Сравнительный анализ стратегий поведения в конфликте руководителей и педагогического коллектива ДЮСШ г. Тюмени | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Куценко Я. А., Корниенко Ю. А., Куценко Г. А. Сравнительный анализ стратегий поведения в конфликте руководителей и педагогического коллектива ДЮСШ г. Тюмени // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 508-512. — URL https://moluch.ru/archive/76/12954/ (дата обращения: 22.06.2018).

Статья посвящена характеристике конфликтов во взаимоотношениях директоров и тренерско-преподавательского состава детско-юношеских спортивных школ г. Тюмени.

Ключевые слова: конфликт, стратегия поведения, педагогический коллектив, детско-юношеская спортивная школа, индекс враждебности и агрессивности.

The article is devoted to the conflict in the relationship of directors and coaching and teaching staff for children and youth sports schools in the city of Tyumen.

Keywords:conflict, behavioral strategy, pedagogical staff, Children and Youth Sports School, the index of hostility and aggression.

К сожалению, приметами нашего времени являются отсутствие толерантности, непонимание между людьми, проявление насилия и агрессии, разгул терроризма [2]. Рост числа конфликтов во всех сферах социального взаимодействия делает проблему исследования конфликтов важной и острой Проблема конфликтов актуальна для любой сферы взаимодействия, в том числе и для тренерско-педагогического коллектива детско-юношеских спортивных школ (далее ДЮСШ) [6,7,9].

Конфликты возникают в силу как объективных, так и субъективных факторов. К объективным факторам можно отнести условия жизнедеятельности, потенциально влияющие на возникновение конфликтов: постоянный рост физических и эмоциональных нагрузок, жесткие условия соперничества. К субъективным факторам — личностные качества человека, потенциально влияющие на возникновение и развитие конфликта [3, 5].

Большую часть времени мы проводим на работе, где приходится налаживать взаимоотношения, управлять людьми и разнообразными процессами.

Проблема взаимопонимания руководителя и педагогического коллектива в процессе профессиональной деятельности обусловлена не только способами поведения в конфликтной ситуации, но и особенностями характера [4].

В этом аспекте стратегии поведения в конфликте руководителей и педагогического коллектива ДЮСШ приобретают особую актуальность.

В связи с выше изложенным, целью нашего исследования явилось выявление характерологических особенностей и стратегии поведения в конфликте руководителей и педагогического коллектива различных ДЮСШ г. Тюмени.

Материалы и методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы, анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение, математико-статистический анализ.

 Для выявления предрасположенности человека к конфликтным взаимоотношениям в совместной деятельности использовался тест К. Томаса адаптированный Н. В. Гришиной [8]. Для выявления уровня агрессивности была использована диагностика А.Басса-А.Дарки [1]. Для подтверждения данных опросных методик был использован метод педагогического наблюдения за испытуемыми в условиях межличностного конфликта. Форма проведения педагогического наблюдения — открытая (во время проведения учебно-тренировочных занятий (6) и педагогических советов (4)) и закрытая (во время соревнований (4)).

Объем выборки составил 24 человека, по 8 в каждой из трех ДЮСШ г. Тюмени. В состав выбранных групп входили: директор ДЮСШ, методист, тренеры-преподаватели по различным видам спорта.

В целях соблюдения педагогической этики фамилии респондентов закрыты, а номера ДЮСШ заменены на буквы «А», «Б», «С».

Результаты исследования

На рисунках 1 и 2 представлены результаты исследования стратегий поведения в конфликте директоров и педагогического коллектива ДЮСШ «А» и ДЮСШ «С».

Рис. 1. Стратегии поведения в конфликте директора и педагогического коллектива ДЮСШ «А»

Рис. 2. Стратегии поведения в конфликте директора и педагогического коллектива ДЮСШ «С»

Как следует из рисунков, директор ДЮСШ «А» и ДЮСШ «С» демонстрирует такую стратегию поведения в конфликте, как «сотрудничество».

У 60 % респондентов педагогического коллектива ДЮСШ «А» и 80 % ДЮСШ «С», доминирующей стратегией поведения в конфликте также является сотрудничество. При этом выявлено, что 40 % педагогического коллектива ДЮСШ «А» в конфликте идут на компромисс, по 10 % респондентов педагогического коллектива ДЮСШ «С» демонстрируют такую стратегию поведения как «соревнование» и «избегание» соответственно.

Вместе с тем, результаты исследований в ДЮСШ «Б» показывают (рис. 3), что директор демонстрирует такую стратегию поведения в конфликте, как «компромисс».

Рис. 3. Стратегии поведения в конфликте директора и педагогического коллектива ДЮСШ «Б»

При этом, у 50 % респондентов педагогического коллектива ДЮСШ «Б» доминирует «соревнование», 30 % идут на компромисс, у 20 % — выявлено «избегание».

На рисунках 4 и 5 представлены результаты исследования уровня агессивности и враждебности директоров и педагогического коллектива ДЮСШ «А» и ДЮСШ «С».

Рис. 4. Показатели враждебности и агрессивности директора и педагогического коллектива ДЮСШ «А»

Рис. 5. Показатели враждебности и агрессивности директора и педагогического коллектива ДЮСШ «С»

Так, у директоров ДЮСШ «А» и ДЮСШ «С» индекс агрессивности и враждебности находится в пределах нормы. У 90 %, респондентов педагогических коллективов ДЮСШ «А» и ДЮСШ «С» уровень агрессивности — также в пределах нормы, у 10 % — выше нормы. Аналогичная закономерность выявлена при изучении индекса враждебности у директоров и тренерско — преподавательского состава ДЮСШ «А» и «С». Так, у 90 %» и у 80 % респондентов ДЮСШ «А» и «С», уровень враждебности в пределах нормы, и лишь у 10 % и 20 % членов педагогического коллектива этих ДЮСШ, он выше нормы.

Иные результаты оценки уровня агрессивности и враждебности получены при проведении исследования в ДЮСШ «Б» (рис. 6.). Так, выявлено, что у директора уровень агрессивности выше нормы, уровень враждебности — в пределах нормы. У 70 % и 60 % респондентов педагогического коллектива также выявлен уровень агрессивности и враждебности «выше нормы», в то время как, лишь у 30 % и 40 % (соответственно), этот показатель находится в пределах нормы.

Рис. 6. Показатели враждебности и агрессивности директора и педагогического коллектива ДЮСШ «Б»

В ходе проведенного анализа исследования нами выявлено, что в ДЮСШ «А» и ДЮСШ «С» преобладает такая стратегия поведения в конфликте, как «сотрудничество», как у директора, так и у педагогического коллектива. При этом, у директоров и в коллективах ДЮСШ «А» и «С» доминирует нормальный уровень агрессивности.

Таким образом, сравнительный анализ стратегий поведения в конфликте показал, что наиболее неблагоприятная стратегия поведения в конфликте, а также индекс агрессивности и враждебности выше среднего выявлены в ДЮСШ «Б». Результаты анализа подтверждаются данными педагогического наблюдения за исследуемый период времени, из которых следует, что наибольшее количество конфликтных ситуаций (6) зафиксировано также в ДЮСШ «Б».

Литература:

1.         Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И. Б. — СПб., 2002. С.80–84.

2.         Ермаков В. А. Психология в индустрии спорта: хрестоматия / В. А. Ермаков. — М.: Евразийский открытый институт, 2011. — 615 с.

3.         Захарова, Л. Н. Психология управления: учебное пособие / Л. Н. Захарова. — М.: Логос, 2012. — 376 с.

4.         Карташов, Я. П. Конфликтология / Я. П. Карташов. — М: Лаборатория книги, 2010. — 142 с.

5.         Кильмашкина, Т. Н. Конфликтология. Социальные конфликты / Т. Н. Кильмашкина. — М.: Юнити-Дана, 2012. — 288 с.

6.         Куценко Я. А., Михальчук Д. А. Сравнительная характеристика стратегий поведения в конфликтных ситуациях у волейболистов команд мастеров и любителей (на примере команд ТюмГУ и ТНК -ВР // Стратегия формирования ЗОЖ средствами физической культуры и массового спорта: опыт, проблемы, перспективы развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Тюмень: Изд-во «Вектор Бук», 2011. С.231–234.

7.         Куценко Я. А., Стрельцов Н. Г., Куценко Г.А Сравнительный анализ уровня профессиональной компетенции спортивных менеджеров // Современные психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. Сборник научных статей IV заочной Всероссийской научно-практичесой конференции студентов, аспирантов и молодых преподавателей с международным участием, посвященной памяти д. п.н., проф. И. И. Сулейманова. Тюмень, 2013. С. 44–49.

8.         Незоренко, Т. К. Стили руководства и их влияние на формирование морально-психологического климата в коллективе / Т. К. Незоренко. — М.: Лаборатория книги, 2010. — 100 с.

9.         Переверзин, И. И. Менеджмент спортивной организации: учебное пособие / И. И. Переверзин. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Физическая культура и спорт, 2006. — 464 с.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогический коллектив, стратегия поведения, предел нормы, педагогическое наблюдение, агрессивность директора, тюмень, показатель враждебности, конфликт директора, директор, уровень агрессивности.


Ключевые слова

конфликт, стратегия поведения, педагогический коллектив, детско-юношеская спортивная школа, индекс враждебности и агрессивности.

Похожие статьи

Агрессивное поведение в подростковом возрасте и методы...

