Н. Заглада — этнограф, педагог, общественный деятель | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (73) сентябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 22.08.2014

Статья просмотрена: 150 раз

Библиографическое описание:

Стрижаков А. О. Н. Заглада — этнограф, педагог, общественный деятель // Молодой ученый. — 2014. — №14. — С. 308-311. — URL https://moluch.ru/archive/73/12396/ (дата обращения: 21.06.2018).

Статья посвящена научному наследию ученого, этнографа-педагога Нине (Леониле) Борисовне Загладе. Отмечено, что именно Н. Заглада описала явления детского быта, то есть «детскую субкультуру» и сделала это впервые в украинской этнографии, а ее труд «Быт крестьянского ребенка» есть одним из первых и ныне единственным в Украине исследованием с этнографии детства.

Ключевые слова: этнопедагогическое наследие, отечественная педагогика, этнография детства, Н. Заглада.

Одним из направлений историко-педагогических исследований есть изучение наследия педагогов прошлого. Обращение к педагогическому наследию украинских ученых, педагогов, общественных деятелей дает возможность повернуть забытые и потерянные имена, более основательно изучить исторические закономерности становления и развития украинской педагогики, обеспечить единство и последовательность историко-педагогического процесса.

Изучение идей, взглядов, концепций выдающихся культурно-просветительных деятелей и педагогов прошлого обогатит и разнообразит наши представления об историко-педагогическом процессе, а следовательно поспособствуют его новому прочтению, открытию его новых граней, нового содержания, новых ценностей исследований. Не случайно «персоналистское направление», которое всегда было ведущим в историко-педагогической науке, на современном этапе заметно активизировалось. Как отмечает доктор педагогических наук, академик НАПН Украины О. Сухомлинська, «педагогическая мысль всегда персонифицирована — на ней лежит отпечаток личности ее носителя с его вкусами, взглядами, убеждениями» [7, с. 36]. Исходя из этого, в последние годы активизировались исследования, в которых дается научно обоснованная оценка деятельности педагогических персоналий, которые «работали в области развития национальной педагогической мысли, подносили украинскую педагогику как неотъемлемую составляющую национальной культуры» [7, с. 39]. В ней, в частности, отмечено: «Педагогическая персоналия — это больше, чем научная, образовательная или творческая биография, это скорее персонифицированный процесс образования ценностей, культуры в рамках гуманитарной традиции, ее определенная конкретизированная модель» [7, с. 42]. Поэтому анализ трудов и жизненного пути педагогов, ученых, общественных деятелей, которые сделали весомый вклад в развитие отечественной науки и которые в свое время не были должным образом оценены, остается актуальным.

Исследованием украинской педагогики в персоналиях XX века посвящены научные разведки О. Сухомлинской, Л. Березовской, Л. Бондарь, Н. Дичек, Т. Завгородней, Л. Пироженко, Т. Самоплавськой, Т. Филимоновой, которые способствуют осмыслению и обобщению генезиса отечественного образования.

Современные научные исследования из изучения «персоналий» позволили сделать доступными для более широкой общественности педагогически-просветительские идеи, расширить и обогатить понимание нашими современниками исторического пути который прошла педагогическая мысль Украины.

Однако малоисследованными остаются педагогические достижения и научная деятельность педагогов-этнографов. Важным заданием ученых является определение их роли в развитие украинской педагогической науки. Вопрос о необходимости комплексного изучения жизни и быта детей, их языка, игр, забав, специфики общения, фольклора начали интересовать науку еще в 20-х годах прошлого века. В это время появляется серия интересных исследований Г. Виноградова, О. Капицы, Н. Заглады, Д. Лепкого и др..

Среди этих персоналий Нина (Леонила) Борисовна Заглада — этнограф, педагог, выдающаяся украинская исследовательница народной культуры, чьи исследования базировались на многолетних наблюдениях над народным воспитанием в крестьянской семье на Полесье. Постижение всей полноты и весомости ее вклада в отечественную и мировую культуру началось с большим запозданием. Долгие десятилетия само имя Нины Борисовны Заглады относилось к числу незаслуженно забытых или, по крайней мере, полузабытых.

Цель статьи — раскрыть прогрессивный характер этнопедагогического наследия Н. Заглады.

Н. Заглада родилась в 1896 году в г. Киеве. Работала научным сотрудником Музея (Кабинета) антропологии и этнологии им. М. Волка, с января в 1934 г. — младшим научным сотрудником Института материальной культуры Всеукраинской Академии наук. Была действительным членом Этнографической Комиссии ВУАН, членом Всеукраинского Этнографического Общества. За время работы в этих учреждениях она собрала неоценимый фактический материал из народной культуры украинцев Черниговщины, Киевщины, Полтавщины, Волыни. Осуществила ряд стационарных исследований в селах Жукин на Черниговщине, Замисловиче на Волыне, Пекаре, Староселье на Киевщине.

Н. Заглада автор многих этнографических трудов: «Быт крестьянского ребенка» (К., 1929); «Ярмо» (Материалы к этнологии. К., 1929. — Ч. 2); «Коза» (Материалы к этнологиии антропологии. Львов, 1929. — Т. XXI-XXII. — Ч. 1); «Систематические опыты над процессом изменений в народном быту» (Быт. — 1928. — № 1) и программ к сбору этнографического материала: «Жатва», «К познанию детской жизни» и тому подобное. Написала много этнографических разведок из проблем народного питания, ремесла и промыслов, народного искусства в Украине. Труды Н. Заглады были многогранными и все же на первый план выступают явственно работы, посвященные детскому фольклору, этнографии мира детства.

Из жизнеописания Н. Заглады, которое сохранилось в архиве, узнаем: в 1934 г. ей приходилось на собраниях Института «самокритично признавать и осуждать свои недостатки, которые допустила под воздействием буржуазной методологии, и все время перестраиваться, овладевая единственно научной марксиско-ленинской идеологей». [1, c. 32–33]. Н. Заглада была арестована 30 марта 1938 г. и по решению тройки УНКВС Киевской области от 11 апреля 1938 г. (протокол № 215) осуждено к расстрелу. Реабилитирована 8 февраля 1957 г. решением военного трибунала КВО.

В 1920-х гг. советские ученые существенно расширили проблематику, выдвинув изучение народной педагогики и детского фольклора в качестве самостоятельной темы исследований. В эти годы начался целенаправленный сбор и изучение детского фольклора О. И. Капицей и Г. С. Виноградовым. Все более выразительно звучит мысль, что детская жизнь имеет свои отличительные черты, свои особенности. Восприятие мира, познавательные и художественные запросы детей иные, чем у взрослых. Детский быт, складываясь под воздействием быта взрослых, не является копией, а скорее превращением его, предопределенным особенностями детской психики. Много кое-чего в детском быту формируется независимо от быта взрослых [4].

Главный взлет творчества ученой Н. Заглады приходится на 1920-ые годы. Она определила и описала широкий круг разнообразных явлений из детской жизни 20–30-х годов ХХ ст. на Украине, показала роль и место детей в семье, в общественной и хозяйственной жизни, которая дала ей возможность говорить о быте крестьянского ребенка как об отдельном участке народного быта. По мнению исследовательницы, быт ребенка настолько широкий и богатый, что его можно структурно выделить как специальную отрасль этнографии. Опираясь на этнографические исследования как западноевропейских, так и украинских и русских ученых, Н. Заглада пришла к выводу, что изучение детского быта нужно для выяснения «какое место и роль принадлежит самому молодому поколению в общей структуре и жизни семьи и общества». По ее мнению, данные из детского быта будут «служить также за ценные документы для науки за развитие человеческой культуры» [3, c.113].

