Использование «облака слов» при работе с обществоведческой терминологией на уроках истории в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №11 (70) июль-2 2014 г.

Дата публикации: 13.08.2014

Статья просмотрена: 1463 раза

Библиографическое описание:

Крюкова О. Ю. Использование «облака слов» при работе с обществоведческой терминологией на уроках истории в начальной школе // Молодой ученый. — 2014. — №11.1. — С. 8-10. — URL https://moluch.ru/archive/70/12045/ (дата обращения: 21.10.2018).

Статья посвящена проблеме формирования обществоведческой терминологии на уроках истории в начальной школе. В статье представлены возможности использования «облака слов» в качестве средства формирования обществоведческой терминологии в курсе исторической пропедевтики. Статья будет интересна педагогам начальной школы.

Ключевые слова: «Облако слов», понятия, преставления.

Большие требования предъявляет общество к выпускнику школы XXI века. Он должен уметь самостоятельно приобретать знания, применять их на практике для решения разнообразных проблем, а также работать с различной  информацией, анализировать, обобщать аргументировать.  Кроме того,  самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем. Быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.

Именно в начальной школе средствами гуманитарных предметов закладываются основы общественного сознания граждан России, важной составной частью которого выступает историческое сознание как совокупность представлений и понятий, присущих обществу в целом, его отдельным социальным группам, каждому индивидууму о своем прошлом и прошлом всего человечества.

Современное обновление структуры и содержания школьного исторического образования предполагает внесение системных изменений в организацию учебного процесса, в цели и способы достижения нового качества образования. Большое значение приобретает использование в обучении общественным предметам технологий - интерактивных и информационно коммуникативных, в том числе и для решения классических дидактических задач.

В частности, одной из традиционных является задача формирования обществоведческой терминологии на уроках истории в начальной школе. С одной стороны, налицо усложнение содержания курса исторической пропедевтики, призванного сформировать, в том числе, и терминологическую основу для дальнейшего изучения предмета, с другой – специфика познавательных возможностей младшего школьника, предполагающая поиск новый нетрадиционных средств работы с обществоведческой терминологией.

Одним из таких средств, на наш взгляд, является интернет сервис Tagxedo-Creator, предназначенный для создания «облака слов».

 «Облако слов» или взвешенный список - это визуальное представление списка категорий (или тегов, также называемых метками, ярлыками, ключевыми словами и т. п.). Ключевые слова чаще всего представляют собой отдельные понятия, и важность каждого ключевого слова обозначается размером шрифта или цветом.

Возможности использования облака слов в обучении связаны с тем, что: в облако можно записать тему урока, которую учащиеся должны определить; попросить составить предложения по определенной теме, «облако» выступает в качестве опорного конспекта; можно предложить детям прочитать в «облаке» главный вопрос, на который необходимо найти ответ в течение урока; составьте предложения или рассказ, используя как можно больше слов из облака; создать словарное «облако» на основе небольших недавно изученных учебных текстов, и попросить учащихся вспомнить, о чем были эти тексты, и в каком именно контексте использовались слова; показать «облако», составленное из слов, взятых из незнакомого текста, и попросить догадаться о его содержании.

Познавательные возможности в изучении истории и психологические особенности младших школьников, визуальные и содержательные характеристики деятельности по созданию «облака слов» обусловили предположение о том, что его можно использовать в процессе обучения истории в начальной школе в работе по формированию обществоведческой терминологии.

При организации изучения исторических понятий в начальной школе необходимо исходить из того, что:1. В практике обучения истории в начальной школе создание исторических представлений и формирование понятий происходит одновременно: понятия формируются на основе представлений. 2. Исторические понятия формируются на достаточном для младшего школьного уровне и не претендуют высокую степень научности. 3. При организации процесса усвоения представлений и понятий необходимо опираться на субъективный опыт ученика и образное мышление. 4. Фактором, определяющим эффективность усвоения исторических представлений и понятий, выступает использование средств наглядности.

На наш взгляд, использование «облака слов» допустимо на всех этапах работы по формированию обществоведческой терминологии: на начальном этапе, на этапе закрепления и контроля. Также, учитель может в зависимости от технических возможностей школы, организовывать работу над облаком фронтально, индивидуально и по группам. Работа над «облаком» строится по определенным этапам: введение понятия, определение ключевых слов по исходным параметрам, ассоциативным методом подбор образа,  создание облака. Порядок этапов может меняться в зависимости от пути формирования понятия – дедуктивного или индуктивного.

Визуализация изучаемых понятий, критическое осмысление определений, опора на образы и ассоциации, развитие информационной культуры и творческого мышления определяют преимущества использования «облака слов»  при работе с обществоведческой терминологией на уроках истории в начальной школе, через реализацию принципов информационно-коммуникативного и интерактивного обучения, технологии развития критического мышления.

Таким образом, визуальные и содержательные характеристики деятельности по созданию «облака слов» обусловили предположение о том, что его можно использовать в процессе обучения истории в начальной школе в работе по формированию обществоведческой терминологии. Например, вот так выглядит понятие государство, оформленное в «облако слов» с помощью сервиса Tagxedo-Creator.

В данном «облаке»мы видим ключевые слова, определяющие содержания данного понятия, объединенные «облачной» формой. В данном случае это «облако» имеет форму карты, что в сочетании с содержанием наглядно демонстрирует сущность данного обществоведческого термина, на достаточном для младшего школьника уровне.

Начать работу целесообразно с «облаком слов» с объяснения того что такое «облако слов» в понятных для детей терминах (например, «облако слов» – это множество признаков, характерных для определённого понятия, объединённых общим образом (формой)) и привести несколько простых примеров.

…«В этом «облаке» спрятана весна. Форма этого «облака» цветок, так как именно весной распускаются первые цветы. А слова, спрятанные в «облаке», описывают это время года»…

Далее можно предложить детям самим догадаться и порассуждать.  Загадаем понятие «школа».  «…Как вы думаете, что изображено на слайде? Почему вы так решили? А какую форму имеет облако? А почему выбрана именно эта форма?...».

Следующим примером можно уже предложить рассмотреть облако предметно-исторического содержания, например «наука история».

 «…Как вы думаете, что изображено на слайде? Почему? А какой предмет спрятан в «облаке»?  А почему выбрана именно лупа? Какие ассоциации у вас с этим предметом? Как это связано со словами, составляющими облако?»…

Следующим шагом может стать совместное с классом создание «облака» используя компьютер с выходом в интернет и проектор.

В рамках изучения темы «За землю русскую, дети знакомятся с понятием «кочевники». «…Давайте вспомним, кто такие кочевники? Какие признаки их отличают? Перечислим их. Вставим их в «облако». Давайте выберем форму. Какие образы возникают в голове при слове «кочевник». Давайте выберем самый подходящий образ – лошадь. Выбираем цветовое оформление, в зависимости от «настроения» понятия. Выбираем шрифты. Задаем форму. Готово» ... То есть,  идет ознакомление с этапами работы над «облаком» и сервисом Tagxedo-Creator, используются информационные средства, реализуются принципы интерактивного обучения.

Таким образом, не абсолютизируя значения данной формы работы, мы делаем вывод о широких возможностях ее применения в процессе работы с обществоведческой терминологией в начальной школе, связанных с сочетанием в применении одного дидактического средства условно-графической и мультимедийной наглядности, методов и информационно-коммуникативной и интерактивной технологий.

Литература:

1.                  Вяземский, Е.Е. Теория и методика преподавания истории/ Е.Е.Вяземский, О.Ю. Стрелова.- М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 384 с.

2.                  Сизова, Е.В.Окружающий мир (Мое Отечество). 3 класс. Методические рекомендации/ Е.В. Сизова, Д.Д.Данилов, М.Е. Турчина. – М.: Баласс, 2010. – 256 с.

3.                  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы)/ http://www.ug.ru/new_standards/3

4.                  Чернова, Г.А. Методика преподавания обществознания в начальной школе/ Г.А.Чернова, Л.Г. Жукова, И.В. Митюкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 240 с.

5.                  Tagxedo-Creator. http://www.tagxedo.com/

Основные термины (генерируются автоматически): начальная школа, обществоведческая терминология, урок истории, слово, интерактивное обучение, историческая пропедевтика, младший школьник, содержательная характеристика деятельности, процесс обучения истории, этап работы.


Ключевые слова

"Облако слов", понятия, преставления

Похожие статьи

Использование мультимедийных средств в процессе...

