Фотография как объект научного исследования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №16 (75) октябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 22.09.2014

Статья просмотрена: 4164 раза

Библиографическое описание:

Ходина, Е. Ю. Фотография как объект научного исследования / Е. Ю. Ходина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 16 (75). — С. 394-396. — URL: https://moluch.ru/archive/75/12659/ (дата обращения: 16.04.2024).

Актуальность исследования обусловлена растущим значением фотографии, ее повсеместным распространением как в общественной, так и в частной жизни человека. В 2008 году Виллем Флюссер писал, что «почти каждый сегодня обладает фотоаппаратом или фотографирует». С бурным ростом технологий и доступностью мобильных телефонов с фотокамерами этот тезис может быть переформулирован следующим образом: «сегодня каждый фотографирует или легко может это сделать».

Несмотря на насыщенную практику, в настоящее время целостной теории фотографии не выработано, хотя литература о ней насчитывает миллионы изданий. Данный факт мы связываем не только с периодом становления фотографии, сколько со сложностью и многогранностью ее как объекта научного исследования. В качестве инструмента научного познания фотография также долгое время оставалась невостребованной: «в период господства в социальных науках позитивизма фотография была признана несостоятельной в качестве источника информации ввиду необъективности, случайности, невозможности стандартизации снимков» (Н.Богданова).

Далее укажем на некоторые основные научные подходы к фотографии, возникшие в ХХ-ХХI гг. (исследования технических возможностей фотографии исключены в этом списке):

1.                  Междисциплинарная рефлексия о фотографии как явлении социальной и культурной жизни (С. Зонтаг, Ж. Бодрийяр, П. Бурдье).

2.                  Фотография как объект визуальной антропологии (М. Болл, Г. Смит, М. Бенкс, Дж. Коллиер, М. Коллиер, С. Пинк, О. Бойцова, А. Усманова, В. Круткин, Е. Александров, Е. Рождественская, П. Романов и Е. Ярская-Смирнова).

3.                  Фотография как инструмент для познания общества (Г. Беккер, Д. Четвуд, К. Стаз).

4.                  Фотография как объект визуальной социологии (Д. Харпер, П. Штомпка).

5.                  Семиотический подход к фотографии (Дж. Роуз, М. Бол, Г. Смит, Г. Кресс и Т. ван Лювен, Р. Барт, М. Бенкс, Р. Брекнер, Э. Панофский, М. Эммисон, Ф. Смит).

В российской практике академические исследования фотографии делают первые шаги, концентрируясь в таких научных областях, как: визуальная социология [1], культурология (визуальная антропология, история и философия культуры) [2–4], история (источниковедение, этнография) [5–7], философия [8, 9], искусствоведение [10, 11], архитектура [12], филология (журналистика) [13, 14], психология [15], педагогика [16], политология [17], криминалистика [18].

Несмотря на столь многогранные исследования, оказываются упущены некоторые значимые аспекты изучения фотографии, что связано с междисциплинарностью объекта исследования. Значимость данных аспектов обусловлена тем, что они позволяют выдвинуть такое понимание фотографии, которое удовлетворяло бы различные области знания и обладало единым методологическим основанием. Сформулируем их тезисно:

1.                  С общефилософских позиций фотография выступает новой формой мифа, народного сказания. Философское осмысление фотографии в большинстве исследований ограничено постулатами, подобными следующему: «Мы пытаемся таким образом остановить мгновение и иногда нам это удается» (см. «место памяти» у С. А. Лишаева).

Напомним, что миф как объект исследования понимается различно: он тесно связан с языком (А. Потебня), это форма выражения сознания и чувств (А. Лосев), вторичная семиологическая система, то есть «метаязык» (Р. Барт). Пожалуй, наименее научно и наиболее объективно для современного понимания мифа сказал Ф. Х. Кессиди: «миф — это чувственный образ и представление, своеобразное мироощущение, а не миропонимание, не подвластное разуму сознание, скорее даже доразумное сознание. Грезы, волны фантазии — вот что такое миф».

Отметим, что все теории указывают на некое над-сознательное представление человека об окружающем его мире. Именно это мы находим и в фотографии.

К примеру, именно фотография в настоящее время конструирует образ идеального человека, идеальной семьи, идеальной пары, идеального города. Можно было бы счесть фотографирование психологической терапией, вроде сказкотерапии, однако дело усложняется массовостью. Сказкотерапия остается в рамках отдельных практик и процент людей, использовавших этот прием для самопознания, не велик. Фотографирование повсеместно и не осознается как психологическая практика, в отличие от искусственных инструментов. Скорее всего, мы имеем дело с естественным способом рефлексии, мифологизирования и самопознания. Заметим, что именно этими качествами обладает и язык, речь. Итак, мы полагаем, что фотография — это новый вид коллективного сказания, визуальный миф.

2.                  Фотография изменяет повседневные практики. Так, раньше в религиозной системе ценностей молились перед едой, сейчас — ее фотографируют и выкладывают в Instagram. Казалось бы, пристальное внимание к этической парадигме и потребностям оценить любое действие с позиций «хорошо — плохо» полностью сменилось эстетической школой «красиво — безобразно». Однако это не так. На практике эстетическая система ценностей легла на этическую шкалу. К примеру, социальные сети, введя лайки, обеспечили критерий оценки и одобрения со стороны социума: «много лайков — это красиво и значит хорошо» / «мало лайков — это безобразно и значит плохо».

3.                  Фотография использует событие как объект визуализации. Однако она же его (событие) и порождает. Фиксируя в любительских семейных альбомах дни рождения, свадьбы, годовщины, отпускные поездки, мы следуем традиционной системе ценностей и поддерживаем преемственность культурного кода: «церемония семейного празднества должна быть сфотографирована, «потому что она реализует образ, который группа стремится иметь о себе как свой образ» (В. Круткин).

Фотографируя повседневность, то, что происходит регулярно, ежедневно или часто, мы вынуждены творчески переосмыслять увиденное. Обычно считалось, что это под силу лишь художественной фотографии. Однако многочисленность фотографий еды, рабочего места, явлений погоды и подобных «событий» повседневности в Instagram создало феномен, где событийность оказалась размытой. Сегодня можно уверенно говорить о том, что традиционная система событийных ценностей оказалась разрушенной и ее коды имеют сугубо индивидуальные варианты. Вместе с тем на основе близости тем или иным индивидуальным кодам формируются новые социальные группы — преимущественно малые. Таким образом, фотография и ее повсеместность зафиксировала переход от традиционной системы ценностей и кодов к индивидуальным и малогрупповым.

Таким образом, мы думаем, что фотография — это не просто разновидность визуального языка и не только иллюстративный исторический или социологический источник. Фотография — это совершенно новый культурный код, позволяющий расширить культурный мир человека.

Литература:

1.                  Богданова Н. М. Фотография как объект социологического познания: автореферат дис.... канд. социол. наук: 22.00.01. — М., 2014.         

2.                  Воронцова Е. А. Роль фотографии в трансформации визуальной культуры рубежа XIX — XX вв. (опыт Воронежской губернии в общероссийском контексте): автореферат дис.... канд. культурологии: 24.00.01. — Ярославль, 2013.

3.                  Викулина Е. И. Репрезентация тела в советской фотографии «оттепели»: автореферат дис.... канд. культурологии: 24.00.01. — М., 2012.

4.                  Бойцова О. Ю. Любительская фотография в городской культуре России конца XX в.: визуально-антропологический анализ: автореферат дис.... канд. истор. наук: 07.00.07. — СПб., 2010.

5.                  Идрисова Р. Р. Становление и развитие фотографического дела в Казани и Казанской губернии: 1843–1918 гг.: автореферат дис.... канд. истор. наук: 07.00.02. — Казань, 2013.

6.                  Андрианова Е. Н. Коллекция фотографий документального фонда государственного центрального музея современной истории России как источник по истории повседневности: автореферат дис.... канд. истор. наук: 07.00.09. — М., 2012.

7.                  Чистякова, В. П. Семейная фотография второй половины XIX — начала XX в. в России: опыт этнологического и источниковедческого анализа: автореферат дис.... канд. истор. наук: 07.00.07. — М., 2012.

8.                  Карбасова Е. Б. Фотография: концептуализация реальности: автореферат дис.... канд. философ. наук: 24.00.01. — СПб., 2013.

9.                  Беляков З. С. Концепции фотографии в западной философии XX века: проблема тематизации языка фотографии: автореферат дис.... канд. философ. наук: 09.00.03. — Томск, 2009.

10.              Аветян Н. Ю. Сергей Львович Левицкий и проблемы изучения русской фотографии XIX века: автореферат дис.... канд. искусствоведения: 17.00.09. — СПб., 2012.

11.              Горленко Н. М. Живопись и фотография в России во второй половине XIX — начале XX века: автореферат дис.... канд. искусствоведения: 17.00.04. — М., 2010.

12.              Ислеева С. Я. Архитектурная фотография как инструмент творческой деятельности архитектора: автореферат дис.... канд. архитектуры: 18.00.01. — Н.Новгород, 2009.

13.              Сабунин А. Е. Метафорическое отображение действительности в пресс-фотографии российских деловых журналов начала XXI века: автореферат дис.... канд. филол. наук: 10.01.10. — М., 2011.

14.              Смородина В. А. Документальная фотография в российских иллюстрированных изданиях периода Первой мировой войны: 1914–1917 гг.: автореферат дис.... канд. филол. наук: 10.01.10. — СПб., 2000.

15.              Мелешников А. А. Восприятие личности по фотографии при общении в интернет: на материале сайтов знакомств: автореферат дис.... канд. психол. наук: 19.00.05. — Ярославль, 2010.

16.              Барабаш О. Ю. Формирование профессиональной фотографической культуры будущего журналиста: автореферат дис.... канд. пед. наук: 13.00.08. — Ставрополь, 2006.

17.              Артёмова М. Г. Политическая пресс-фотография в информационно-аналитическом еженедельном журнале (социальные факторы восприятия): автореферат дис.... канд. полит. наук: 10.01.10. — СПб., 2004       .

18.              Трущенков И. В. Использование цифровой фотографии в криминалистических экспертизах: автореферат дис.... канд. юрид. наук: 12.00.09. — М., 2011.

Основные термины (генерируются автоматически): фотография, визуальная антропология, визуальная социология, культурный код, образ, традиционная система ценностей.


Похожие статьи

Научный статус социальной и культурной антропологии...

Предметом культурно-социальной антропологии являются следующие теоретические проблемы.

Социология так же, как и формирующаяся социальная антропология, была своего рода

Визуальное в контексте анализа дискурсивных практик в философии М. Фуко.

Роль трансформации семиотики прически в межкультурной...

Знаки образуют систему, код или язык (вербальный, язык жестов, культурный код) [11, с. 104.].

В условиях традиционных культур прическа подчинялась визуальным эстетическим требованиям эпохи (имитации

Леви-Строс, К. Структурная антропология / К. Леви-Строс.

Культурно-антропологический аспект Instagram

Таким образом, культурно-антропологическое значение Instagram связано не только с изменением повседневных практик, с коррекцией форм социального признания и

4. Бойцова О. Ю. Любительские фото: визуальная культура повседневности. — СПб., 2013.

Визуальная репрезентация: семиотические и философские...

Key words: visual culture, semiotics, representation, culture, society. Современная культурная направленность визуальной репрезентации

Шапиро, М. Некоторые проблемы семиотики визуального искусства. Пространство изображения и средства создания знака-образа.

Дизайн рекламы в контексте конструирования визуального кода...

маркетинг, реклама, дизайн, дизайн рекламы, визуальный код, визуальная культура, социокультурное пространство. Похожие статьи. Сербская традиционная дромена в контексте развития современной праздничной культуры.

К проблеме типологизации культурных парадигм...

Достижение 1950-х годов в области этнологии, а также культурной и социальной антропологии заметно расширили возможности классификации самых различных культур

Самосознание человека такой культуры также разительным образом отличается от культур Традиционных.

Кино и телевидение как одни из основных факторов...

Термин «визуальная культура» появился на стыке таких дисциплин как история и теория искусства, теория кино, антропология и др.

Через зрение произведение вводится в систему имеющихся ценностей, в процессе рассматривания оно многократно усиливается...

Формирование культуры пользователей посредством...

Главным ресурсом вдохновения дизайна традиционно остается веб-пространство и все, что его окружает. Новая система электронного взаимодействия, сформированная веб-дизайном, посредством визуальной композиции веб-сайтов транслирует культурные ценности и...

Похожие статьи

Научный статус социальной и культурной антропологии...

Предметом культурно-социальной антропологии являются следующие теоретические проблемы.

Социология так же, как и формирующаяся социальная антропология, была своего рода

Визуальное в контексте анализа дискурсивных практик в философии М. Фуко.

Роль трансформации семиотики прически в межкультурной...

Знаки образуют систему, код или язык (вербальный, язык жестов, культурный код) [11, с. 104.].

В условиях традиционных культур прическа подчинялась визуальным эстетическим требованиям эпохи (имитации

Леви-Строс, К. Структурная антропология / К. Леви-Строс.

Культурно-антропологический аспект Instagram

Таким образом, культурно-антропологическое значение Instagram связано не только с изменением повседневных практик, с коррекцией форм социального признания и

4. Бойцова О. Ю. Любительские фото: визуальная культура повседневности. — СПб., 2013.

Визуальная репрезентация: семиотические и философские...

Key words: visual culture, semiotics, representation, culture, society. Современная культурная направленность визуальной репрезентации

Шапиро, М. Некоторые проблемы семиотики визуального искусства. Пространство изображения и средства создания знака-образа.

Дизайн рекламы в контексте конструирования визуального кода...

маркетинг, реклама, дизайн, дизайн рекламы, визуальный код, визуальная культура, социокультурное пространство. Похожие статьи. Сербская традиционная дромена в контексте развития современной праздничной культуры.

К проблеме типологизации культурных парадигм...

Достижение 1950-х годов в области этнологии, а также культурной и социальной антропологии заметно расширили возможности классификации самых различных культур

Самосознание человека такой культуры также разительным образом отличается от культур Традиционных.

Кино и телевидение как одни из основных факторов...

Термин «визуальная культура» появился на стыке таких дисциплин как история и теория искусства, теория кино, антропология и др.

Через зрение произведение вводится в систему имеющихся ценностей, в процессе рассматривания оно многократно усиливается...

Формирование культуры пользователей посредством...

Главным ресурсом вдохновения дизайна традиционно остается веб-пространство и все, что его окружает. Новая система электронного взаимодействия, сформированная веб-дизайном, посредством визуальной композиции веб-сайтов транслирует культурные ценности и...

Задать вопрос