Незаурядного внимания заслуживает труд Н. Заглады «Быт крестьянского ребенка». Ее ценность отмечает известная современная исследовательница Е. Сявавко: «С точки зрения этнопедагогики книга Н. Заглады «Быт крестьянского ребенка» наиболее ценная, поскольку в ней не только отображены все стороны жизни деревенского ребенка, но и зафиксированы явления пережитков народной педагогики, которые проливают свет на характер воспитания в самые давние времена» [8, с. 40].

Она была подготовлена в отделе этнологии Музея им. М. Волка при Всеукраинской академии наук. По инициативе А. Онищука в 1922 г. в селе Староселье, что на Черниговщине, было основано первую в Украине этнографическую опытную станцию: «С основанием вышеупомянутой этнографической исследовательской станции в с. Староселье мы и имеем первую, собственно, попытку на Украине поставить опыты и студии над человеком, как производственной силой и над ее бытом, как ближайшим ее окружением. Тем-то эта первая у нас станция заслуживает особенного внимания и поддержки» [3, с.12].

Интересна, по нашему мнению, в Н. Заглады вековая периодизация детства. К «первому слою» она относит детей (младенцев), которые требуют присмотра и полного внимания всей семьи. «Все старания родителей — отмечает исследовательница, — с рождения и приблизительно к трем годам жизни, сводятся к тому, чтобы способствовать развитию молодого организма, чтобы срастить полезную, в первую очередь для семьи, а тогда и для общества единицу. Выразительным доводом этого есть целый ряд мероприятий и приспособлений, которые должны способствовать физическому развитию молодого организма (колыбель, стоянка, сидячка, ходячка, тележка и т. п.), «чтобы ребенок не вырос калекой» [3, с. 27]. Кроме того в этот период, по мнению Н. Заглады, «в интересе гражданства» надо заботиться и о развитии интеллектуальных сил младенцев. Для этого народ имеет «определенные приобретения, которые приводят к этой цели, а именно: песни, сказки, скороговорки, рассказы, игрушки и тому подобное». К «второму слою» за вековой периодизацией Н. Заглады, относятся дети 3–14 лет, которые занимают отдельное место в семье и обществе. Это предопределяет, считает исследовательница, «одно из основных заданий, что стоит перед обществом: подготовить этот слой населения к будущей продуктивной жизни». Здесь все внимание и усилие взрослых должны сосредоточиваться на «соответствующей акции в этой сфере, что имеет за главную цель дальнейшее развитие физических и интеллектуальных сил, углубления опыта и практических знаний, нужных для будущей деятельности во взрослом возрасте». Третий, наконец, «слой» молодого поколения — это молодежь зрелого возраста (парни и девушки), готовая рабочая сила, которая выступает организовано, как так называемые, «молодецкие общины», институции, которые существовали с очень давних времен жизни нашего народа и в некоторых местах Украины сохранились они в более или менее выразительных, своих первобытных формах» [3, с. 27].

Ведущей идеей в монографии было как можно шире выявить все явления детской жизни, их материальную и духовную культуру, показать роль и место ребенка в семье, в общественной структуре и в хозяйстве исследуемой деревни.

Труд состоит из таких исследований: «I. Детская одежда. II. Детская защита. III. Детское питание. IV. Детские ловы. Рыболовство. Пчеловодство. V. Выпас скота. VI. Что еще делают дети. VII. Детские забавы и игры. Детские игрушки. Другие способы развлечения. VIII. Дети и природа. IX. Дети и сверхъестественные существа. X. Общественная жизнь у детей» [4, с. 31].

По мнению работников этнографической станции, результаты исследования детской жизни можно «замкнуть» в пределы отмеченных выше десяти пунктов, которые вместе составляют полную картину детского быта в определенной местности.

В результате проведенных исследований Н. Заглада убедительно доказывает, что материальная и духовная культура детской жизни настолько широкая и богатая, что есть необходимость выделения ее в специальную отрасль этнографии. Она призывала ученых осуществлять такие исследования незамедлительно и безотлагательно, потому что много ценных с научной точки зрения материалов прошлого может исчезнуть без следа.

В своем труде Н. Заглада сделала попытку выделить методы воспитательного влияния на ребенка, указывая на то, что часто в семье использовались репрессивные методы относительно ребенка: ссоры, угрозы, запугивания, проклятия, физические наказания. Начиная со второго года жизни ребенка, физические наказания уже становились одним из распространенных методов воспитания. Их применяли относительно детей, которые в чем-то провинились. Считалось, что если ребенка не бить, «то так он и вырастет не по человечески». Часто слово «драка» употреблялось вместо «наука» [4].

В целом исследование Н. Заглады «Быт крестьянского ребенка» является самой первой и наиболее удачной попыткой исследовать жизнь украинских детей в возрасте от 3 до 14 лет из одной местности. К сожалению, эти исследования долгое время не имели продолжения. И сама Н. Заглада не все из своих трудов смогла выдать. Талантливую исследовательницу репрессировали, а ее книгу запретили.

Изложенное дает основания сделать обобщающий вывод, что Н. Заглада сделала весомый вклад в развитие этнографии детства в частности и народной педагогики в целом. Благодаря осуществленным ею описаниям содержания и особенностей жизнедеятельности ребенка 20–30-х гг. XX века, оценкам ее роли и места в семье и обществе украинская наука впритык подошла к пониманию методологических принципов для исследования содержания и средств этнопедагогики. Научно-педагогическое наследие Н. Заглады заслуживает внимания и дальнейшего его изучение.

Литература:

1.                 Борисенко В. Етнографічна експедиція на Полісся 1939 року/ В. Борисенко // Родовід — 1992.– № 3. — С. 30–36.

2.                 Виноградов Г. Детский народный календарь (Из очерков по детской этнографии) / Г. Виноградов. — Иркутск, 1924. — 32 с.

3.                 Загладь Н. Побут селянської дитини / Н. Заглада. — К.: Держтрест «Київ-Друк», 1928. — 180 с.

4.                 Капица О. К вопросу об этнографии детского возраста / О. Капица // ІМФЕ, ф. 1–4, № 182, арк. 1–6.

5.                 Побірченко Н. С. Етнографія дитинства як предмет наукової рефлексії 20-х років / Н. С. Побірченко// Історико-педагічний альманах — 2012. — № 2. — С.13–17.

6.                 Сухомлинська О. В. Концептуальні засади розвитку історико-педагогічної думки в Україні / О. В. Сухомлинська // Історико-педагогічний процес: нові підходи до загальних проблем. — К., 2003. — С. 16–25.

7.                 Сухомлинська О. В. Персоналія в історико-педагогічному дискурсі / О. В. Сухомлинська // Історико-педагогічний процес: нові підходи до загальних проблем. — К., 2003. –С. 36–46.

8.                 Сявавко Є. Етнопедагогіка: сучасний стан дослідження / Є. Сявавко // Науково-методичний вісник. — 1995. — № 3. — С. 39–52.

9.                 Щербак І. Енциклопедія дитинства: [Про вченого-народознавця Ніну Загладу та її монографію „Побут селянської дитини”] / І. Щербак // Неопалима купина. — 1995. — № 5–6. — С. 112–114.

Основные термины (генерируются автоматически): детская жизнь, детский быт, крестьянский ребенок, Украина, ребенок, Быт, украинская педагогика, народная педагогика, детский фольклор, украинский.


Ключевые слова

этнопедагогическое наследие, отечественная педагогика, этнография детства, Н. Заглада.

Похожие статьи

Общая характеристика процесса воспитания детей в период...

ребенок, Киевская Русь, VII, воспитание детей, детский фольклор, мать, семейное воспитание, нравственное воспитание, народная педагогика, украинский народ.

Роль фольклора в нравственном и эстетическом воспитании...

Крестьянский быт буквально пропитан фольклором.

Народная педагогика- это педагогика национального спасения, это педагогика всеобщей мудрости воспитания, педагогика всеобщей любви.

Русский фольклор и его роль в умственном развитии детей

Каждый жанр детского фольклора оказывает влияние на умственное развитие ребенка.

Основные термины (генерируются автоматически): умственное воспитание, ребенок, дошкольный возраст, народная культура, народная педагогика, народная сказка, песенная...

Этнические традиции греков Приазовья как основа семейного...

Основные термины (генерируются автоматически): традиция, девочка, ребенок, Украина, этническое сознание, особое место, крестный отец, будущее поколение, Донецкая область, Обрядовый фольклор греков.

Педагогика семейного воспитания.

Народная педагогика как неисчерпаемый ресурс воспитания

Необходимо создать вокруг ребенка предметную этносреду, которая включает этномузей русской культуры, предметы народного искусства, костюмы, детский фольклор и народную игрушку. Предметы и обстановка этносреды позволяют связать фольклорное содержание с...

Использование устного народного творчества в работе со...

Традиционно в дошкольной педагогике принято выделять две формы организации работы с фольклором в детском саду. Первая — чтение и рассказывание на мероприятиях различного вида организованной образовательной деятельности (ООД)...

Использование малых форм фольклора в младшем дошкольном...

Я решила как можно шире применять фольклорный материал в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Особую значимость он представляет в первые дни жизни малыша в детском учреждении.

Организация предметно-пространственной среды в рамках...

Автор: Ильмиева Севиль Расимовна. Рубрика: Педагогика. Опубликовано в Молодой учёный №33 (167) август 2017 г.

– Художественную литературу по фольклору (песни, потешки, сказки и т. д.) В среднем дошкольном возрасте жизни ребенку необходим развернутый центр...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Общая характеристика процесса воспитания детей в период...

ребенок, Киевская Русь, VII, воспитание детей, детский фольклор, мать, семейное воспитание, нравственное воспитание, народная педагогика, украинский народ.

Роль фольклора в нравственном и эстетическом воспитании...

Крестьянский быт буквально пропитан фольклором.

Народная педагогика- это педагогика национального спасения, это педагогика всеобщей мудрости воспитания, педагогика всеобщей любви.

Русский фольклор и его роль в умственном развитии детей

Каждый жанр детского фольклора оказывает влияние на умственное развитие ребенка.

Основные термины (генерируются автоматически): умственное воспитание, ребенок, дошкольный возраст, народная культура, народная педагогика, народная сказка, песенная...

Этнические традиции греков Приазовья как основа семейного...

Основные термины (генерируются автоматически): традиция, девочка, ребенок, Украина, этническое сознание, особое место, крестный отец, будущее поколение, Донецкая область, Обрядовый фольклор греков.

Педагогика семейного воспитания.

Народная педагогика как неисчерпаемый ресурс воспитания

Необходимо создать вокруг ребенка предметную этносреду, которая включает этномузей русской культуры, предметы народного искусства, костюмы, детский фольклор и народную игрушку. Предметы и обстановка этносреды позволяют связать фольклорное содержание с...

Использование устного народного творчества в работе со...

Традиционно в дошкольной педагогике принято выделять две формы организации работы с фольклором в детском саду. Первая — чтение и рассказывание на мероприятиях различного вида организованной образовательной деятельности (ООД)...

Использование малых форм фольклора в младшем дошкольном...

Я решила как можно шире применять фольклорный материал в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Особую значимость он представляет в первые дни жизни малыша в детском учреждении.

Организация предметно-пространственной среды в рамках...

Автор: Ильмиева Севиль Расимовна. Рубрика: Педагогика. Опубликовано в Молодой учёный №33 (167) август 2017 г.

– Художественную литературу по фольклору (песни, потешки, сказки и т. д.) В среднем дошкольном возрасте жизни ребенку необходим развернутый центр...

Задать вопрос