Автор: Волкова Виктория Федоровна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №11 (70) июль-2 2014 г.

Дата публикации: 13.08.2014

Статья просмотрена: 1727 раз

Библиографическое описание:

Волкова В. Ф. Реализация практико-ориентированного образования на уроках математики // Молодой ученый. — 2014. — №11.1. — С. 32-33.

В настоящее время, система образования ставит своей главной целью подготовку для общества квалифицированных специалистов. Образовательные стандарты третьего поколения (технического профиля) отводят особую роль математике как одной из фундаментальных наук, а профессиональная направленность обучения позволяет рассматривать математику, во-первых, как средство, с помощью которого можно спроектировать процесс профильно-ориентированного обучения, во-вторых, как форму специфической межпредметной взаимосвязи общеобразовательных и профессиональных знаний.

Исходя из этого, целью моей деятельности является формирование средствами математики компетенций, необходимых человеку для полноценной жизни, в современном обществе.

Особо актуальным в настоящее время считаю развитие интеллектуальных навыков конструирования и моделирования математических задач. Поэтому в своей практике я систематически и целенаправленно использую практико-ориентированное обучение.

 Задачи практико-ориентированного обучения:

- показать связь математики с реальной действительностью;

- усилить практическую направленность для качественной подготовки учащихся;

- воспитывать чувство коллективизма, формировать умение работать группой.

Одно из направлений практико-ориентированного обучения – это решение задач, с производственным содержанием. Примеры несколько таких задач:

1.                  Сколько в связке электродов для электросварки, если их общее масса 5 кг, а каждый электрод - кусок стальной проволоки длиной 45 см и диаметром 5 мм?

2.                  Сколько из листа оцинкованного железа прямоугольной формы размером 150х100 можно сделать бидонов с крышками, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда длиной 20 см, шириной 15 см, высотой 30 см, если расход на швы составляет 0,4% всей площади листа?

3.                  Столяр имеет в своем распоряжении заготовки – бруски стандартного сечения длиной 2100 мм. Для каждого стола ему нужно 4 ножки по 900 мм и две поперечные планки по 600 мм. Найдите все возможные варианты раскроя материала и выберите из них оптимальный.

Любое занятие геометрии должно быть подтверждено наглядностью. Например, при изучении темы «Перпендикулярность прямой и плоскости» можно использовать иллюстрации Пизанской башни и развалин Древней Греции, обращая внимание студентов на дату, качество и надежность этих сооружений.

При изучении темы «Пирамида» можно решать такого плана задачи.

В процессе изучения темы «Перпендикулярность в пространстве» студенты имеют дело с прямыми, плоскостями, двугранными углами, поэтому в практической деятельности они должны работать с предметами, напоминающими эти геометрические фигуры. В качестве домашнего задания можно предложить изготовить наглядные пособия, необходимые для объяснения темы, например, модели пересечения прямых и плоскостей, двух плоскостей, набор двугранных углов и т.д. Материалом могут служить: рейки, куски проволоки, фанеры, картона, оргстекла, текстолита, пенопласта. Изготавливая макеты, студенты могут выполнить дополнительные задания проблемного характера:

-просверлить ряд отверстий в толстостенной плите из оргстекла, дерева, текстолита или пенопласта, строго перпендикулярно плоскости ее основания, с помощью ручной дрели (плиту лучше прикрепить к стене);

- закрепить несколько деревянных реек перпендикулярно листу фанеры, металлических прутьев перпендикулярно листу фанеры или листу жести;

- закрепить два листа фанеры или картона, имеющих неправильную форму, под различными заданными углами (300; 900; 1200 и т.д.);

- прикрепить перпендикулярно листу фанеры или картона другой лист.

Выполняя такого рода задания, студенты сталкиваются с некоторыми трудностями, которые могут быть успешно преодолены, если используются знания основных положений темы.

Еще одним направлением в практико-ориентированном обучении является метод проектов. Например, обобщающий урок по теме «Вычисление объёмов геометрических тел» можно провести в форме проекта «Определение комфортности жилья».

Для реализации практико-ориентированного образования на уроках математики можно использовать технологию case-study. Основная функция метода case-study – учить студентов решать сложные неструктурированные проблемы, которые невозможно решить аналитическим способом

Цель метода кейс-стади:

- совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них;

- учащимся даётся описание определённой ситуации. Они должны выделить проблему и обдумать способы её решения;

- не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно.

Например, урок «Школа ремонта».

 В проекте следующие разделы:

-                  фотографии жилых помещений;

-                  планы жилых помещений;

-                  каталоги отделочных материалов;

-                  прайсы с указанием цен на различные отделочные материалы;

-                  прейскурант стоимости услуг ремонтной фирмы;

-                  расчеты площадей отделываемых поверхностей;

-                  расчеты необходимого количества отделочных материалов;

-                  расчеты стоимости отделочных материалов;

-                  расчеты стоимости услуг ремонтной фирмы;

-                  расчеты общей стоимости ремонта.

Особый интерес вызывают у детей задания с практическим содержанием, представляющие собой реальные жизненные ситуации.

В условиях образовательных учреждений процесс развития личности в большинстве своем происходит на уроке. Поэтому задача преподавателя состоит в том, чтобы эффективно управлять им, обеспечить включение учащихся в разные виды деятельности, изменить их позицию таким образом, чтобы они превратились из пассивных объектов обучения в активных участников познавательной деятельности. И самое главное – заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования – обучение должно побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную профессиональную и социальную включённость в жизнь общества.

Основные термины (генерируются автоматически): листу фанеры, уроках математики, изучении темы, темы «Перпендикулярность, листа фанеры, изучении темы «Перпендикулярность, прямоугольного параллелепипеда длиной, стальной проволоки длиной, стандартного сечения длиной, форму специфической межпредметной, дополнительные задания проблемного, профессиональная направленность обучения, средствами математики компетенций, изучения темы «Перпендикулярность, активную гражданскую позицию, стандарты третьего поколения, моделирования математических задач, качестве домашнего задания, урок «Школа ремонта», особую роль математике.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос