Изучение этапов развития садово-паркового комплекса Мнихово Градиште (Чехия) и создание рекомендаций при подготовке проектов по восстановлению и реконструкции исторических садов и парков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Расцветаева, Н. Г. Изучение этапов развития садово-паркового комплекса Мнихово Градиште (Чехия) и создание рекомендаций при подготовке проектов по восстановлению и реконструкции исторических садов и парков / Н. Г. Расцветаева, И. Я. Замрзлова, Я. К. Ванек. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 17 (76). — С. 572-582. — URL: https://moluch.ru/archive/76/12825/ (дата обращения: 29.03.2024).

Исторически-композиционное развитие садово-паркового комплекса Мнихово Градиште, на основе изучения архивной документации и оценки нынешнего состояния. Разработка рекомендаций при подготовке проектов по восстановлению и реконструкции исторических садов и парков.

Изучение норм и законов о восстановлении памятников культурного наследия с сохранением исторической ценности; исследование позволяющее проследить и изучить развитие в разные эпохи чешской традиции домашних садово-парковых композиций; использование соответствующей документации, предоставляющей возможность создать проект по восстановлению исторических садово-парковых композиций с точки зрения их многомерного состава и пространственного восприятия.

Ключевые слова: исторические сады и парки, восстановление, воссоздание, реституция, реставрация, архитектура, композиционная структура.

The study traces the development of garden style in different historical periods in the Czech Republic and uses historical documentation (maps, plans and other archivals) to provide survey of dominant features of individual historical garden styles. This is a base for an elaboration of recommendations for future projects of the rehabilitation and reconstruction in historic gardens and parks. The recommendations are deduced from concrete example (landscape park near castle in Mnichovo Hradiště) and from other examples of rehabilitations and reconstruction, which were already processed in the Czech Republic.

The study of the historical and compositional development of landscape park near castle in Mnichovo Hradiště (the Czech Republic) is based on the study of archival documents (especially historical maps and plans) and assessment of the current situation.

In addition is the study focused on rules and laws, which are connected cultural heritage monuments effective in the Czech Republic.

Thus deduced recommendations made opportunity for designing plans for reconstrution and restoration of historical gardens and parks in terms of their multi-dimensional structure and spatial perception, which will enhance the historical continuity of the space and conservation of the gardens and parks value.

Keywords:historical gardens and parks, restoration, reconstruction, garden architecture, compositional structure.

Формирование культурного ландшафта, в соответствии со спецификой региона и природной средой, заключенными в нем природными историческими ценностями, имеет огромное значение для поддержания традиций, национальной идентификации, а так же поиска корней народности.

Сады и парки являются как постоянно изменяющимися объектами культурного наследия, так и историческим доказательством развития общества и искусства. Созданные в разные эпохи композиционных стилей, они сохранились до сегодняшнего дня в своем первозданном виде, либо претерпели изменения композиционной структуры и состава в целом.

Внешний вид и структура, зависевшие в различные эпохи от течений стилей и вкусов владельцев, всегда служили человеку как пристанище для поиска умиротворения, были местом отдыха на лоне природы и визуально должны были оградить от шума и суеты повседневной жизни.

В Чешской республике до сих пор имеются весьма хорошо сохранившиеся объекты культурного наследия — замки и крепости, прилежащие к ним сады и парки. Исходя из этого, вопрос о том, как восстанавливать или поддерживать в первозданном виде является, на данный момент, очень актуальным.

Возможности правильного подхода к восстановлению исторических садов и парков предлагает Флорентская хартия, по уставу которой обеспечивается комплексная охрана исторических объектов. От момента разработки и принятия в 1981 году, она предоставляет определение понятий, формулирует принципы технического обслуживания, сохранения, восстановления, использования, к тому же предусматривает правовую и административную защиту.

В Флорентской хартии (которая в 1996 году была проведена авторизованная ревизия в переводе с французского оригинала) в статье 15 параграфа «Восстановление и реституция», указано, что «Проведение любого типа восстановления, тем более, любую реставрационную работу исторических садов нельзя допускать без предварительной разработки тщательного плана, основанного на специализированном изучении объекта, по возможности археологического исследования и оценки всех собранных документов, относящихся к данному объекту, и что не маловажно, чтобы во всех направлениях был обеспечен научный характер проекта». [3]

Если ландшафтному проекту исторического исследования не предшествует теоретическая подготовка и четкая постановка целей, то это может привести к необратимому повреждению объекта.

Историко-культурная ценность садов и парков в чешских замках является основополагающим фактором при восстановлении объектов культурного наследия страны. Ландшафтные территории замков на протяжении веков являлись неотъемлемой частью истории и культуры Чешской Республики. С ними связана жизнь и творчество многих выдающихся личностей чешской истории и культуры, государственных и общественных деятелей, известных в Европе. Сады и парки, как и сами замки, являлись хранителями традиций, обычаев рода, обрабатывались и заново создавались несколькими поколениями владельцев, имели огромную не только материальную, но и культурно-историческую ценность.

Описание и характеристика исследуемого объекта.

Мнихово Градиште — (с чешск. «Монашеский городок») — чешский город, основанный монахами и названный в их честь.

В 1582 году имение Мнихово Градиште стало собственностью дворянина Криштова Будовце. В начале XVII века сын Криштова — Вацлав Будовец на окраине города построил небольшой двухэтажный замок в стиле позднего ренессанса. В 1621 году при участи в заговоре против Габсбургов, Вацлав Будовец был казнен на Староместской площади в Праге, после чего его имущество было конфисковано.

После сражения у Белой горы, в 1623 году замок Мнихово Градиште был дарован герою того времени — Альбрехту фон Валдштейну, который в свою очередь перепродал замок своему племяннику Арношту Валдштейну. Благодаря ему возникло в Мнихово Градиште родовое поместье Валдштейнов. В 1687 году Арношт фон Валдштейн основал капуцинский монастырь и монастырский огород на территории замка. В начале 18 века итальянский архитектор Марк Антонио Каневалле перестроил и расширил замок в стиле барокко (рис. 1).

Рис. 1. Вид на фасад замка (Фотограф Любовь Атманова)

Со стороны главного входа — это симметричное трехэтажное строение. В центре возвышается башня с восьмигранным куполом. На территории замка в начале 18 века возник французский партер в стиле барокко, который был со всех сторон огражден архитектурными объектами, как салла террена, конюшня и оранжереи.

В 1723 году в честь Св. Анны, в непосредственной близости от капуцинского монастыря, была основана часовня (рис. 2).

Рис. 2. Капуцинская церковь и часовня Св. Анны (Фотограф Любовь Атманова)

По приказу Винценца фон Валдштейна, наследника рода, был проведен роспуск капуцинского монастыря и перестройка зданий для работников. Род Валдштейнов, который основал монастырь и заботился о нем после упразднения монастыря получил во свои владения и прилегающий к нему садовый огород.

Исследование

Включает в себя изучение хронологических принципов развития ансамбля, что разделен сам по себе на две части: садовый партер и ландшафтный парк на территории (рис. 3).

Рис. 3. Ландшафтный парк на територии замка (Фотограф Любовь Атманова)

В свою очередь изучение композиционного изменения садового партера и ландшафтного парка, по полученным данным из архивов, материалов военного картографирования, планов стабильного кадастра и исторических отчетов позволяет сделать вывод, что развитие происходило в пяти основных этапах.

Первый этап просматривается при заложении садового партера в стиле французского барокко при замке в 1703–1711 гг. Свидетельствует о данном положении объекта, созданный ситуационный план в 1788 году (рис. 4) и проспект Хислерова, нарисованный приблизительно в 1789 году (рис. 5).

Рис. 4. Ситуационный план объекта, факсимилия (Ф. Дитрих) от 1788 г

Рис. 5. Проспект Хислерова от 1789 г.

Вторым этапом в развитии садово-паркового комплекса в Мнихово Градиште в начале 19 века было постепенное отклонение от строгого, регулярного партера и преобразование его в более природно-ландшафтный вид. Следуя моде английских парков, которые вносили изменения в регулярные композиции, он был постепенно очищен от геометрических форм и переосмыслен как естественное продолжение окружающего пейзажа. На рисунке 6 заметно расширение композиции за зданием салла террены на территории бывшего монастырского садового огорода и ее живописное преобразование неправильными формами.

Рис. 6. Графический план проведенных изменений на территории замка в 1804 году.

Совместно с этой тенденцией на следующем этапе развития были устранены оранжереи и в последствии заменены на аллеи. А также была предпринята стилевая ландшафтно-пейзажная перестройка большей части монастырского садового огорода. Об этом свидетельствует карта стабильного кадастра Мнихово Градиште (рис. 7) созданная в 1842 году, полученная из Центрального архива геодезии, картографии и кадастра Чешской республики.

Рис. 7. Карта стабильного кадастра Мнихово Градиште от 1842г.

Следующая фаза свидетельствует о разрушении садового огорода в северо-западной части нынешнего парка и его интеграции до природных ландшафтов. Об этом свидетельствует ситуационный план от 1910 года (рис. 8).

Рис. 8. Ситуационный план от 1910 г.

Последний этап развития происходил после того, как замок и прилегающие к нему территории в 1945 году перешли в государственную собственность. В 1950 году к юго-восточному крылу замка была переставлена статуя основателя замка Вацлава Будовце с Будова. В этой фазе развития садово-паркового ансамбля была проведена реконструкция партера известным чешским инженером архитектором Бржестиславом Штормом. Концепция данного проекта была направлена на создание партера в стиле барокко с использованием пространственно-композиционных линий.

Рис. 9. Структурированный план регулярной части садово-паркового комплекса: 1 - Замок; 2 - Конюшня; 3 - Салла террена; 4 - Памятник Вацлава Будовце

На рисунке 9 указан план, включающий в себя часть регулярного сада от 1955 года, на котором обозначен большой двор.

На основании проведенного анализа развития садово-паркового комплекса Мнихово Градиште была соствалена таблица 1, показывающая эволюцию взаимодействия планировачных структур с окружающим ландшафтом.

Таблица 1

Эволюция взаимодействия планировочных структур объекта с окружающим ландшафтом

Период

Архитектурный стиль

Садовый объект

Композиционные приемы построения

Форма ландшафтных композиций

Взаимодействие с окружающим ландшафтом

1620–1700

Раннее барокко

Фруктовый сад, монастырский огород

Композиция в стиле регулярных садов

Преимущественно прямоугольные

Отсутствие определенной направленности, нейтральное отношение к окружающему ландшафту.

1700–1750

Высшее барокко

Партер в стиле французского барокко, монастырский огород

Композиция в стиле регулярных садов французского барокко

Правильные геометрические формы

Сад был ограничен оградой, небольшая связь с окружающим ландшафтом

1750–1840

Рококо и классицизм

Партер в стиле французского барокко монастырский огород

Композиция в стиле регулярных садов французского барокко

Геометрические и естественные формы

Выходы в пространство по главным осям, аллеям

1800–1900

Романтический историзм

Партер в стиле французского барокко и ландшафтный парк

Композиция в стиле Английских парков, комбинация элементов предыдущих архитектурных стилей

Естественные и живописные формы

Выраженная взаимосвязь с окружающим ландшафтом

1900–1940

Конструктивизм, модерн, постмодерн

Партер в стиле французского барокко и ландшафтный парк

Композиция в стиле регулярных садов с использованием элементов предыдущих архитектурных стилей

Правильные геометрические формы

Выходы в пространство по главным осям, аллеям

По архитектурной стилистике и композиционным приемам построения исторического объекта и отношению к окружающему его ландшафту было выделено пять основных временных периодов начиная с раннего барокко и заканчивая конструктивизмом, модерном и постмодерном.

После сбора архивных материалов необходимо обеспечить археологические исследования, которые позволяют проверить фактически все реализованные предыдущие работы, в частности, существование малых архитектурных форм. Кроме того, позволяет определить места размещения скульптур, где, как правило, бывают засыпаны подлинные основания. А также трассы ограждений и других составных элементов, которые часто описаны в архивных документах, но на самом деле уже не существуют.

В процессе развития объекта с момента его последней реконструкции, в следствии отсутствия постоянного ухода, возникла потребность проведения реституции. На данном этапе проводилось дендрологическое исследование целого ареала. Был подготовлен проект реституции (рис. 10) в 1964 году инженером Яном Ондржейем.

Рис. 10. Проект реституции садово-парковой композиции 1:500, разработанный инженером Яном Ондржейем в 1964 г.

В 1974 году было проведено археологическое зондирование регулярной композиции садово-паркового комплекса Мнихово Градиште, при котором были получены новые исторически значимые данные об оригинальном состоянии партера. Было установлено, в частности, что двор перед северо-восточным фасадом замка был увеличен по сравнению с первоначальным состоянием вероятно на 25 см. Параллельно с фасадом замка и партером в стиле барокко существовали кладки забора, которые в середине главной оси глубины территории замка под прямым углом сгибаются к саду, а затем продолжают сегментированную кривую вогнутую к краю садовых ворот и основному выходу.

На основании данного археологического зондирования был разработан проект (рис. 11) архитектурного исследования территории замка и монастыря Мнихово Градиште в 1978 году профессором инженером архитектором Б. Фантой, доктором технических наук и архитектором А. Тешинским. Данный проект не был реализован в полной мере, в связи недостатком финансирования и потребностью проведения углубленных изучений и археологических раскопок.

Рис. 11. Ситуационный план архитектурного исследования территории замка и монастыря Мнихово Градиште

Рекомендации при подготовке проектов по восстановлению ландшафтных исторических объектов.

Из проведенного исследования архивного материала следует, что обработка, предварительное изучение объекта, сбор материалов и документаций, а так же последующее обсуждение является коллективной работой и по крайней мере нуждается в участии историка искусствоведа, архитектора, археолога и ландшафтного архитектора.

Решение о проведении необходимых исследований, методов измерений, степени контурных линий и т. п., должна предоставить вышеупомянутая команда проектантов, каждый в соответствии со своей профессией. Очень важным является данное решение у ландшафтных парков и садов, которые за достаточно долгий период времени претерпели изменения в своем составе, но у данных объектов вполне возможно распознать различные этапы развития по сохранившимся данным из архивных материалов.

Достаточно важным компонентом при проработке проекта является также аэрофотосъемка (рис. 12), что дает нам общее представление о структуре парка, пространственном распределении лиственных и хвойных деревьев, а также кустарников.

Рис. 12. Вид с воздуха на территорию замка (http://www.panoramio.com/photo/18482283)

К тому же, посредством аэрофотосъемки можно распознать композиционную структуру парка, особенно у садов в стиле барокко, так как основным параметром таких объектов являются аллеи.

На фотографии аллеи ландшафтного парка Мнихово Градиште, сделанной в 2012 году (рис.13 а) четко просматривается отсутствие некоторых деревьев в основной композиционной структуре. В начале 2014 года в связи с ухудшением состояния каштановой аллеи и отсутствием некоторых таксонов возникла необходимость проведения реконструкции (рис.13 б).

Рис. 13. а) Реконструкция каштановой аллеи в стиле барокко. Старая аллея

Рис. 13. б) Реконструкция каштановой аллеи в стиле барокко. Новая аллея после реконструкции (фотография Любови Атмановой)

Важно учесть, что в отличие от объектов архитектуры, памятники садово-паркового искусства являются более сложными, с точки зрения их сохранения. Это обусловлено тем, что исторические сады и парки включают чрезвычайно изменчивый материал — растительность. Здесь важную роль играют садовая скульптура и малые архитектурные формы. Основным объектом охраны являются пейзажи, включающие в себя различные перспективы угла и точек обзора. Исходя из этого, можно утверждать, что наибольшую важность при подготовке к реставрации, имеют сохранившиеся иконографические материалы, чертежи, планы военного картографирования более ранних эпох, а так же имеющиеся фотографии и факсимилии. В результате весь материал служит основанием, на котором можно установить принципы для сохранения и восстановления садово-паркового объекта.

Важной частью подготовки проекта является всеобъемлющее исследование климатических условий, почвенного слоя и гидрогеологии. Частью архитектурной структуры сада могут быть небольшие сооружения как исторического, так и хозяйственного характера. При этом должна быть проведена комплексная оценка использования и состояния главного объекта и других архитектурных форм, и определено их дальнейшее использование в соответствии с восстановлением садово-парковой композиции.

Рис. 15. Изменчивость растительности, в которой заключается сложность ухода за внешним видом садово-паркового ландшафта и архитектурных форм — памятник Св. Анне (Фотограф Любовь Атманова)

При оценке необходимо учитывать также подготовку проектной документации, потому что часто бывает, что одно и то же действие уже ранее разрабатывалось в нескольких проектах. Желательно, чтобы все документы подготавливались в виде паспорта объекта, который будет включать фотокопии архивных документов, с указанием, где они хранятся, для того чтобы проектант имел возможность просмотреть вышеуказанные документы, или найти объединяющие художественные решения. Перед разработкой проекта необходимо распределить объект по характеристике категорий сложности. Это дает возможность более четкой оценки поставленных целей и сравнительно упрощает обработку проекта в технологических картах при расчете экономических показателей.

При определении категории сложности объекта достаточно одного параметра из перечисленных в каждой категории сложности позиций (таб. 2).

Таблица 2

Категории сложности объекта

Позиции

Описание параметров определяющих сложность объекта

1 категория

Объекты с простой историей основания, имеющие незначительные утраты первоначальной планировки (сады и парки м плоским рельефом территории, простой планировки, с небольшим количеством прогулочных дорожек, аллей, малых архитектурных форм и сооружений, не имеющие перепланировок различных периодов);

2 категория

Объекты с несложной историей основания, имеющие значительные утраты первоначальной планировки (сады и парки с выраженным рельефом территории, имеющие значительное число ландшафтных композиций, садово-парковых сооружений, малых архитектурных форм);

3 категория

Объекты со сложной историей основания, имеющие значительные утраты первоначального облика и многочисленные перепланировки (сады и парки со сложным рельефом территории, сложные по своей планировке, с многочисленными аллеями, дорожками; имеющие насыщенную сложную систему ландшафтных композиций, с большим количеством садово-парковых сооружений и малых архитектурных форм).

Заключение

В результате проделанного анализа развития садово-паркового комплекса можно предположить эпоху архитектурного стиля на который следует восстанавливать весь ансамбль или его отдельные части. Объекты, не претерпевшие существенных стилистических изменений, целесообразно восстанавливать на период их наивысшего расцвета.

Приступая к работе над проектом, прежде всего, следует определить, остаются ли неизменными исторические границы объекта. Кроме того, надо выяснить, потребуется ли внесение коррективов в размещение насаждений по границам объекта из-за изменившегося, как правило, окружения.

После проведения восстановительных и реконструктивных вмешательств памятник садово-паркового искусства подлежит дальнейшему мониторингу, контролю.

Часто бывает, что после завершения реконструкции и других восстановительных работ забывают о создании программы по уходу за объектом. Если памятник садово-паркового искусства остается без надлежащего ухода, можно утверждать, что инвестиции вложенные в реконструкцию были частично бесполезны.

Одна из причин быстрого ухудшения внешнего вида объектов является отсутствие программ поддержки, предназначенных для периодического технического обслуживания и ремонта. Фактически техническое обслуживание и уход за памятником садово-паркового искусства требует не таких больших затрат, как ее общая реконструкция и восстановление, но имеет важнейшее значение в дальнейшей сохранности исторического объекта в частности, а значит всего культурного наследия страны в целом.

Литература:

1.   Авторские фотографии Любови Атмановой http://atmanova.daportfolio.com/

2.   Реставрационные нормы СБОРНИК ЦЕН на научно-проектные работы по памятникам истории и культуры 1991–01–01

3.   The Florence charter: Historic gardens, ICOMOS 1982

4.   Ильинская Н. А., 1984 Восстановление исторических объектов ландшафтной архитектуры. Стройиздат

5.   Kuča, O. 1996. Zdeněk Wirth a renovace historických zahrad. In: Úloha tvůrčích osobností při rekonstrukcích historických zahrad 17.-19.9.1996. Bonus, Praha. str. 14–20

6.   Blažíček, O. J. 1962. Slovník památkové péče: Terminologie, morfologie, organizace. Sportovní a turistické nakladatelství. Praha. 239 s. ISBN: -;

7.   Bašeová, O. 1977. IV. Mezinárodní sympozium o zachování a obnově historických zahrad. „Historické zahrady v současnosti“ 16–20 záři 1977 Kroměříž — Praha. ČSSR.

8.   Bašeová, O. In: Pavlík, M. et al.: Regenerace historických budova, sídel a krajiny, ochrana památek. ČVUT, Praha 1998, 6 s;

9.   Dokoupil, Z., Neumann, P., Riedl, D., Veselý, I.: Historické zahrady v Čechách a na Moravě. Nakladatelství československých výtvarných umělců, Praha 1957, 56 stran;

10.                       Pavel, J.: Ochrana kulturních památek. Praha 1969;

11.                       Stephen Lacey: Gardens of the National Trust. The National trust Books, London, 2005 ISBN 139 781905 400003 392 s.

12.                       Motloch, John L.: Introduction to Landscape Design. John Wiley§Sons, INńc., New York, 2001 ISBN 0–471–35291–8 270 s.

13.                       Ward Bucher, Dictionary of Building Preservation. Preservation Press. John Wileysons, Inc. ISBN 0–471–14423–4 560 s.

14.                       Kelly, J. The Hillier Gardeners guide to trees and shrubs. David and Charles, London, 2004., p. 640.

15.                       Ondřej J., Zámecký park Mnichovo Hradiště. Současný stav a návrh restituce. 1964.

16.                       Horský J., Mnichovo Hradiště areál zámku a kláštera současný stav 1974. Průvodní zpráva.

Основные термины (генерируются автоматически): стиль барокко, французское барокко, окружающий ландшафт, парк, сад, садово-парковый комплекс, территория замка, стиль, восстановление, Замок, композиция, ландшафтный парк, монастырский огород, садово-парковое искусство, ситуационный план.


Ключевые слова

восстановление, архитектура, исторические сады и парки, воссоздание, реституция, реставрация, композиционная структура

Похожие статьи

Современное озеленение исторических объектов

6) устройство верховых садов в кремлёвских и монастырских угодьях. [3]. Максимальный толчок развитию садово-паркового искусства в России отмечен в 18 веке при правлении Петра I.

Формирование садово-парковой эстетики на страницах...

Садово-парковое искусство сопряжено не только с разными видами искусств, но и с разными видами деятельности человека, так как

Важнейшей характеристикой садово-паркового ансамбля Павловска становится разнообразие, придающее парку жизненное наполнение.

Значение парковых зон для жителей городской среды

В состав парков могут быть включены территории памятников архитектуры и садово-паркового искусства [2]. На сегодняшний день, проблема состояния и развития парков является актуальной.

Версаль и Петергоф. Легенды и история

В результате получился «Большой королевский стиль», в котором сочетаются классические формы в архитектуре и садово-парковом искусстве с помпезностью барокко.

Современные функции бывших дворянских усадеб

Всего в Московской области на сегодняшний день насчитывается 655 усадебно-парковых комплексов (до изменения границ Москвы это

- 11,9 % усадеб в своем составе имеют только фрагменты парка или запущенный парк, редко на их территории сохраняются постройки

Вопросы развития паркостроения в Узбекистане

Сюда входит и ландшафтное проектирование городов,садов, парков, скверов и т. д. В течение столетий был накоплен огромный мировой опыт устройства садов и парков. Искусство создания паркового ландшафта достигло в прошлом непревзойденных по сей день вершин.

Ретроспектива формирования и опыта реконструкции садов...

Расплывчатые представления о садах средневекового Востока, отложившиеся в воображении европейцев из сказок Шахерезады и восточной поэзии, еще недавно были характерны для истории садово-паркового искусства.

Современные способы озеленения в ландшафтном дизайне

Обыкновенный газон известен еще как садово-парковый. Его место в скверах, садах и парках.

Ажгихин С. Г., Пудовкина А. А. Дизайн-проектирование ландшафта детского сада. Научный альманах. 2016. № 1–3 (15).

Похожие статьи

Современное озеленение исторических объектов

6) устройство верховых садов в кремлёвских и монастырских угодьях. [3]. Максимальный толчок развитию садово-паркового искусства в России отмечен в 18 веке при правлении Петра I.

Формирование садово-парковой эстетики на страницах...

Садово-парковое искусство сопряжено не только с разными видами искусств, но и с разными видами деятельности человека, так как

Важнейшей характеристикой садово-паркового ансамбля Павловска становится разнообразие, придающее парку жизненное наполнение.

Значение парковых зон для жителей городской среды

В состав парков могут быть включены территории памятников архитектуры и садово-паркового искусства [2]. На сегодняшний день, проблема состояния и развития парков является актуальной.

Версаль и Петергоф. Легенды и история

В результате получился «Большой королевский стиль», в котором сочетаются классические формы в архитектуре и садово-парковом искусстве с помпезностью барокко.

Современные функции бывших дворянских усадеб

Всего в Московской области на сегодняшний день насчитывается 655 усадебно-парковых комплексов (до изменения границ Москвы это

- 11,9 % усадеб в своем составе имеют только фрагменты парка или запущенный парк, редко на их территории сохраняются постройки

Вопросы развития паркостроения в Узбекистане

Сюда входит и ландшафтное проектирование городов,садов, парков, скверов и т. д. В течение столетий был накоплен огромный мировой опыт устройства садов и парков. Искусство создания паркового ландшафта достигло в прошлом непревзойденных по сей день вершин.

Ретроспектива формирования и опыта реконструкции садов...

Расплывчатые представления о садах средневекового Востока, отложившиеся в воображении европейцев из сказок Шахерезады и восточной поэзии, еще недавно были характерны для истории садово-паркового искусства.

Современные способы озеленения в ландшафтном дизайне

Обыкновенный газон известен еще как садово-парковый. Его место в скверах, садах и парках.

Ажгихин С. Г., Пудовкина А. А. Дизайн-проектирование ландшафта детского сада. Научный альманах. 2016. № 1–3 (15).

Задать вопрос