Задачи региональной системы образования в условиях апробации Федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (74) сентябрь-2 2014 г.

Дата публикации: 08.09.2014

Статья просмотрена: 892 раза

Библиографическое описание:

Калашникова, С. А. Задачи региональной системы образования в условиях апробации Федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / С. А. Калашникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 15 (74). — С. 270-272. — URL: https://moluch.ru/archive/74/12523/ (дата обращения: 20.04.2024).

В работе представлен анализ актуального состояния и определены задачи апробации и внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях Забайкальского края.

Ключевые слова: федеральные государственные образовательные стандарты, образование детей с ограниченными возможностями здоровья, адаптированная образовательная программа, апробация ФГОС для обучающихся с ОВЗ.

В статье 3 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования определяется «обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека». Статьей 5 Закона гарантируется право каждого человека на образование, при этом устанавливаются дополнительные гарантии права на образование отдельным категориям граждан, в том числе, лицам с ограниченными возможностями здоровья [3].

В Забайкальском крае создана наиболее оптимальная на сегодняшний день региональная модель образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): наряду с государственными специальными (коррекционными) образовательными учреждениями (12 учреждений) имеется система интегрированного образования детей с ОВЗ, получающих образование в общеобразовательных и специальных (коррекционных) классах муниципальных общеобразовательных учреждений.

С 2011 года в Забайкальском крае ведется работа по организации инклюзивного образования в рамках Государственной программы «Доступная среда» на 2011–2015 годы. В 2014 году 8 образовательных организаций края были определены как пилотные площадки для реализации направления Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО) на 2011–2015 годы «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей», лот 2 «Поддержка региональных программ развития образования в условиях экспериментального перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты образования детей с ограниченными возможностями здоровья». В образовательных учреждениях, получивших статус пилотной площадки, обучаются 909 детей с ОВЗ, из них 545 детей-инвалидов.

В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ОВЗ Законом об образовании (статья 11) предусматривается включение в федеральные государственные образовательные стандарты специальных требований и (или) установление специальных федеральных государственных образовательных стандартов [3]. На сегодняшний день разработаны Концепция федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для обучающихся с ОВЗ и проекты ФГОС для обучающихся с ОВЗ всех категорий [1; 2].

Цель Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) для детей с ОВЗ — определить необходимые условия получения образования для различных категорий детей с ОВЗ; утвердить примерные адаптированные образовательные программы для различных категорий обучающихся; обозначить требования к результатам освоения адаптированных образовательных программ и к итоговым достижениям обучающихся к моменту завершения школьного образования для каждого уровня образования [1].

Разработка и апробация ФГОС образования детей с ОВЗ позволят обеспечить дифференцированный подход к образованию различных категорий детей с ОВЗ; определить обязательные требования к содержанию образования и условиям, необходимым для реализации адаптированных образовательных программ. ФГОС для детей с ОВЗ создадут нормативную основу для обеспечения права всех детей с ОВЗ на образование и комплексное сопровождение, декларируемое Законом об образовании. Реализация адаптированных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС образования детей с ОВЗ обеспечит сопоставимое по своему качеству образование для детей с ОВЗ независимо от вида и типа образовательного учреждения. Ориентация содержания образования преимущественно на формирование жизненных компетенций ребенка с ОВЗ создаст основу для эффективной социализации обучающихся.

В условиях апробации ФГОС образования детей с ОВЗ в Забайкальском крае в течение 2014 года решаются задачи нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, научно-методического обеспечения деятельности пилотных площадок в рамках экспериментального перехода на ФГОС обучающихся с ОВЗ, в том числе: утверждение на краевом уровне Государственной программы Забайкальского края «Развитие образования Забайкальского края на 2014–2020 годы»; формирование региональной команды специалистов органов управления образованием и образовательных организаций по вопросам экспериментального перехода на ФГОС образования детей с ОВЗ; анализ и корректировка условий реализации адаптированных образовательных программ на базе пилотных площадок в соответствии с требованиями ФГОС образования детей с ОВЗ; финансово-экономические и организационные работы по материально-техническому оснащению пилотных площадок (приобретению специального и технического оборудования, дидактических средств обучения и коррекции в соответствии с рекомендованными Минобрнауки России примерными комплектами оборудования); обсуждение структуры ФГОС образования детей с ОВЗ, структуры адаптированных образовательных программ и содержания образования обучающихся с ОВЗ на уровне пилотных площадок и региональном уровне; оценка и анализ готовности педагогов к реализации адаптированных образовательных программ; проектирование и корректировка адаптированных образовательных программ пилотных площадок в соответствии с ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ.

Постановлением Правительства Забайкальского края № 225 от 24 апреля 2014 г. утверждена Государственная программа Забайкальского края «Развитие образования Забайкальского края» на 2014–2020 годы. В данном документе выделена подпрограмма «Повышение качества и доступности общего образования». Одной из задач подпрограммы является обеспечение качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов посредством развития моделей инклюзивного образования и внедрения ФГОС для детей с ОВЗ. Также указанный документ включает в себя подпрограмму «Развитие системы медико-социального и психолого-педагогического сопровождения воспитанников и обучающихся», задача которой — обеспечить развитие комплексной, многоуровневой системы медико-социального и психолого-педагогического сопровождения воспитанников и обучающихся, направленной на их успешную социализацию.

Актуальное состояние образования детей с ОВЗ, приоритетные задачи развития образования Забайкальского края и задачи направления ФЦПРО по апробации ФГОС для детей с ОВЗ позволяют определить перспективные задачи по обеспечению эффективности внедрения специальных образовательных стандартов. На уровне региональных государственных органов исполнительной власти в сфере образования необходимо определить финансовые и организационно-управленческие механизмы внедрения ФГОС образования детей с ОВЗ в образовательных организациях Забайкальского края; продолжить работу по разработке нормативно-правовой базы образования детей с ОВЗ; определить порядок оценки готовности образовательного учреждения и получения права на реализацию определенного вида ФГОС образования детей с ОВЗ и определенного варианта адаптированной образовательной программы.

На уровне муниципальных органов управления образованием необходимо использовать различные механизмы для обеспечения в образовательных учреждениях условий реализации адаптированных образовательных программ в соответствии с требованиями специальных образовательных стандартов; использовать различные формы и средства для повышения квалификации специалистов, осуществляющих внедрение ФГОС образования детей с ОВЗ; продолжить работу по созданию на базе образовательных учреждений ресурсных центров по обучению детей с ОВЗ; обеспечить мониторинг качества реализации адаптированных образовательных программ.

В образовательных учреждениях необходимо обеспечить приведение в соответствие с требованиями ФГОС образования детей с ОВЗ условий реализации адаптированных образовательных программ, подготовить планы мероприятий по обеспечению условий обучения детей с ОВЗ; осуществлять работу по нормативно-правовому и организационно-методическому обеспечению внедрения ФГОС образования детей с ОВЗ (приведение в соответствие с требованиями ФГОС нормативной базы деятельности образовательных учреждений, разработка адаптированных образовательных программ и др.); обеспечивать повышение квалификации специалистов по вопросам образования детей с ОВЗ; предусмотреть расширение профессиональных функций специалистов службы комплексного сопровождения в контексте решения задач внедрения ФГОС образования детей с ОВЗ; с целью обобщения и распространения опыта обеспечить подготовку методических рекомендаций по вопросам создания условий для обучения и комплексного сопровождения образования детей с ОВЗ, проектирования адаптированных образовательных программ.

Для решения комплекса задач, связанных с тьюторским и научно-методическим сопровождением образовательных учреждений, реализующих адаптированные образовательные программы; организацией деятельности стажировочных площадок по вопросам внедрения ФГОС образования детей с ОВЗ; системным повышением квалификации специалистов по вопросам обучения, воспитания, сопровождения детей с ОВЗ, необходимо привлечение специалистов учреждений дополнительного образования и профильных кафедр Забайкальского государственного университета.

В перспективе апробации ФГОС образования детей с ОВЗ в Забайкальском крае в 2015 году — расширение состава пилотных площадок; перевод пилотных площадок в статус стажировочных, на базе которых предполагается осуществление стажировок специалистов образовательных организаций Забайкальского края; распространение опыта реализации адаптированных образовательных программ, представление новых моделей инклюзивного образования детей с ОВЗ с учетом созданных в учреждениях материально-технических, кадровых условий и требований ФГОС; разработка и внедрение методического обеспечения, необходимого для экспериментального перехода на ФГОС образования детей с ОВЗ; повышение квалификации педагогов и специалистов образовательных учреждений по вопросам образования детей с ОВЗ.

Основным результатами реализации мероприятий ФЦПРО по направлению «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей», лот 2 «Поддержка региональных программ развития образования в условиях экспериментального перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты образования детей с ограниченными возможностями здоровья» должны стать создание инновационной инфраструктуры образовательных учреждений общего образования, реализующих ФГОС для детей с ОВЗ; подготовка квалифицированного педагогического сообщества по реализации специальных образовательных стандартов; проектирование и реализация эффективных моделей инклюзивного образования детей с ОВЗ; формирование открытого информационного образовательного пространства в регионе для распространения инновационного опыта создания условий для качественного образования детей с ОВЗ в соответствии с требованиями специальных образовательных стандартов.

Работа выполнена в рамках Государственного задания вузу Минобрнауки РФ, № 2564.14 и реализации мероприятий ФЦПРО на 2011- 2015 годы по направлению «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей», лот 2 «Поддержка региональных программ развития образования в условиях экспериментального перехода на ФГОС образования детей с ОВЗ.

Литература:

1.         Концепция федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (проект). URL: hhtp:// институт-коррекционной-педагогики.рф/specialnyj-fgos/ (дата обращения 17.04.2014 г.).

2.         ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. URL: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/ (дата обращения 25. 03.2014 г.).

3.         Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N203-ФЗ). URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=158523 (дата обращения 14.04.2014).

Основные термины (генерируются автоматически): Забайкальский край, образование детей, ограниченная возможность здоровья, образование, ребенок, Российская Федерация, адаптированная образовательная программа, Государственная программа, инклюзивное образование, образовательное учреждение.


Ключевые слова

адаптированная образовательная программа, федеральные государственные образовательные стандарты, образование детей с ограниченными возможностями здоровья, апробация ФГОС для обучающихся с ОВЗ

Похожие статьи

Адаптированная образовательная программа начального...

Адаптированная программаобразовательная программа, адаптированная для

Адаптационная образовательная программа (АОП) является продуктом деятельности

1) Дети с ОВЗ, получающие образование в форме индивидуального обучения на дому, в том...

О проектировании адаптированной образовательной...

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является актуальной задачей современного общества, значимость которой повышается в связи с увеличением числа детей с проблемами в психофизическом развитии.

Психолого-педагогическое прогнозирование успешности обучения...

ограниченная возможность здоровья, адаптированная программа, ребенок, Федеральный государственный образовательный стандарт, образовательный процесс, инклюзивное образование...

Трудности реализации инклюзивного образования в дошкольной...

Инклюзивное образование является важнейшим направлением образовательной политики в Российской Федерации.

− отсутствие федерального закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья», нет федерального положения об инклюзивном...

Технологии инклюзивного образования как средства для...

инклюзивное образование, образовательный процесс, ребенок, ограниченная возможность здоровья, учебно-воспитательный процесс, обучение, группа, инклюзивная практика...

Инклюзивное образование — право каждого ребенка...

Инклюзивность в образовании означает, что система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья — это хорошая инвестиция.

Опыт реализации инновационной модели...

Ключевые слова: инклюзивное обучение, социально-профессиональная адаптация, дети с ограниченными возможностями здоровья, общеразвивающие программы, профессиональная подготовка.

Развитие инклюзивного образования в России

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, ребенок, инклюзивное обучение, образовательный процесс, психофизическое развитие, потребность, родитель, коррекционная педагогика, массовый социум.

Вопросы организации инклюзивного образования в дошкольной...

Инклюзивное образование — это результат изменения отношения к людям с особыми образовательными потребностями — людям с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ)...

Похожие статьи

Адаптированная образовательная программа начального...

Адаптированная программаобразовательная программа, адаптированная для

Адаптационная образовательная программа (АОП) является продуктом деятельности

1) Дети с ОВЗ, получающие образование в форме индивидуального обучения на дому, в том...

О проектировании адаптированной образовательной...

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является актуальной задачей современного общества, значимость которой повышается в связи с увеличением числа детей с проблемами в психофизическом развитии.

Психолого-педагогическое прогнозирование успешности обучения...

ограниченная возможность здоровья, адаптированная программа, ребенок, Федеральный государственный образовательный стандарт, образовательный процесс, инклюзивное образование...

Трудности реализации инклюзивного образования в дошкольной...

Инклюзивное образование является важнейшим направлением образовательной политики в Российской Федерации.

− отсутствие федерального закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья», нет федерального положения об инклюзивном...

Технологии инклюзивного образования как средства для...

инклюзивное образование, образовательный процесс, ребенок, ограниченная возможность здоровья, учебно-воспитательный процесс, обучение, группа, инклюзивная практика...

Инклюзивное образование — право каждого ребенка...

Инклюзивность в образовании означает, что система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья — это хорошая инвестиция.

Опыт реализации инновационной модели...

Ключевые слова: инклюзивное обучение, социально-профессиональная адаптация, дети с ограниченными возможностями здоровья, общеразвивающие программы, профессиональная подготовка.

Развитие инклюзивного образования в России

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, ребенок, инклюзивное обучение, образовательный процесс, психофизическое развитие, потребность, родитель, коррекционная педагогика, массовый социум.

Вопросы организации инклюзивного образования в дошкольной...

Инклюзивное образование — это результат изменения отношения к людям с особыми образовательными потребностями — людям с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ)...

Задать вопрос