Анализ развития физических качеств студенток Западного Казахстана, обучающихся в медицинском вузе, под влиянием различных методик | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Бобырева М. М., Абрамов Д. А., Жетимеков Е. Т., Шиганаков А. Т. Анализ развития физических качеств студенток Западного Казахстана, обучающихся в медицинском вузе, под влиянием различных методик // Молодой ученый. — 2014. — №15. — С. 315-317. — URL https://moluch.ru/archive/74/12533/ (дата обращения: 19.10.2018).

Введение. В условиях сокращения часов занятий Физическим воспитанием в вузах Казахстана [1, с.6] необходимо искать новые подходы к оздоровлению студентов и привлечению их к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом [2, с.34]. Переход на западный формат проведения занятий, в котором студент сам выбирает вид физкультурно-спортивной деятельности [3, с.19], в наших условиях еще не возможен. О развитии студенческого спорта приходится только мечтать. Проблемы возникают в нехватке спортивной базы, недостаточности материального обеспечения учебно-тренировочного процесса и непонимании руководителями трудности подготовки конкурентоспособного спортсмена в условиях нефизкультурного вуза. А пока не решены эти проблемы, необходимо строить учебный процесс хотя бы с учетом профессионально-прикладной направленности основных специальностей вуза и оздоровительной составляющей.

Разработано много очень интересных методик для внедрения в процесс физического воспитания в вузе [4, с.16; 5, с.34]. К сожалению, применение авторских методик в процессе физического воспитания не всегда представляется возможным, так как введение новшеств, даже если они и очень действенны и дают хорошие результаты [6, с.146; 7, с.71; 8, с.24; 9, с.20], 75 % преподавательского состава воспринимает как личное оскорбление. У тех, кто проработал больше 15–20 лет, возникают трудности с переходом к новым методикам из-за неприятия к методическим выкладкам более молодых сотрудников, а те, кто пришел на кафедру из спорта, вообще не принимают ничего из других видов спорта, основываясь исключительно на собственном опыте. В своем исследовании мы постарались учесть и это, утвердив в качестве экспериментальных методик три вида деятельности: спортивные игры, легкую атлетику и общую физическую подготовку.

Методы и организация исследования. Сравним результаты двухлетнего эксперимента — итоги практических занятий по физическому воспитанию на момент окончания 2012–2013 и 2013–2014 учебных годов, которые были протестированы в мае 2013 и 2014 годов. Напомним, что изначально студенты методом рандомизации были распределены по группам, соответствующим конкретным методикам проведения практических занятий. Каждая группа занималась в отдельном спортивном зале: 1 зал — группа по методике с преимущественным использованием средств и методов спортивных игр (баскетбол, волейбол, бадминтон); 2 зал — группа, занимающаяся с применением элементов легкой атлетики; 3 зал — группа ОФП силовой направленности [10, с.57].

Следует отметить, что количество испытуемых весной 2014 г во всех группах увеличилось по сравнению с прошлым годом за счет возврата студенток из специального отделения.

Результаты исследования. Итак, рассмотрим изменения, произошедшие в физической подготовленности со студентками, поступившими на 1 курс в 2012 году.

Таблица 1

Результаты тестирования 1 группы (спортивные игры)

Тест

Время тестирования

Р

Весна 2013 (n=156)

Весна 2014 (n=167)

1000 м, с

334,01±3,19

323,05±3,12

0,05

100 м, с

18,42±0,09

18,59±0,1

-

20 м, с

4,05±0,02

4,15±0,02

0,001

Поднимание туловища, кол-во раз

27,58±0,67

29,53±0,52

0,05

Прыжки через скакалку за 1 мин, кол-во раз

60,31±0,85

63,11±0,77

0,05

Наклон вперед, см

14,76±0,43

14,85±0,41

-

Челночный бег 4х9 м, с

11,76±0,12

12,25±0,05

0,001

Прыжок в длину, см

166,01±1,18

158,72±1,11

0,001

Бросок набивного мяча, см

469,75±5,63

503,73±5,16

0,001

Упор присев-упор лежа за 30 с, кол-во раз

16,67±0,43

16,74±0,35

-

В группе, занимавшейся физической культурой с элементами спортивных игр, зафиксировано достоверное повышение результатов по тестам: бег 1000 м (Р<0,05), поднимание туловища из положения лежа на спине согнув ноги, руки за голову (Р<0,05) и прыжки через скакалку за 1 мин (Р<0,05), бросок набивного мяча из-за головы из положения сидя ноги врозь (Р<0,001). По тестам бег 20 м, челночный бег 4х9 м, прыжок в длину с места отмечена отрицательная тенденция (Р<0,001). По остальным испытаниям (бег 100 м, наклон вперед из положения сидя и упор присев-упор лежа за 30 сек) достоверных изменений не произошло.

Таблица 2

Результаты тестирования 2 группы (легкая атлетика)

Тест

Время тестирования

Р

Весна 2013 (n=102)

Весна 2014 (n=108)

1000 м, с

335,49±3,52

320,69±2,99

0,01

100 м, с

18,52±0,16

18,11±0,12

0,1

20 м, с

4,09±0,02

4,07±0,02

-

Поднимание туловища, кол-во раз

28,23±0,82

27,12±0,92

-

Прыжки через скакалку за 1 мин, кол-во раз

63,04±1,35

65,17±1,33

-

Наклон вперед, см

16,64±0,61

16,1±0,61

-

Челночный бег 4х9 м, с

11,86±0,08

11,7±0,05

-

Прыжок в длину, см

163,33±1,81

163,72±1,59

-

Бросок набивного мяча, см

483,2±5,93

498,92±6,98

-

Упор присев-упор лежа за 30 с, кол-во раз

20,77±0,52

20,92±0,45

-

Группа, занимавшаяся с использованием легкоатлетических упражнений, улучшила результаты по тестам 1000 м (Р<0,01) и 100 м (Р<0,1). По всем остальным тестам достоверных изменений не произошло, хотя они и незначительно улучшены. Это тоже неплохой результат, так как понижения результатов не произошло.

Студентки группы ОФП добились позитивных изменений в тестах бег 1000 м (Р<0,001) и наклон вперед из положения сидя (Р<0,05). Отмечен и ряд ухудшений: бег 20 м (Р<0,001), челночный бег 4х9 м (Р<0,05) и упор присев-упор лежа (Р<0,01). По всем остальным достоверных изменений не отмечено.

Таблица 3

Результаты тестирования 3 группы (ОФП)

Тест

Время тестирования

Р

Весна 2013 (n=97)

Весна 2014 (n=112)

1000 м, с

360,01±4,26

334,69±3,23

0,001

100 м, с

18,63±0,15

18,53±0,12

-

20 м, с

3,93±0,02

4,06±0,02

0,001

Поднимание туловища, кол-во раз

29,28±0,84

30,46±0,79

-

Прыжки через скакалку за 1 мин, кол-во раз

69,63±1,5

69,94±1,29

-

Наклон вперед, см

13,27±0,54

14,85±0,47

0,05

Челночный бег 4х9 м, с

12,01±0,05

12,18±0,06

0,05

Прыжок в длину, см

160,46±1,49

162,92±1,47

-

Бросок набивного мяча, см

523,12±8,55

532,31±6,57

-

Упор присев-упор лежа за 30 с, кол-во раз

24,43±0,36

22,6±0,47

0,01

Если сравнивать результаты для выявления лучших показателей на окончание 2014 учебного года, то можно отметить, что по тесту бег 1000 м, группа ОФП имеет худшую динамику, чем 1 и 2 группы (Р<0,01), между которыми достоверной разницы нет. В скоростном тесте бег 100 м группа 2 показала самый достоверно лучший результат (Р<0,01). Результаты развития мышц брюшного пресса в 1 и 3 группах практически идентичны, а во 2 группе они не только ниже чем у однокурсниц, но и снизились по сравнению с прошлым годом. Гибкость в тесте наклон вперед оказалась лучше у студенток 2 группы (Р<0,001). Испытуемые группы ОФП показали стабильный рост в прыжках через скакалку (Р<0,001), а также в скоростно-силовых тестах бросок набивного мяча и упор присев-упор лежа за 30 с (Р<0,001). Прыжок в длину в 1 группе оказался хуже, чем у представительниц других групп (Р<0,05).

Следовательно, по тестам скоростно-силовой и координационной направленности, а также гибкости, методика с использованием средств легкой атлетики влияет более эффективно, чем методы спортивных игр и ОФП. Повышение результативности в беговых испытаниях 100 м и 1000 м во всех группах связано с нормативами дифференцированного зачета по физическому воспитанию.

Худшая статистика выявлена в 1 группе. Снижение результатов прыжков в длину с места в 1 группе можно объяснить тем, что в спортивных играх прыжки в основном направлены вверх, а не в длину. Вопреки ожиданиям ухудшились скоростно-силовые, координационные показатели (бег 20 м, челночный бег 4х9 м) несмотря на то, что в программе практических занятий и контрольных нормативах присутствовали элементы спортивной игры баскетбол, которые подразумевают развитие навыков скоростного маневрирования как с мячом, так и без него.

Мы обратились к преподавателям, которые вели занятия в группе № 1. Вместе проанализировав результаты второкурсниц, мы пришли к выводу, что начальная подготовленность студенток по спортивным играм (волейбол, баскетбол и бадминтон) крайне низка. Преподаватели были вынуждены тратить огромное количество времени на отработку и совершенствование техники владения мячом или воланом на месте. Следовательно, нельзя утверждать, что занятия спортивными играми отрицательно влияют на рост физической подготовленности.

Выводы.

Во всех трех группах зафиксировано достоверное повышение выносливости.

В группах ОФП и легкой атлетики в программу занятий следует внести разнообразие путем использования подвижных игр и танцевальных комплексов.

Необходимо внести коррективы в ход практических занятий, начиная с первого года обучения, где больше внимания следует уделять именно технике выполнения упражнений в течение осеннего семестра. Весенний же семестр должен быть направлен на закрепление навыков и начало освоения новых, более сложных приемов и элементов. Особенно это касается группы спортивных игр.

Литература:

1.    Закон Республики Казахстан от 3 июля 2014 года № 228-V ЗРК URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1400000228#z312 (дата обращения: 30.08.2014)

2.    Гордеева Н. А. Роль физической культуры в формировании здорового образа жизни студентов// Медико-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни: сборник научных статей II Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. Том 2 — Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2013. — С.33–36.

3.    Бурдастых А. И., Ершов Е. Н., Стазаев И. П. О концептуальных основах физкультурно-оздоровительной работы с учащейся молодежью//Медико-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни: сборник научных статей II всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. Том 2 — Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2013. — С.19–21.

4.    Анохина И. А., Катаева М. А. Построение технологии физического воспитания студентов с использованием средств плавания и комплексов физических упражнений//Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях: сборник статей X Международной научной конференции, посвященной 60-летию БГТУ им. В. Г. Шухова, 24–25 апреля 2014 года: в 2 ч. Ч.1. — Белгород: Изд-во БГТУ, 2014. — С.15–18.

5.    Зубкова, Т. И. Особенности применения хореографических упражнений при работе со студентами разной степени физической подготовленности / Т. И. Зубкова // Теория и практика физической культуры. — 2006. — № 4. — С. 34.

6.    Орехов Е. Ф. Модульная схема построения образовательного процесса обучающихся в отрасли физической культуры и спорта// Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. — 2013. — № 4(29). — С.140–147.

7.    Защук С. Г., Ивчатова Т. В. баскетбол в физическом воспитании студентов нефизкультурных вузов //Проблеми фізичного виховання і спорту. — 2010. — №. 5. — С. 69–72.

8.    Андрюшенко Л. Б., Лосева И. В., Вялкина Т. Г. Ритмическая гимнастика в процессе физического воспитания студентов ВУЗа //Теория и практика физической культуры. — 2004. — №. 5. — С. 22–25.

9.      Бобырева М. М. Совершенствование методики профессионально-прикладной физической подготовки студентов медицинских вузов: автореф… канд. пед. наук: 13.00.04 -Алматы, 2008. -26 с.

10.  Бобырева М. М., Абрамов Д. А. и др. Мониторинг физической подготовленности студенток медицинского вуза Западного Казахстана// Теория и методика физической культуры — 2013. — № 4 (35). — С.57–62.

Основные термины (генерируются автоматически): группа, челночный бег, легкая атлетика, набивной мяч, физическое воспитание, тест, прыжок, поднимание туловища, Результат тестирования, время тестирования.


Похожие статьи

Методика обучения учащихся младших классов на уроках по...

Ключевые слова: спорт, воспитание, игра, ходьба, бег, прыжки, метания, кросс, быстрота, сила. Дети с увлечением бегают, прыгают и метают мяч во время игр.

Нужно помнить, что соревнования на достижение высоких практических результатов в беге, прыжках, метаниях...

Легкая атлетика в системе физического воспитания

Легкая атлетика — вид спорта, объединяющий естественные для человека физические упражнения бег, прыжки, метания.

Прыжки с места используются как средство тренировки в качестве тестов для определения уровня физической подготовки.

Анализ тестов и нормативов Всероссийского... | Молодой ученый

Первый обязательный тестчелночный бег 3х10 м или бег на 30 м. Эти испытания предусмотрены как для мальчиков, так и для девочек.

Результаты тестирования физической подготовленности детей старшей иподготовительной группы.

Метод круговой тренировки как эффективное средство повышения...

круговая тренировка, упражнение, физическое воспитание, основная часть урока, Урок, легкая атлетика, максимальный тест, общее воздействие, силовая выносливость, физическая культура.

Разработка и обоснование стандартных тренировочных заданий...

М. Я. Набатникова [5] ранжирует величину физической нагрузки на пять групп, причем автор

I. Комплексы упражнений для проведения разминки. Комплекс 1. Лёгкий бег 15–20 мин.

Пружинистые наклоны туловища к ногам, сериями из двух повторений к каждой ноге — 5 раз.

Формирование прикладных двигательных умений и навыков...

Подъем туловища (д), кол-во раз. Бросок набивного мяча 1 кг из положения сидя, см.

5. С высокого старта челночный бег с ускорением на отрезках 15–20 м с повторением 4–6 раз.

Результаты тестирования уровня физической подготовленности детей 6 классов...

Нормативы по физической подготовленности студентов вузов

Тестирование проводилось в мае 2016 года по обязательным тестам определения физической подготовленности: подтягивание из виса на перекладине, бег на 100 м и 3000 м, а также в прыжке в длину с места.

Применение нетрадиционных средств физического воспитания...

Тестирование двигательных качеств проходило с использованием комплекса педагогических контрольных тестов, характеризующих уровень развития основных физических качеств детей. Тесты по определению скоростно-силовых качеств иловкости. Бросок набивного мяча (1 кг...

Физическая подготовленность девушек 15–18 лет г. Тюмени...

После этого, сохраняя прямое положение туловища, выполнялось потягивание. Челночный бег 3х10 м (сек).

Динамика показателя времени в беге на 30 метров с высокого старта. Характеризуя результаты тестирования в беге на 30 метров, мы должны отметить, что...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Методика обучения учащихся младших классов на уроках по...

Ключевые слова: спорт, воспитание, игра, ходьба, бег, прыжки, метания, кросс, быстрота, сила. Дети с увлечением бегают, прыгают и метают мяч во время игр.

Нужно помнить, что соревнования на достижение высоких практических результатов в беге, прыжках, метаниях...

Легкая атлетика в системе физического воспитания

Легкая атлетика — вид спорта, объединяющий естественные для человека физические упражнения бег, прыжки, метания.

Прыжки с места используются как средство тренировки в качестве тестов для определения уровня физической подготовки.

Анализ тестов и нормативов Всероссийского... | Молодой ученый

Первый обязательный тестчелночный бег 3х10 м или бег на 30 м. Эти испытания предусмотрены как для мальчиков, так и для девочек.

Результаты тестирования физической подготовленности детей старшей иподготовительной группы.

Метод круговой тренировки как эффективное средство повышения...

круговая тренировка, упражнение, физическое воспитание, основная часть урока, Урок, легкая атлетика, максимальный тест, общее воздействие, силовая выносливость, физическая культура.

Разработка и обоснование стандартных тренировочных заданий...

М. Я. Набатникова [5] ранжирует величину физической нагрузки на пять групп, причем автор

I. Комплексы упражнений для проведения разминки. Комплекс 1. Лёгкий бег 15–20 мин.

Пружинистые наклоны туловища к ногам, сериями из двух повторений к каждой ноге — 5 раз.

Формирование прикладных двигательных умений и навыков...

Подъем туловища (д), кол-во раз. Бросок набивного мяча 1 кг из положения сидя, см.

5. С высокого старта челночный бег с ускорением на отрезках 15–20 м с повторением 4–6 раз.

Результаты тестирования уровня физической подготовленности детей 6 классов...

Нормативы по физической подготовленности студентов вузов

Тестирование проводилось в мае 2016 года по обязательным тестам определения физической подготовленности: подтягивание из виса на перекладине, бег на 100 м и 3000 м, а также в прыжке в длину с места.

Применение нетрадиционных средств физического воспитания...

Тестирование двигательных качеств проходило с использованием комплекса педагогических контрольных тестов, характеризующих уровень развития основных физических качеств детей. Тесты по определению скоростно-силовых качеств иловкости. Бросок набивного мяча (1 кг...

Физическая подготовленность девушек 15–18 лет г. Тюмени...

После этого, сохраняя прямое положение туловища, выполнялось потягивание. Челночный бег 3х10 м (сек).

Динамика показателя времени в беге на 30 метров с высокого старта. Характеризуя результаты тестирования в беге на 30 метров, мы должны отметить, что...

Задать вопрос