Место иджтихада в мусульманском праве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №15 (74) сентябрь-2 2014 г.

Дата публикации: 02.09.2014

Статья просмотрена: 658 раз

Библиографическое описание:

Рахматуллин, Р. Ю. Место иджтихада в мусульманском праве / Р. Ю. Рахматуллин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 15 (74). — С. 330-332. — URL: https://moluch.ru/archive/74/12497/ (дата обращения: 18.04.2024).

Мусульманское право имеет богатую историю, тесно связанную с решением противоречий, возникавших при применении коранических норм в реальной жизни [1]. Подобные коллизии возникали и возникают и в европейском праве, где они известны как противоречия между естественным и позитивным правом [2].

Известно, что корни мусульманского права находятся в Коране. Однако Коран не дает прямых ответов на многочисленные вопросы, возникающие в повседневной жизни верующих. Уже при жизни Мухаммада возникает проблема соотношения коранических предписаний с традиционными нормами жизни арабских племен — адатом, т. е. обычным правом. К примеру, Коран, в отличие от Торы, никак не оценивает принятую среди многих семитских народов традицию обрезания мальчиков, а с кончиной Мухаммада остро встал вопрос о праве наследования власти в государстве и в религиозной сфере, на который Коран не давал ясного ответа, что и привело к первому расколу в исламе — появлению шиизма и суннизма. Проблемы обострились в связи с расширением географических границ ислама: принявшие ислам новые народы жили до этого по нормам обычного права, зачастую не совпадающими с законами жизни мусульман.

В конечном счете, возникшие правовые проблемы привели к зарождению такой формы законотворчества, как вывод новых норм из коранических предписаний. Большинство существующих ныне норм мусульманского права возникли именно таким путем: они являются производными от отдельных положений Корана. Такая практика исходила от самого Мухаммада, который, став главой первого исламского государства, принимал политические и правовые решения, руководствуясь не только буквой, но и духом Священного писания. Благодаря этой практике складывается второй по значимости источник мусульманского права — Сунна. В исламе Сунна рассматривается в качестве толкования Корана, принадлежащего посланнику Бога Мухаммаду [3]. О необходимости такого толкования говорит сам Бог: «И послали мы тебе (Мухаммаду — Р. Р.) упоминание, чтобы ты разъяснил людям, что им ниспослано — может быть, они подумают!» [4]. Но Сунна в значительной своей части содержит не столько толкования Корана Мухаммадом, сколько описания его действий в тех или иных жизненных ситуациях, а также рекомендации, которые он давал единоверцам. Микротемами Сунны являются хадисы (в шиитском исламе их называют хабарами) — переданные родственниками и сподвижниками Мухаммада слова и примеры из его жизни. Поскольку Мухаммад в исламе считается личностным образцом, его слова и поступки рассматриваются в качестве важных норм жизни мусульман. Эти нормы называются «суннат», а их отличие от коранических норм (фарза) заключается в том, что их выполнение поощряется, а невыполнение не наказывается. Они желательны, но не обязательны. Но это вовсе не означает, что они не имеют отношения к праву: генезис исламских правовых норм происходит под их сильным влиянием.

Таким образом, уже появление Сунны как источника права, дает основание говорить о возможности творения закона человеком (заметим, что субъектом коранических норм является Бог). Получается, что автором норм Сунны является Мухаммад, который по своему разумению истолковывал кораническое предписание и применял его для разрешения той или иной ситуации. Со смертью Мухаммада количество субъектов правотворчества начинает расти. С одной стороны, появляется проблема истолкования самих хадисов, проверки их подлинности. Указанная проблема порождает новую богословскую дисциплину — хадисоведение [5]. С другой стороны, возникает такой источник права как фетвы (фатвы) — богословско-правовые заключения, сделанные авторитетными учеными для разъяснения и применения какого-либо религиозного предписания, включая и религиозно-правовые нормы. Заметим, что этот источник права актуален и сейчас, когда возникают ситуации, неизвестные средневековым богословам и правоведам, создавшим, казалось бы, полную и незыблемую систему права (речь идет о таких явлениях, как донорство спермы, эвтаназия, трансплантация органов, клонирование и т. п., которые не были известны в средневековом исламе). Во всех перечисленных случаях имеет место или истолкование коранических предписаний или же комментарии к их истолкованию — «истолкование истолкования». Сам процесс вывода новых норм из имеющихся получил название «иджтихад».

Слово «итжтихад» происходит из того же корня, что и слово «джихад» и переводится с арабского как усердие, большое старание, прилежание, настойчивость. В энциклопедическом словаре по исламу иджтихад толкуется как «деятельность богослова в изучении и решении вопросов богословско-правового комплекса, система принципов, аргументов, методов и приемов, используемых им при этом исследовании, а также степень авторитетности самого ученого (муджтахида) в знании, интерпретации и комментировании богословско-правовых источников» [6, с. 91]. Статья из этого авторитетного источника позволяет делать вывод, что под иджтихадом понимается и определенный вид деятельности, и оценка личности того, кто этой деятельностью занимается. В текстах по мусульманскому праву в основном речь идет об иджтихаде в первом его значении. В нашей статье мы также будем придерживаться такого понимания иджтихада.

В исламском праве считается, что в Коране и в его толковании Мухаммадом — Сунне — имплицитно содержится решение любого правового вопроса. Проблема лишь в том, как его оттуда извлечь. Поскольку этим занимается человек, то, в первую очередь, это зависит от его личностных качеств. В связи с этим возникает потребность в разработке критериев оценки личности субъекта иджтихада. Современный богослов Юсуф аль-Кардави замечает, что «недопустимо оставлять положение дел таким, когда каждый желающий имел бы доступ к иджтихаду, ибо это приведет к анархии и смуте» [7, c. 67]. Человека, занимающегося иджтихадом, в исламе называют муджтахидом. Это «ученый-богослов, имеющий право выносить самостоятельные решения по важным вопросам фикха (права — Р.Р.)» [6, с. 168]. К нему предъявляются следующие требования:

1.         Хорошие знания арабского языка и всех его грамматических и лексических особенностей. Это связано с тем, что Коран, Сунна и другие важные исламские источники написаны на арабском языке. Поэтому для их адекватного толкования требуется очень хорошее знание этого языка.

2.         Знание Корана наизусть.

3.         Знание обстоятельств появления всех сур (глав — Р. Р.) и аятов (стихов — Р. Р.) Корана. Знание того, как понимали Коран сподвижники Мухаммада и как они выполняли коранические предписания. Также муджтахид должен быть знаком со всеми имеющимися толкованиями Корана (тафсирами).

4.         Хорошее знание Сунны и имеющихся комментариев к хадисам, цепочку имен передатчиков каждого хадиса (иснад), степень надежности каждого передатчика в этой цепочке. Он также должен знать обстоятельства появления каждого хадиса, уметь согласовывать между собой внешне противоречащие друг другу хадисы.

5.         Знание обстоятельств появления не вызывающих и вызывающих сомнения мусульманского сообщества юридических норм и предписаний.

6.         Владение методикой интерпретации источников права и правовых документов.

7.         Умение критично оценивать и ясно излагать полученные выводы.

8.         Соблюдение всех норм шариата, преданность исламу.

Такими качествами обладал сам Мухаммад и его сподвижники — ансары (числом примерно сорок человек), а также основатели религиозно-правовых школ (мазхабов). Но как быть с остальными муджтахидами?

Существует мнение, что в суннитском исламе «ворота иджтихада» закрылись еще в XI веке, поэтому потребность в муджтахидах исчезла. Это объясняют тем, что основы права были в достаточной мере разработаны в мазхабах, и теперь свобода правоведа заключается лишь в выборе того варианта решения, который имеется в том или ином мазхабе. Поэтому иджтихад должен уступить место таклибу — подражанию известному в истории права решению, т. е. прецеденту. Однако сторонники ханбалитского мазхаба, принадлежащего к суннизму, а также последователи шиитского ислама так не считают. Они полагают, что иджтихад, возникший еще во времена Мухаммада, актуален всегда. При этом ссылаются на случай, имевший место в исламе, когда Мухаммад инструктировал своего сподвижника Муаза ибн Джабаля назначенного на должность наместника в Йемене. Он спросил его: «Что ты предпримешь, если будешь решать возникший перед тобой вопрос?». Муаз ответил: «Приму решение согласно Корану». «А если там не найдешь ответа?» — спросил Мухаммад. «Буду руководствоваться Сунной» — ответил Муаз. «А если и там нет ответа?» — продолжил Мухаммад. «Тогда вынесу решение по собственному усмотрению» — сказал Муаз. Услышав этот ответ, Мухаммад положил руку на грудь Муаза и произнес: «Слава Аллаху, наставившего моего сподвижника на истинный путь».

Думается, сторонники «открытия ворот» иджтихада правы: современные мусульмане живут в условиях кардинальных изменений в области экономической, политической, научной, социальной и духовной жизни, породивших потребность их осмысления и нормативного регулирования. А это невозможно без «открытия ворот» иджтихада. В пользу этого утверждения говорит и существование в столице суннитского ислама — Мекке — исламской академии правоведения, в работе которой участвуют известные исламские правоведы. Решения, принимаемые Советом этого учреждения, основываются на иджтихадах этих ученых-правоведов.

Если ныне и можно говорить о «закрытии ворот» иджтихада, то это касается лишь запрета на изменения выработанных в «золотой век» развития мусульманского права требований к муджтахиду и к методологии иджтихада: если их игнорировать, то такую законотворческую деятельность нельзя называть иджтихадом. Например, таким важным требованием является соблюдение границ иджтихада: его предметом не могут быть основания веры и вопросы, на которые существуют ясные ответы в Коране и Сунне. Т. е. муджтахид не должен заниматься вопросами правомерности или неправомерности пятикратной молитвы, поста, признания единства Бога, кражи, убийства, обмана, прелюбодеяния т. п. Предметом иджтихада были и остаются два вида феноменов: а) до конца не отрегулированные предшественниками проблемы права, имеющие разные толкования. К ним, например, относится проблема предопределения и её правовые последствия: если все определяется Богом (коранический тезис), то возникает вопрос о допустимости наказания за преступление; б) никак не отраженные в Коране и Сунне новые явления, имеющие правовой характер. Ныне, например, к ним относятся отключение врачом прибора, поддерживающего жизнь безнадежного больного или нарушение правил перевозки грузов, ставшее причиной ДТП.

Незыблемой осталась и методология иджтихада. Муджтахид при принятии решения прежде всего должен ориентироваться на предписания Корана и Сунны: по вопросам, прямо урегулированным Кораном или Сунной, права на иджтихад никто не имеет. После Корана и Сунны следуют нормы, исходящие от ансаров, затем — доктрины основателей мазхабов и иджма (единодушное мнение авторитетных богословов по тому или иному вопросу). При этом основными методами получения выводного знания выступают дедукция и аналогия (кийас). Правда, кийас, как способ решения правовой коллизии, признают не все исламские правоведы: в религиозно-правовой школе ханбалитов его не считают приемлемым средством правового решения. Некоторые муджтахиды относят кийас к источникам права, а некоторые — нет [8, с. 118–119]. Думается, кийас как метод иджтихада можно применять, но при этом нужно помнить, что аналогия позволяет сделать только вероятностные выводы, ибо абсолютно тождественных ситуаций не бывает [9, с. 139–143]. Отсюда следует, что при иджтихаде кийас должен быть дополнен другими методами вывода нового предписания.

Литература:

1.         Рахматуллин Р. Ю. Генетические источники мусульманского права // Научный вестник Омской академии МВД России. 2011. № 4 (43).

2.         Рахматуллин Р. Ю. Естественное и позитивное право как единство противоположностей // Молодой ученый. 2013. № 12 (59).

3.         Рахматуллин Р. Ю. Мусульманские правовые школы суннитского толка // Правовое государство: Теория и практика. 2009. № 16.

4.         Коран. 16: 44.

5.         Бёртон Дж. Мусульманское предание: Введение в хадисоведение. СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2006.

6.         Ал-иджтихад // Ислам: Энциклопедический словарь. М.: Наука, 1991.

7.         Аль-Кардави Ю. Современный иджтихад: от беспорядка к порядку. Казань: Иман, 2001.

8.         Мамиргов М. З. Книга исламских сект и вероучений. М.: Телевидеокампания «Исламский Мир», 2007.

9.         Рахматуллин Р. Ю., Исаев А. А., Линкевич А. Е. Логика: учебное пособие. Уфа: УЮИ МВД РФ, 2010.

Основные термины (генерируются автоматически): Коран, Сунна, ислам, норма, арабский язык, Знание обстоятельств появления, источник, ответ, предписание, шиитский ислам.


Похожие статьи

Мусульманские правовые школы суннитского толка

Коран, Аба, школа, норма, источник, время, Сунна, суннитский ислам, ученик, решение.

Особенности и принципы фикха и суннитских мазхабов

Главными источниками фикха являются Коран и сунна, и этот факт принимается абсолютно всеми мусульманами.

После смерти Мухаммада арабская империя расширилась, заняла обширную территорию, в связи с этим обращение в ислам тоже распространилось.

Педагогический анализ арабо-мусульманской культуры и научной...

Признающие сунну мусульмане называются суннитами, они составляют значительное большинство в исламе.

Не веря в божественное происхождение Корана, ученые пытались приоткрыть сокровищницу коранических знаний, однако их исследования носили, как правило...

Влияние арабского языка на развитие мировой цивилизации

Причина эволюции неразрывно связана с распространением Ислама и со священной книгой мусульманКораном.

С середины VII века нашей эры первым письменным источником классического арабского языка по праву является Коран.

Мутазилиты — основатели рационализма...

Хасан аль-Басри тогда произнес: «И’тазала Васил ’анна», что на арабском языке означает «Васил отделился от нас».

Мутазилиты пытались решить ряд противоречий в исламе, возникших из-за возможности разного толкования тех или иных положений Корана.

Происхождение «теории несогласия» в исламе | Статья в журнале...

Вопрос — ответ.

Однако в Коране есть предписание воевать с теми, «которым ниспослано писание», — с

Основные термины (генерируются автоматически): ислам, религия, VII, Коран, мусульманин, отношение мусульман, религиозное возрождение, священная война, христианин.

Особенности исламской экономики и банковской системы

Вопрос — ответ. Отзывы и защиты наших авторов.

Главной особенностью исламской экономики является то, что основы ее функционирования не могут идти вразрез с нормами Корана и Сунны пророка Мухаммада и должны полностью согласовываться с ними.

Оcновные противоречия между салафизмом и суфизмом

В исламе такое обвинение является очень серьезным: в нескольких сурах Корана в весьма ясной форме подчеркивается необходимость

Тебе необходим наставник, который протянул бы тебе руку помощи. Лишь следуя за знающим вожатым, ты сможешь сам обрести Знание.

Похожие статьи

Мусульманские правовые школы суннитского толка

Коран, Аба, школа, норма, источник, время, Сунна, суннитский ислам, ученик, решение.

Особенности и принципы фикха и суннитских мазхабов

Главными источниками фикха являются Коран и сунна, и этот факт принимается абсолютно всеми мусульманами.

После смерти Мухаммада арабская империя расширилась, заняла обширную территорию, в связи с этим обращение в ислам тоже распространилось.

Педагогический анализ арабо-мусульманской культуры и научной...

Признающие сунну мусульмане называются суннитами, они составляют значительное большинство в исламе.

Не веря в божественное происхождение Корана, ученые пытались приоткрыть сокровищницу коранических знаний, однако их исследования носили, как правило...

Влияние арабского языка на развитие мировой цивилизации

Причина эволюции неразрывно связана с распространением Ислама и со священной книгой мусульманКораном.

С середины VII века нашей эры первым письменным источником классического арабского языка по праву является Коран.

Мутазилиты — основатели рационализма...

Хасан аль-Басри тогда произнес: «И’тазала Васил ’анна», что на арабском языке означает «Васил отделился от нас».

Мутазилиты пытались решить ряд противоречий в исламе, возникших из-за возможности разного толкования тех или иных положений Корана.

Происхождение «теории несогласия» в исламе | Статья в журнале...

Вопрос — ответ.

Однако в Коране есть предписание воевать с теми, «которым ниспослано писание», — с

Основные термины (генерируются автоматически): ислам, религия, VII, Коран, мусульманин, отношение мусульман, религиозное возрождение, священная война, христианин.

Особенности исламской экономики и банковской системы

Вопрос — ответ. Отзывы и защиты наших авторов.

Главной особенностью исламской экономики является то, что основы ее функционирования не могут идти вразрез с нормами Корана и Сунны пророка Мухаммада и должны полностью согласовываться с ними.

Оcновные противоречия между салафизмом и суфизмом

В исламе такое обвинение является очень серьезным: в нескольких сурах Корана в весьма ясной форме подчеркивается необходимость

Тебе необходим наставник, который протянул бы тебе руку помощи. Лишь следуя за знающим вожатым, ты сможешь сам обрести Знание.

Задать вопрос