Дизайн транспортной упаковки как целесообразная необходимость | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кузьмина, Т. Е. Дизайн транспортной упаковки как целесообразная необходимость / Т. Е. Кузьмина, Р. Р. Абучкаев, А. Н. Бодьян, М. Д. Прач. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 15 (74). — С. 95-97. — URL: https://moluch.ru/archive/74/12570/ (дата обращения: 16.04.2024).

Рассмотрены необходимость и особенности работы над дизайном транспортной тары, этапы разработки дизайна, представлены отдельные варианты дизайна, дано обоснование композиционного решения.

Ключевые слова: дизайн, транспортная тара, этапы работы над дизайном.

Транспортная упаковка сегодня предназначена не только непосредственно для доставки товара по назначению, сохранению товара. Транспортная упаковка, как любая другая упаковка, является одним из основных носителей фирменного стиля, который призван формировать имидж предприятия, отражать характер его деятельности, способствовать запоминанию торговой марки, идентификации производителя и т. д. Транспортная тара не должна быть безликой. Что требует проработки дизайна и подобной упаковки. Понимание этого демонстрируют все крупные производители, к этому пониманию приходят и все остальные.

Этапы разработки дизайна транспортной тары рассмотрим на примере упаковки для ОАО «ММК-Метиз». Ключевыми моментами при работе над дизайном являются: понимание идейных, стилевых и индивидуальных особенностей; поиск соответствующего композиционного и графического оформления, проработки изобразительных образов, цветовое и шрифтовое решение, соединенные в единое художественное целое всех ее элементов, а также верстка с учетом требований к допечатной подготовке и особенностей печатных технологий. Как и в любой сфере дизайна, создавая дизайн упаковки, нужно опираться на классические законы композиции: цельность и единство, равновесие, соподчинение и т. д. Композиция делает произведение цельным, выразительным и гармоничным, создает единое композиционное пространство в соответствии с определенной идеей [1, 2, 3, 4].

Работа требует последовательного решения следующих задач: литературный обзор, анализ проектной ситуации, анализ аналогов подобной продукции, выявление проблемы, формулировка проектной концепции, требований к предмету проектирования, разработка поисковых вариантов дизайна упаковки, проработка и обоснование итогового варианта дизайна, согласование с заказчиком [4, 5].

Прежде, чем приступить к работе над дизайном, необходимо не только получить исходные данные у заказчика, выслушать его пожелания, предпочтения, но и максимально полно уточнить и зафиксировать в виде технического задания все возможные ключевые моменты. Важность этого этапа трудно переоценить. Грамотно составленное техническое задание будет способствовать не только творческому поиску дизайнера, определит ожидаемый объем и состав работы по дизайну, но и поможет в определенной степени «обезопасить» дизайнера на завершающем этапе от непредвиденных ситуаций. Предприятие ОАО «ММК-Метиз» производит крепежные изделия (метизная продукция), для которых требовалось разработать дизайн транспортной упаковки. При этом предполагалось, что производство упаковки будет осуществляться на предприятии, выпускающем упаковку из гофрокартона. При составлении технического задания согласовывались следующие основные моменты: на какую целевую аудиторию позиционируется продукт; технологические, маркетинговые особенности упаковываемых изделий; используемая графика (основные элементы фирменного стиля, в т. ч. фирменный знак предприятия, фирменный цвет, используемая графика) и размещаемый текст (сведения о производителе, контактная информация, технические характеристики изделий и т. п.); используемый материал упаковки (гофрокартон), точные размеры упаковки, форма; ожидаемый объем и состав работы по дизайну; другие рекомендации (пожелания) заказчика.

Творческий поиск начинается с литературного обзора по теме и анализа проектной ситуации. Особенности упаковываемого материала, безусловно, влияют как на характер используемой в дизайне графики, так и на выбор упаковочного материала, который, в свою очередь, влияет на выбор способа нанесения печати. Важно сразу на первом этапе работы определиться с выбором способа печати, ознакомиться с используемым печатным оборудованием, выяснить требования по допечатной подготовке, т. к. это может существенно повлиять на особенности разрабатываемого дизайна. Учитывая используемый материал упаковки — гофрокартон, наиболее оптимальным способом печати будет флексография [6, 7, 8]. Предприятие-производитель гофротары располагает возможностью нанесения флексопечати, но печатное оборудование довольно старое, печать осуществляется в 1–2 краски, но в нашем случае это не является существенным недостатком. Анализируя проектную ситуацию, определились не только с выбором материала и способа печати, литературный обзор по теме способствовал формированию общего идейного решения, выбору цветового и графического решения.

Особое внимание уделяется этапу анализа аналогов упаковки, в результате которого выявлены характерные достоинства и недостатки, что позволило учитывать их при работе над дизайн-проектом.

Формулировка проектной концепции. Дизайн упаковки должен, в первую очередь, соответствовать фирменному стилю предприятия-производителя крепежной продукции. Кроме того, упаковка должна отвечать следующему комплексу требований:

-          функциональные (обеспечение сохранности упаковываемого продукта, возможность использования упаковки на протяжении всего промежутка логистических операций),

-          эргономические (простота и удобство в использовании, в процессе эксплуатации),

-          эстетические (узнаваемость, выделение среди аналогов, привлекательность, информативность, читаемость информации, выбор цветографического решения должен соответствовать как фирменному стилю предприятия, так и характеру продукта, композиционная проработка и целостность образа, графические элементы должны быть представлены в жесткой векторной графике),

-          технологические (соблюдение требований по используемым форматам, размерам, 1 или 2-х цветная флексопечать (Panton), печать на 4-х лицевых сторонах упаковки, отказ от градиентов, исключить изображения — фотографии, учет комплекса требований по допечатной подготовке, дизайн и допечатная подготовка должны обеспечивать наиболее полное соответствие параметров при печати),

-          требования стандартов к информации на упаковках, маркировке упаковок.

Далее разрабатывались варианты дизайна упаковки (представление должно быть и в виде развертки упаковки, и в объемном виде, для удобства оценки и согласования с заказчиком), на рисунке представлены некоторые из них. Использовались графические редакторы: Adobe Photoshop, Corel DRAW. Этап разработки поисковых вариантов может оказаться самым продолжительным, поэтому желательно с заказчиком оговорить количество вариантов и прописать это в техническом задании. Итак, итоговые варианты удовлетворяют предъявляемым требованиям. Стилизованная графика наиболее полно и точно выражает идею и характер упаковываемых изделий, соответствует фирменному стилю предприятия-производителя. Грамотно решено взаимное расположение графики и текстовых блоков. Текст читаемый. Композиционное решение целостно. Учтены все технологические требования, при допечатной подготовке учтены особенности печати. Дизайн гармоничен, привлекает внимание, способствует запоминанию торговой марки и идентификации производителя продукции. Выполнен комплекс потребительских требований к предмету проектирования.

 Описание: N:\ХД\Поиски\14-19_новые реквизиты\14_№846_3_поддоны_новые реквизиты.jpg

Описание: N:\ХД\Поиски\14-19_новые реквизиты\16_№846_3_поддоны_новые реквизиты.jpg Описание: N:\ХД\Поиски\14-19_новые реквизиты\17_№846_3_поддоны_новые реквизиты.jpg

Описание: N:\ХД\Поиски\14-19_новые реквизиты\18_№846_3_поддоны_новые реквизиты.jpg Описание: N:\ХД\Поиски\14-19_новые реквизиты\19_№846_3_поддоны_новые реквизиты.jpg

Рис. 1. Варианты дизайна

Таким образом, в основе разработанного дизайна транспортной упаковки лежат факторы: сбалансированности, контраста, пропорциональности, направленности взгляда и целостности композиции. Дизайном подчеркнуты характер, индивидуальность товара и торговой марки. Подобранное стилевое решение в целом способствует ассоциативной идентификации и запоминаемости товаропроизводителя.

Литература:

1.         Бодьян Л. А., Агапова И. Б., Трофимов Д. В., Ерочкина И. В. Роль дизайна в современном упаковочном производстве / Л. А. Бодьян, И. Б. Агапова, Д. В. Трофимов, И. В. Ерочкина // Химия. Технология. Качество. Состояние, проблемы и перспективы развития: межвузовский сборник научных трудов. — Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, 2009. С.23–25.

2.         Дизайн упаковки: форма и оформление [на англ.] [Текст]. / [Л.Херриотт] — М.: РИП-холдинг, 2007. — 304с.

3.         Волошко, Н. И. Эстетика и дизайн товаров [Текст]: учебно-практ.пособие / Н. И. Волошко.– М.: ИТК Дашков и К. 2008. — 254с.

4.         Бодьян Л. А., Медяник Н. Л., Савочкина Л. В. Основы теории цвета. Физиологические и психологические основы цветовосприятия: учеб. пособие / Л. А. Бодьян, Н. Л. Медяник, Л. В. Савочкина. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2010. 90с.

5.         Бодьян Л. А., Грачева Н. А. Разработка дизайна обложки книги / Л. А. Бодьян, Н. А. Грачева // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования: материалы 70 межрегион. науч.-техн. конференции. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2012. Т. 1. № 71. С. 289–293

6.         Бодьян Л. А., Бербер С. С. Актуальные вопросы в области нанесения качественной печати на упаковочные материалы и упаковку / Л. А. Бодьян, С. С. Бербер // Химия. Технология. Качество. Состояние, проблемы и перспективы развития: Сб. материалов международной заочной научно-технической конф. (22 мая 2012 года). — Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2012. С.70–74.

7.         Бодьян Л. А., Гукова В. А. Гибкая упаковка и печатные технологии сегодня / Л. А. Бодьян, В. А. Гукова // Тенденции и перспективы развития современного научного знания: материалы X Международной научно-практической конференции, 7 апреля 2014г. — Москва: Изд-во «Спецкнига», 2014. С. 44–50

8.         Бодьян Л. А., Кремнева А. В. Цветовые измерения как один из этапов обеспечения качественной печати на упаковочных материалах и упаковке / Л. А. Бодьян, А. В. Кремнева // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования: материалы 70 межрегион. науч.-техн. конференции. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2012. Т. 1. № 70. С. 206–208.

Основные термины (генерируются автоматически): допечатная подготовка, дизайн, транспортная тара, литературный обзор, проектная ситуация, техническое задание, транспортная упаковка, композиционное решение, проектная концепция, фирменный стиль.


Ключевые слова

дизайн, транспортная тара, этапы работы над дизайном., этапы работы над дизайном

Похожие статьи

Особенности использования графических средств в дизайне...

Кроме того, при работе над дизайн-проектом упаковки важно сразу на первом этапе работы определиться с выбором способа печати, ознакомиться с используемым печатным оборудованием, выяснить требования по допечатной подготовке, т. к...

Методы использования колористики в дизайн-проектировании

Разработано композиционное решение цветовых акцентов, благодаря которому достигнута функциональная нагрузка упаковки.

В рамках учебного процесса Томского Политехнического Университета по дисциплине дизайн-проектирование было выдано задание, которое...

Профессиональная подготовка будущих дизайнеров к разработке...

Ключевые слова: фирменный стиль, молодежные центры, будущее молодежи, дизайн-проект, Кореновский молодежный центр, профессиональная подготовка будущих дизайнеров.

Решение подобных задач поможет формировать у молодых дизайнеров проектное мышление.

Фирменный знак как основа имиджа и особенности его разработки

Рассмотрены необходимость и особенности работы над дизайном фирменного знака, этапы разработки дизайна, представлены отдельные варианты дизайна, даны обоснования композиционных решений.

Роль дизайнера в процессе дизайн-проектирования...

Метод аналогий — метод интерпретации творческого объекта и превращение его по средствам трансформаций в проектное решение.

Рисунок по представлению как компонент композиционной работы в процессе подготовки художника-дизайнера.

Дизайн-проектирование плаката на практических занятиях...

Проектная деятельность выступает важным этапом профессионального обучения, являясь

Эффективное проектирование плаката зависит не только от удачного решения

Данные упражнения могут использоваться в рамках курса «Дизайн-проектирование» как для...

Рисунок — основное средство выражения замысла и воплощения...

...транспортный дизайн; веб-дизайн (компьютерный дизайн); дизайн пространственной среды

В целом дизайн-проект является прописанной концепцией дизайна для конкретного

Рисунок служит технической подготовкой специалиста художественной профессии к...

Дизайн-проектирование в телевизионной среде

С точки зрения маркетинга, телеэкран объединяет в себе продукт, дистрибуцию, упаковку и продвижение.

Изучение дисциплины «Профессиональные средства подачи проекта» в процессе обучения студентов направления подготовки «Дизайн архитектурной среды».

Общие требования технической эстетики к объектам...

После получения задания художник- конструктор приступает к разработке предварительных вариантов художественно-конструкторских предложений. Этот процесс ведется параллельно с углубленным анализом исходной проектной ситуации прототипов.

Похожие статьи

Особенности использования графических средств в дизайне...

Кроме того, при работе над дизайн-проектом упаковки важно сразу на первом этапе работы определиться с выбором способа печати, ознакомиться с используемым печатным оборудованием, выяснить требования по допечатной подготовке, т. к...

Методы использования колористики в дизайн-проектировании

Разработано композиционное решение цветовых акцентов, благодаря которому достигнута функциональная нагрузка упаковки.

В рамках учебного процесса Томского Политехнического Университета по дисциплине дизайн-проектирование было выдано задание, которое...

Профессиональная подготовка будущих дизайнеров к разработке...

Ключевые слова: фирменный стиль, молодежные центры, будущее молодежи, дизайн-проект, Кореновский молодежный центр, профессиональная подготовка будущих дизайнеров.

Решение подобных задач поможет формировать у молодых дизайнеров проектное мышление.

Фирменный знак как основа имиджа и особенности его разработки

Рассмотрены необходимость и особенности работы над дизайном фирменного знака, этапы разработки дизайна, представлены отдельные варианты дизайна, даны обоснования композиционных решений.

Роль дизайнера в процессе дизайн-проектирования...

Метод аналогий — метод интерпретации творческого объекта и превращение его по средствам трансформаций в проектное решение.

Рисунок по представлению как компонент композиционной работы в процессе подготовки художника-дизайнера.

Дизайн-проектирование плаката на практических занятиях...

Проектная деятельность выступает важным этапом профессионального обучения, являясь

Эффективное проектирование плаката зависит не только от удачного решения

Данные упражнения могут использоваться в рамках курса «Дизайн-проектирование» как для...

Рисунок — основное средство выражения замысла и воплощения...

...транспортный дизайн; веб-дизайн (компьютерный дизайн); дизайн пространственной среды

В целом дизайн-проект является прописанной концепцией дизайна для конкретного

Рисунок служит технической подготовкой специалиста художественной профессии к...

Дизайн-проектирование в телевизионной среде

С точки зрения маркетинга, телеэкран объединяет в себе продукт, дистрибуцию, упаковку и продвижение.

Изучение дисциплины «Профессиональные средства подачи проекта» в процессе обучения студентов направления подготовки «Дизайн архитектурной среды».

Общие требования технической эстетики к объектам...

После получения задания художник- конструктор приступает к разработке предварительных вариантов художественно-конструкторских предложений. Этот процесс ведется параллельно с углубленным анализом исходной проектной ситуации прототипов.

Задать вопрос