Автор: Поддуваева Диана Владимировна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №12 (71) август-1 2014 г.

Дата публикации: 01.08.2014

Статья просмотрена: 420 раз

Библиографическое описание:

Поддуваева Д. В. Анализ интернационализации ОАО «Сбербанк» // Молодой ученый. — 2014. — №12. — С. 199-201.

В статье рассмотрен выход российского банка ОАО «Сбербанк» на зарубежные рынки (СНГ, Европа, Азия), а так же проанализированы результаты интернационализации.

Ключевые слова: интернационализация, компания, дочерний банк, «Сбербанк», стратегия.

The article considers the output of a Russian bank «Sberbank» to foreign markets (CIS, Europe, Asia), as well as analyzed the results of the internationalization.

Key words: internationalization, the company, a subsidiary bank, «Sberbank», strategy.

Интернационализация — это последовательный процесс все более глубокого вовлечения в международные операции: выхода фирмы на зарубежные рынки и укрепления ее позиций на этих рынках [3]. Это процесс развития устойчивых экономических взаимосвязей между странами (прежде всего на основе международного разделения труда) и выхода воспроизводства за рамки национального хозяйства [13].

Ярчайшим примером интернационализации российской компании является ОАО «Сбербанк».

Сбербанк является крупнейшим банком не только России, но и Центральной и Восточной Европы. Активное и динамичное развитие зарубежной сети Сбербанка является одним из ключевых векторов его стратегии. География присутствия Сбербанка охватывает 22 страны, а количество его клиентов за пределами России достигло 10 миллионов. Доля международного бизнеса составляет 14 % совокупных активов [4].

Сбербанк сегодня — единственный российский банк, входящий в топ-50 крупнейших банков мира. В рейтинге топ-1000 крупнейших банков мира по капиталу (Top 1000 World Banks), опубликованном журналом The Banker, Сбербанк занял 34 место, поднявшись на 15 позиций по сравнению с предыдущим годом. К тому же в этом рейтинге Сбербанку принадлежит 1 место в мире по рентабельности активов (ROA), 1 место по рентабельности собственного капитала (ROE) и 5 место в мире по соотношению «капитал к активам».

В 2013 году Сбербанк занял 63 место в рейтинге самых дорогих мировых брендов, опубликованном консалтинговой компанией Brand Finance. Стоимость бренда Сбербанка оценена в $14,16 млрд: за год она выросла почти на $3,4 млрд. Тем самым Сбербанк признан самым дорогим брендом России [7].

Первым шагом Сбербанка на международной арене стало приобретение банка в Казахстане в 2006 году. Отделение на территории Казахстана являетсякрупнейшим подразделением Сбербанка на постсоветском пространстве: в 2012 году активы банка увеличились на 38,0 % в основном за счет роста портфеля корпоративных кредитов [9].

В декабре 2007 г. ОАО «Сбербанк России» приобрел банк в Украине. Дочерний банк в Украине показал самые высокие темпы роста кредитов и активов среди дочерних банков ближнего зарубежья: за 2012 год его кредитный портфель, после вычета резервов под обесценение, увеличился на 46,8 %. Чистая прибыль банка в Украине за 2012 год составила 1,6 млрд руб. (на основе неконсолидированных данных по МСФО), а рентабельность активов за данный период составила 1,6 % [12].

Затем последовало приобретение банка в Белорусии. Темпы роста показателей в Республике Беларусь были несколько ниже, чем у других дочерних банков ближнего зарубежья: активы увеличились на 6,0 %, кредиты, после вычета резервов под обесценение, на 20,3 %. В 2012 году в Беларуси наблюдалась стабилизация процентных ставок после девальвации белорусского рубля и роста процентных ставок в 2011 году, в связи с чем банк столкнулся со снижением доходности по кредитам и падением прибыли от торговых валютных операций. Операционные расходы банка выросли из-за увеличения оплаты труда в связи с инфляцией. [8].

Общий вклад дочерних банков ближнего зарубежья в чистую прибыль Группы по данным годового отчета возрос с 2,2 до 2,7 %. Лучшую динамику финансовых показателей продемонстрировал дочерний банк в Казахстане. Его доля в совокупной чистой прибыли трех подразделений из стран СНГ составила 67,6 % [15].

В 2009 году было открыто первое представительство в дальнем зарубежье — в Германии в городе Франкфурт-на-Майне. Выбор города был обусловлен его статусом одного из ведущих финансовых центров Европы. Цель выхода на рынок Германии — представление и защита интересов Банка и его клиентов в странах ЕС, консультирование и дальнейшее развитие деловых контактов с государственными и коммерческими структурами ЕС [5].

В июне 2010 года ОАО «Сбербанк России» получил разрешение Китайской банковской регуляторной комиссии на открытие представительства в г. Пекине (КНР). Цель выхода на рынок Китая — расширение возможностей для обслуживания клиентов Банка, имеющих деловые интересы в КНР, а так же углубление взаимовыгодного сотрудничества с финансовыми институтами КНР, оказание консультационных услуг как клиентам Банка, так и китайским банкам — партнерам [6].

В сентябре 2010 года Банк России зарегистрировал филиал ОАО «Сбербанк России» в Индии.

2012 год отмечен крупным приобретением: зарубежные активы европейской группы Volksbank International, включающей такие страны, как Словакия, Чехия, Венгрия, Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина (в том числе в Республике Сербской), Сербия и Украина.

Данная сделка является первым существенным приобретением Банка за пределами стран СНГ и является шагом в трансформации Банка из крупного национального финансового учреждения в ведущий международный банк. Однако на данный момент Европейское отделение не приносит прибыли. Убыток Sberbank Europe с даты приобретения составил 8,0 миллиарда рублей [1]. Основная причина — большой объем созданных резервов под обесценение по кредитам [2]. Финансовые показатели Sberbank Europe за 2012 год обусловлены нестабильной экономической ситуацией в ряде ключевых для банка регионов.

В сентябре 2012 года Сбербанк приобрел 99,85 % акций банка DenizBank. Эта сделка стала крупнейшим приобретением за 172-летнюю историю банка. [45], являясь важнейшим шагом на пути реализации стратегии «Сбербанка», позволяя выйти на быстрорастущий банковский рынок Турции. Покупка Denizbank отвечает стратегической концепции Сбербанка, который намерен через 20–30 лет получать около 50 % доходов за рубежом.

Преимущества выхода на турецкий рынок «Сбербанк» аргументирует следующим образом [10]:

-        Турция — крупная и быстрорастущая экономика с высокой долей молодого населения.

-        Уровень проникновения банковских услуг в Турции сопоставим с восточноевропейским (кредиты/ВВП на уровне 52 %) и ниже, чем в еврозоне, что предполагает высокий потенциал роста банковского сектора

-        Турция — один из крупнейших внешнеторговых партнеров России (в 2011 г. объем экспорта составил $24 млрд, импорта — $6 млрд), рынок инвестиционных контрактов для российских компаний и туризма (3,3 млн российских туристов посетило Турцию в 2011 г.). Соответственно, «Сбербанк» надеется получить синергию в виде доступа к обслуживанию внешнеторговых, инвестиционных и туристических потоков между Россией и Турцией, увеличить диверсификацию доходной базы.

-        Отчетность Denizbank показывает стабильное финансовое положение, высокое качество кредитного портфеля (NPL 2,9 %, провизии перекрывают неработающие кредиты на 17 %), низкую зависимость от рыночного фондирования (Loans/Deposits ниже 110 %, депозиты составляют 70 % пассивов, из них около половины — депозиты частных лиц), хорошую рентабельность капитала (ROE 15 % в 1Q12). Кредитный портфель банка диверсифицирован (крупные корпоративные клиенты 23 %, средние корпоративные клиенты 30 %, розница 27 %, МСБ — 14 %, с/х — 6 %).

-        Прибыль DenizBank с даты приобретения составила 3,9 миллиарда рублей.

В таблице ниже приведена сегментная информация по распределению доходов и расходов на 31 декабря 2012 года между отделениями ОАО «Сбербанк» в России и за рубежом.

Таблица 1

Консолидированная финансовая отчетность 2012 [15]

Показатель (в млрд)

Россия

Другие страны

Всего

% иностр.

Процентные доходы

1057,3

84,7

1 142,0

7,4

Процентные расходы

394,7

(34,0)

(428,7)

7,9

Комиссионные доходы

177,1

13,0

190,1

6,8

Комиссионные расходы

(15,1)

(4,0)

(19,1)

20,9

Доходы за вычетом расходов по операциям с ценными бумагами

5,2

2,1

7,3

28,8

Доходы за вычетом расходов по операциям с иностранной валютой, валютными производными инструментами и от переоценки иностранной валюты

18,3

5,6

23,9

23,4

Доходы за вычетом расходов по операциям с прочими производными финансовыми инструментами

-

3,0

3,0

100

Доходы за вычетом расходов по операциям с драгоценными металлами

2,2

(0,3)

1,9

-

Выручка, полученная от неосновных видов деятельности

51,1

0,1

51,2

0,2

Прочие операционные доходы за вычетом расходов

15,7

(1,6)

14,1

-

Операционные доходы

847,7

47,4

895,4

5,3

Операционные расходы

(421,4)

(40,1)

(461,5)

8,7

Прибыль до налогообложения

426,6

7,3

433,9

1,7

Таким образом, из таблицы можно сделать вывод о том, что в настоящий момент зарубежные филиалы не приносят ожидаемых прибылей. И расходы превышают получаемые доходы. Прибыль до налогообложения филиалов составляет лишь 1,7 % от общей прибыли.

Крупнейший банк РФ, потратив в 2012 году на покупки за рубежом более $4 миллиардов, теперь развивает сеть в Европе и не планирует в ближайшее время новые сделки. [11]. По словам главы Сбербанка Германа Грефа, после покупки в Турции новых приобретений не планируется. «В ближайшие пару лет минимум надо навести порядок в тех активах, которые мы приобретаем».

По словам Сергея Горького, заместителя председателя правления, OАО «Сбербанк» в 2014 году сосредоточится на развитии бизнеса в Чехии и Словакии, а также планирует увеличить присутствие в Австрии и Германии.

Согласно стратегии Группы до 2018 года, Сбербанк планирует сосредоточиться на интеграционных проектах в приобретенных активах и расширять свой бизнес посредством органического развития [4]

Литература:

1.      Sberbank Europe AG [Электронный ресурс]. URL: http://www.sberbank.ru/saintpetersburg/ru/about/affiliated_banks_abroad/db/ce/se_ag/

2.      Sberbank Europe (SBE) [Электронный ресурс]. URL: http://report-sberbank.ru/ar/management-report/financial-results-of-key-subsidiaries/sberbank-europe-sbe/

3.      Интернационализация и транснационализация [Электронный ресурс]. URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=119631

4.      Международный бизнес [Электронный ресурс]. URL: http://www.sberbank.ru/moscow/ru/about/affiliated_banks_abroad/

5.      Представительство ОАО Сбербанк России» в Германии [Электронный ресурс]. URL: http://www.sberbank.ru/saintpetersburg/ru/about/affiliated_banks_abroad/rep/de/

6.      Представительство ОАО «Сбербанк России» в Китае [Электронный ресурс]. URL: http://www.sberbank.ru/saintpetersburg/ru/about/affiliated_banks_abroad/rep/cn/

7.      Сбербанк — единственный российский банк, входящий в топ-50 крупнейших банков мира [Электронный ресурс]. URL: http://www.sberbank.ru/tyumen/ru/press_center/all/?id114=11028547

8.      Сбербанк Беларусь (СББ) [Электронный ресурс]. URL: http://report-sberbank.ru/ar/management-report/financial-results-of-key-subsidiaries/sberbank-belarus/

9.      Сбербанк Казахстан (СБК) [Электронный ресурс]. URL: http://report-sberbank.ru/ar/management-report/financial-results-of-key-subsidiaries/sberbank-kazakhstan/

10.  Сбербанк купил путевку в Турцию [Электронный ресурс]. URL: http://www.akm.ru/rus/ma/sm/05_2012.htm

11.  Сбербанк планирует развивать бизнес в Чехии, Германии и Австрии [Электронный ресурс]. URL: http://www.finanz.ru/novosti/aktsii/sberbank-planiruet-razvivat-biznes-v-chekhii--germanii-i-avstrii-840262

12.  Сбербанк Украина (СБУ) [Электронный ресурс]. URL: http://report-sberbank.ru/ar/management-report/financial-results-of-key-subsidiaries/sberbank-ukraine/

13.  Т. А. Фролова Формы экономической интеграции [Электронный ресурс]. URL: http://www.aup.ru/books/m215/6_1.htm

14.  Турция [Электронный ресурс]. URL: http://www.sberbank.ru/kaliningrad/ru/about/affiliated_banks_abroad/db/tr/

15.  Финансовый отчет [Электронный ресурс]. URL: http://report-sberbank.ru/upload/Financial_Report_rus_2012.pdf

Основные термины (генерируются автоматически): банков ближнего зарубежья, дочерних банков ближнего, ОАО «Сбербанк России», ОАО «Сбербанк», банка ОАО «Сбербанк», приобретение банка, крупнейших банков мира, дочерний банк, Первым шагом Сбербанка, География присутствия Сбербанка, зарубежной сети Сбербанка, Стоимость бренда Сбербанка, являетсякрупнейшим подразделением Сбербанка, банк в Украине, вычета резервов, словам главы Сбербанка, стратегической концепции Сбербанка, зарубежные рынки, приобретение банка в Казахстане, прибыль банка в Украине.

Ключевые слова

стратегия, компания, интернационализация, дочерний банк, «Сбербанк»

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос