Библиографическое исследование сущности интеллектуального капитала и его роли в современном обществе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №13 (72) август-2 2014 г.

Дата публикации: 11.08.2014

Статья просмотрена: 358 раз

Библиографическое описание:

Лошкарева, Ю. И. Библиографическое исследование сущности интеллектуального капитала и его роли в современном обществе / Ю. И. Лошкарева, А. Н. Быстрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 13 (72). — С. 151-154. — URL: https://moluch.ru/archive/72/12309/ (дата обращения: 09.12.2024).

Данная статья посвящена библиографическому исследованию сущности интеллектуального капитала и его роли в современном обществе. Проведенное исследование позволяет выявить разные трактовки понимания интеллектуального капитала, выявить их общие черты и различия между ними. На сегодняшний день нет четкого определения понятия интеллектуального капитала.Поэтому вопрос определения общей ценности интеллектуального капитала и ее разложение на составляющие для более эффективного управления организацией является одним из наиболее актуальных.

Все хозяйственные организации можно, в конечном счете, свести к трем характеристикам: люди, продукт, прибыль, но на первом месте всегда стоят люди.

Ли Якокка

Обширное распространение термина «интеллектуальный капитал» относится к первой половине 90-х годов 20 века. В 1993 году шведская страховая фирма Scаndiа в собственном годовом отчете опубликовала сведения о располагаемом ею интеллектуальном капитале. Интеллектуальный капитал как экономическое явление был зафиксирован не в сфере материального производства. Исследование интеллектуального капитала осуществляют компании, специализированные на страховании, программировании, проектировании, консультировании, аудите, научных исследованиях, патентинге, лицензировании, базу которых составляет интеллектуальная активность и умственный труд [1].

Первые попытки определения интеллектуального капитала появились еще в 60-е годы 20 века в работах неоклассиков. М.Фридмен наметил путь изучения интеллектуального капитала, его источник, специфику движения (кругооборота), подчеркнув в составе активов предприятия так называемый гуманитарный капитал и определив некоторые его особенности по сравнению c другими составными частями капитала фирмы. М.Фридмен отмечает, что гуманитарный капитал тяжело перевести в денежную форму, так как главный источник будущего дохода от гуманитарного капитала заключен в работниках фирмы [8].

До 90-х годов 20 века довольно точного определения интеллектуального капитала не было. Однако в последнее десятилетие отдельные ученые и группы, работающие в самых разных областях, в cвязи c распространением интеллектуального труда и наукоемкого производства вcтали перед потребностью выработки всеобщего определения данного понятия [7]. Значительный вклад в развитие вопроса с точки зрения уточнения содержания интеллектуального капитала как объекта изучения и выделения его структурных частей был внесен учеными и практиками: Л.Прусаком, И.Роосом, К.-Э.Свейби, П.Саливаном, П.Страссманом, Т.Стюартом, Э.Тоффлером, Т.Фортьюном, И.Хирояки, Л.Эдвинссоном за рубежом, а в отечественной науке: В.Гойло, В.Иноземцевым, Б.Леонтьевым, Р.Капелюшниковым, С.Климовым, М.Скаржинским, Р.Цвылевым и др.

Проведем небольшой обзор существующих точек зрения.

Таблица

Систематизация взглядов авторов на сущность интеллектуального капитала

Группировка авторов по точкам зрения

Содержание взглядов

Т.Стюарт

интеллектуальный капитал понимается как что то вроде «коллективного мозга», аккумулирующего научные познания работников, интеллектуальную собственность и накопленный опыт, общение и организационную структуру, информационные сети и имидж компании. Все данные составляющие интеллектуального капитала Т.Стюарт рассматривает как причины, от которых в той или иной степени зависит создание богатства общества.

Э.Тоффлер

определяет понятие «символического капитала», который включает в себя знание, в отличие от традиционных форм капитала неисчерпаем и одновременно доступен огромному числу пользователей без ограничения. Э.Тоффлер утверждает, что капитал «нереален», он состоит в основном из символов, он перешел к электронному сигналу [11].

Т.Фортьюн

Определяет интеллектуальный капитал сумму всех знаний сотрудников фирмы, дающих конкурентные преимущества данной фирме на рынке.

Л.Прусак

выделяет интеллектуальный материал предприятия, который формализован и собран воедино, чтобы воплотиться в активах предприятия.

Э. Брукинг

выделяет интеллектуальный капитал для обозначения нематериальных активов, без которых компания не может существовать, усиливая свою конкурентоспособность. Интеллектуальный капитал состоит из: человеческих активов, интеллектуальной собственности, инфраструктурных и рыночных активов. Понимая под человеческими активами совокупность знаний сотрудников фирмы, их творческих способностей, умения решать проблемы, лидерских качеcтв, предпринимательcких и управленческих навыков» [3].

К.Свейби

под интеллектуальным капиталом он понимал скрытые ценности компании, проявляющиеся во взаимоотношениях c клиентами, в компетентности сотрудников и в организационных процессах и во внутренних cвязях фирмы, имеющие ценность и способные приносить прибыль [5].

К.Брадли

рассматривал интеллектуальный капитал как превращение знаний и неосязаемых активов в полезные ресурсы, которые дают конкурентные преимущества индивидуумам, фирмам и нациям.

В. Л. Иноземцев

интеллектуального капитала, по мнению В. Л. Иноземцева, состоит из: человеческого капитала, воплощенного в работниках фирмы в виде их опыта, знаний, навыков, способностей к нововведениям, а также к общей культуре, философии фирмы, ее внутренним ценностям; и из структурного капитала, включающего патенты, лицензии, торговые марки, организационную структуру, базы данных, электронные сети [2].

Б. Б. Леонтьев

по мнению Б. Б. Леонтьева интеллектуальный капитал субъекта — это стоимость совокупности накопленных у него интеллектуальных активов, включая интеллектуальную собственность, его природные и приобретенные интеллектуальные способности и навыки, а также приобретенные им базы знаний и полезные взаимоотношения c другими субъектами [6]. Важность субъекта интеллектуального капитала должна зависеть от ожидаемых результатов его интеллектуальной деятельности и от этого должна зависеть его стоимость. Интеллектуальный капитал является основным капиталом и является базой любого предприятия на современном шаге становления рыночной экономики.

М. М. Критский

под интеллектуальной деятельностью он понимает форму социализации, в которой субъект является интеллектуальным собственником, свободным от необходимости выполнять только лишь непосредственный труд.

Источник: исследования автора.

Также под интеллектуальным капиталом понимают не только научные кадры (интеллектуальную элиту), заводские марки, товарные знаки, но и некоторые материальные активы, занесенные в бухгалтерские книги с указанием их стоимости. Другие ученые рассматривают интеллектуальный капитал как лидирующие позиции в области использования новых технологий, непрерывное повышение квалификации персонала и даже оперативность выполнения заявок клиентов на техническое обслуживание и ремонт поставленного оборудования.

Концепция человеческого капитала ограничивается анализом знаний, воплощенных в человеке и способствующих созидательному труду. Концепция же интеллектуального капитала, как мы видим, демонстрирует наиболее широкий взгляд, рассматривая как капитал не только знания, воплощенные в человеке, но и накопленные научные знания, объективированные в новых технологиях, методиках производства, базах данных, программном обеспечении, а также отношениях c другими экономическими субъектами (потребителями, поставщиками, конкурентами) [10].

Все эти разнообразия трактовок не исключают друг друга: по нашему мнению, знания, интегрируемые производством в разных формах, лежат в основе конституции интеллектуального капитала и могут быть названы объединяющим началом этих трактовок, поэтому понятие «капитал знаний» тождественно понятию «интеллектуальный капитал». Знания, выраженные в невещественных объектах, приобретают социально-экономическую форму капитала на том основании, что, подобно всякому (в частности, вещественному) капиталу [7]:

1)        они могут быть объектом собственности субъекта (индивида, фирмы, страны);

2)        их формирование требует весьма значительных затрат (инвестиций) отдельных индивидов, предприятий и общества в целом в ущерб текущему потреблению;

3)        они способны накапливаться и представляют собой определенный запас;

4)        затраты на формирование знаний являются реальными (производительными) инвестициями, так как приносят длительный по своему характеру производственный эффект;

5)        их производительное использование обеспечивает получение более высокого дохода в будущем (за счет отказа от части текущего потребления); причем этот капитал способен приносить не только денежный доход, но и «натуральный», морально-психологический выигрыш и удовлетворение, повышение социального статуса и т. д.

Интеллектуальный капитал — это знания, воплощенные в невещественных элементах производства, которые могут быть оценены и превращены в прибыль. Такое широкое определение охватывает любые научные, технические, управленческие и рыночные идеи, которые могут приносить дополнительную прибыль. Принципиально новым является группировка ресурсов (факторов) производства, объединенных своей интеллектуальной природой, с целью идентификации этого фактора как интеллектуального капитала и мобилизации в качестве фактора производства и экономического развития страны.

По нашему мнению, на рубеже веков именно интеллектуальный капитал и интеллектуальная собственность являютcя теми категориями экономической теории, которые позволяют строить каркас нового научного знания о процессах эффективного хозяйствования, структурных преобразованиях отношений собственности.

Современный бизнес диктует необходимость установления равновесия между финансовыми и нефинансовыми компонентами. Нефинансовая часть бизнеса выражена интеллектуальным капиталом. Именно он становиться новым источником богатств. Например, знания, информация, практические навыки, творческие способности работников, а также многие моральные ценности как отношение человека к труду, культура и организация труда и т. д. С другой стороны, к интеллектуальному капиталу можно отнести техническое и программное обеспечение, патенты, организационные структуры и т. д.

