать явления в окружающем макро- и микромире и свои поступки. При работе с этой категорией студентов необходимо учитывать: пролонгированность процесса накопления системы гражданских и политических знаний; формальную актуализацию проблемы, имеющую низкую воспитательную эффективность и ведущую к развитию у студентов скептицизма и нигилизма; необходимость тактичного подведения студентов от общественных норм к собственным оценкам, личным действиям и политически целесообразным выводам.

К методам организации гражданского самоконтроля и формирования опыта гражданского и политического поведения, относится использование средств массовой информации, т. к. анализируя общественно- политическую ситуацию, комментируя события, сопоставляя свою позицию с позицией политологов, лидеров партий и других официальных лиц, студенты приобретают опыт деятельности, формируется их гражданская позиция и политическая активность.

Методы стимулирования гражданского поведения и деятельности связанной с политической активностью целесообразно использовать дозировано, причем, не только со стороны не только преподавателя, но и со стороны коллектива (параллельное действие студенческой группы) в процессе подготовки и проведения деловых игр и других организационных форм нашей работы.

Использование группы методов стимулирования гражданского поведения и деятельности, связанной с политической активности деятельности имеет ряд правил: преподаватель должен учитывать особенности деятельности, связанной с политической активностью и отличать ее от других; коллективные и индивидуальные формы подобной деятельности могут быть различными; необходимо регулярное фиксирование процесса и результатов политического воспитания.

Методы стимулирования деятельности, связанной с политической активностью призваны организовать деятельность студента так, чтобы в любом поступке была гражданская составляющая и осознанный политический выбор.

Кроме того, важнейшим фактором, способствующим формированию политической активности будущего учителя, мы считаем также открытость системы формирования политической активности инновациям, как в системе вузовского образования, так и в системе гражданско-патриотического воспитания.

Основные термины (генерируются автоматически): политической активности, будущего учителя, политической активности будущего, формирования политической активности, активности будущего учителя, политической жизни, формирование политической активности, методов формирования политической, политической активностью, политической жизни страны, политической активности деятельности, факторы формирования политической, уровня политической активности, политической активности студентов, политической активности студента, политической активности инновациям, формированию политической активности, стимулирования гражданского поведения, политической активностью целесообразно, методы стимулирования политической.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос