Имидж вуза и особенности его коммерческого использования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №16 (75) октябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 02.10.2014

Статья просмотрена: 183 раза

Библиографическое описание:

Согачева О. В., Плохих Е. А. Имидж вуза и особенности его коммерческого использования // Молодой ученый. — 2014. — №16. — С. 287-288. — URL https://moluch.ru/archive/75/12830/ (дата обращения: 23.10.2018).

Понятие «имидж вуза» в России появилось в середине 90-х годов XX века, в связи с тем, что образование стало услугой, которая должна удовлетворять потребности общества наряду со многими другими. Именно в это время, кроме государственных учреждений, эту услугу стали оказывать коммерческие вузы. Обострение конкуренции на рынке образовательных услуг явилось предпосылкой к формированию понятия имидж вуза. Под «имиджем вуза» следует понимать устойчивое, эмоционально окрашенное мнение о высшем учебном заведении у группы людей на основе сформированного у них образа данной организации, возникшее вследствие либо прямого контакта с вузом, либо на основе информации, полученной об этом вузе из других источников [4; 7; 8].

В современных условиях жесткой конкуренции в сфере услуг для учебных заведений стало важно использовать в борьбе за потребителя нематериальные факторы и инструменты маркетинга. Имидж давно используется организациями для формирования некой привычки к своей продукции, тогда как принципы формирования имиджа учебного заведения имеет свои особенности.

В отличие от имиджа предприятия, для вуза большую роль играет имидж отдельных личностей и подразделений. Это результат интегрированного суждения о составляющих имиджа вуза, таких как образовательная, научная, экспертная и консалтинговая виды деятельности. Для анализа составляющих имиджа вуза и последующего эффективного управления необходимо наличие службы маркетинга.

Оценивая имидж вуза, следует брать во внимание его рыночную позицию, заключающуюся в конкуренции имиджей. На рынке образовательных услуг это просматривается довольно ярко. При оценке имиджа вуза можно использовать правило сложения имиджей его подразделений, так как отрицательное отношение потребителя к какому-либо отдельному подразделению, факультету, проецируется на вуз и возникает эффект синергии. Правило сложения имиджей подразделений вуза может использоваться путем создания внутренней иерархии имиджей. Такой метод используется в брендинге — искусстве создания долгосрочного покупательского предпочтения [4].

Для этого необходимо создать условия для формирования имиджа отдельного самостоятельного подразделения и провести дифференциацию имиджей, конкретизировав тем самым работу по улучшению имиджа каждого подразделения.

В отношении использования эффекта масштаба вузы имеют некоторые ограничения по сравнению с предприятиями, которые не стремятся увеличить прибыль на единицу продукции за счет увеличения цены товара, а увеличивают объем продаж, сдерживая цену [5].

При этом предприятия совершенствуют производственный процесс и снижают себестоимость продукции и в итоге получают прибыль. С вузами дело обстоит иначе. Ведь эффект масштаба не работает, поскольку вуз имеет достаточно ограниченные выгоды от увеличения набора, так как увеличивать число студентов в группе можно не до бесконечности и не будет наблюдаться снижение затрат на одного студента при совместном обучении.

Таким образом, вуз может только повышать цену образовательных услуг, чтобы максимизировать прибыль. Однако здесь он тоже сталкивается с ограниченными финансовыми ресурсами семей и количеством тех самых семей, в которых есть будущие абитуриенты. Все это происходит на фоне роста количества вузов и большим превышением предложения над спросом на образовательные услуги.

Стремление человека удовлетворить свои потребности выражается через выбор вуза с использованием его имиджа. Потребность в безопасности выражается в том, что человек отбирает информацию о вузе из самых надежных, по его мнению источников: родственников, друзей, соседей. Удовлетворение социальных потребностей происходит либо за счет получения необходимой информации, используя коммуникативные возможности в случае, если человек является потенциальным потребителем, либо за счет собственного вклада в формирование имиджа вуза посредством коммуникации. Потребности в уважении и самовыражении проявляются в стремлении по окончании обучения быть высококвалифицированным востребованным специалистом.

Вузу необходимо непрерывное коммуникационное обеспечение процесса формирования имиджа через различные каналы. Например, устаревшая информация на сайтах вузов о названиях кафедр, ее кадровых составах не повышает доверие людей и является неким сигналом относиться ко всей остальной, пусть даже достоверной информации, с недоверием [10].

В условиях участия государства в управлении сферой образования существует проблема асимметрии спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. Выражается это в том, что Министерство образования и науки РФ определяет, какой будет набор студентов и по каким специальностям, исходя из потребности государства в тех или иных специалистах. вуз в данных условиях должен проводить гибкую политику привлечения абитуриентов на специальности, которые не пользуются спросом. В результате затруднений при трудоустройстве студенты, получившие специальности, не пользующиеся спросом, винят в этом вуз, ссылаясь на низкую оценку имиджа вуза у потенциальных работодателей.

Имидж относится к тем категориям, одним из способов исследования которой является опрос, в данном случае студентов, абитуриентов и работодателей.

Исследование проводилось на базе Юго-Западного государственного университета (ЮЗГУ) города Курска [9].

В ходе опроса студентов вуза ЮЗГУ было выявлено, что 32 % учащихся отмечают бренд вуза ЮЗГУ решающим в их выборе среди других вузов города. Превышает только пункт «Качество знаний», набравший среди студентов 42 %. То есть, очевидно, что роль имиджа вуза не преувеличена, а с каждым годом имеет все большее значение при подаче документов абитуриентами.

Абитуриент вправе подать документы не более, чем в пять вузов, что требует от него составления своего собственного рейтинга вузов, и смысл всей системы управления имиджем любого вуза — попасть в как можно большие личные рейтинги абитуриентов.

Опрос студентов выявил то, что из 75 % довольных выбором ЮЗГУ только 31 % хотели бы, чтобы их дети учились здесь. Это говорит о том, что студенты тоже очень важная целевая аудитория, с которой нужно работать, создавая имидж вуза, тогда как на сегодня основной целью являются 11 классы школ в весенне-летний период.

Оптимальный срок для проведения имидж-компании 6–8 месяцев. За это время потребитель не успевает забыть «старый» имидж вуза, но уже готов воспринимать его новое содержание. ЮЗГУ, бывший КГТУ, в 2010 году поменял свое название, тем самым привлек внимание абитуриентов как нечто новое и существенно большее. Связь с прошлым сохраняется, при этом весьма условно и есть необходимость позиционировать вуз заново. Простота восприятия — значит эффективность. ЮЗГУ, в данном случае, позиционирует себя как региональный вуз, что может вызвать недоверие потребителя вследствие противоречия. Ведь в названии «федеральный» создается образ вуза не регионального, а федерального уровня. Необходимо найти четкое место в позиционном ряду «местный (муниципальный) — региональный — федеральный (российский) — мировой» для выбора целевых групп потребителей и создания уникального и конкурентного имиджа.

Сейчас вузу особенно важно провести разъяснительную работу через СМИ по двухуровневой структуре «бакалавр — магистр», по вводимой во многих вузах балльно-рейтинговой системе.

В целом, повышению имиджа вуза способствуют множество факторов, в их число можно отнести и внедрение в систему образования бизнес-тренингов, и активное применение интерактивных форм обучения в образовательном процессе, и разработка специализированных учебных программ для обучения иностранных студентов [2; 3; 6].

Все перечисленные мероприятия не только будут способствовать повышению имиджа конкретного образовательного учреждения, но и способствовать развитию регионального рынка образовательных услуг в целом [1; 6].

Таким образом, для создания и эффективного коммерческого использования имиджа высшего учебного заведения в нем должна быть создана имидж-система. Она должна представлять собой механизм, обеспечивающий слаженную работу всех элементов и связей во внутренней и внешней среде вуза. Именно создание имидж-системы позволит минимизировать временные и трудовые затраты на мониторинг и коррекцию имиджа вуза.

Литература:

1.         Андросова И. В. Специфика образовательных услуг в системе общественных отношений // Молодой ученый. 2014. № 4. С. 458–461.

2.         Андросова И. В. Роль бизнес-тренингов в повышении качества образования // ФӘн-наука. 2013. № 10 (25). С. 5–7.

3.         Дагаева Е. Л. Управление имиджем вуза // Управление персоналом. — 2005. — № 3.- С. 26–28.

4.         Звездочкин Ю. Ю., Сербиновский Б. Ю. Имидж-система университета // Юж. федеральный ун-т. — Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2009. — 266 с.

5.         Симоненко Е. С., Андросова И. В. Роль инновационного потенциала вуза в формировании экономики знаний// Новый университет. 2014. Серия: Экономика и право. 2014. № 7–8 (41–42). С. 14–18.

6.         Согачева О. В., Вертакова Ю. В. Стратегия формирования позитивного имиджа регионального вуза // Известия ЮЗГУ. Научный рецензируемый журнал. № 2 (47). Курск, 2013. С. 42–50.

7.         Согачева О. В. Формирование имиджевой политики хозяйствующего субъекта в регионе // В мире научных открытий. 2013. № 8.1 (44). С. 110–131.

8.         Согачева О. В., Симоненко Е. С. Управление конкурентоспособностью вуза на рынке образовательных услуг на основе имиджевой политики // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 3. С. 323–329.

9.         Юсупова Г. Р. Экономическая оценка бренда образовательного учреждения // Уфа, 2009. 28 с.

Основные термины (генерируются автоматически): вуз, имидж вуза, высшее учебное заведение, имидж, оценка имиджа вуза, студент, услуга.


Похожие статьи

Имидж вуза как составляющая системы образования

Формируя имидж вуза, строится имидж образования, тем самым формируется имидж образованного российского человека.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательное учреждение, имидж, целевая аудитория, имидж вуза, студент, ВУЗ, услуга...

Особенности формирования имиджа вуза в цифровой среде

образовательная организация, имидж вуза, сайт, целевая группа общественности, цифровая среда, имидж, формирование имиджа вуза, информация, высшее учебное заведение, внешний вид.

Имидж как составляющая маркетинговой коммуникационной...

внутренний имидж организации; имидж ректора вуза и научного совета

Сформированный положительный имидж высших учебных заведений определяет конкурентные преимущества и создает дополнительные возможности для вузов в будущем.

Теоретические аспекты определения имиджа высшего учебного...

Позитивный имидж является также важным фактором высокого рейтинга, что очень важно в насыщенной разнообразной информации

Рыночные условия, конкуренция требуют от высших учебных заведений организации эффективных коммуникаций и маркетинговой деятельности.

Исследование проблемы формирования имиджа преподавателя...

Проблемы формирования имиджа преподавателя вуза не исследована в полной мере, хотя эта проблема является важной для формирования знаний и успеваемости.

SWOT-анализ развития института экономики в техническом...

Ключевые слова: образование, SWOT –анализ, высшее учебное заведение

Позитивный имидж вуза в регионе.

Маркетинговая компания вуза не уделяет внимания по привлечению студентов на экономические специальности в техническом ВУЗе.

Конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг

В работе И.Б. Романовой конкурентоспособность вуза рассматривается как «свойство высшего учебного заведения, определяющее долю релевантного рынка образовательных услуг, принадлежащих данному вузу...

К вопросу о формировании имиджа образовательного учреждения

Оценка имиджа организации происходит на основе прошлого опыта, ценностных

4. Имидж персонала. Качество деятельности, образ продукции или услуги.

связи образовательного учреждения с различными социальными институтами, высшими учебными заведениями и т.д.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Имидж вуза как составляющая системы образования

Формируя имидж вуза, строится имидж образования, тем самым формируется имидж образованного российского человека.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательное учреждение, имидж, целевая аудитория, имидж вуза, студент, ВУЗ, услуга...

Особенности формирования имиджа вуза в цифровой среде

образовательная организация, имидж вуза, сайт, целевая группа общественности, цифровая среда, имидж, формирование имиджа вуза, информация, высшее учебное заведение, внешний вид.

Имидж как составляющая маркетинговой коммуникационной...

внутренний имидж организации; имидж ректора вуза и научного совета

Сформированный положительный имидж высших учебных заведений определяет конкурентные преимущества и создает дополнительные возможности для вузов в будущем.

Теоретические аспекты определения имиджа высшего учебного...

Позитивный имидж является также важным фактором высокого рейтинга, что очень важно в насыщенной разнообразной информации

Рыночные условия, конкуренция требуют от высших учебных заведений организации эффективных коммуникаций и маркетинговой деятельности.

Исследование проблемы формирования имиджа преподавателя...

Проблемы формирования имиджа преподавателя вуза не исследована в полной мере, хотя эта проблема является важной для формирования знаний и успеваемости.

SWOT-анализ развития института экономики в техническом...

Ключевые слова: образование, SWOT –анализ, высшее учебное заведение

Позитивный имидж вуза в регионе.

Маркетинговая компания вуза не уделяет внимания по привлечению студентов на экономические специальности в техническом ВУЗе.

Конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг

В работе И.Б. Романовой конкурентоспособность вуза рассматривается как «свойство высшего учебного заведения, определяющее долю релевантного рынка образовательных услуг, принадлежащих данному вузу...

К вопросу о формировании имиджа образовательного учреждения

Оценка имиджа организации происходит на основе прошлого опыта, ценностных

4. Имидж персонала. Качество деятельности, образ продукции или услуги.

связи образовательного учреждения с различными социальными институтами, высшими учебными заведениями и т.д.

Задать вопрос