Не менее значимо усиление информационной насыщенности процесса обучения исторической пропедевтике за счет использования ИКТ

 совместное создание интерактивной «ленты времени» в процессе изучения тем «Бесконечна река времени», «Что такое история

Технология интерактивного обучения младших школьников...

Интерактивное Обучение, интерактивная доска, процесс обучения, учитель, метод обучения, учебная деятельность, начальная школа, эффективное использование, обучение, учащийся.

Использование мультимедийных средств обучения на уроках...

– индивидуализировать процесс обучения; – развивать самостоятельную деятельность школьников.

Изучение исторического и обществоведческого материала в старших классах вспомогательной школы (Методические рекомендации для вспомогательной школы) / Сост.

Эффективные методы обучения истории | Статья в журнале...

Методика обучения истории и основания корректирования планов на урок, как уже говорилось ранее, — является сложным процессом, включающего взаимосвязанные и находящиеся в движении компоненты обозначенных целей обучения, содержание...

Развитие речи учащихся на уроках истории с применением...

Это использование в рассказе исторической лексики и овладение соответствующей терминологией.

Очень полезно на начальном этапе изучения истории учить пересказу текста.

Формирование исторического мышления на уроках истории

В процессе обучения истории в общеобразовательной школе создаются три вида исторических представлений [5].

Чем шире круг и богаче содержание образов и картин прошлого, тем содержательней и гибче система понятий, сформированных на основе и...

Обобщение педагогического опыта. Новые подходы...

Новые подходы к формированию понятийного аппарата учащихся на уроках истории и

Учебные действия школьниками должны осваиваться с младшей школы, фрагментарно

Работа над обществоведческими понятиями — это еще и формирование стиля поведения в...

Исследовательский урок диалогового обучения младших...

В статье раскрываются содержательные особенности технологии диалогового обучения первоклассников первоначальному чтению на основе организации

Начальная школа плюс до и после.

Познавательный интерес как средство обучения младших школьников.

Понимание исторического источника учащимися как...

Ключевые слова:методика обучения истории, исторический источник, понимание, смысл. Организация работы учащихся с историческими источниками является одним из краеугольных камней в современном школьном историческом образовании.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Использование мультимедийных средств в процессе...

Не менее значимо усиление информационной насыщенности процесса обучения исторической пропедевтике за счет использования ИКТ

 совместное создание интерактивной «ленты времени» в процессе изучения тем «Бесконечна река времени», «Что такое история

Технология интерактивного обучения младших школьников...

Интерактивное Обучение, интерактивная доска, процесс обучения, учитель, метод обучения, учебная деятельность, начальная школа, эффективное использование, обучение, учащийся.

Использование мультимедийных средств обучения на уроках...

– индивидуализировать процесс обучения; – развивать самостоятельную деятельность школьников.

Изучение исторического и обществоведческого материала в старших классах вспомогательной школы (Методические рекомендации для вспомогательной школы) / Сост.

Эффективные методы обучения истории | Статья в журнале...

Методика обучения истории и основания корректирования планов на урок, как уже говорилось ранее, — является сложным процессом, включающего взаимосвязанные и находящиеся в движении компоненты обозначенных целей обучения, содержание...

Развитие речи учащихся на уроках истории с применением...

Это использование в рассказе исторической лексики и овладение соответствующей терминологией.

Очень полезно на начальном этапе изучения истории учить пересказу текста.

Формирование исторического мышления на уроках истории

В процессе обучения истории в общеобразовательной школе создаются три вида исторических представлений [5].

Чем шире круг и богаче содержание образов и картин прошлого, тем содержательней и гибче система понятий, сформированных на основе и...

Обобщение педагогического опыта. Новые подходы...

Новые подходы к формированию понятийного аппарата учащихся на уроках истории и

Учебные действия школьниками должны осваиваться с младшей школы, фрагментарно

Работа над обществоведческими понятиями — это еще и формирование стиля поведения в...

Исследовательский урок диалогового обучения младших...

В статье раскрываются содержательные особенности технологии диалогового обучения первоклассников первоначальному чтению на основе организации

Начальная школа плюс до и после.

Познавательный интерес как средство обучения младших школьников.

Понимание исторического источника учащимися как...

Ключевые слова:методика обучения истории, исторический источник, понимание, смысл. Организация работы учащихся с историческими источниками является одним из краеугольных камней в современном школьном историческом образовании.

Задать вопрос