Ключевые слова: агрессия, агрессивное поведение, коррекция, коррекционная работа, педагогическая коррекция

Тест А. Ассингера «Оценка агрессивности в отношениях» показал: высокий уровень агрессивности -1 человек (4 %); средний уровень — 20 человек...

Диагностика агрессивного поведения подростков...

Нормы поведения диктует нам не только социальная, экологическая и экономическая обстановка, но и сложившиеся стереотипы.

Высокий уровень фрустрации в группе отсутствует, но 50 % имеют средний показатель. Высокий уровень агрессивности в группе...

Психолого-педагогические условия эффективного управления...

Ключевые слова: управление, конфликт, образовательная организация, педагогический коллектив.

Директор образовательной организации, который оправдывает надежды педагогов или превосходит их, несомненно, будет иметь эмоциональную поддержку...

Конфликты в образовательной организации (по результатам...)

– исследование социально-психологического климата в педагогическом коллективе МБДОУ № 101, по методике А. Н. Лутошкина «Оценка уровня психологического климата коллектива»

Диаграмма показателей стратегий поведения вконфликтной ситуации педагогов.

Возможности психолого-педагогической профилактики...

В ней отдельно рассматриваются задачи психолого-педагогической профилактики конфликтного поведения, уровни профилактики. Кратко описаны рекомендации для проведения авторских тренинговых программ «Предупреждение конфликтов подросткового...

Исследование проявлений агрессивности первокурсников...

В статье рассмотрены понятия агрессии и агрессивности, причины, шкалы и показатели агрессивности.

В колледже работает стабильный высокопрофессиональный педагогический коллектив, члены которого постоянно совершенствуют свою классификацию.

Самооценка как фактор регуляции агрессивности подростков

Агрессивность— это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не

Из эмпирических методов исследования применялись психолого-педагогический эксперимент, наблюдение, психодиагностические методы.

Возможности снижения агрессии с помощью тренингов

Ключевые слова: агрессия, агрессивное поведение, тренинг, теория социального научения.

Мы можем сказать, что уровень агрессии в современном мире растёт.

Состояние агрессии сопровождается следующими свойствами: гнев, враждебность, ненависть [1, с. 23].

Особенности агрессивного поведения подростков

Рис. 2. Уровень агрессивности и враждебности подростковпо методике А. Баса — А. Дарки.

Анализ актуальных форм и методов психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Агрессивное поведение в подростковом возрасте и методы...

Ключевые слова: агрессия, агрессивное поведение, коррекция, коррекционная работа, педагогическая коррекция

Тест А. Ассингера «Оценка агрессивности в отношениях» показал: высокий уровень агрессивности -1 человек (4 %); средний уровень — 20 человек...

Диагностика агрессивного поведения подростков...

Нормы поведения диктует нам не только социальная, экологическая и экономическая обстановка, но и сложившиеся стереотипы.

Высокий уровень фрустрации в группе отсутствует, но 50 % имеют средний показатель. Высокий уровень агрессивности в группе...

Психолого-педагогические условия эффективного управления...

Ключевые слова: управление, конфликт, образовательная организация, педагогический коллектив.

Директор образовательной организации, который оправдывает надежды педагогов или превосходит их, несомненно, будет иметь эмоциональную поддержку...

Конфликты в образовательной организации (по результатам...)

– исследование социально-психологического климата в педагогическом коллективе МБДОУ № 101, по методике А. Н. Лутошкина «Оценка уровня психологического климата коллектива»

Диаграмма показателей стратегий поведения вконфликтной ситуации педагогов.

Возможности психолого-педагогической профилактики...

В ней отдельно рассматриваются задачи психолого-педагогической профилактики конфликтного поведения, уровни профилактики. Кратко описаны рекомендации для проведения авторских тренинговых программ «Предупреждение конфликтов подросткового...

Исследование проявлений агрессивности первокурсников...

В статье рассмотрены понятия агрессии и агрессивности, причины, шкалы и показатели агрессивности.

В колледже работает стабильный высокопрофессиональный педагогический коллектив, члены которого постоянно совершенствуют свою классификацию.

Самооценка как фактор регуляции агрессивности подростков

Агрессивность— это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не

Из эмпирических методов исследования применялись психолого-педагогический эксперимент, наблюдение, психодиагностические методы.

Возможности снижения агрессии с помощью тренингов

Ключевые слова: агрессия, агрессивное поведение, тренинг, теория социального научения.

Мы можем сказать, что уровень агрессии в современном мире растёт.

Состояние агрессии сопровождается следующими свойствами: гнев, враждебность, ненависть [1, с. 23].

Особенности агрессивного поведения подростков

Рис. 2. Уровень агрессивности и враждебности подростковпо методике А. Баса — А. Дарки.

Анализ актуальных форм и методов психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков.

Задать вопрос