Опыт организации профессиональной ориентации обучающихся г.Ижевска (на примере управления образования г.Ижевска) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (74) сентябрь-2 2014 г.

Дата публикации: 08.09.2014

Статья просмотрена: 359 раз

Библиографическое описание:

Широбокова Н. С. Опыт организации профессиональной ориентации обучающихся г.Ижевска (на примере управления образования г.Ижевска) // Молодой ученый. — 2014. — №15. — С. 311-314. — URL https://moluch.ru/archive/74/12532/ (дата обращения: 20.07.2018).

ФГОС основного общего образования, утвержденный 17 декабря 2010 года, ориентирован на то, чтобы школа смогла воспитать «выпускника основной школы», ориентирующегося в мире профессий, понимающего значение профессиональной деятельности для человека. Формы индивидуальной и групповой организации профессиональной ориентации обучающихся должны обеспечивать для участников образовательного процесса возможность овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.

Поэтому работа образовательного учреждения должна быть направлена на то, чтобы обучающиеся освоили социальный опыт, основные социальные роли, нормы и правила общественного поведения. Она должно помочь обучающимся сформировать готовность к выбору своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами и индивидуальными способностями. И, конечно, сформировать мотивацию к труду и потребность к приобретению определенной профессии. А это предполагает владение будущим выпускником информацией и знаниями, а также умение использовать эти знания на практике.

Помощь в профессиональном самоопределении учащихся — одна из основных задач Управления образования г.Ижевска. Ежегодно администрация включает комплекс мероприятий по профессиональной ориентации в свои планы деятельности. В городе существует многолетний опыт по обеспечению обучающихся всей необходимой информацией, необходимыми практикумами, профессиональными пробами и т.д.

Образовательные учреждения г.Ижевска составляют годовые планы по профориентационной работе на основе плана Управления образования г.Ижевска. Основную работу в данном направлении осуществляют педагоги-психологи и классные руководители 9–11 классов. Педагоги-психологи ежегодно проводят элективные курсы по профориентации для старшеклассников, на которых ученики проходят различные тренинги и ролевые игры, также психологи проводят диагностику и дают актуальную информацию о мире профессий и о рынке труда г.Ижевска.

Управление образования г.Ижевска организует городские мероприятия совместно с профессиональными учебными заведениями, учреждениями дополнительного образования, организациями и предприятиями города и государственным центром занятости населения.

В последние годы активизировалась совместная деятельность средней и высшей школы по профориентации школьников (сотрудничество с ведущими высшими учебными заведениями города). При этом используются традиционные формы организации профориентационной работы с абитуриентами — ярмарки учебных мест, Дни открытых дверей, встречи с преподавателями и студентами вузов в школах города, посещение кафедр институтов, выступления представителей высших учебных заведений на родительских собраниях. Любой ижевский школьник может попробовать свои силы в олимпиадах и конкурсах различных высших учебных заведений России, информацию о которых в каждую школу предоставляет Управление образования.

Управлением образования совместно со Следственным Управлением Следственного комитета Российской Федерации по Удмуртской Республике проведено 5 профориентационных встреч старшеклассников со следователями. Во встречах приняло участие около 500 учащихся 10–11 классов школ города Ижевска, ориентированных на юридические специальности.

Ежегодно для обучающихся Управлением образования совместно с городским центром занятости населения проводятся профориентационные мастерские «Шаг к успешной карьере». Темы мастерских меняются в зависимости от актуальности и необходимости школьникам. Так, например, в 2012–2013 гг. это были «Определи свои профессиональные интересы»; «Определи свои умственные способности»; «Профиль мышления»; Профориентационная игра «Быть ли мне быть предпринимателем»; «Определи свои творческие интересы». Всего приняли участие в мастерских свыше 1500 школьников. В 2013–2014 гг. специалисты ГК УР «Центр занятости населения города Ижевска» провели следующие мастерские: рынок труда и новые профессии; профили класса; профессиональный интерес; особенности мышления и выбор профессии; темперамент и профессии; оцени свои технические способности; оцени свои математические способности; творческие способности; твоя профессиональная карьера, быть ли мне предпринимателем (игра «Бизнес-риск-мен» или «Рынок»), здоровье и выбор профессии, игра «Кто ты по профессии?».

В Ярмарках вакансий и учебных рабочих мест для молодежи, организуемых Городским центром занятости населения два раза в год, принимает участие около 4 тысяч старшеклассников.

Ежегодно в некоторых СУЗах города проходят фестивали профессий: профессиональные пробы. В этом году учащиеся посещали такие техникумы, как Ижевский техникум индустрии питания, Ижевский монтажный техникум, Ижевский машиностроительный техникум, Ижевский торгово-экономический техникум. В них они они проходили профессиональные пробы по таким специальностям, как «техническая эксплуатация грузоподъемных, дорожных и строительных механизмов», «монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий», специальности радиоэлектроники, информационных технологий др. Здесь они реально оценивают рабочую обстановку, весь технический процесс и многое другое.

Управление образования активно сотрудничает с Ижевским торгово-экономическим техникумом. 23 января 2014г. на базе Ижевского торгово-экономического техникума состоялся семинар «Профессиональные намерения и предпочтения учащихся 11-х классов общеобразовательных организаций г. Ижевска».Всеминаре приняли участие ответственные по профориентации учащихся школ г. Ижевска и специалисты Ижевского торгово-экономического техникума. Участники семинара рассмотрели вопросы профессионального самоопределения старшеклассников, был освещён 35-летний опыт техникума по подготовке востребованных специалистов для торговли, общественного питания, пищевой промышленности и сферы гостеприимства. Доведены результаты социологического исследования профессиональных намерений и предпочтений учащихся 11-х классов общеобразовательных учреждений г. Ижевска. Предложены пути решения проблемы профориентации молодежи (из опыта работы Ижевского торгово-экономического техникума).

Кроме того, ежегодно ИТЭТ предлагает профессиональные мастерские, деловые игры и мастер-классы, которые раскрывают специальности, которым они обучают (мастер-класс по оформлению кондитерских изделий с использованием современных технологий, школа юного бизнесмена «9 шагов в реальный бизнес», уроки-практикумы «Управление личными финансами», «Азбука потребителя», «Деловые игры Успешного предпринимателя», Деловые игры «знатоки закона «О защите прав потребителе»). Данные мероприятия проводятся по заявкам школ.

Очень тесно проходит работа управления образования и АОУ СПО «Техникум радиоэлектроники и информационных технологий» г.Ижевска. На базе техникума несколько лет успешно работает «Центр профориентации и подготовки трудовых ресурсов», открытый в 2008 году по распоряжению Правительства УР.

Управлением образования согласно плана в течение года на техникума были организованы и проведены компьютерное тестирование и профессиональные пробы с учащимися из  школ г. Ижевска по специальностям: монтажник РЭА и П, токарь, регулировщик, секретарь, оператор ПК, радиомеханик и др. Результаты компьютерного тестирования были переданы каждому прошедшему тестирование.

Особо можно отметить, что четвертый год подряд Управлением образования совместно с Центром и пятью промышленными предприятиями Ижевска: ОАО «ИЭМЗ «Купол», ОАО «Ижевский радиозавод», ОАО «Ижнефтемаш», ОАО «ТГК-5», ОАО «Ижевский мотозавод «Аксион-Холдинг» на базе техникума организуется и проводится Городской конкурс «Мой профессиональный выбор» [Приложение 1]. Целью данного конкурса является популяризация рабочих профессий среди учащихся школ и их родителей, что формирует у школьников положительное отношение к рабочим профессиям и дает возможность им ознакомиться с историей, традициями, продукцией, выпускаемой предприятиями нашего города.

Конкурс проходит в три этапа. На первом этапе учащиеся школ участвуют в очном туре. Отборочный тур включает 5 заданий (ребусы, анаграммы, кроссворды, головоломки, викторины, загадки, связанные с рабочими профессиями, специальностями…). Сам конкурс проходит очень динамично, результаты проверяются тут же. При этом достаточно простые задания вызывают сложности у восьмиклассников. Например, им очень сложно найти разницу в понятиях: «профессия», «специальность», «должность». Поэтому задания вызывают трудности. С другой стороны нет сильной мотивации со стороны педагога, что тоже не очень хорошо влияет на результативность самой команды, где педагог не заинтересован в победе. Причина незаинтересованности: II и III тур достаточно сложные для подготовки и необходимо участие педагога, тогда как на первый тур домашняя подготовка практически не требуется. По результатам I тура от каждого района г.Ижевска отбирается две команды, которые переходят в следующий II тур. За каждой командой закрепляется одно из промышленных предприятий г. Ижевска для выполнения заданий II и III туров. В 2013–2014 учебном году в первом туре приняло участие 72 команды из разных районов города. 18 ноября первый тур проводился для школ Первомайского района. Из 15 команд в полуфинал вышли команды школ № 59 и № 90. 19 ноября участвовали школы Ленинского района. Из 15 команд в полуфинал вышли команды школ № 12 и № 17. 20 ноября участвовали школы Индустриального района. Из 11 команд в полуфинал вышли команды школ № 69 и № 19. 21 ноября участвовали школы Устиновского района. Из 14 команд в полуфинал вышли команды школ № 41 и № 54. 22 ноября участвовали школы Октябрьского района. Из 17 команд в полуфинал вышли команды школ № 83 и № 86

Второй тур — заочный тур включает в себя следующее задание: разработка рекламного видеоролика и слогана об одном из промышленных предприятий г.Ижевска. Видеоролик может содержать информацию по одному или нескольким ниже перечисленным направлениям: описание направлений деятельности предприятия; перечень выпускаемой продукции; информацию о династиях предприятия; молодежные проекты (программы), внедряемые на предприятии; новости предприятия и т. д. Видеоролик должен привлечь внимание подростков. Наличие слогана, его актуальность, место в концепции видеоролика оценивается дополнительно. Разработанные командой видеоролики размещаются на сайте ТРИТ для заочного голосования. Количество голосов, отданных за каждый видеоролик, и результаты обсуждения подсчитываются автоматически и учитываются жюри при подведении итогов II тура. Данный этап достаточно сложен и требует больших усилий, как от учащихся, так и от педагога в его подготовке. Большое значение приобретает заинтересованность в победе и помощь администрации, педагогического коллектива и учащихся школы. Именно поэтому между первым и вторым этапом проходит полтора месяца. Учащимся необходимо посетить предприятие, сделать необходимые фото и видеоматериалы, найти необходимую информацию, придумать сценарий, разработать дизайн слогана, смонтировать видеоролик, возможно, озвучить его дополнительно. При этом для ребят сам процесс вызывает наибольший интерес. Ведь в данном случае они могут примерить на себя профессии сценариста, журналиста, оператора, режиссера, фотографа, дизайнера и др. Хотя данный конкурс не ставит это главной целью, но это тоже можно отметить как дополнительный плюс. Учащиеся сами распределяют роли и берут на себя ответственность, но все это возможно только под чутким руководством педагога, так как учащиеся 8 класса все-таки еще не осознают до конца возложенную на них ответственность и не могут определить результаты своей безответственности. Данный конкурс как раз помогает им понять основы профессиональной деятельности с внутренней стороны. По результатам II тура отбирается 5 команд (по 1 от каждого района г. Ижевска), которые переходят в следующий III тур. 10 февраля 2014г. члены жюри оценили видеоролики о промышленных предприятиях Ижевска и подвели итоги 2 тура. В финал конкурса вышли команды школ: № 83 (Октябрьский район) — ОАО «Ижевский мотозавод «Аксион-Холдинг»; № 12 (Ленинский район) — ОАО «ИЭМЗ «Купол»; № 59 (Первомайский район) — ОАО «Ижнефтемаш»; № 41 (Устиновский район) —ОАО «ТГК-5 Удмуртский филиал» (Ижевская ТЭЦ-2); № 69 (Индустриальный район) — «Ижевский радиозавод».

III тур — очный — включает в себя 2 задания: 1) визитная карточка команды (название команды, девиз, эмблема); 2) творческая работа, в произвольной форме, которая сопровождается компьютерной презентацией и включает в себя защиту профессии, предложенной промышленным предприятием. Задача команды раскрыть важность профессии, показать свое представление о возможностях построения профессионального пути, о личных качествах, которые необходимо воспитывать, чтобы достичь успеха в жизни. Творческая работа может представлять собой многожанровое действие, объединенное оригинальным сценарием и единым режиссерским решением. Данное задание тоже достаточно сложное и учащимся также было необходимо большое количество времени, чтобы представить достаточно серьезную работу. Учащиеся проводят большую подготовительную работу: они посещают экспоцентры предприятий, изучают трудовые династии заводов, историческое прошлое, технологические процессы, выявляют наиболее популярные и востребованные рабочие профессии. На основе подготовленного материала они создают свой творческий отчет о проделанной за два месяца работе, также пробуя себя в различных профессиях. Совместная работа учащихся и предприятий представляется в виде творческого отчета на заключительном этапе конкурса. Школьники окунаются достаточно серьезно в мир рабочих профессий.

17 апреля 2014г. состоялся финал данного конкурса, в котором приняли участие 6 команд, представивших самые востребованные рабочие профессии на рынке труда Удмуртской республики: команда «Новое поколение» МБОУ «СОШ № 12» представила профессию «Оператор станков с программным управлением» ОАО ИЭМЗ «Купол»; команда «Профи-41» МБОУ «Лицей № 41» представила профессию «Машинист центрального пульта управления котлами» Ижевской ТЭЦ-2 филиала ОАО «ТГК-5» Удмуртский филиал; команда «Электро-стоп» МБОУ «СОШ № 54» представила профессию «Электромонтер» Ижевской ТЭЦ-2 филиала ОАО «ТГК-5» Удмуртский филиал; команда «Гайки» МБОУ «СОШ № 59» представила профессию «Сверловщик» ОАО «Ижнефтемаш»; команда «Важный элемент» МБОУ «СОШ № 69 представила профессию «Регулировщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов» ОАО «Ижевский радиозавод»; команда «Аксионисты» МБОУ «Гимназия № 83» представила профессию «Оператор микросварки» ОАО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг».

Жюри распределило номинации следующим образом:

-        «Успешное партнерство предприятия и школы» — команде «Гайки»

-        «Творческий подход к презентации профессии» — команде «Новое поколение»

-        «Профессиональное открытие» — команде «Аксионисты»

-        «Современный взгляд на профессию» — команде «Важный элемент»

-        «Вектор успешности» — команде «Электро-стоп»

Кубок «Победитель городского конкурса «Мой профессиональный выбор» и номинацию «Профессиональный потенциал Удмуртии» завоевала команда «Профи-41».

За 4 года конкурса в конкурсе «Мой профессиональный выбор» успело поучаствовать около 2000 восьмиклассников, в 2013 году в первом туре участвовало 72 команды (школы), в 2012 году — около 600 восьмиклассников из 71 школы, 2011 — более 500 восьмиклассников из 61 школы, в 2010 году в первом туре участвовало 49 команд (школ) из разных районов г.Ижевска.

Следует отметить, что задания конкурса ежегодно меняются, обновляются и усложняются. Если в первый год конкурса (2010–2011 уч.год) перед участниками второго тура была поставлена задача — разработать визитную карточку команды (название команды, девиз, эмблема) и представить творческую работу, выполненная в виде компьютерной презентации, где команды могли отразить особенности профессий и специальностей предложенной профессиональной направленности, то в 2011–2012 году перед участниками второго тура стояла задача — разработать и оформить рекламное средство в виде буклета об одном из промышленных предприятий г. Ижевска, с целью формирования положительного имиджа промышленных предприятий в молодежной среде и популяризация рабочих профессий. А уже участникам третьего тура было предложено представить одну из самых востребованных рабочих профессий ведущих предприятий города: ОАО ИЭМЗ «Купол», ОАО «Аксион-холдинг», ОАО ИРЗ, ООО «Объединенная автомобильная группа», ОАО «Ижсталь». В следующем году (2012–2013 уч.гг) перед участниками была поставлена задача — разработать и оформить рекламное средство в виде макета баннера об одном из промышленных предприятий г. Ижевска. В 2013–2014 уч.году задания второго тура были вновь усовершенствованы, и учащимся было предложено сделать видеоролик.

Таким образом, система профориентационной работы с учащимися в городе Ижевске складывается на основе не только традиционных подходов, но и инновационных форм. Уникальность этих форм работы заключается в визуализации материально-технических и кадровых условий при непосредственном контакте учащегося с профессиональным образовательным учреждением или конкретным производством или специалистом своего дела, что невозможно заменить никакими другими информационными источниками. Динамика развития деятельности в этой сфере показывает, что органы образования пытаются строить свою деятельность не только на основе новых законов, но и в соответствии с реальными запросами учащихся и их родителей.

Управление образования г.Ижевска в данном случае выступает в качестве единого центра, который обеспечивает эффективное взаимодействие различных структур систем образования, труда, молодежной политики, занятости населения, работодателей. Несмотря на положительную динамику организации профориентационной работы Управления образования г.Ижевск, существует ряд проблем:

-          в большинстве школ отсутствуют целевые профориентационные программы, в планово-отчетной документации не всегда отражаются направления и задачи профессиональной ориентации школьников, как следствие, вся профориентационная работа сводится только к посещению городских мероприятий.

-          среди направлений учебно-воспитательной работы большинства муниципальных образовательных учреждений, профориентационная работа ставится на последнее место или вообще отсутствует.

-          не прослеживается система профориентационной работы с обучающимися 1–7 классов, что в аспекте последних социокультурных реалий становится достаточно актуальным.

-          в старших классах все чаще профессиональная ориентация (ориентация на выбор профессий и специальностей) подменяется на профильную, что ограничивает обучающихся рамками учебных предметов и сужает возможности его выбора до предметной направленности деятельности.

-          большинство мероприятий, проводимых Управлением образования, учащиеся посещают неохотно из-за их незаинтересованности в предложенных профессиях и профессиональных пробах. Отсутствует мотивация учащихся.

-          профессиональные пробы проводятся только в рамках рабочих профессий в средних профессиональных учреждениях, отсутствует практика организации профессиональных проб по профессиям высшего профессионального образования.

В связи с этим, для улучшения профорентационной работы с учащимися и помощи им в профессиональном самоопределении общеобразовательным учреждениям рекомендуется разработать профориентационные планы, программы, которые бы включали не только участие в городских мероприятиях, но и проводимые педагогом-психологом или классным руководителем уроки, классные часы, тренинги и др. Необходимо строить учебно-воспитательную работу, опираясь на необходимость формирования профессионального мировоззрения учащегося и на его готовность к выбору своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами и индивидуальными способностями и особенностями.

Основные термины (генерируются автоматически): Ижевск, Управление образования, III, профориентационная работа, команда школ, команда, школа, тур, Ижевский торгово-экономический техникум, учащийся.


Похожие статьи

Организация профессиональной ориентации учащихся в сельской...

Основные направления работы по профориентации в школе: - профориентационная диагностика (изучение способностей, склонностей, интересов учащихся)

Кроме того, учащиеся посещают ярмарки вакансий и ярмарки учебных заведений г.Ижевска, которые...

Единый день открытых дверей пилотных школ как практика...

По мнению организаторов площадок, управленческих команд «открывающихся» школ данная практика позволила им самим провести рефлексивную работу по

Особенности проектной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС основного общего образования.

Организация профориентационного и научного сотрудничества...

Статья посвящена организации профориентационной и научно-исследовательской работы

За весь период участия в московском туре авторы 4 работ были удостоены президентских

За четыре года в конкурсе приняли участие более 2000 учащихся из школ и средних...

Три ступени кружка технического творчества | Статья в журнале...

— развивать коммуникативные навыки, умение работать в коллективе, команде

Разработка мероприятий по профориентации и повышения интереса к специальностям СПО, среди школьников (профориентационный «ликбез»).

Социальное партнёрство: взаимодействие предприятий...

Школа – колледж – предприятия – заказчики кадров – вузы. Профориентационная работа со школьниками - это одно из главных направлений нашей работы.

Московским государственным университетом технологии и управления (МГУТиУ)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Организация профессиональной ориентации учащихся в сельской...

Основные направления работы по профориентации в школе: - профориентационная диагностика (изучение способностей, склонностей, интересов учащихся)

Кроме того, учащиеся посещают ярмарки вакансий и ярмарки учебных заведений г.Ижевска, которые...

Единый день открытых дверей пилотных школ как практика...

По мнению организаторов площадок, управленческих команд «открывающихся» школ данная практика позволила им самим провести рефлексивную работу по

Особенности проектной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС основного общего образования.

Организация профориентационного и научного сотрудничества...

Статья посвящена организации профориентационной и научно-исследовательской работы

За весь период участия в московском туре авторы 4 работ были удостоены президентских

За четыре года в конкурсе приняли участие более 2000 учащихся из школ и средних...

Три ступени кружка технического творчества | Статья в журнале...

— развивать коммуникативные навыки, умение работать в коллективе, команде

Разработка мероприятий по профориентации и повышения интереса к специальностям СПО, среди школьников (профориентационный «ликбез»).

Социальное партнёрство: взаимодействие предприятий...

Школа – колледж – предприятия – заказчики кадров – вузы. Профориентационная работа со школьниками - это одно из главных направлений нашей работы.

Московским государственным университетом технологии и управления (МГУТиУ)

Задать вопрос