Библиографическое описание:

Емельянова Н. А., Емельянова Л. А. Особенности использования современных информационных технологий и вычислительной техники в учебном процессе // Молодой ученый. — 2009. — №7. — С. 233-236.

Изменения, происходящие в науке, технике и профессиональной деятельности, оказали непосредственное влияние на развитие системы образования. По мере расширения многообразия и совершенствования вычислительных, информационных и коммуникационных ресурсов в процессе информатизации определился новый этап развития, отличительной особенностью которого является системная интеграция разнородных ресурсов, приводящая к созданию сетей и распределенных систем, обладающих новыми потенциальными возможностями для профессиональной деятельности. Именно на этом этапе стали создаваться новые информационные технологии и вычислительная техника, обеспечивающие эффективную организацию совместного функционирования обширного состава вычислительных, информационных и коммуникационных ресурсов [1,2].

Осмысление происходящих изменений привело к новому представлению об информационных технологиях в образовании. Информационные технологии в образовании стали рассматриваться  как область науки и техники, которая объединяет взаимосогласованную совокупность принципов, методов, способов и средств сбора, накопления, хранения, поиска, обработки, передачи и отображения информации и знаний, инструментальных систем, их информационного и программного обеспечения, организационно-административных положений, регламентирующую и поддерживающую деятельность людей при создании, реализации, распространении, сопровождении и развитии образовательных технологий [3-5].

При организации любой технологии обучения важнейшей задачей для учебного заведения является обеспечение обучаемых качественным набором учебно-методических ресурсов [6]. В рамках комплексной программы информатизации во многих вузах ведется работа по разработке Интернет-Порталов информационно-образовательных ресурсов учебного заведения. Основной задачей таких порталов является повышение качества информационного сопровождения учебного процесса. Немаловажную роль в этом процессе играет в первую очередь методическое обеспечение учебного процесса, в том числе, и с использованием электронных методических материалов. Для решения этих проблем важным является решение задачи создания единой базы данных электронных учебно-методических ресурсов. Попутно организация подобных порталов позволяет решать задачу, касающуюся внедрения дистанционных образовательных технологий в традиционный учебный процесс.

Надпись: Рис.1. Интернет-портал Московского государственного университета путей сообщения (http://miit.ru/)

Использование информационных сред в процессе обучения становится все более распространенным, модным явлением, все шире популяризируются предметные информационные среды. Проектирование, создание и развитие предметной информационной среды позволяет:

·           реализовать технологию индивидуально-ориентированного обучения по отдельному предмету за счет представления полной информации о программе, форме и порядке организации обучения, представления теоретического материала, материалов для самоаттестации, научных проектных заданий;

·           реализовать дифференциацию процесса обучения за счет возможности выбора заданий разного уровня, возможности организации самостоятельного продвижения по темам курса успевающим и возврату к запущенному материалу отстающим;

·           реализовать индивидуальную траекторию продвижения по предметной области за счет возможности выбора уровня и вида представления материала в зависимости от индивидуального развития типов мышления (для мультимедийных сред);

·           реализовать использование форм самостоятельного обучения.

Как отмечают некоторые ученые и практики, данные предметные среды больше похожи на электронные учебники. В то же время предметная информационная среда должна быть направлена на участие индивида в принципиально новом виде коммуникации, ориентированной на деятельностный, операционный характер выстраиваемой поведенческой линии. Весьма перспективным направлением является создание коллекций информационных ресурсов. В настоящее время коллекции являются наиболее распространенной формой организации информационных ресурсов в электронных библиотеках.

Надпись: Рис. 2. Одна из популярных научных электронных библиотек на русском языке (http://www.elibrary.ru/)

Одним из основных элементов современного оснащения учебного заведения является мультимедийное оборудование, в состав которого, как правило, входит – проектор, интерактивная доска, документ камера, веб-камера, рабочее место преподавателя, оснащенное компьютером, который подключен к локальной компьютерной сети вуза. Данное оборудование применяется для проведения лекций, семинаров, контроля знаний студентов, проведения защит квалификационных работ, защит магистерских и кандидатских диссертаций, обучению групп студентов. Использование мобильной клавиатуры с мышью делает возможным управлять компьютером непосредственно с места студента и делает доступным вмешательство преподавателя в действия студента находясь на своем рабочем месте, их применение очень удобно при чтении лекций и докладов, так как нет необходимости подходить к компьютеру для совершения каких-либо действий. Интерактивная доска используется для перевода в электронный вид основных выводов, формул, пояснений и т.д.  при чтении лекций. Документ-камера очень удобна при разборе контрольных работ и проверочных тестов на бумажных носителях, когда наглядно представлены сделанные ошибки, если таковые имеются, и правильно решенные задачи и примеры. Веб-камера имеет возможность подключения к микроскопу, что позволяет применять ее в учебном процессе для демонстрации аудитории объектов (шлифов сплавов и т.д.), полученных при лабораторных работах студентов, а также для демонстрации аудитории мелких образцов минералов, кристаллов и т.п.

В целом применение мультимедийных средств обучения повышает качество усваивания материала и улучшает взаимодействие студент – преподаватель.

Рис.3. Примеры мультимедийного оборудования: интерактивная доска (слева), использование видеопроектора (справа).

 

 

Реализация применения информационных технологий хотя бы в таком минимальном объеме, позволит решить ряд образовательных проблем: создать открытую учебную архитектуру; осуществлять информационную поддержку развивающего обучения на основе интегрированных информационных ресурсов; активизировать использование информационных и коммуникационных технологий в образовании; сочетать возможность традиционного и современного способов обучения; формировать информационную культуру различных категорий пользователей; интегрировать образовательные продукты и услуги в единое информационное пространство.

В целом, овладение профессиональной культурой предполагает большую долю самообразования, самовоспитания, инициативы. В соответствии с этим от вузовской системы образования необходимо потребовать, чтобы она обеспечивала формирование у студента потребностей и умений самостоятельного приобретения знаний, навыков их пополнения и применения с использованием передовых образовательных, информационных и компьютерных технологий.

Литература

1. Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании [Электронный ресурс]: Электронное учеб.-метод. пособие. - А.В. Сарафанов, А.Г. Суковатый, И.Е. Суковатая и др. - Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2006.

2. Паршукова Г.Б., Бовтенко М.А. Информационно-коммуникационная компетенция преподавателя: Учеб. пособие. - Новосибирск, 2005. –148 с.

3. Могилев А.В., Листрова Л.В.Информация и информационные процессы. Социальная информатика. СПб.: БХВ-Петербург, 2006

4. Лесничая И.Г., Миссинг И.В., Романова Ю.Д., Шестаков В.И. Информатика и информационные технологии. М.: Эксмо, 2006

5. Гохберг Г. С., Зафиевский А. В., Короткин А. А. Информационные технологии. Учебник. М.: Академия, 2004

6. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Интеллектуальные информационные технологии. Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005

 

Основные термины (генерируются автоматически): информационных технологий, информационных технологий, информационных ресурсов, современных информационных технологий, современных информационных технологий, информационных ресурсов, использования современных информационных, использования современных информационных, применения информационных технологий, учебного заведения, использования информационных технологий, организации информационных ресурсов, учебного заведения, образовательных технологий, счет возможности выбора, коммуникационных технологий, учебном процессе, информационные технологии, процессе обучения, коммуникационных ресурсов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос