Когнитивно-поведенческий метод как эффективный метод консультирования в консультировании студентов в технических университетах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 июля, печатный экземпляр отправим 10 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (70) июль-2 2014 г.

Дата публикации: 16.07.2014

Статья просмотрена: 812 раз

Библиографическое описание:

Сняданко И. И. Когнитивно-поведенческий метод как эффективный метод консультирования в консультировании студентов в технических университетах // Молодой ученый. — 2014. — №11. — С. 326-331. — URL https://moluch.ru/archive/70/12104/ (дата обращения: 25.06.2019).

Статья посвящена актуальной проблеме разработки основ психологического консультирования студентов у высших учебных заведениях. Актуальность статьи обусловлена тем, что на сегодня психологическое консультирование в учебных заведениях развито в школах, но абсолютно отсутствует в высших учебных заведениях. В статье проанализировано один из современных эффективных методов в психологической работе со студентами — когнитивно-поведенческий метод. Проанализировано актуальность психологического консультирования студентов в техническом университете с целью формирования у них психологической готовности к будущей профессиональной и управленческой деятельности.

Ключевые слова: когнитивно-поведенческий подход, самоэффективность, психологическое консультирование, психологическая готовность, технический университет, профессионально-управленческая деятельность.

На сегодняшний день актуальной является проблема создания психологического консультирования студентов университета. В нашем исследовании необходимость внедрения психологического консультирования обосновано результатами эмпирического исследования уровня психологической готовности студентов технических университетов к будущей профессионально-управленческой деятельности.

Понятие психологической готовности было введено учеными М. М. Дьяченко и А. А. Кандыбович которые понимали под готовностью интегральные характеристики личности, включают в себя интеллектуальные, эмоциональные и волевые свойства, профессионально-нравственные убеждения, потребности, привычки, знания, умения и навыки, профессиональные способности [5]. На сегодня проблемой исследования формирования психологической готовности к профессиональной деятельности занимаются многие ученые в Украине и России.

В результате проведенного исследования было получено результаты, которые свидетельствуют про низкий уровень психологической готовности студентов к будущей профессионально-управленческой деятельности. Также, в результате проведенного эмпирического исследования было сделано вывод о том, что структура психологической готовности студентов к будущей профессионально-управленческой деятельности предполагает формирование психологической готовности к: учебной, учебно-профессиональной, профессиональной и управленческой деятельности.

Исходя из этого, модель психологической подготовки студентов к будущей профессионально-управленческой деятельности должна состоять из таких этапов, которые предполагают приобретения знаний, умений и навыков которые позволят обеспечить эффективное функционирование студентов в каждом из тех видов деятельности овладение которыми влияет на формирование психологической готовности студентов к будущей профессионально-управленческой деятельности.

На основе результатов эмпирического исследования уровня психологической подготовки студентов технических университетов к будущей профессионально-управленческой деятельности, было выделено следующие этапы психологического консультирования, как:

-        Базовая психологическая подготовка;

-        Психологическая подготовка к учебной деятельности;

-        Психологическая подготовка к учебно-профессиональной деятельности;

-        Психологическая подготовка к управленческой деятельности.

Рассмотрим более подробно каждый этап психологической подготовки. Цель базовой психологической подготовки заключается в том, что студенту необходимо, в первую очередь, овладеть знаниями о себе, осознать свои сильные и слабые стороны, барьеры, мешающие ему быть ы навыки применения новых эффективных стратегий поведения в своей жизни. Совокупность психологических знаний о себе, особенности мотивации, умений и навыков самоэффективного поведения человека мы будем называть личностной компетенцией студента. Концепцию самоэффективности — положения о том, что человек может научиться контролировать события, влияющие на его жизнь было создана А. Бандурой [1].

Психологическая подготовка студентов к учебной деятельности предполагает овладение студентами в процессе данной подготовки знаниями относительно своих способностей в осуществлении учебной деятельности; анализе собственных стратегий осуществления учебной деятельности; поиска эффективных стратегий и приобретение навыков применения эффективных стратегий поведения в учебной деятельности. Также совокупность знаний, мотивации, умений и навыков самоэффективного поведения студента в учебной деятельности мы и называем учебной компетенции. Иными словами студент должен научиться учиться.

Психологическая подготовка студентов к учебно-профессиональной деятельности направлена на то, что студент должен овладеть знаниями, в отношении себя как субъекта осуществления учебно-профессиональной деятельности. Студенту необходимо осознать то, что мешает ему быть самоэффективным в процессе осуществления учебно-профессиональной деятельности. Преодоление необходимых психологических барьеров будет способствовать овладению мотивацией к эффективному осуществлению учебно-профессиональной деятельности, поиск новых моделей поведения и закрепления новых умений и навыков учебно-профессиональной деятельности. Другими словами, у студента формируется учебно-профессиональная компетенция, которая определяется как совокупность знаний, умений и навыков самоэффективного поведения студента в процессе осуществления учебно-профессиональной деятельности в техническом университете.

Психологическая подготовка студентов технических университетов к управленческой деятельности предполагает овладение психологическими знания относительно своих возможностей осуществлять данный вид деятельности. Студентам необходимо проанализировать свои возможности и барьеры в будущей управленческой деятельности, а также найти эффективные модели поведения в управленческой деятельности и приобретения умений и навыков самоэффективного поведения в возможных управленческих ситуациях. Совокупность знаний, мотивации, умений и навыков самоэффективного поведения в управленческий деятельности называется управленческой компетенцией.

Формирование у студентов технических университетов всех вышеперечисленных компетенций обеспечивает их качественную психологическую подготовку к будущей профессионально-управленческой деятельности.

На сегодня психологическое консультирование является одним с популярных видов психологической помощи клиенту, при этом клиентом может выступать как один человек, так и группа. Психологическое консультирование является сферой практической профессиональной деятельности психолога, связанная с оказанием помощи тем, кто нуждается в ней в виде советов, рекомендаций по решению жизненных психологических проблем [6].

Термин «консультирование» в практике оказания психологической помощи профессионалами также применяется в нескольких случаях: как особый вид помощи, который приводит к конструктивным изменениям у клиента; как некий репертуар возможных действий; как психологический процесс [6].

Согласно нашей модели, консультирование студентов технических университетов в контексте их подготовки к будущей профессионально-управленческой деятельности, должно представлять собой технологию психологической подготовки, что обеспечит овладение студентами компетенций необходимых для осуществления в будущем эффективной профессионально-управленческой деятельности, а именно: личностной, учебной, учебно-профессиональной и управленческой компетенций.

В результате анализа психологических подходов в понимании механизма формирования готовности к какому-либо виду деятельности было сделано вывод о том, что в психологическом консультировании студентов необходимо использовать когнитивно-поведенческий подход.

История возникновения когнитивно-поведенческого подхода начинается с развития бихевиористичного направления в психологии. Бихевиористическое (от англ. «Behavior» — поведение) направление в психологии возникло в начале 20-го века в США. Предмет изучения в бихевиористические направлении стало поведение. Теоретическим лидером бихевиоризма был Дж. Б. Уотсон (1878–1958). Предметом психологии он считал поведение, которая полностью построена из секреторных и мышечных реакций, полностью определяются внешними стимулами [10].

Большое влияние на формирование Дж. Б. Уотсон как ученого оказала развитие в XVIII-XIX вв. концепции рефлекса, основы которой были изложены в работах Ч. Шеррингтона (1857–1952) [9], И. М. Сеченова (1829–1905) [8], И. П. Павлова (1849–1936) [7] и В. М. Бехтерева (1857–1927) [3]. Исследование рефлекторных реакций лабораторных животных, опубликованные Ч. Шеррингтоном в 1906 г., и учение И. П. Павлова об условных рефлексах, которое было положено в основу концепции «объективной» психологии [9].

Значительное влияние на возникновение бихевиоризма оказали труды американского ученого Э. Торндайка (1874–1949) [10], который открыл некоторые основные принципы поведения, которые стали непреложными законами бихевиоризма. В частности Э. Торндайк считал, что важную роль в поведении имеет подкрепление (похвала, наказание и т. д.).

Бихевиористы рассматривали человека как совокупность присущих ей поведенческих реакций. Та или иная поведенческая реакция возникает на определенный стимул, ситуацию. Формула «стимул — реакция» (SR) была ведущей в бихевиоризме [9].

Э. Толмен ввел в формулу «стимул — реакция» переменную «И» — психические процессы конкретного индивида, которые зависят от его наследственности, физиологического состояния, прошлого опыта и природы стимула (SIR) [9].

Б. Скиннер доказал, что любое поведение определяется последствиями, сформулировал «принцип оперантного предопределения» — поведение живых организмов определяется последствиями, которые она вызывает. В зависимости от того, будут ли эти последствия приятными, безразличными или неприятными, живой организм проявит тенденцию повторять этот поведенческий акт, не придавать ему никакого значения или избегать его в дальнейшем [17].

Новый подход в развитии бихевиоризма было представлено в теории социального научения А. Бандуры [1]. По мнению А. Бандуры, одна из главных причин, что сделала нас такими, какие мы есть, связана с нашей склонностью подражать поведению других людей с учетом того, насколько благоприятными могут быть результаты такого подражания для нас. А. Бандура считал, что психическое функционирование лучше понимать в терминах непрерывного взаимодействия между факторами поведенческими, когнитивными и средовыми. Это означает, что поведение, личностные аспекты и социальные воздействия — это взаимозависимые детерминанты, то есть на поведение влияет окружение, но люди также играют активную роль в создании социальной окружающей среды и других обстоятельств [1].

Дж. Роттер [16] также занимался изучение социального поведения человека. А. Бандура и Дж. Роттера считают основателями социально-когнитивного направления в психологии.

А. Бандура также подчеркивает важность самостоятельных воздействий как причинного фактора во всех аспектах функционирования человека — мотивации, эмоции и действиях. Это наиболее очевидно в его концепции самоэффективности. Дж. Роттер — подчеркивал роль социальных и познавательных переменных в понимании личности. Как и А. Бандура, он считает, что люди — активные участники событий, влияющих на их жизнь [1; 16].

За Дж. Роттером, поведение человека обусловлено ожиданием, того что за действие, которые они выполняют в будущем будет действие которое в будущем приведет к поощрению. Объединение концепций ожидания и подкрепления в рамках одной и той же теории — уникальное свойство системы Дж. Роттера [16].

Центральным конструктом теории социального научения Дж. Роттера было исследование локуса контроля, которое представляет собой обобщенное ожидание того, в какой степени люди контролируют подкрепление в своей жизни. Люди с экстернальным локусом контроля считают, что их успехи и неудачи регулируются внешними факторами, такими как судьба, удача, счастливый случай, влиятельные люди и непредсказуемые силы окружения. «Экстерналы» верят в то, что они заложники судьбы. И наоборот, люди с интернальным локусом контролю верят в то, что удачи т неудачи определяются их собственными действиями и способностями. Поэтому «Интерналы» и чувствуют, что они в большей степени влияют на подкрепления, чем люди с экстернальной ориентацией локуса контроля [12].

Социально-когнитивная теория А. Бандуры дает более содержательное объяснение поведения человека через взаимосвязь поведения, познавательной сферы и окружения. Под понятие «взаимного детерминизма» А. Бандура предусматривал то, что факторы предрасположенности и ситуационные факторы являются взаимозависимыми причинами поведения человека, такие как вера и ожидание, а внешние детерминанты, такие как поощрение и наказание, являются частью системы взаимодействующих влияний, которые влияют не только на поведение, но также и на различные части социальной системы [1].

Модель-триада взаимного детерминизма А. Бандуры (поведение — влияние окружения — личностные факторы) показывает, что хотя на поведение и влияет окружение, оно также частично является продуктом деятельности человека, то есть люди могут оказывать какое-то влияние на собственное поведение.

А. Бандура ввел постулат о когнитивном механизме самоэффективности для объяснения личностного функционирования и изменений. Он предположил, что приобретение самоэффективности может происходить следующими путями: способностью выстраивать поведение, опыт, вербальные убеждения и эмоциональное состояние.

Социально-поведенческий подход А. Бандуры повлиял на развитие когнитивно-поведенческого подхода к пониманию и решению психологических, психо-соматических проблем личности.

Основателями когнитивно-поведенческого подхода является А. Бек, А. Элис [2; 13] которые, в основу психологических проблем поместили эмоциональные реакции, возникающие вследствие искривления реальности, основанные на ложных предположениях, обобщениях и т. д.

По мнению АБ. Холмогоровой [11], А. Эллис был склонен искать для всех эмоциональных расстройств содержательные характеристики когнитивных процессов, в то время как А. Бек пытался дифференцировать различные эмоциональные состояния на основе когнитивного содержания.

Под влиянием А. Бека когнитивно-поведенческий подход было положено в основу создания одного из самых популярных методов в психологии и психотерапии ─ когнитивно-поведенческий метод.

На сегодня когнитивно-поведенческая психотерапия — один из самых популярных методов в мировом профессиональном сообществе; это один из немногих направлений психотерапии с научно доказанной эффективностью [11].

Когнитивно-поведенческая психотерапия объясняет психологические проблемы как следствие некорректной переработки информации. Вследствие чего человек делает ошибочные выводы и оказывается несостоятельным эффективно управлять своим поведением. Основой когнитивно-поведенческой психотерапии является коррекция ошибочных убеждений, позволяет изменить отношение к проблемным реакций и исправить поведенческие ошибки [4].

Когнитивно-поведенческая психотерапия предполагает, что проблемы человека возникают из-за искажения восприятия реальности, базирующейся на неверных представлениях, которые, в свою очередь, возникли в результате неверного обучения в процессе развития личности. Смысл терапии заключается в поиске ошибочных стратегий мышления, а также в освоении альтернативного, более реалистичного способа восприятия окружающей среды.

Когнитивный подход изменяет взгляд человека на себя и свои проблемы. Отказавшись от представления о себе как о беспомощной жертве обстоятельств, человек получает возможность увидеть в себе существо, которое как склонно порождать ложные идеи, так и в состоянии исправить их. Признав и исправив ошибки мышления, можно жить на более высоком уровне самореализации [2].

Следовательно, применение когнитивно-поведенческих техник при проведении психологического консультирования студентов будет способствовать преодолению когнитивных барьеров, мешающих эффективной самореализации в учебной, профессиональной и управленческой деятельности.

На сегодня, когнитивно-поведенческий метод (КПТ) широко применяется в клинической практике, психологическом консультировании, коучинга и работе с персоналом на предприятиях. А. Б. Карачевский [4] отмечает, что когнитивная терапия создана для того, чтобы снижать выраженность негативных аффективных состояний и неадаптированного поведения, бросая вызов убеждениям пациента и изменяя как их, так и способ переработки информации. КПТ представляет собой кратковременный сжатый метод, включающий структурированную деятельность и адаптивные ожидания. При индивидуальной КПТ можно без опасений выражать свои мысли и изменять их, формировать самоэффективность в мыслях и поведении.

Преимущества когнитивно-поведенческого метода [2; 4]:

1.      Направленный на изменение поведения, а не поиск причин ее возникновения;

2.      Работает по принципу «здесь и теперь»;

  1. Позволяет решить четко сформулированные цели;
  2. Использует принципы обучения для изменения поведения;
  3. Эффективность методов доказано эмпирически;
  4. Высокий уровень структурированности и целеустремленности;
  5. Помогает менять взгляды на самих себя, на свою жизнь и свое будущее.

Также следует добавить, что исследования по применению когнитивно-поведенческого метода при формировании психологической готовности к будущей профессионально-поведенческой деятельности пока что не проводилось.

В нашем исследовании мы исходим из того, что наиболее эффективным подходом при проведении психологической подготовки студентов технических университетов к будущей профессионально-управленческой деятельности будет когнитивно-поведенческого подход, который дает возможность менять мышление, убеждения, установки человека, мешающие ему объективно оценивать себя и двигаться в направлении совершенствования себя как будущего специалиста или руководителя.

При когнитивно-поведенческом консультировании проведения проблемно-поведенческого анализа ситуации является важной диагностической процедурой, что позволяет отразить такие моменты, как:

-        конкретные признаки ситуации, в том числе, что именно мешает вести себя другим способом;

-        происходит диагностика ожиданий, установок и правил поведения;

-        диагностика поведенческих проявлений (моторика, эмоции, когниции, физиологические изменения, частота, контроль);

-        ожидания последствий [2].

Важно отметить, что при когнитивно-поведенческом подходе применяется метод поведенческой интервенции. В настоящее время в поведенческой психологии используются следующие основные группы методов [11]:

-        Стимулирование мотивации изменения поведения;

-        Коррекции эмоциональных нарушений;

-        Методы саморегуляции;

-        Методы когнитивного переструктурирования;

-        Методы «погашения» нежелательного поведения;

-        Методы формирования позитивного поведения.

Совокупность этих методов в когнитивно-поведенческом направлении будет способствовать формированию эффективных моделей поведения при осуществлении будущей профессионально-управленческой деятельности. С помощью когнитивно-поведенческих техник можно модифицировать дисфункциональные мысли, мешающие осуществлять профессионально-управленческую деятельность, принимать управленческие решения. Когнитивные модели позволяют изменить отношение и поведение управленческих кадров в конфликтных ситуациях, в общении с подчиненными, с руководством.

Необходимо отметить, что когнитивные техники способствуют развитию стрессоустойчивости, выдержки, что является крайне необходимым в работе управленческих кадров. Также доказано рост самооценки, в результате использования когнитивно-поведенческих техник, которые позволяют проработать глубинные убеждения человека, мешающие ей чувствовать себя уверенно [2].

Активная приработки предыдущего опыта, приобретения новых эффективных навыков самоуправления путем проведения поведенческих экспериментов будет способствовать росту психологической готовности студентов к профессионально-управленческой деятельности. Поэтому, модель консультирования студентов технических университетов в контексте их подготовки к будущей профессионально-управленческой деятельности должна базироваться на когнитивно-поведенческом подходе, как одного из наиболее эффективных подходов в коррекции поведения человека [4].

Именно поэтому в основу эффективной технологии консультирования студентов в контексте их подготовки к будущей профессионально-управленческой деятельности положено когнитивно-поведенческий подход и соответствующий метод и техники, которые способствующие овладению студентами знаний, умений и навыков необходимых для осуществления в будущем эффективной профессионально-управленческой деятельности.

По нашему мнению, психологическое консультирование студентов технических университетов в контексте их подготовки к будущей профессионально-управленческой деятельности должна состоять из нескольких этапов консультирования студентов.

При этом, на каждом этапе количество участников консультирование может уменьшаться, а на последнем этапе, этапе овладения управленческой компетенцией могут быть только студенты, которые планируют в будущем заниматься управленческой деятельностью.

Согласно когнитивно-поведенческому подходу, основными компонентами на которые направлена ​​психологическая модель консультирования студентов являются:

1)      когниции — это то, что думает студент о себе в конкретной проблемной ситуации;

2)      эмоции — эмоции возникают в данной проблемной ситуации;

3)      поведение — что студент делает, как ведет себя в данной проблемной ситуации.

В результате проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

-        одним из эффективных подходов в психологическом консультировании студентов технических университетов является когнитивно-поведенческий подход и соответствующие ему психокоррекционные методы и техники;

-        для студентов технических университетов важным аспектом психологического консультирования является психологическая подготовка к будущей профессионально-управленческой деятельности;

-        модель психологической подготовки студентов к будущей профессионально-управленческой деятельности представляет собой совокупность пошаговых этапов консультирования, в процессе которых студент овладевает личностной, учебной, учебно-профессиональной и управленческой самоэффективностью.

Литература:

1.                  Бандура А. Теория социального научения. — СПб.: Евразия, 2000. — 320 с.

2.                  Бек А., Раш А., Шо Б., Эмери Г. Когнитивная терапия депрессии — Cognitive Therapy of depression. — СПб.: Питер, 2003. — 304 с.

3.                  Бехтерев В. М. Мозг и деятельность, М.- Л., 1928: Избр. произв., М., 1954. — режим доступу: http://psylib.org.ua/books/behtv01/index.htm

4.                  Карачевський А. Б. Навчання з когнітивно-поведінкової терапії в Європі та Україні. Вища освіта України — Додаток 2 до № 3, том 5 (30), — 2011 р. — Тематичний випуск «Вища освіта України у контексті інтеграції до європейського освітнього простору» — С. 197–205.

5.                  Дьяченко М. М. Психологические проблемы готовности к деятельности / М. М. Дьяченко, А. А. Кандыбович. — Мн.: Беларус. ун-т, 1976. — 176 с.

6.                  Карамушка Л. М., Малигіна М. П. Особливості використання «екстремальної» та «стабільної» моделі діяльності психологічної служби у вітчизняній та зарубіжній психологічній практиці. // Психологічній службі системи освіти України 10 років: здобутки, проблеми і перспективи. — К.: Ніка-Центр, 2002. — С.58–60.

7.                  Павлов И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей деятельности (поведения) животных. — М.: Наука, 1973. — 661 с.

8.                  Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга / И. М. Сеченов — 1866.

9.                  Толмен Е. Ч. Біхевіоризм і необихевиоризм / / Хрестоматія з історії психології / Під. ред. П. Я. Гальперіна, А. М. Ждан. — М.: Изд-во МГУ, 1980. — С. 47–54.

10.              Торндайк Э., Уотсон Дж. Б. Бихевиоризм. Принципы обучения, основанные на психологии. Психология как наука о поведении. М.: АСТ-ЛТД. — 1998. — 704 с.

11.              Холмогорова А. Б. Философско-методологические аспекты когнитивной психотерапии / А. Б. Холмогорова // Московский психотерапевтический журнал — 1996. — № 3.

12.              Хьелл Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. — 3-е изд. — СПб.: Питер. — 2007. — 607с.

13.              Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. — СПб.: Речь, 2002. — 352 с.

14.              Beck A. T. Cognitive therapy and the emotional disorders. — N. Y.: American Book, 1976.

15.              Eccles, J. C. (1957). «Some Aspects of Sherrington's Contribution to Neurophysiology». Notes and Records of the Royal Society 12 (2): 216. doi:10.1098/rsnr.1957.0012

16.              Rotter J. В., (1954). Social Learning and Clinical Psychology, Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall.

17.              Skinner B. F. The concept of the reflex in the description of behavior. Journal of General Psychology, 5, 427–458. (1931)

Основные термины (генерируются автоматически): будущая профессионально-управленческая деятельность, когнитивно-поведенческий подход, психологическое консультирование, психологическая подготовка студентов, управленческая деятельность, учебно-профессиональная деятельность, психологическая подготовка, психологическая готовность, психологическое консультирование студентов, учебная деятельность.


Ключевые слова

психологическая готовность, когнитивно-поведенческий подход, самоэффективность, психологическое консультирование, технический университет, профессионально-управленческая деятельность

Похожие статьи

Изучение формирования психологической готовности...

В статье исследуется проблема изучения формирования психологической готовности студентов-психологов к будущей профессиональной деятельности. Раскрыто определения и сущность психологической готовности.

Проблема формирования психологической готовности...

профессиональная деятельность, психологическая готовность, технология работы, высшее учебное заведение, будущая профессиональная деятельность, психологическая готовность студентов, психическое...

Теоретический анализ структурных компонентов психологической...

«Психологическая готовность к деятельности начинается с постановки цели на основе потребностей и мотивов.

Среди компонентов психологической готовности автор выделяет мотивационно-ценностный, эмоциональный и когнитивный.

Проблема психологической готовности к профессиональной...

В условиях смены образовательных стереотипов, быстро изменяющихся социальных, экономических условий, профессиональная деятельность значительно усложняется, предъявляя тем самым повышенные требования к работнику...

Актуальность проблемы психологического сопровождения...

психологическую поддержку процесса адаптации студентов в учебно-профессиональной деятельности; − психологическую поддержку процесса формирования профессионально-педагогической направленности и образа профессии

Технологии формирования профессионального самосознания...

профессиональное самосознание, профессиональная деятельность, профессия, профессиональная идентичность, самосознание, психологическое сопровождение, положительное отношение.

Модель формирования готовности студентов вуза...

формирование у студентов психологического компонента готовности к организационно-управленческой деятельности; Рис. Модель формирования готовности студентов к ОУД.

Особенности профессионального обучения студентов-психологов

- учитывать возрастные, социально-психологические и индивидуальные особенности студентов

Специфика организации учебного процесса профессиональной подготовки психологов, по мнению М. А. Егоровой, должен строиться на следующих принципах

Профессиональная подготовка студентов вуза как целостная...

Обобщение выделенных положений дает возможность выделить структурные компоненты системы профессиональной подготовки студентов вуза: когнитивный, деятельностный и личностный.

Похожие статьи

Изучение формирования психологической готовности...

В статье исследуется проблема изучения формирования психологической готовности студентов-психологов к будущей профессиональной деятельности. Раскрыто определения и сущность психологической готовности.

Проблема формирования психологической готовности...

профессиональная деятельность, психологическая готовность, технология работы, высшее учебное заведение, будущая профессиональная деятельность, психологическая готовность студентов, психическое...

Теоретический анализ структурных компонентов психологической...

«Психологическая готовность к деятельности начинается с постановки цели на основе потребностей и мотивов.

Среди компонентов психологической готовности автор выделяет мотивационно-ценностный, эмоциональный и когнитивный.

Проблема психологической готовности к профессиональной...

В условиях смены образовательных стереотипов, быстро изменяющихся социальных, экономических условий, профессиональная деятельность значительно усложняется, предъявляя тем самым повышенные требования к работнику...

Актуальность проблемы психологического сопровождения...

психологическую поддержку процесса адаптации студентов в учебно-профессиональной деятельности; − психологическую поддержку процесса формирования профессионально-педагогической направленности и образа профессии

Технологии формирования профессионального самосознания...

профессиональное самосознание, профессиональная деятельность, профессия, профессиональная идентичность, самосознание, психологическое сопровождение, положительное отношение.

Модель формирования готовности студентов вуза...

формирование у студентов психологического компонента готовности к организационно-управленческой деятельности; Рис. Модель формирования готовности студентов к ОУД.

Особенности профессионального обучения студентов-психологов

- учитывать возрастные, социально-психологические и индивидуальные особенности студентов

Специфика организации учебного процесса профессиональной подготовки психологов, по мнению М. А. Егоровой, должен строиться на следующих принципах

Профессиональная подготовка студентов вуза как целостная...

Обобщение выделенных положений дает возможность выделить структурные компоненты системы профессиональной подготовки студентов вуза: когнитивный, деятельностный и личностный.

Задать вопрос