Проект как средство оценивания сформированности информационно-коммуникативных компетенций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (76) октябрь-2 2014 г.

Дата публикации: 13.10.2014

Статья просмотрена: 106 раз

Библиографическое описание:

Андрющенок Е. В. Проект как средство оценивания сформированности информационно-коммуникативных компетенций // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 443-445. — URL https://moluch.ru/archive/76/12991/ (дата обращения: 18.07.2018).

Вданной статье рассматриваются возможности реализации проектного подхода при обучении иностранному языку в сфере высшего профессионального образования. Перечисляются различные классификации учебных проектов, в основе которых лежат те или иные критерии. Определяются этапы проектного обучения и отношение к ним со стороны студентов с различными уровнями владения иностранным языком.

Ключевые слова: проектный подход, проблемное обучение, познавательная деятельность, уровень владения иностранным языком, информационно-коммуникативные компетенции.

Гуманистическая парадигма современного образования, которая определяет развитие всех уровней образования, в том числе и высшего профессионального, особое внимание уделяет развитию гармоничной личности человека, его становлению как субъекта общения и взаимодействия с другими людьми, формированию необходимых компетенций. На заседании Международной комиссии по образованию для XXI века были сформулированы четыре «столпа образования»: научиться жить вместе, научиться познавать, научиться делать, научиться жить [1].

Учитывая переход к постиндустриальному, информационному обществу, ускорение темпов его развития, расширение межкультурного взаимодействия и возможностей политического, социального и профессионального выбора, особую важность приобретает повышение общего культурного уровня, т. к. он является основой, необходимой для того, чтобы человек хотел и мог учиться на протяжении всей жизни. Знание иностранного языка при этом играет существенную роль [2].

Согласно требованиям Болонской конвенции, Концепции модернизации российского образования, Национальной доктрине в области образования, Федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования третьего поколения предпочтение отдаётся тем подходам к образованию, и иноязычному в частности, которые стимулируют интеллектуальное развитие личности, её самостоятельности и способности к самоорганизации, профессиональной и социальной мобильности, толерантности, терпимости к чужому мнению, формированию информационно-коммуникативных компетенций, умению вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы, готовность к сотрудничеству и созидательной деятельности [3].

К таким подходам следует отнести личностно-деятельностный (Л. С. Выготский, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев и др.), проблемный (М. И. Махмутов, И. Л. Лернер, В. В. Сафонова и др.), проектный (С. Т. Шацкий, Е. С. Полат, Н. В. Матяш и др.), контекстный (А. А. Вербицкий, О. Г. Ларионова, Е. В. Андреева и др.) и компетентностный (А. К. Маркова, Н. В. Кузьмина, А. В. Хуторской и др.). Эти подходы ориентируются в первую очередь на активную познавательную деятельность студента как субъекта образовательного процесса, а их главной целью является развитие самостоятельного мышления в процессе овладения новыми знаниями, умениями, навыками и умениями творчески применить их для решения учебных проблемных задач в процессе иноязычной деятельности, имеющей, как правило, реальный речевой или материально осязаемый конечный результат.

На наш взгляд, в сфере высшего профессионального образования использование проектного подхода при обучении иностранному языку позволяет шире и глубже использовать образовательный потенциал учебной дисциплины, сформировать более высокий уровень мотивации студентов, активизировать их учебно-познавательную активность. В процессе работы над учебным проектом, который определяется как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта [4], проблемные задачи решаются средствами иностранного языка, что даёт возможность незаметно для студентов преодолеть языковой барьер, при этом формируются информационно-коммуникативные компетенции, приобретаются умения и навыки работать в команде, обеспечивается максимальный самоконтроль, самоанализ практической деятельности, появляется возможность заявить о себе как о творческой неординарной личности, повысить свою самооценку, получить уважение и признание окружающих и т. п..

В настоящее время существует большое количество классификаций учебных проектов, основанием для дифференциации которых служат те или иные критерии:

-          сфера направленности проекта (социальные, материальные, экологические, сервисные, комплексные проекты);

-          доминирующий метод решения проектной проблемы (исследовательские, творческие, приключенческие, информационные, практико-ориентированные проекты);

-          характер контактов субъектов учебной деятельности (внутренние, региональные, локальные, международные проекты);

-          характер реализации предметных связей (монопредметные, межпредметные, надпредметные проекты);

-          характер координации проекта (проекты с открытой или скрытой координацией);

-          включённость проектов в учебные планы (текущие, итоговые проекты);

-          объём проекта (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные проекты);

-          количество участников проекта (коллективные, индивидуальные, групповые) [5, с.55–57].

Российские и зарубежные исследователи (Е. С. Полат, Н. В. Матяш, K. H. Flechsig, H. Gudjons и др.) выделяют до десяти характеристик проектного обучения, которое подразделяют на несколько этапов:

-          исследовательский: поиск проблемы, выбор и обоснование проекта, анализ предстоящей деятельности, выбор средств, разработка технологии выполнения проекта;

-          технологический: выполнение и оформление проекта;

-          заключительный: самооценка, защита проекта, анализ полученных знаний, подведение итогов.

Функции преподавателя при выполнении проектов заключаются в наблюдении, консультировании, помощи (скрытой или открытой), уточнении, дополнении, обобщении, участии в оценивании результата проектной работы.

Претворение на практике проектного подхода при обучении иностранному языку в Брянской ГСХА происходит следующим образом. В начале каждого учебного года преподаватели кафедры иностранных языков проводят первичную диагностику студентов — первокурсников (анкетирование, тестирование) с целью определения уровня владения иностранным языком (низкий, ниже среднего, средний, высокий).

Низкий уровень предполагает умение представиться, представить других, задавать, отвечать на вопросы о месте жительства, знакомых.

Студенты с уровнем уровня владения иностранным языком ниже среднего в простых выражениях могут рассказать о себе, своих родных и близких, описать основные аспекты повседневной жизни, могут задавать и отвечать на вопросы о месте жительства, знакомых, увлечениях.

Студенты со средним уровнем понимают основные идеи четких сообщений, сделанных на иностранном языке на разные темы, типично возникающие в процессе обучения, свободном времяпрепровождении, работе и т. д.; умеют общаться в большинстве ситуаций, которые могут возникнуть во время пребывания в стране изучаемого языка; могут составить связное сообщение на известные или особо интересующие темы; могут описать впечатления, события, надежды, стремления, изложить и обосновать свое мнение и планы на будущее.

Высокий уровень владения иностранным языком заключается в понимании общего содержания сложных текстов на абстрактные и конкретные темы, в том числе узкоспециальные тексты; умении делать четкие, подробные сообщения на различные темы и изложить свой взгляд на основную проблему, показать преимущество и недостатки разных мнений.

Как показывает проведённое анкетирование, студенты с уровнем владения иностранным языком ниже среднего отдают предпочтение творческим краткосрочным проектом с явной координацией работы, когда преподаватель выступает в роли инициатора проектного задания и генератора идей по оформлению результатов работы. Более сильные студенты склоняются к среднесрочным информационным проектам со скрытой координацией. Они получают удовольствие от самостоятельной работы, готовы отстаивать свою точку зрения и хотят получить заслуженное признание результатов не только со стороны преподавателя, но и своих одногруппников. Студенты с высоким уровнем владения иностранным языком в сельскохозяйственном вузе, как правило, встречаются крайне редко, и они стараются не выделяться, но при индивидуальной работе над проектом показывают хорошие результаты.

Анализ полученных результатов позволил выделить основные проблемы, связанные с обучением инженеров-бакалавров: недостаточную мотивацию студентов, слабые когнитивные характеристики обучения в области дисциплины «Иностранный язык», недостаточное развитие творческого мышления.

В результате были намечены следующие задачи, которые необходимо решать в процессе подготовки студентов:

1)                 развитие устойчивой мотивации к обучению и способам профессионального саморазвития творческих и инновационных способностей студентов;

2)                 расширение знаний основ иностранного языка, формирование новых знаний профессиональных особенностей использования иностранного языка в сфере коммуникации с зарубежными партнёрами;

3)                 формирование информационно-коммуникативных компетенций в процессе использования современных педагогических средств оценивания.

Необходимо отметить, что сегодняшние задачи образования побуждают выбирать активные и интерактивные методы, которые, несомненно, повышают мотивацию, развивают умение учиться, способствуют активному процессу познания, формированию информационно-коммуникативных компетенций, использованию иностранного языка как средства жизнедеятельности в европейском и мировом пространстве, и, по нашему мнению, проектному подходу к обучению иностранному языку в неязыковом вузе отводится важная роль.

Особо следует подчеркнуть значение владения иностранным языком в каждой составляющей модели профессионального мастерства. Уровень квалификации профессионала в современном постиндустриальном обществе в свете тенденций глобализации не может считаться высоким, если он не решает проблем эффективного международного обмена профессионально значимой информацией, конструктивного профессионально ориентированного общения.

Литература:

1.      Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище. UNESCO, 1996.

2.      Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г»..

3.      Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2005 г. № 40 «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования РФ».

4.      Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, — М.: Издательский центр «Академия», 2007.

5.      Матяш Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение. — М.: Изд. центр «Академия», 2011. — 144с.

6.      Flechsig K. H. Was ist ein Lehrnprojekt? In: Karl-Heinz Flechsig, Dieter Haller (Hg.): Einführung in didaktische Handeln. Stuttgart: Klett, 1975

7.      Gudjons H. Gruppenunterricht. Eine Einführung in Grundfragen. In: Gudjons Herbert (Hg.) Handbuch Gruppenunterricht. Weinheim: Beltz, 2003

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, проектный подход, проект, уровень владения, обучение, место жительства, проектное обучение, высшее профессиональное образование, скрытая координация, высокий уровень владения.


Ключевые слова

познавательная деятельность, проблемное обучение, проектный подход, уровень владения иностранным языком, информационно-коммуникативные компетенции.

Похожие статьи

Метод проектов как эффективный метод преподавания...

1. Повысить мотивацию к изучению иностранного языка с опорой на профессиональное обучение

1. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход, М., 1991.

Проблема уровней владения грамматикой иностранного языка в неязыковом вузе.

Проект как мотивационный стимул в изучении английского языка

Возможности проектной методики в развитии мотивации при обучении английскому языку обусловлены следующими особенностями проектной технологии. Применительно к уроку иностранного языка проект...

Проектная форма работы как одна из актуальных инновационных...

иностранный язык, метод проектов, проектная методика, учебная дисциплина, проектное обучение, современный этап развития образования, Россия, профессиональное межкультурное общение, непосредственная связь...

К вопросу об использовании элементов проектной методики...

проектная методика, проектная работа, студент, проект, массовая информация, процесс обучения, проектное задание, проектная деятельность, Метод проектов, иностранный язык.

Изучение опыта в обучении профессионально...

Профессионально ориентированное обучение иностранному языку признается в настоящее время приоритетным направлением в обновлении образования.

Одним из требований к выпускникам вузов является владение иностранным языком на таком уровне, который...

Обучение профессионально ориентированному языку...

Целью обучения иностранным языкам в технических вузах является достижение уровня, достаточного для

Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов требует нового подхода к отбору содержания.

Метод проектов как один из аспектов реализации личностно...

Ключевые слова: личностно ориентированное обучение, метод проектов, групповой метод работы, проектная технология. На сегодняшний день образование направлено на подготовку человека для реальной жизни и деятельности...

К вопросу о проектной работе по иностранному языку...

проектная работа, иностранный язык, проектная деятельность, студент, учебный процесс, метод проектов, российский рынок, выставление оценок, тематика проектов, будущая профессиональная деятельность.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Метод проектов как эффективный метод преподавания...

1. Повысить мотивацию к изучению иностранного языка с опорой на профессиональное обучение

1. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход, М., 1991.

Проблема уровней владения грамматикой иностранного языка в неязыковом вузе.

Проект как мотивационный стимул в изучении английского языка

Возможности проектной методики в развитии мотивации при обучении английскому языку обусловлены следующими особенностями проектной технологии. Применительно к уроку иностранного языка проект...

Проектная форма работы как одна из актуальных инновационных...

иностранный язык, метод проектов, проектная методика, учебная дисциплина, проектное обучение, современный этап развития образования, Россия, профессиональное межкультурное общение, непосредственная связь...

К вопросу об использовании элементов проектной методики...

проектная методика, проектная работа, студент, проект, массовая информация, процесс обучения, проектное задание, проектная деятельность, Метод проектов, иностранный язык.

Изучение опыта в обучении профессионально...

Профессионально ориентированное обучение иностранному языку признается в настоящее время приоритетным направлением в обновлении образования.

Одним из требований к выпускникам вузов является владение иностранным языком на таком уровне, который...

Обучение профессионально ориентированному языку...

Целью обучения иностранным языкам в технических вузах является достижение уровня, достаточного для

Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов требует нового подхода к отбору содержания.

Метод проектов как один из аспектов реализации личностно...

Ключевые слова: личностно ориентированное обучение, метод проектов, групповой метод работы, проектная технология. На сегодняшний день образование направлено на подготовку человека для реальной жизни и деятельности...

К вопросу о проектной работе по иностранному языку...

проектная работа, иностранный язык, проектная деятельность, студент, учебный процесс, метод проектов, российский рынок, выставление оценок, тематика проектов, будущая профессиональная деятельность.

Задать вопрос