Трудно переоценить роль и значение интеллектуального капитала для России. Только при его успешном развитии и использовании возможно преодоление кризиса в стране и построение постиндустриального общества.

Определение целесообразности превращения интеллектуальных ресурсов в интеллектуальный капитал, его оценка, выбор эффективной формы охраны и использование иных процедур управления интеллектуальным капиталом должны стать важнейшими составляющими квалификации менеджера, прежде всего, на инновационном предприятии.

Решения, принимаемые на основе нематериальных активов, позволяют более точно прогнозировать доход и доходность компании в будущем, а следовательно, и ценность компании для акционеров. Включение в системы измерения результатов деятельности эффектов, связанных с нематериальными активами компании, позволяет сделать их более действенными, а значит, открывается возможность сделать более эффективными и системы вознаграждения менеджмента.

По нашему мнению, система измерения ценности является фундаментальным компонентом концепции управления ценностью компании, который позволяет менеджменту получить практические инструменты принятия решений. Поэтому вопрос определения общей ценности интеллектуального капитала и ее разложение на составляющие для более эффективного управления организацией является одним из наиболее актуальных.

Литература:

1.         Андрусенко Т., Измерение интеллектуального капитала. // Корпоративные системы, 2006, № 3.

2.         Брукинг Э. Интеллектуальный капитал: ключ к успеху в новом тысячелетии / Пер. с англ, под ред. Л. Н. Ковачин Питер, 2008–288 с.

3.         Гойло В. С. Интеллектуальный капитал // Мировая экономика и международные отношения. 1998. № 11. С. 68.

4.         Джамай Е. В., Бендиков М. А. «Интеллектуальный капитал развивающейся фирмы: проблемы идентификации и измерения» // Менеджмент в России и за рубежом № 4, 2009 г.

5.         Иноземцев В. Л. За пределами экономического общества — М.: «Аcаdеmiа» — «Наука», 2008–640с.

6.         Интеллектуальный капитал Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. “Управление предприятием” (№ 4, 2007)

7.         Леонтьев Б. Б. Цена интеллекта. Интеллектуальный капитал в российском бизнесе. — М.: Издательский центр «Акционер», 2008–200 с.

8.         Модильяни Ф, Миллер М. Сколько стоит фирма. Теорема ММ.: Пер. с англ.- М.:Дело, 2008. — 272 с.

9.         Моляков Д. С., Шохин Е. И. Теория финансов предприятий: Учебное пособие. — М.: Финанcы и cтатистика, 2008. — 112 с.

10.     Смирнов В. Т. Человеческий капитал: содержание и виды, оценка и стимулирование: монография / Сошников И. В., Романчин В. И., Скоблякова И. В.; под ред. д-ра экон. наук, профессора В. Т. Смирнова. — М.: Машиностроение-1; Орел: ОрелГТУ, 2005. — 513 с.

11.     Финансовый менеджмент: Учебник для вузов/ Под ред. акад. Г. Б. Поляка. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — 527с.

12.     Финансовый менеджмент: Учебник для вузов/Н. Ф. Самсонов, Н. П. Баранникова, А. А. Володин и др.; Под ред. Проф. Н. Ф. Самсонова — М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007–495с.

13.     Финансовый менеджмент: Учебное пособие/Под ред. проф. Е. И. Шохина — М.: ИДФБК — Пресс, 2007. — 408с.

14.     http://www.rusnauka.com/13_EISN_2009/Economics/45473.doc.htm [режим доступа: 09.08.2014]

Основные термины (генерируются автоматически): интеллектуальный капитал, интеллектуальная собственность, актив, гуманитарный капитал, интеллектуальная деятельность, общая ценность, организационная структура, программное обеспечение, человеческий капитал, эффективное управление.


Похожие статьи

Потребительский экстремизм: понятие и пути решения

Работа посвящена исследованию определения потребительского экстремизма — понятия, которое не регламентировано в законодательстве. Рассмотрена нормативно-правовая база регулирования рассматриваемой сферы, история возникновения потребительского экстрем...

Электоральное поведение: проблемы определения понятия

Проблема определения понятия «электоральное поведение» продолжает оставаться актуальной темой исследования в политической науке по причине недостаточной изученности данного явления. В статье приведена попытка определения понятия электорального поведе...

Лидерская позиция в современном обществе

Нельзя пренебрегать актуальностью изучения и сравнительного анализа разных типов личности человека, одна из которых может быть отнесена к лидерам. Наша задача — определить роль лидерской позиции личности человека в современном обществе, ее перспектив...

Инновационная политика предприятия и её влияние на конкурентоспособность продукции

В данной статье подробно рассматривается тема инновационной политики предприятия и ее важность для эффективного и продуктивного развития организации на пути освоения рынка и его дальнейшего завоевания. Более подробно в данной работе раскрывается сущн...

Установление тождественной связи информационного и репутационного рисков в общей структуре рисков органов государственной власти

Статья посвящена вопросам роли информационного риска в общей структуре рисков в государственном учреждении. Автор определяет категорию информационного риска, на основании установления экономического смысла этого понятия и анализа существующих рисков ...

Подлинный и мнимый патриотизм

В данной статье выделены и разграничены два суждения: мнимый и подлинный патриотизм. Проанализированы характерные особенности данного понятия. Рассмотрена социологическая проблемы патриотизма и его толкования. Выявлена и обоснована необходимость реше...

Понятие медицинских услуг в российском законодательстве и научных исследованиях

В статье анализируются существующие определения и классификации медицинских услуг в российском законодательстве и научной литературе. Рассматриваются различные подходы к определению медицинских услуг, их ключевые отличия и общие черты. На основе пров...

Духовно-нравственные факторы обеспечения информационной безопасности в условиях глобализации

В настоящее время, в эпоху глобализации, обеспечение информационной безопасности является одним из важных приоритетных аспектов общества. Поэтому в данной статье идёт обсуждение обеспечения информационной безопасности и её нравственно-воспитательных ...

Особенности развития налогообложения в России

Налоговая система помогает государству в достижении важнейших целей, обеспечивающих жизнеспособность государства. Говоря о них более подробно, следует отметить, что современное состояние характеризуется регулированием различных сфер экономической жиз...

Экономическая сущность рентабельности и дискуссионные вопросы ее интерпретации

В данной статье рассмотрена экономическая сущность показателей рентабельности, а также раскрыт один из дискуссионных вопросов интерпретации рентабельности в системе аналитической оценки результатов финансово-хозяйственной деятельности организации, св...

Похожие статьи

Потребительский экстремизм: понятие и пути решения

Работа посвящена исследованию определения потребительского экстремизма — понятия, которое не регламентировано в законодательстве. Рассмотрена нормативно-правовая база регулирования рассматриваемой сферы, история возникновения потребительского экстрем...

Электоральное поведение: проблемы определения понятия

Проблема определения понятия «электоральное поведение» продолжает оставаться актуальной темой исследования в политической науке по причине недостаточной изученности данного явления. В статье приведена попытка определения понятия электорального поведе...

Лидерская позиция в современном обществе

Нельзя пренебрегать актуальностью изучения и сравнительного анализа разных типов личности человека, одна из которых может быть отнесена к лидерам. Наша задача — определить роль лидерской позиции личности человека в современном обществе, ее перспектив...

Инновационная политика предприятия и её влияние на конкурентоспособность продукции

В данной статье подробно рассматривается тема инновационной политики предприятия и ее важность для эффективного и продуктивного развития организации на пути освоения рынка и его дальнейшего завоевания. Более подробно в данной работе раскрывается сущн...

Установление тождественной связи информационного и репутационного рисков в общей структуре рисков органов государственной власти

Статья посвящена вопросам роли информационного риска в общей структуре рисков в государственном учреждении. Автор определяет категорию информационного риска, на основании установления экономического смысла этого понятия и анализа существующих рисков ...

Подлинный и мнимый патриотизм

В данной статье выделены и разграничены два суждения: мнимый и подлинный патриотизм. Проанализированы характерные особенности данного понятия. Рассмотрена социологическая проблемы патриотизма и его толкования. Выявлена и обоснована необходимость реше...

Понятие медицинских услуг в российском законодательстве и научных исследованиях

В статье анализируются существующие определения и классификации медицинских услуг в российском законодательстве и научной литературе. Рассматриваются различные подходы к определению медицинских услуг, их ключевые отличия и общие черты. На основе пров...

Духовно-нравственные факторы обеспечения информационной безопасности в условиях глобализации

В настоящее время, в эпоху глобализации, обеспечение информационной безопасности является одним из важных приоритетных аспектов общества. Поэтому в данной статье идёт обсуждение обеспечения информационной безопасности и её нравственно-воспитательных ...

Особенности развития налогообложения в России

Налоговая система помогает государству в достижении важнейших целей, обеспечивающих жизнеспособность государства. Говоря о них более подробно, следует отметить, что современное состояние характеризуется регулированием различных сфер экономической жиз...

Экономическая сущность рентабельности и дискуссионные вопросы ее интерпретации

В данной статье рассмотрена экономическая сущность показателей рентабельности, а также раскрыт один из дискуссионных вопросов интерпретации рентабельности в системе аналитической оценки результатов финансово-хозяйственной деятельности организации, св...

Задать вопрос