Пути совершенствования изучения английского языка в деле подготовки конкурентоспособных специалистов технического профиля | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Филология

Опубликовано в Молодой учёный №17 (76) октябрь-2 2014 г.

Дата публикации: 15.10.2014

Статья просмотрена: 252 раза

Библиографическое описание:

Мамадалиева С. А. Пути совершенствования изучения английского языка в деле подготовки конкурентоспособных специалистов технического профиля // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 603-604. — URL https://moluch.ru/archive/76/12916/ (дата обращения: 15.08.2018).

Изучение иностранных языков — одно из важнейших условий развития и укрепления межрегионального сотрудничества научных центров по технологии и образованию. Особенно актуальными в этом отношении являются проблемы совершенствования изучения иностранных языков специалистами, которые будут работать с зарубежными коллегами. Как правило, для занятия языком они имеют совсем немного времени. Поэтому интенсификация этих занятий очень важна. Для непрерывного изучения иностранных языков в настоящее время кафедры общетехнического профиля должны быть обеспечены оригинальными учебниками, видео-проектными досками, доступ к интернету, а также техническими словарями, чтобы студент мог переводить все технические термины [1].

Одна из главных задач, которую решают преподаватели английского языка в подготовке конкурентно — способных специалистов технического профиля — научить будущих специалистов свободно читать литературу по специальности и извлекать из нее деловую информацию. Решение этой задачи невозможно без тесного сотрудничества кафедры иностранных языков с профилирующими, особенно с выпускающими кафедрами. Опыт показывает, что результаты получаются наилучшими, если это сотрудничество осуществляется с первых же дней пребывания студента в вузе.

Успех в изучении любого предмета в значительной степени определяется интересом к нему студента, теми стимулами, которые побуждают его работать настойчиво и творчески. Мы рассматривали методы, которые использует кафедра английского языка нашего университета для развития у студентов стимулов к изучению своего предмета. Среди этих методов мы назвали и защиту выпускных квалификационных работ на английском языке.

В деле обучения английскому языку студентов технического профиля это означает, что специалист иностранного языка должен быть лингвистом. Для него необходимо быть лингвистом, чтобы понимать программы и учебники, написанные в плане и на основе новых достижений лингвистики, чтобы правильно организовать учебный процесс и самому создать упражнения и пособия более совершенные по мере совершенствования для улучшения английского языка у студентов технического профиля. Ведь глубоко изучив иностранный язык, можно достичь наивысшие познания в сфере технического так и другого профиля для изучения науки в дальнейшем. [3]

Значительный опыт иноязычной практики студенты приобретают, готовя выпускные квалификационные работы. Защита ВКР на иностранном языке стимулирует интерес к нему студента в связи с тем, что это одно из форм практического использования его знаний в данной области. Вместе с тем, готовясь к такой защите, студент подбирает и изучает специальную литературу на иностранном языке: благодаря этому обогащаются профессиональные знания будущего специалиста, у него развиваются и углубляются навыки исследовательской работы. Ведь в ходе подготовки к защите студент должен найти дополнительную литературу на английском языке, составить библиографию и обработать эту литературу — проанализировать, законспектировать, написать аннотации, провести сравнительно — правовой и терминологический анализ. (solar radiation, intensification of heat transfer, hydraulics resistance, heat-wet-light mode, heat-mass-transfer process, coefficient of evaporation, density, heat conductibility) [2].

Студент может по рекомендации кафедры представить дополнительно краткое содержание дипломного проекта (работы) на английском языке, которое оглашается на защите и сопровождается вопросами к студентам на этом языке. На этой основе мы оставили специальное положение о подготовке и защите курсовых и ВКР на английском языке, в котором сформулированы цели и задачи этой работы, определены обязанности второго руководителя (преподавателя кафедры английского языка), названы главные этапы работы, требования к оценке и оформлению ВКР.

Естественно, вся работа ведется в тесном контакте с профилирующими кафедрами, которые подбирают темы дипломных заданий исходя из наличия в библиотеке специальной литературы по той или иной проблематике. Обязательно учитываются при этом желания, склонности и способности каждого студента, уровень его теоретической подготовки, практические умения. Сама выпускная квалификационная работа пишется на русском или на родном языке. На защите дипломник докладывает о своей работе на русском и английском языках: коротко излагает ее сущность, характеризует самые важные результаты, делает выводы и предложения. Вопросы ему задаются также на двух языках. Отметим, что в состав ГАК включаются и преподавали английского языка, много лет работающие на данном факультете.

Опыт показывает, что при подготовке ВКР студенты испытывают значительные трудности. Им нелегко бывает четко и кратко изложить свои мысли, обобщить прочитанное, а также переводить с русского или с родного на иностранный язык. Нередко дипломники после написания работы не успевают подготовить и перевести ВКР. Поэтому мы рекомендуем им в начале дипломного проектирования сформулировать цели, задачи, предмет и метод исследования, актуальность и новизну проблемы, подготовить основную часть ВКР и перевести ее на иностранный язык. Вместе с тем это во многом помогает студентам глубже проникнуть в тему исследования, организует их работу. Конечно, защита выпускной квалификационной работы на иностранном языке — дело трудоемкое, и справиться с ним могут лишь студенты, хорошо знающие специальные предметы и отлично владеющие английском языком. Защита ВКР на иностранном языке широко рекламируется, на нее приглашаются студенты младших курсов, преподаватели многих кафедр, родители.

Трудностей в этом деле немало. Однако в его выполнении преподаватели иностранных языков не одиноки.

Помогает нам и то, что преддипломная практика студентов, которые готовятся к защите на иностранном языке, ежегодно проводится в нашем вузе. Его сотрудники очень внимательно и квалифицированно помогают студентам готовить ВКР, читают лекции, рекомендуют иностранную литературу, проводят консультации. Увлеченно работают и сами студенты. Они чувствуют, как обогащаются их знания, развивается интерес к науке. Все это приносит удовлетворение, дает радость творчества, уверенность в себе [2].

Немаловажно и то, что защита ВКР на английском языке выявляет как достоинства, так и недостатки во всей подготовке специалиста. Учет этих достоинств и недостатков позволяет совершенствовать учебный процесс. По завершению защиты ВКР студент, владеющий английским языком, в будущем станет специалистом технического профиля, который сможет, работая на производстве, следить за новейшими технологиями по своей специальности в других экономических развитых индустриальных странах [1].

Литература:

1.         Едина Н. П., Абрамова Л. П. Обеспечение непрерывности обучения иностранным языкам в подготовке конкурентно- способных специалистов технического профиля. Труды международной научно-технической конференции. Том 1. «Высокие технологии и перспективы интеграции образования, науки и производства» ТХТИ Тошкент-2006 г. стр. 21–23.

2.         С. Мамадалиева. «Энергосбережения при использовании альтернативных источников энергии: проблемы и решения». Материалы Республиканской научно-практической конференции Карши ГУ 24–25 декабря 2008 года. г. Карши-2008 г. стр-190.

3.         Н. Ф. Иртеньева, О. М. Барсова, М. Е. Блок. “Теоретическая грамматика английского языка”. Москва-1969 г. стр.3–4.

Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, иностранный язык, студент, защита, технический профиль, язык, специалист, работа, учебный процесс, специальная литература.


Похожие статьи

Самостоятельная работа студентов в процессе обучения...

Ключевые слова:самостоятельная работа, обучение иностранному языку, учебный процесс. В современном образовательном пространстве вуза отношение к дисциплине иностранный язык перетерпливает ряд изменений.

Изучение опыта в обучении профессионально ориентированному...

иностранный язык, профессионально-ориентированный иностранный язык, язык, студент, обучение, профессионально-ориентированное обучение, немецкий язык, педагогическое общение, процесс обучения...

Проблемы обучения языку специальности студентов...

иностранный язык, язык специальности, профессиональный иностранный язык, специальность, иностранный язык студентов, процесс обучения, студент, иноязычная лексика, лексический материал, родной язык.

Самостоятельная работа при обучении иностранному языку

самостоятельная работа, задание, иностранный язык, группа, уровень овладения, умение, учебный процесс, работа, процесс обучения, речевая деятельность.

Проблемы профессионально-ориентированного обучения...

Целью обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей должно стать достижение уровня, достаточного для его

Результатом обучения чтению становится владение всеми видами чтения публикаций различных жанров, в том числе и специальной литературы.

Иностранный язык как способ профессиональной подготовки...

Также рассматриваются особенности преподавания английского языка студентам-юристам. Сейчас заинтересованность в изучении иностранных языков (особенно английского) во всех странах мира значительно возросла.

Проблемы профессионально-ориентированного обучения...

Рассматриваются вопросы профессионально-ориентированного обучения иностранному языку, направленного на формирование общеакадемических навыков в процессе преподавания английского языка в условиях неязыковых факультетов.

Обучение профессионально ориентированному языку...

Появилась настоятельная необходимость по-новому взглянуть на процесс обучения вообще, и на обучение иностранному языку, так как главная цель сегодняшнего высшего образования вырастить не нашпигованного информацией узкого специалиста...

Профессионально-ориентированное обучение английскому...

Профессионально-ориентированное обучение английскому языку, изучение английского языка для специальных целей

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, профессиональная речь, профессиональное общение, английский язык...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Самостоятельная работа студентов в процессе обучения...

Ключевые слова:самостоятельная работа, обучение иностранному языку, учебный процесс. В современном образовательном пространстве вуза отношение к дисциплине иностранный язык перетерпливает ряд изменений.

Изучение опыта в обучении профессионально ориентированному...

иностранный язык, профессионально-ориентированный иностранный язык, язык, студент, обучение, профессионально-ориентированное обучение, немецкий язык, педагогическое общение, процесс обучения...

Проблемы обучения языку специальности студентов...

иностранный язык, язык специальности, профессиональный иностранный язык, специальность, иностранный язык студентов, процесс обучения, студент, иноязычная лексика, лексический материал, родной язык.

Самостоятельная работа при обучении иностранному языку

самостоятельная работа, задание, иностранный язык, группа, уровень овладения, умение, учебный процесс, работа, процесс обучения, речевая деятельность.

Проблемы профессионально-ориентированного обучения...

Целью обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей должно стать достижение уровня, достаточного для его

Результатом обучения чтению становится владение всеми видами чтения публикаций различных жанров, в том числе и специальной литературы.

Иностранный язык как способ профессиональной подготовки...

Также рассматриваются особенности преподавания английского языка студентам-юристам. Сейчас заинтересованность в изучении иностранных языков (особенно английского) во всех странах мира значительно возросла.

Проблемы профессионально-ориентированного обучения...

Рассматриваются вопросы профессионально-ориентированного обучения иностранному языку, направленного на формирование общеакадемических навыков в процессе преподавания английского языка в условиях неязыковых факультетов.

Обучение профессионально ориентированному языку...

Появилась настоятельная необходимость по-новому взглянуть на процесс обучения вообще, и на обучение иностранному языку, так как главная цель сегодняшнего высшего образования вырастить не нашпигованного информацией узкого специалиста...

Профессионально-ориентированное обучение английскому...

Профессионально-ориентированное обучение английскому языку, изучение английского языка для специальных целей

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, профессиональная речь, профессиональное общение, английский язык...

Задать вопрос