Пути совершенствования изучения английского языка в деле подготовки конкурентоспособных специалистов технического профиля | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (76) октябрь-2 2014 г.

Дата публикации: 15.10.2014

Статья просмотрена: 572 раза

Библиографическое описание:

Мамадалиева, С. А. Пути совершенствования изучения английского языка в деле подготовки конкурентоспособных специалистов технического профиля / С. А. Мамадалиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 17 (76). — С. 603-604. — URL: https://moluch.ru/archive/76/12916/ (дата обращения: 17.12.2024).

Изучение иностранных языков — одно из важнейших условий развития и укрепления межрегионального сотрудничества научных центров по технологии и образованию. Особенно актуальными в этом отношении являются проблемы совершенствования изучения иностранных языков специалистами, которые будут работать с зарубежными коллегами. Как правило, для занятия языком они имеют совсем немного времени. Поэтому интенсификация этих занятий очень важна. Для непрерывного изучения иностранных языков в настоящее время кафедры общетехнического профиля должны быть обеспечены оригинальными учебниками, видео-проектными досками, доступ к интернету, а также техническими словарями, чтобы студент мог переводить все технические термины [1].

Одна из главных задач, которую решают преподаватели английского языка в подготовке конкурентно — способных специалистов технического профиля — научить будущих специалистов свободно читать литературу по специальности и извлекать из нее деловую информацию. Решение этой задачи невозможно без тесного сотрудничества кафедры иностранных языков с профилирующими, особенно с выпускающими кафедрами. Опыт показывает, что результаты получаются наилучшими, если это сотрудничество осуществляется с первых же дней пребывания студента в вузе.

Успех в изучении любого предмета в значительной степени определяется интересом к нему студента, теми стимулами, которые побуждают его работать настойчиво и творчески. Мы рассматривали методы, которые использует кафедра английского языка нашего университета для развития у студентов стимулов к изучению своего предмета. Среди этих методов мы назвали и защиту выпускных квалификационных работ на английском языке.

В деле обучения английскому языку студентов технического профиля это означает, что специалист иностранного языка должен быть лингвистом. Для него необходимо быть лингвистом, чтобы понимать программы и учебники, написанные в плане и на основе новых достижений лингвистики, чтобы правильно организовать учебный процесс и самому создать упражнения и пособия более совершенные по мере совершенствования для улучшения английского языка у студентов технического профиля. Ведь глубоко изучив иностранный язык, можно достичь наивысшие познания в сфере технического так и другого профиля для изучения науки в дальнейшем. [3]

Значительный опыт иноязычной практики студенты приобретают, готовя выпускные квалификационные работы. Защита ВКР на иностранном языке стимулирует интерес к нему студента в связи с тем, что это одно из форм практического использования его знаний в данной области. Вместе с тем, готовясь к такой защите, студент подбирает и изучает специальную литературу на иностранном языке: благодаря этому обогащаются профессиональные знания будущего специалиста, у него развиваются и углубляются навыки исследовательской работы. Ведь в ходе подготовки к защите студент должен найти дополнительную литературу на английском языке, составить библиографию и обработать эту литературу — проанализировать, законспектировать, написать аннотации, провести сравнительно — правовой и терминологический анализ. (solar radiation, intensification of heat transfer, hydraulics resistance, heat-wet-light mode, heat-mass-transfer process, coefficient of evaporation, density, heat conductibility) [2].

Студент может по рекомендации кафедры представить дополнительно краткое содержание дипломного проекта (работы) на английском языке, которое оглашается на защите и сопровождается вопросами к студентам на этом языке. На этой основе мы оставили специальное положение о подготовке и защите курсовых и ВКР на английском языке, в котором сформулированы цели и задачи этой работы, определены обязанности второго руководителя (преподавателя кафедры английского языка), названы главные этапы работы, требования к оценке и оформлению ВКР.

Естественно, вся работа ведется в тесном контакте с профилирующими кафедрами, которые подбирают темы дипломных заданий исходя из наличия в библиотеке специальной литературы по той или иной проблематике. Обязательно учитываются при этом желания, склонности и способности каждого студента, уровень его теоретической подготовки, практические умения. Сама выпускная квалификационная работа пишется на русском или на родном языке. На защите дипломник докладывает о своей работе на русском и английском языках: коротко излагает ее сущность, характеризует самые важные результаты, делает выводы и предложения. Вопросы ему задаются также на двух языках. Отметим, что в состав ГАК включаются и преподавали английского языка, много лет работающие на данном факультете.

Опыт показывает, что при подготовке ВКР студенты испытывают значительные трудности. Им нелегко бывает четко и кратко изложить свои мысли, обобщить прочитанное, а также переводить с русского или с родного на иностранный язык. Нередко дипломники после написания работы не успевают подготовить и перевести ВКР. Поэтому мы рекомендуем им в начале дипломного проектирования сформулировать цели, задачи, предмет и метод исследования, актуальность и новизну проблемы, подготовить основную часть ВКР и перевести ее на иностранный язык. Вместе с тем это во многом помогает студентам глубже проникнуть в тему исследования, организует их работу. Конечно, защита выпускной квалификационной работы на иностранном языке — дело трудоемкое, и справиться с ним могут лишь студенты, хорошо знающие специальные предметы и отлично владеющие английском языком. Защита ВКР на иностранном языке широко рекламируется, на нее приглашаются студенты младших курсов, преподаватели многих кафедр, родители.

Трудностей в этом деле немало. Однако в его выполнении преподаватели иностранных языков не одиноки.

Помогает нам и то, что преддипломная практика студентов, которые готовятся к защите на иностранном языке, ежегодно проводится в нашем вузе. Его сотрудники очень внимательно и квалифицированно помогают студентам готовить ВКР, читают лекции, рекомендуют иностранную литературу, проводят консультации. Увлеченно работают и сами студенты. Они чувствуют, как обогащаются их знания, развивается интерес к науке. Все это приносит удовлетворение, дает радость творчества, уверенность в себе [2].

Немаловажно и то, что защита ВКР на английском языке выявляет как достоинства, так и недостатки во всей подготовке специалиста. Учет этих достоинств и недостатков позволяет совершенствовать учебный процесс. По завершению защиты ВКР студент, владеющий английским языком, в будущем станет специалистом технического профиля, который сможет, работая на производстве, следить за новейшими технологиями по своей специальности в других экономических развитых индустриальных странах [1].

Литература:

1.         Едина Н. П., Абрамова Л. П. Обеспечение непрерывности обучения иностранным языкам в подготовке конкурентно- способных специалистов технического профиля. Труды международной научно-технической конференции. Том 1. «Высокие технологии и перспективы интеграции образования, науки и производства» ТХТИ Тошкент-2006 г. стр. 21–23.

2.         С. Мамадалиева. «Энергосбережения при использовании альтернативных источников энергии: проблемы и решения». Материалы Республиканской научно-практической конференции Карши ГУ 24–25 декабря 2008 года. г. Карши-2008 г. стр-190.

3.         Н. Ф. Иртеньева, О. М. Барсова, М. Е. Блок. “Теоретическая грамматика английского языка”. Москва-1969 г. стр.3–4.

Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, иностранный язык, студент, защита, технический профиль, язык, работа, специалист, специальная литература, учебный процесс.


Похожие статьи

Использование средств наглядного обучения на уроках русского языка и литературы в условиях новой школы

Инновационные технологии в преподавании иностранного языка в организациях среднего профессионального образования

Пути решения проблем патриотического воспитания в проектной деятельности в начальных классах

Вопросы модернизации процесса подготовки высококвалифицированных учителей трудового обучения

Опыт реализации технологий дистанционного обучения в практике дополнительного образования детей технической направленности

Роль симуляционного обучения в повышении качества подготовки стоматологических кадров на уровне высшего образования

Мониторинг сформированности универсальных учебных действий в процессе работы с текстом на уроках русского языка

Значение педагогической технологии для будущих учителей профессионального образования

Опыт организации проектно-исследовательской деятельности студентов при изучении математики в условиях дистанционного обучения

Применение инновационных технологий обучения на уроках русского языка в начальной школе

Похожие статьи

Использование средств наглядного обучения на уроках русского языка и литературы в условиях новой школы

Инновационные технологии в преподавании иностранного языка в организациях среднего профессионального образования

Пути решения проблем патриотического воспитания в проектной деятельности в начальных классах

Вопросы модернизации процесса подготовки высококвалифицированных учителей трудового обучения

Опыт реализации технологий дистанционного обучения в практике дополнительного образования детей технической направленности

Роль симуляционного обучения в повышении качества подготовки стоматологических кадров на уровне высшего образования

Мониторинг сформированности универсальных учебных действий в процессе работы с текстом на уроках русского языка

Значение педагогической технологии для будущих учителей профессионального образования

Опыт организации проектно-исследовательской деятельности студентов при изучении математики в условиях дистанционного обучения

Применение инновационных технологий обучения на уроках русского языка в начальной школе

Задать вопрос