Автор: Шерстобитова Елена Васильевна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (75) октябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 30.09.2014

Статья просмотрена: 622 раза

Библиографическое описание:

Шерстобитова Е. В. Практико-ориентированные реализации версий проектной деятельности учащихся при обучении физике // Молодой ученый. — 2014. — №16. — С. 378-381. — URL https://moluch.ru/archive/75/12836/ (дата обращения: 18.12.2017).

В статье описывается опыт реализации практико-ориентированных версий проектной деятельности, рассматриваемой как компонент системно-деятельностного педагогического подхода. Автором перечисляются: типы учебных проектов; требования к проекту; дидактические факторы; характеристики практических реализаций проекта; возможные темы проектов для учащихся 7–8 классов, ориентированные на обучение физике, реализацию межпредметных связей, изучение метапредметных знаний.

Ключевые слова: проектная деятельность школьников, обучение физике, творчество учащихся, исследовательские умения учащихся.

The article describes the experience of implementing practice-oriented versions of the project activity, considered as a component of the systematical-activated pedagogical approach. The author lists: types of educational projects; requirements for the project; didactical factors; characteristics of practical implementations for the project; possible topics for the 7–8 grades students focused on: teaching physics, interdisciplinary connections, a meta-knowledge studying.

Key words: project activities of schoolchildren, teaching physics, creativity of students, research skills of students

Одним из основных направлений развития общего образования является переход на новые образовательные стандарты, в основе которых лежит хорошо известный педагогам системно-деятельностный подход [1]. Выпускник современной школы объективно заинтересован в получении практико-ориентированных знаний — они нужны ему для последующей интеграции в человеческое сообщество и безболезненной адаптации в нём, а активная самостоятельная деятельность возможна для каждого учащегося [2, 3]. Уcпех реализации системно-деятельностного подхода можно обеспечить использованием практико ориентированных версий проектной деятельности [4, 5, 6,7].

Учебный проект, реализуемый учащимся, понимается при этом как дидактическое средство практической реализации самостоятельной познавательной деятельности, проявляемой в творчестве, направленный и на формирование индивидуальных личностных качеств учащегося, а сущность реализуемой в обучении проектной деятельности — это активность ученика и учителя, способствующая решению учебной проблемы (задачи) при условии самостоятельной деятельности с использованием выбранных учеником методов, средств, умений, а также реализации творческих идей при движении от этапа постановки цели к этапу получения результата и выяснения соответствия результата этой цели. Результат проектной деятельности может включать элементы выступлений, докладов, рефератов, любых других видов творческой работы учащихся.

Среди используемых учителями-практиками различных типы учебных проектов наиболее адекватными нашему исследованию оказались те, в которых доминирующим видомдеятельности учащихся является творческая самостоятельность: информационный, практико-ориентированный, исследовательский, творческий, ролевой.

Классификация их может быть весьма разнообразной: по количеству участников проекта (индивидуальный, парный, групповой); по продолжительности(мини-проекты в один-два часа или даже меньше), краткосрочные проекты (до 10 часов); недельные проекты (до 40 часов); долгосрочные (годичные) проекты (выполняются и в группах, и индивидуально).

Основные требования к проекту составляются и обсуждаются учителем вместе с учащимися, комментируются учителем, а при необходимости корректируются и конкретизируются с учётом предложений, внесённых учащимися:

1)        Формулировка темы, адекватной учебно-воспитательной задаче, понятная как учителю, так и ученику;

2)        Осознанное и однозначное планирование действий;

3)        Доступность используемой информации, средств и методов;

4)        Результативность проектной деятельности, направленность на получение определённого и конкретного продукта;

5)        Убедительность результата.

Тематика проектов может касаться как теоретического, так и практического вопроса, актуального и жизненного, требующего привлечения знаний из различных областей, углубления и осмысления, применения исследовательских приёмов, достижения определённой естественной универсальности [8].

Тема может быть предложена учителем и выбрана самим учеником, но формулируется с учётом ряда дидактических факторов:

1)        Задачи школьного обучения и его содержание.

2)        Возраст, направление, профиль и уровень подготовки учащихся.

3)        Интересы и высказываемые потребности учащихся.

4)        Личностные особенности обучающихся.

5)        Значимость ожидаемых результатов.

Личный педагогический опыт позволяет сделать следующие замечания:

-       Любая тема проектной работы выходит за рамки учебного занятия — она является более широкой и глубокой.

-       Проектная деятельность позволяет реализовать межпредметные связи.

-       Обнаруживаются многообразные возможности дифференциации учащихся по интересам.

-       Открываются перспективы поиска информации, адекватной целям учебной деятельности (а не бессмысленного интернет-серфинга).

-       Формируются умения предъявлять убедительные результаты собственной деятельности.

В практической реализации доказывают свою эффективность групповые и индивидуальные, частнопредметные и межпредметные, аналитические и практико-ориентированные темы проектов. В моделях учебного занятия в режиме проектного обучения разумно использовать технологию исследовательского проекта, направляемую самими учащимися. Опыт исследовательской деятельности надолго остаётся в памяти учащихся и формирует их отношение к миру [9], определённым образом акцентуирует и направляет их [10]. Они используют его и на следующих этапах обучения [11].

Вот некоторые темы для проектной деятельности обучающихся: «Трение в природе и технике»; «От чего зависит сила Архимеда»; «Закон Паскаля в истории и эксперименте» «Применение простых механизмов»; «Рычаг в технике»; «Тепловой двигатель»; «Оптические приборы дома»; «Нерациональное использование тепла и электроэнергии»; «Исследование времени остывания воды»; «Звуковые волны и их применение»; «Радиоактивное излучение в природе»; «Исследование кругового движения»; «Исследование восприятия времени человеком»; «Опыт Скарборо»; «Броуновское движение»; «Кратеры на Луне» и др.

Темы проектной деятельности, ориентированные на осуществление межпредметных связей внутри естественнонаучного цикла: «Закон сохранения массы»; «Закон сохранения и превращения энергии»; «Закон сохранения импульса»; «Вещество»; «Физические поля»; «Энергия и движение в физике, химии и биологии»; «Энергетические процессы в биосфере»; «Энергетический баланс живой клетки» и др.

Темы проектной деятельности, ориентированные на осуществление межцикловых связей (естественнонаучных и гуманитарных предметов): «Изучение восприятия времени человеком», «Определение времени реакции человека на сигнал»; «Материя, движение и взаимодействие» и др. [12]

Темы проектной деятельности, ориентированные на осуществление межпредметных связей внутри физико-математического цикла: «Векторы в физике и математике»; «Симметрия в физике и математике»; «Геометрия в физике» и др. [13]

Темы проектной деятельности, ориентированные на изучение метапредметных знаний: «Что нужно знать о явлениях»; «Что нужно знать о величинах»; «Что нужно знать о законах»; «Что нужно знать о теориях»; «Что нужно знать о научных фактах» и др. [1]

Необычайно много возможностей предоставляют для осуществления проектной деятельности интегративные элективные курсы, которые учащиеся изучают с неподдельным интересом [14].

Способы оценивания результатов проектной деятельности весьма разнообразны и предлагаются различными авторами в современной дидактической литературе [15].

Проектная деятельность эффективно способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способом целенаправленной интеллектуальной деятельности и готового к сотрудничеству. При этом пересматривается роль учителя: из носителя информации, учитель трансформируется в «сообщника» деятельности, консультанта, советчика и помощника по добыванию знаний. Проектная деятельность преобразует процесс обучения в процесс самообучения, а ученику осознаёт себя компетентным исследователем и субъектом познавательного процесса.

Литература:

1.         Усова А. В. Теория и методика обучения физике. Общие вопросы: Курс лекций. — Санкт-Петербург: Изд-во «Медуза», 2002. 157 с.

2.         Щербакова С. Г. Организация проектной деятельности в школе. — Волгоград: Учитель, 2009. 189 с.

3.         Пахомова Н. Ю. Проектное обучение — что это? / Н. Ю. Пахомова // Методист.- 2004. № 1. С. 39–46.

4.         Наумова Г. М. Первые шаги в реализации проектной деятельности учащихся на уроке и во внеурочной деятельности //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. Т. 1. № 1. С. 32–35.

5.         Белозёрова О. М., Митусова С. В. Психологическое сопровождение одаренных детей в проектной деятельности на уроках физики и во внеурочной деятельности //Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 20. С. 1031–1035.

6.         Крамаренко О. К. Педагогическое руководство проектной деятельностью учащихся //Педагогическое образование и наука. 2009. № 12. С. 46–51.

7.         Федянин А. Б., Жукова Т. В., Месяц Е. А., Сорока И. В., Хмелевская Н. Д. Опыт интеграции учебных дисциплин с исследовательской и проектной деятельностью учащихся //Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. С. 311.

8.         Яворук О. А. Дидактические перспективы универсального знания // Вестник Югорского государственного университета. 2012. № 2 (25). С. 103–106.

9.         Кунцевич С. И. Эстетическое и нравственное воспитание учащихся в средней школе как неотъемлемая часть целостной воспитательной системы //Международный научно-исследовательский журнал. 2014. № 5–3 (24). С. 13–16.

10.     Yavoruk O. A., Bokova O. A. Accentuated knowledge // European Journal of Natural History. 2011. № 3. С. 71–72.

11.     Акименко С. Б. Об исследовании интереса молодёжи к естественным наукам и путях его повышения (по результатам анкетирования студентов) //Международный научно-исследовательский журнал. 2013. № 9–3 (16). С. 9–10.

12.     Яворук О. А. Изучение восприятия времени человеком. Лабораторная работа физика+психология, 10–11 кл // Физика-ПС. 2011. № 13. С. 13–15.

13.     Бурцева Е. Н., Галета А. В. О метапредметных связях курсов физики и математики на примере теории векторов //Актуальные проблемы развития науки и образования Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: В 7 частях. ООО «Ар-Консалт». Москва, 2014. С. 160–163.

14.     Яворук О. А. Теоретико-методические основы построения интегративных курсов в школьном естественно-научном образовании: Дис... докт. пед. наук. Челябинск, 2000. 332 с.

15.     Рушакова Т. С. Сочинение по физике при оценивании знаний учащихся //Новый университет. Серия: Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. 2014. № 3 (36). С. 21–23.

Основные термины (генерируются автоматически): проектной деятельности, Темы проектной деятельности, версий проектной деятельности, проектной деятельности учащихся, Результат проектной деятельности, проектной деятельности интегративные, проектной деятельности в школе. —, результатов проектной деятельности, в реализации проектной деятельности, реализации версий проектной, проектной деятельностью учащихся, исследовательской деятельности, внеурочной деятельности, ориентированных версий проектной, реализуемой в обучении проектной, межпредметных связей, изучение метапредметных знаний, осуществление межпредметных связей, типы учебных проектов, of students.

Ключевые слова

обучение физике, творчество учащихся, проектная деятельность школьников, исследовательские умения учащихся.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос