Автор: Макиенко Максим Геннадьевич

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №7 (7) июль 2009 г.

Статья просмотрена: 384 раза

Библиографическое описание:

Макиенко М. Г. Семиотика исторического кинематографа // Молодой ученый. — 2009. — №7. — С. 274-278.

Исторический кинематограф – это молодой, развивающийся жанр, который на сегодняшний день ищет пути окончательного формирования как самостоятельного отведения в кинематографе. Прежде всего, в историческом кино отражается история страны, нации, киноаппарат запечатлеет определенные исторические личности, которые играли или играют роль в истории страны, в которой мы живем.

Как и у любого другого жанра, исторический кинематограф имеет свой язык и свои художественные и выразительные средства, которые используются для передачи определенного исторического пространства, в котором находятся актеры в момент съемочного периода, а потом будут находиться зрители перед экраном в кинотеатре. Внутренне пространство кадра имеет большое значение для формирования определенного исторического образа, воссоздаваемого режиссером и группой актеров.

В последнее время большинство режиссеров работающих в жанре исторического кино стали говорить о том, что определенное влияние на восприятие исторического кинематографа на сегодняшний день оказывает так называемый язык кино, который с помощью символьной системы доносит кинематографическую информацию до зрителя. Символы, знаки, образы – это можно объединить одним научным названием семиотика.

Необходимо дать определение семиотики. Как пишет Е. А. Еленина: «Определение семиотики в общем виде можно дать следующим образом: семиотика – это наука о знаках и знаковых системах, которая анализирует природу, свойства и функции знаков, классифицирует виды знаков, указывает пути их развития [1, с. 7]». Исходя из определения, можно сделать вывод, что все воспринимаемое зрителем в кинотеатре перед экраном имеет знаковое выражение. Знак и символ это основные составляющие семиотики кинематографа и искусства в целом. Безусловно, знак имеет определенное выражение, в каком либо виде, например историческая атмосфера, в кадре созданная съемочной группой будет состоять из таких знаков и символов как: костюмы, исторические персонажи, архитектурные ансамбли, определенное место действия и прочее будет нам указывать на определенное историческое событие, которое имело место быть. Знак для кинематографа имеет большое значение, а знаковая или семиотическая система в кино представляет собой совокупность художественных символов. Следует дать определение знака. Знак (лат. signum) – это материальный, чувственно воспринимаемый предмет (вещь, явление, действие, признак), выступающий в качестве представителя (заместителя, репрезентанта) другого предмета, свойства или отношения и используемый для получения, хранения, переработки и передачи информации[2, с. 23]. Знак выражает все художественное содержание и передает зрителю закодированную информацию, которая будет преобразована в художественно-логический ряд.   

Символы и знаки играют важную роль в процессе восприятия кинофильма. Для зрителя, который смотрит фильм характерно визуальное или зрительное восприятие знаков и символов, идущих с экрана. Как правило, восприятие является творческим процессом, ведь получив информацию или информационный код с экрана, зритель его модифицирует и домысливает и получает завершенную картину происходящего на экране. Благодаря накопленному визуальному опыту у зрителя имеется такая возможность расшифровать знаковую информацию и преобразовать её в единый логический и художественный ряд. Исторический кинематограф, как и любое искусство, состоит из знаковых систем, и каждый знак выполняет определенную логическую функцию.

В историческом кино принято выделять визуальный и аудиовизуальный   образ (знак). Визуальный знак несет зрителю наглядную информацию, которая интерпретируется им в определенный визуальный ряд, а аудиовизуальный знак дает возможность с помощью звука подчеркнуть определенные события, происходящие в кадре. Тем самым визуальное и аудиовизуальное содержание кадра позволяют зрителю сформировать логически завершенный художественный образ и представить, прочувствовать определенную историческую ситуацию, которую хочет донести режиссер.

Более подробно нам хотелось бы остановиться на аудиовизуальном знаке, который используется при создании кинофильма, если говорить иначе это просто звук, который наполняет и логически завершает кадр. Проведем некий сопоставительный анализ звукового и «немого» кинематографа, и попытаемся предположить, какое  значение имеет звук в кино. Если говорить о «немом» кинематографе, то следует обратить, прежде всего, внимание на то, что в нем большое значение отводится визуальному знаку. В «немых» кинофильмах актеры очень активно использовали различную мимику и жесты для передачи настроения героя, ситуации в которой, находится персонаж, и благодаря мимическим движениям и жестам зритель мог понять, что же пытается донести до него актер. Со временем в «немых» кинозалах появляются так называемые таперы, это люди, которые на протяжении всего киносеанса сопровождали его музыкальным оформлением. Оно, позволяло донести до зрителя определенный наиболее важный момент, и музыка подчеркивала все, что происходило в кадре, по характеру музыкального сопровождения зритель мог определить настроение героя, ситуацию, в которой находится персонаж. А с приходом звука в кинематограф роль аудиовизуального и визуального знака стали иметь равное значение. Мимика и жесты актеров стали подчеркиваться не только музыкальным оформлением, но еще речь, произносимая актерами, стала играть свою роль для передачи образа героя. Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что аудиовизуальный знак, как правило, необходим для логического завершения восприятия кинофильма зрителем.

Знаки и символьные семиотические системы формируют киноязык исторического кинематографа, а, следовательно, язык исторического кино формирует определенные художественные и выразительные средства характерные для данного жанра.   

Семиотическая система исторического кинематографа на наш взгляд состоит из следующих основных составляющих:

·         актер – отправитель знаковой информации, художественной информации;

·         зритель – получатель знаковой информации;

·         код – это как правило набор определенных художественных выразительных средств (образ, историческая обстановка в кадре, определенное музыкальное сопровождение, цветовая гамма) содержащихся в закодированном символьном и знаковом состоянии;

·         канал связи – кинотеатр, кинозал (коммуникационные каналы связи);

Лабиринт

·         восприятие – процесс получения, анализа и расшифровки информации, логическое осмысление увиденного.  

Полноценный процесс восприятия кинофильма возможен только при наличии всех вышеперечисленных составляющих.

На формирование семиотики исторического кино большое влияние оказывает натурные съемки и декорации. Как правило, с помощью натурных съемок или декораций формируется определенное восприятие кинофильма. Декорации позволяют отобразить в фильме определенную историческую ситуацию и восстановить картину прошлых лет. Как правило, декорации в кинофильме принято называть «искусственной семиотической системой» - это система знаков и символов, которая создана искусственно с помощью определенных художественных и выразительных средств, необходимая для формирования в кинофильме образа времени.

В кинематографе можно выделить следующие знаки и символы: виртуальные – это знаки, которые создаются с помощью современных компьютерных технологий (монтаж, ЗD, виртуальная реальность, то есть перемещение героя во времени и пространстве); оптические (визуальные) – знаки и символы, которые уже существуют в определенном виде и принимаются зрителями как устоявшиеся системы. Перечислим некоторые оптические символы: предметы-образы (исторический костюм, доспехи, оружие, крепость, замок, рыцарь, графиня и т.д.), движение, ускорение или замедление съемочного аппарата, свет в кадре, колорит красок, декорации, актеры.

Между временем художественным, которое существует в кинематографе и временем реальным существует определенная невидимая граница (художественно -временная  граница). Художественное время – это темпо – ритм (угасание или развитие, спад или нарастание кинематографического действия), с которым осуществляются и разворачиваются определенные сюжетные события и действия в кинофильме. Темпо -ритм может быть ускоренным или замедленным, как правило, зрители получают информацию о темпо – ритме в кинофильме определенным текстовым или иным художественным сообщением на экране, например, прошло пять лет или прошло двадцать лет, что соответственно переносит зрителя через указанное количество времени и тем самым зритель себя психологически перенастраивает на дальнейшее восприятие кинофильма. Данный художественный прием очень часто используется в исторических кинофильмах для увеличения «монтажного шага» и более лаконичного восприятия кинофильма.

Кинематограф – это единственное искусство, которое отображает реально происходящие события в кинематографическом пространстве, и переносит зрителя в определенное место действия, при этом задействовав все выразительные средства.        

Художественные и выразительные средства исторического кинематографа – это совокупность свойств кинофильма, которые формируют его внутреннее единство и эстетическую завершенность. Художественное пространство выступает как семиотическая система, которая с помощью знаков и символов отображает реальное (физическое) пространство, выраженное в определенной временной плоскости.

Художественное наполнение исторического кинофильма, которое может быть выражено крупными планами, авангардным приемом монтажа, интересной игрой красок, колоритными актерами, вовлекает зрителя в процесс восприятия кинофильма и переносит его во времени и пространстве. Шумовые эффекты оказывают определенное восприятие, например шум дождя или пение птиц, ветер, звук приближающегося автомобиля, это все моделирует определенный художественный мир кино. А вышеперечисленные шумы выступают в качестве семиотических знаков и символов, которые и позволяют сделать фильм более реалистичным и насыщенным. 

Исторический фильм выступает с позиции кинодокумента, то есть он несет информацию о происходящем когда-либо историческом событии. Как кинодокумент он хранит информацию, которая передается от поколения к поколению и представляет интерес для нации. Перейдем к семиотическому анализу фильма «Летят журавли» (1957 г., режиссер Михаил Калатозов, оператор Сергей Урусевский).   

            «Летят журавли» - это кинофильм о Великой Отечественной Войне, а так же о верности, он вышел на экраны страны 12 октября 1957 года. Его можно смело отнести к историческому кинематографу, так как в своем сюжете фильм рассказывает о трудностях, в том числе и социальных, которые пришлось пережить людям во время войны. Режиссер Михаил Калатозов, оператор Сергей Урусевский. В основу фильма была положена пьеса «Вечно живые» Виктора Розова. Фильм стал обладателем Гран-при Каннского кинофестиваля и получил «Золотую пальмовую ветвь в 1958 году».   Нам хотелось бы более подробно остановиться на семиотике данного кинофильма. Следует, прежде всего, начать с позиции актеров, они выступают в роли символов-образов с характерными чертами. Артист Алексей Баталов (Борис) и актриса Татьяна Самойлова (Вероника) это безусловная находка режиссера Калатозова. Актеры были идеально подобраны, игра, мимика, жесты, типаж это все формирует определенную атмосферу, позволяет зрителю почувствовать ту ситуацию, в которой находятся герои в начале фильма, в середине и в конце. Фильм начинается прекрасными утренними пейзажами московских «мокрых» от утренней поливки улиц, песней о летящих журавлях, беззаботной молодости и искренней любви. Вышеперечисленные семиотические знаки вызывают определенный ассоциативный ряд у зрителя с Москвой, авторы подчеркивают пустынность города и говорят, что ранним утром, влюбленные Борис и Вероника находятся в городе практически одни, они никого не замечают. В картине идет будто бы сравнение Москва – весенняя, молодая с золотыми купавками церквей, Красная площадь и Москва – во время войны с серыми улицами, разбитыми дорогами, противотанковыми ежами, изуродованными домами от очередных бомбардировок.   Символически в кадре смотрится лестница в подъезде дома Вероники, которая уводит наших героев будто бы в другой мир и другое пространство, а яркое солнечное утро логически завершает кадр, тем самым сообщая нам спокойном начале картины. В кинофильме периодически меняется время, оно то, бежит, то замедляет свой ход, это сделано автором специально, чтобы показать зрителю наиболее важные и знаковые моменты. В эти моменты зритель запоминает знаки, которые находятся в кадре, а это герои, улицы, вокзал, пункт мобилизации. В фильме используется большое количество новых режиссерских приемов, которые до этого не находили применения в советском кинематографе. Как пишет Н. М. Зоркая в своем труде «История отечественного кино»: «Новыми были и художественные средства. Картина увлекала словно бы до конца исчерпанной красотой черно-белого изображения, блистательными кадрами, снятыми ручной камерой в непрерывном кружении, в игре ракурсов и светотени, эффектах короткофокусной оптики. Возвращаясь на экран, живая, неповторимая, трепетная жизнь человека, казалось, заново открывала все богатство метафоры, композиции, ритмов поэтического языка кино [3, с. 316]». Из вышесказанного следует, что в картине используются совершенно новые авторские, режиссерские, драматургические и художественные приемы с использованием разнообразных семиотических образов для воссоздания определенной исторической ситуации. Судьба Вероники и Бориса вплетается в судьбу всего человечества, главная героиня бежит на мобилизационный пункт, прорывается через препятствия, которые находятся у нее на пути для того чтобы попрощаться с Борисом, но к сожалению увидев Бориса Вероника не может до него докричаться, ей мешает гул толпы, рев техники. Марш «Прощание Славянки» будто делит кадр сменой ритма действия в картине. Начинают движение новобранцы-солдаты, появляется определенная семиотическая – знаковая граница, заканчивается мир и начинается война, беспощадная, страшная, беспристрастная, жестокая и тяжелая.  

            Следует более подробно уделить внимание к актерскому составу кинофильма «Летят журавли». Артисту Алексею Баталову было отпущено совсем немного материала, а ведь задача стояла сложная: создать такой образ молодого советского человека, в котором сосредоточились лучшие типические черты [4, с. 11]. Артист выступает в роли знака (символа), он полностью справился со своей актерской задачей и с первых минут своего пребывания на экране Алексей Баталов показал всю мощь своего образа: мужество, собранность, искренность, естественность, волю, стремление и скромность. Это и является семиотическими чертами, которые характеризуют образ актера. Перейдем к актрисе Татьяне Самойловой. И попробуем охарактеризовать ее актерский образ, который имеет большое знаковое значение в кинофильме. Светлую, наивную Веронику Самойлова играет легко и лирично. Но и темную, страдающую Веронику в эвакуации молодая актриса играет тонко, верно и сильно [4, с.13]. Здесь большое влияние на темперамент актрисы оказывает обстановка созданная в кадре, она будто подчеркивает внутренний мир и образ героини. Т. Самойлова очень правильно и грамотно расставила эпизодические акценты, в каждом эпизоде с ее участием зритель видеть яркий, сильный и в тоже время чувственный образ девушки.

            Самым ярким семиотическим всплеском в картине является сцена  смерть главного героя – Бориса в лесу где-то в Подмосковье. В этом сюжете используется целая семиотическая система, которую используют режиссер и оператор. С помощью художественных знаков авторы картины заставляют переживать зрителя. Надо сказать, что в этот момент кинематографическое время и пространство условно удлиняются, превращаясь из 60 секунд в 120 секунд экранного времени. Пошагово перед глазами умирающего Бориса пролетает его мечта – свадьба с Вероникой. Зритель очень четко успевает разглядеть появившееся в кадре воображение Бориса: Вероника в свадебной фате и он в черном костюме, кадр логично завершает крутящиеся на фоне неба березы – символ русского народа, силы русского человека и Родины.    

            Образ советского врача представлен очень характерно с человеческой глубиной,  характерным тактом, проницательностью, душевным настроением В. Меркурьевым. Бабушка совершенно естественная, трогательная, добродушная, отзывчивая, переживающая А. Богданова. Актеры в довольно трудной художественной ситуации находят творческие и индивидуальные выходы для каждой роли в отдельности.

Лабиринт

В фильме выстроен очень четко художественный и пространственно-временной ряд. Киноязык фильма выразителен в каждой сюжетной линии и каждой режиссерской задумке. Название кинофильма «Летят журавли» несет в себе символьное выражение вечной жизни, мира, согласия, победы добра над злом.  

            В кинофильме «Летят журавли» очень часто в межкадровых вставках используется изображение березы. Береза здесь выступает как символ непобедимости русского народа, силы, родного края, то есть береза как семиотический символ выступает в роли катализатора (ускорение или замедление, подчеркивание) наиболее эмоциональных моментов. Благодаря яркой композиции картины, массовым сценам, колоритным художественным образам главных героев, звуковым, световым и режиссерским находкам, все это в совокупности позволяет говорить о высоких художественных достоинствах кинофильма. Благодаря художественным средствам, новым режиссерским и монтажным приемам, эмоциональным дефинициям, которые использовали Михаил Калатозов и Сергей Урусевский фильм наполнен натуральной жизненной реальностью. В фильме смело используются яркие семиотические знаки и символы, которые подчеркивают жизненную реальность героев, ситуации и времени. Эти семиотические символы вовлекают зрителя в самом начале картины и вызывают душевные переживания на протяжении всего фильма. В картине используются семиотические эмблемы. Как пишет Н. Б. Мечковская: «Эмблема – это изображение какого-либо предмета либо сам предмет как выражение какого-либо понятия[2, с. 191]». В качестве примера можно привести летящих журавлей – эмблема символа жизни, верности и любви, береза-эмблема выступает как национальный образ русской души и народа, образ Родины.    

            В кинокартине «Летят журавли» сохранились традиции киноискусства характерные для советского периода времени, тематика картины глубоко проработана и достаточно детализирована, введены новые художественные приемы (летящие журавли, береза, русские пейзажи, национальный характер героя, обыгрываются черты простого советского юноши), что придает фильму еще больше выразительности, позволяет с помощью этих символов перенести зрителя в определенное историческое  и временное пространство. Благодаря воссозданным актерским образам и прекрасной игре актеров фильм снят с подлинной правдивостью. Киноязык картины своеобразен благодаря музыкальным штрихам, отдельным образам-символам, которые используется в картине, художественным контрапунктам и системе так называемых параллельных художественно-временных ассоциаций (звук часов, который используется в первых кадрах картины, а потом в квартире погибших родителей Вероники во время бомбардировки). Люстра, которая осталась висеть, после бомбежки в квартире Вероники выступает как символ жизни до войны, во время войны и после нее. Следует сказать о режиссерском ходе с использованием люстры, ведь свет в окне ассоциируется у зрителя с жизнью, люстра оставшееся в квартире несет зрителю информацию о том, что война уносит человеческие жизни, но те, кто остался в живых, должны продолжать бороться за свободу. Люстра так же выступает как семиотический символ и создает некую метафоричность жизни, привычная размеренная жизнь сменяется страстями войны. Кинофильм «Летят журавли» наполнен художественной энергичностью, которую задают в начале картины актеры.

            Семиотика исторического кинематографа заключается в использовании различных знаков и образов (символов), которые ассоциируются у зрителя с определенным историческим событием. Семиотика на сегодняшний день имеет большое значение, особенно в таком искусстве как кинематограф. Для исторического кинематографа характерно использование иконических знаков, то есть символических элементов, которые порождают в восприятии зрителя завершенный художественно и логически кинематографический ряд.   

Литература

  1. Семиотика рекламы: Учебное пособие / Е. А. Елина. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009. – 136 с.
  2. Семиотика: Язык. Природа. Культура: Курс лекций: учеб. пособие для студ. филол., лингв. и переводовед. фак. высш. учеб.заведений / Н. Б. Мечковская . – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 432 с.
  3. Зоркая Н. М. История советского кино. – СПб.: Алетейя, Изд-во С.-Петерб. университета, 2006. – 544с., илл.
  4. Ежемесячный журнал. Искусство кино. № 12. 1957 г. – 159 с.

 

Основные термины (генерируются автоматически): исторического кинематографа, исторического кинематографа, восприятия кинофильма, большое значение, восприятия кинофильма, исторического кино, процесс восприятия кинофильма, определенное место действия, Семиотика исторического кинематографа, восприятие исторического кинематографа, Похожая статья, определенную историческую ситуацию, большое значение, выразительные средства, определенное восприятие, семиотическая система, восприятие кинофильма, реальность исторического кинематографа, система исторического кинематографа, киноязык исторического кинематографа.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос