Функциональные детерминанты поведения работника в профессиональной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №11 (70) июль-2 2014 г.

Дата публикации: 13.08.2014

Статья просмотрена: 348 раз

Библиографическое описание:

Ворожко, В. А. Функциональные детерминанты поведения работника в профессиональной деятельности / В. А. Ворожко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 11.1 (70.1). — С. 34-36. — URL: https://moluch.ru/archive/70/12025/ (дата обращения: 23.04.2024).

Выдвинутое И. М. Сеченовым положение о том, что психические процессы, отражая действительность, обеспечивают регуляцию поведения животных и человека, стало для отечественной психологии фундаментальным.

Психологические особенности деятельности профессионала обусловливаются регулирующим воздействием не отдельных психических функций и качеств, а их совокупностью, определяющей характерные черты функциональной взаимосвязи, взаимодействия этих качеств в контексте конкретной деятельности, достижения определенной цели-результата, в том числе и обеспечения заданного уровня профессиональной надежности.

Наиболее полный и глубокий психологический анализ особенностей профессиональной деятельности представлен в ряде фундаментальных работ, таких как: Зараковский Г.М. «Психофизиологический анализ трудовой деятельности»; Зинченко В.П., Майзель Н.И., Назаров А.И., Цветков А.А. «Анализ деятельности человека-оператора», Иванова Е.М. «Основы психологического изучения профессиональной деятельности и т.д. [3, с. 20-24].

Характер профессиональной деятельности, ее конечные и промежуточные результаты, критерии этих результатов, в том числе и показатели надежности деятельности работника, в значительной мере определяются особенностями мотивов человека, той побу­дительной силой, которая направляет его на достижение определенной цели.

Основная функция мотивов - это мобилизация способностей, функциональных возможностей, профессионального опыта человека на достижение поставленных целей, результатов деятельности.

Таким образом, потребности оказывают регулирующее воздействие на деятельность через сознательно поставленные цели, принятые решения и профессиональные намерения.

В конкретной деятельности система ее мотивов отражается в определенной цели, которая формирует содержание этой деятельности. Цель - это образ, идеальный или мысленно представленный конечный результат деятельности, то, чего нет еще реально, но что должно быть получено в ее итоге.

Постановка цели человеком - процесс, характеризующийся специфическим внутренним отношением между субъективным смыслом задачи для человека и ее объективным значением.

Характер представленности цели субъекту раскрывается в понятии «образ-цель». Образ-цель основывается на прошлом профессиональном опыте человека, включает представления о средствах деятельности, определяет селекцию, интеграцию и оценку информации, а также формирование гипотез и принятие решения. Образ-цель должен сохраняться в течение всего времени выполнения деятельности, иначе возникает ее дезоргани­зация.

Психологическая структура деятельности включает в себя в качестве компонента представление о программе деятельности. Успешность деятельности, в конечном счете, ее эффективность и надежность определяются адекватностью, полнотой, динамичностью, адаптивностью этого представления о реальном содержании и процессе деятельности. Адекватность представления о программе означает степень его соответствия требованиям реального трудового процесса, полнота определяет необходимый уровень детализации представления о потребных элементах программы, динамичность отражает возможность изменения представления об элементах программы при трансформации нормативной деятельности и адаптивность характеризует полноту приспособления представления о программе при ее потреб­ном изменении.

Нарушение перечисленных требований к качеству представления о программе деятельности может сопровождаться искажениями образного механизма ее регуляции и возникновением профессиональных затруднений при ее выполнении [5, с.40-43].

Для качественного выполнения конкретного действия существует наиболее рациональный способ его реализации. Поэтому характер представления о существующих способах и наиболее оптимальных для конкретных условий, об ориентации способа на достижение результата или на процесс, также обусловливает, в конечном счете, эффективность и надежность деятельности.

Совокупность информации, характеризующей предметные и субъектные условия деятельности и позволяющей организовать деятельность в соответствии с вектором «цель-результат» определяют как информационную основу деятельности. Надежность профессиональной деятельности во многом определяется адекватностью, точностью и полнотой информационной основы деятельности [1, с.73; 5, с.48-50].

Одним из структурных компонентов профессиональной деятельности являются профессионально важные качества работника.

Таким образом, психологическая система деятельности работника состоит их таких компонентов, как мотивы, цели, программы деятельности, информационной основы деятельности, процесса принятия решения и профессионально-важных качеств. Все эти компоненты в трудовой деятельности сопровождаются чувствами и эмоциональными переживаниями, которые имеют под собой психофизиологическую основу, содержащую в себе формально-динамические характеристики и стратегии преодоления стрессовых ситуаций. Проанализировав психологическую структуру профессиональной деятельности, рассмотрим функциональные детерминанты поведения работника. 

Функциональные детерминанты профессиональной деятельности работника

Профессиональная деятельность во многом обусловлена субъективным состоянием самого работника, сочетанием объективных и субъективных моментов его работы.

Характерной особенностью профессиональной деятельности является ее постоянная или периодическая рабочая напряженность, которая для некоторых профессий и условий деятельности определяется сложностью ответственностью трудовых задач, возникновение нештатных ситуаций, повышенной профессиональной перегрузкой, иногда опасностью для жизни и другими экстремальными факторами. Их интенсивное или длительное воздействие приводит к развитию функциональных нарушений. Это дает основание говорить о функциональном состоянии ­ системной реакции организма и психики человека, выражающейся в виде интегрального динамического комплекса наличных характеристик физиологических, психологических, поведенческих функций и качеств, которые обусловливают выполнение деятельности.

К функциональным состояниям можно отнести целый ряд специфических психи­ческих состояний, проявляющихся в процессе деятельности и влияющих на ее эф­фективность. Функциональное состояние - это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений дей­ствительности, предшествующего состояния и психических свойств личности [3, с.49-57].

Выделяют следующие показатели функциональных состояний: субъективные реакции; изменения вегетосоматических и психических функций; продуктивность и качество работы.

Внешние критерии развития того или иного состояния проявляются в показателях эффективности деятельности (производительность, продуктивность, качество, надеж­ность).

Функциональное состояние фор­мируется и изменяется под влиянием воздействия ряда особенностей субъекта труда и самой деятельности. К этим особенностям относятся следующие характеристики человека:

1) степень профессиональной пригодности к конкретной деятельности;

2) уровень подготовленности к выполнению трудовых задач;

3) величина индивидуальных ресурсов и функциональных резервов для энергетического и информационного обеспечения деятельности;

4) состояние здоровья;

5) отношение к труду [3, с.77-79].

Функциональные состояния, отражающие особенности реализуемой деятельности, характеризуются обязательным наличием следующих компонентов:

- энергетический - физиологические реакции, обеспечивающие требуемый уровень энергозатрат от биохимического до уровня отдельных систем: кровообращения, дыхания и др.     

  - сенсорный - характеризует возможности по приему и первичной обработке по­ступающей информации (пороги ощущения, адаптация к сигналам и др.);

     - информационный - обеспечивает дальнейшую обработку информации и принятие решений на ее основе (память, мышление);

-эффекторный - ответственный за реализацию принятых решений в поведенческих актах (скорость, темп, точность реакций, координация движений, рабочие действия и др.);

- активационный - определяет направленность и степень напряженности дея­тельности и характеризует актуальную способность человека к реализации имеющих­ся у него качеств и личностных свойств (особенности гормональной активности и нервной регуляции, уровень внимания, мотивации, эмоционально-волевого напряжения) [2, с.43-46].

Одним из важнейших психологических факторов успешного выполнения деятельности работника является внимание. Из общих свойств внимания для деятельности работника профессионально значимыми являются как распределенность, интенсивность, так и его устойчивость, т. е. способность поддерживать необходимый уровень внимания в течение длительного времени и вместе с тем не концентрировать его надолго лишь на одном или нескольких объектах, иметь в «поле зрения» всю ситуацию в целом.

Зачастую деятельность работника протекает на фоне постоянного и значительного нервно-эмоционального напряжения.

Кроме такого постоянного «умеренного» эмоционального фона в процессе работы иногда возникают случаи, вызывающие острый эмоциональный стресс. Чем больше вероятность таких случаев, тем более напряженной и утомительной является работа.

Неуклонный рост стрессовых ситуаций на работе приводит к увеличению напряжения психологического характера. Это приводит к возникновению все больших трудностей при адаптации человека и профессиональной деятельности. По мере возрастания трудностей приспособления возрастает и интенсивность стрессовых ситуаций, которые создают дополнительную эмоциональную нагрузку и предъявляют определенные требования не к отдельным качествам или изолированным функциям человека, а к общей эмоционально-волевой сфере личности. Следовательно, устойчивость этой сферы является профессионально важным свойством, в значительной степени обусловливающим успешность производственной деятельности работника в критических ситуациях.

Значимость перечисленных выше функций и способностей приобретает все более острый характер, так как они являются необходимой предпосылкой успешной работы в условиях дефицита времени.

Так же существует множество профессий имеющих ряд специфических условий деятельности, которые добавляют дополнительные трудности к основному фону трудовой деятельности.

Одним из аспектов устойчивого внимания и стрессоустойчивости является готовность к экстренному действию.

Если суммировать высказывания различных авторов [3, 6, с. 34-42], и др., то можно пе­речислить следующие признаки этого состояния: в ходе повы­шения уровня готовности возникает и укрепляется чувство уверенности, снижается скованность или излишнее напряжение, улучшается общее самочувствие, настроение. Все это, естественно, не может не сказаться и действительно сказывается на протекании ряда психических процессов - интенсивность и устойчивость внимания, объем и скорость зрительного восприятия, быстрота реакции достигают своего максимума.

Анализ имеющихся данных позволяет поставить вопрос о том, что  актуализацию готовности к действию можно рассматривать как компонент общего процесса саморегуляции той или иной конкретной деятельности. [4, с. 116-146].

Резюмируя изложенное, следует отметить, что важными и профессионально значимыми психическими качествами, необходимыми для успешного выполнения деятельности являются: способность к высоким сенсорным нагрузкам; способность к постоянному прогнозированию дорожной обстановки; готовность к экстренным действиям; сосредоточенное, интенсивное и устойчивое внимание и высокая мотивированность.

Литература:

1.          Бодров, В.А.  Психология и надежность: человек в системах управления техникой / В.А. Бодров, В.Я. Орлов. - М.: Из-во «Институт психологии РАН», 1998. – 182 с.

2.          Ильин, Е. П. Теория функциональной системы и психофизиологические состояния / Е.П. Ильин. — В кн.: Теория функциональных систем в физиологии и психологии. М.: Росмэ, 1978. – 254 с.

3.          Леонова, А. Б. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности / А.Б. Леонова, В.И. Медведев. — М.: Наука, 1981. – 200 с.

4.          Нерсесян, Л.С. Психологические аспекты повышения надежности управления движущимися объектами / Л.С. Нерсесян. М.: Промедек, 1992. – 488 с.

5.          Стрелков, Ю.К. Инженерная и профессиональная психология: учебник для вузов / Ю.К. Стрелков. - М.: Высш. шк., 2001. – 360 с.

6.          Хомская, Е. Д. К проблеме функциональных состояний мозга / Е.Д. Хомская // Вопросы психологии. – 1977. – № 5. – С. 34-42.

7.          Психология состояний. Хрестоматия / Состави­тели Т.Н. Васильева, Г.Ш. Габдреева, А.О. Прохоров / Под ред. проф. А.О. Прохорова. — М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2004. - 608 с.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, деятельность, информационная основа деятельности, качество, программа деятельности, трудовая деятельность, конечный счет, профессиональный опыт человека, устойчивое внимание, функциональное состояние.


Похожие статьи

Формирование профессионально значимых качеств учащихся...

Поскольку успешность деятельности специалиста определяется не только уровнем профессиональных знаний, умений и навыков, но и степенью сформированности его профессионально-личностных качеств, ими называются те качества личности...

Внимание как профессионально важное качество оператора АЭС

Профессия выступает как особая форма социальной организации трудоспособных членов общества, объединенных общим видом деятельности и профессиональным сознанием, отмечает Э. Ф. Зеер.

Самостоятельная деятельность студентов как условие...

и отсутствием цельной системы психологического сопровождения становления специалиста в профессиональной деятельности [2]. Обучение в вузе формирует у студентов готовность к трудовой и профессиональной деятельности.

Характеристика уровней подготовленности студентов...

Самостоятельная проектировочная деятельность студентов профессиональных образовательных организаций — это вид творческой деятельности по созданию проекта, обеспечивающего решение актуальной профессионально-ориентированной задачи...

Информационные задачи профессиональной деятельности...

Информационные задачи профессиональной деятельности экономиста. Автор: Савостьянова Ирина Леонидовна. Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы.

О формировании готовности курсантов к применению...

Процесс формирования готовности к применению информационных технологий в профессиональной деятельности курсантов военных вузов выступает в виде систематизированной деятельности субъектов вуза по привитию курсантам требуемых...

Изучение профессиональной готовности будущего социального...

Полноценная профессиональная деятельность выражается в том, что социальный педагог, как субъект труда, призван самостоятельно и творчески подходить к

Это дает возможность осуществлять профессиональную деятельность с позиции личности, субъекта деятельности.

Трудовая активность как основа трудового поведения населения

Ключевые слова: трудовое поведение, трудовая активность, производительность труда. Труд – сознательная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания потребительных стоимостей...

Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её...

Учебно-профессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности, результатом которой является формирование

Внутренние побуждения людей (потребности, мотивы) лежат в основе их поведения и профессиональной деятельности [1, с.6].

Похожие статьи

Формирование профессионально значимых качеств учащихся...

Поскольку успешность деятельности специалиста определяется не только уровнем профессиональных знаний, умений и навыков, но и степенью сформированности его профессионально-личностных качеств, ими называются те качества личности...

Внимание как профессионально важное качество оператора АЭС

Профессия выступает как особая форма социальной организации трудоспособных членов общества, объединенных общим видом деятельности и профессиональным сознанием, отмечает Э. Ф. Зеер.

Самостоятельная деятельность студентов как условие...

и отсутствием цельной системы психологического сопровождения становления специалиста в профессиональной деятельности [2]. Обучение в вузе формирует у студентов готовность к трудовой и профессиональной деятельности.

Характеристика уровней подготовленности студентов...

Самостоятельная проектировочная деятельность студентов профессиональных образовательных организаций — это вид творческой деятельности по созданию проекта, обеспечивающего решение актуальной профессионально-ориентированной задачи...

Информационные задачи профессиональной деятельности...

Информационные задачи профессиональной деятельности экономиста. Автор: Савостьянова Ирина Леонидовна. Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы.

О формировании готовности курсантов к применению...

Процесс формирования готовности к применению информационных технологий в профессиональной деятельности курсантов военных вузов выступает в виде систематизированной деятельности субъектов вуза по привитию курсантам требуемых...

Изучение профессиональной готовности будущего социального...

Полноценная профессиональная деятельность выражается в том, что социальный педагог, как субъект труда, призван самостоятельно и творчески подходить к

Это дает возможность осуществлять профессиональную деятельность с позиции личности, субъекта деятельности.

Трудовая активность как основа трудового поведения населения

Ключевые слова: трудовое поведение, трудовая активность, производительность труда. Труд – сознательная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания потребительных стоимостей...

Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её...

Учебно-профессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности, результатом которой является формирование

Внутренние побуждения людей (потребности, мотивы) лежат в основе их поведения и профессиональной деятельности [1, с.6].

Задать вопрос