Автор: Опарина Ольга Владимировна

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №7 (7) июль 2009 г.

Статья просмотрена: 61 раз

Библиографическое описание:

Опарина О. В. О проблемах формирования креативной личности // Молодой ученый. — 2009. — №7. — С. 278-280.

Современные процессы, происходящие в социально-политической и экономической жизни мирового сообщества, глобализация, миграция, информационно-коммуникативная и технологическая революция привели к интенсивному развитию культурных связей между странами, социальными группами и индивидами различных национальностей и культур. Интенсивное развитие поликультурного образовательного пространства обусловило становление новой образовательной парадигмы, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. По мнению исследователей, с этой задачей призвано справиться инновационное креативное образование (6,С.32), направленное, прежде всего на развитие духовности и творческой сущности человека. Закон РФ «Об образовании» создал правовые предпосылки для перехода от традиционной педагогики, сосредоточенной на получение суммы знаний, к гуманистической, личностно-ориентированной.

Креативность, или творческая способность личности, изучение психических закономерностей и механизмов творческого процесса, на всех этапах развития общества являлись актуальной проблемой. Как неотъемлемая сторона духовной культуры, креативность тесно связана с самовыражением и самоактуализацией, представляя собой основу личностного развития и являясь существенным резервом гуманизации общества. Главная цель инновационного креативного образования – сохранение и развитие творческого потенциала человека, один из принципов – формирование мировоззрения, основанного на многокритериальности решений, терпимости к инакомыслию и ответственности за свои действия (6, С. 527-528).

Важнейшим условием, необходимых для формирования креативности, по мнению ряда исследователей, является  нерегламентированная среда с демократическим стилем общения, основанном на увлеченности совместной творческой деятельностью и подражании творческой личности (В.Н. Дружинин, А.Н.Лук, К.Роджерс). Кроме того, определены факторы проявления креативности, это творческая личность, творческий процесс, творческая среда (6, С.96). Система образования, основанная на развитии в основном логического мышления, в условиях жесткой регламентации образовательного процесса не способствуют в полной мере развитию творческих способностей, в то время как сфера досуга обладает уникальными возможностями для формирования креативной личности. 

 Анализ основных концепций и подходов в изучении проблемы творческих способностей, позволяет выявить ряд обязательных условий формирования креативности, так или иначе отмеченных всеми исследователями (1,4,6). Их можно разделить на внутренние и внешние условия: внутренние – это личностные характеристики (общая культура, интеллект), внешние – окружающая среда и всё, что с ней связано (среда воспитания, общения). Культурно-досуговая деятельность, в рамках которой осуществляется процесс воспитания, обладает необходимым педагогическим потенциалом и обеспечивает реализацию вышеуказанных внутренних и внешних условий, где в достаточной мере развиваются личностные качества, осуществляется совместная творческая деятельность с эмоциональной вовлечённостью и общим позитивным настроем. Педагогика досуга является наиболее динамичной, ситуативной, творческой отраслью педагогики. Педагог досуга не обременён обязательной программой, что даёт определённую творческую свободу и возможность индивидуального подхода к решению педагогических задач (3,5).

Известно, что одно из основных направлений в изучении психических закономерностей и механизмов формирования креативности рассматривает творчество как деятельность человека, создающая новые ценности. В связи с этим, необходимо отметить, что основным направлением в деятельности культурно-досуговых учреждений является художественно-творческая деятельность. Она включает в себя различные виды человеческой деятельности (преобразовательную, познавательную, оценочную, воспитательную, коммуникативную, игровую), которые входят в художественную деятельность благодаря присутствующему в них эстетическому аспекту.

Важнейшее значение художественно-творческой деятельности для формирования креативной личности отмечали В.А.Воловик, Л.С. Выготский, Т.С.Комарова, А.И.Савенков, Б.М.Теплов, причём, наиболее эффективной её формой была признана коллективная форма. Коллективная форма досуга  также является ведущей и в деятельности учреждений культуры и искусства. Она позволяет реализовать важнейшее условие формирования креативности – совместную творческую и продуктивную деятельность, основанную на подражании творческой личности педагога (Д.Б Богоявленская, Н.М. Гнатко, В.Н. Дружинин, В.А. Просецкий).

Принимая во внимание тот факт, что необходимыми условиями для проявления креативности являются: творческая личность, творческий процесс, творческая среда, а творческими способностями в той или иной мере обладают все, то остальные условия (творческий процесс и творческая среда) являются естественными составляющими любой художественно-творческой деятельности. Следовательно, необходимо конкретизировать жанр и вид художественно-творческой деятельности, в процессе которой осуществлялось бы интенсивное формирование креативной личности в сфере досуга. Таким универсальным средством является искусство хореографии, реализованное в деятельности различных творческих объединений, самодеятельных детских и взрослых хореографических коллективах.

Сочетая в себе силу двух искусств - музыки и пластики, хореография имеет огромный потенциал, осуществляя формирование креативности и развивая личность в трёх основных направлениях: музыкально-эстетическом, нравственном и физическом (Е.Н.Водовозова, В.А.Гринер, Э.Ж.Далькроз, Н.А.Зотов, М.С.Каган). Этот факт подтверждается и в исследованиях крупнейших врачей психофизиологов: П.К.Анохина, В.М.Бехтерева, Э. Клапареда, Л.А.Орбели И.П.Павлова, И.М.Сеченова, А.А.Ухтомского и др. Кроме того, хореография – специфическая форма общения, где выполняются условия сразу трёх знаковых систем невербальной формы коммуникации: оптико-кинетической, пара- и экстралингвистической, а так как танец представляет собой яркое костюмированное представление, то и визуальной.

Таким образом, хореография – универсальное средство формирования креативной личности, поскольку в процессе художественно-творческой деятельности в хореографическом коллективе, выполняются вышеуказанные внутренние и внешние условия, а также присутствуют факторы и компоненты, необходимые для формирования креативности.

В ходе теоретического анализа проблемы исследования и обобщения педагогического опыта был выявлен комплекс психолого-педагогических условий, реализация которых способствует формированию креативности средствами хореографии:

- наличие в программе хореографического коллектива стержня, центрального методического звена – азбуки классического танца, цементирующего и объединяющего весь танцевальный материал,  являющейся технологической базой для развития креативности;

- готовность педагога – руководителя детского хореографического коллектива к инновационной деятельности (педагогическая креативность,  новаторство);

- введение в содержание учебного процесса принципов активного обучения (проблемное и эвристическое обучение), необходимых для формирования основных компонентов креативности - познавательной мотивации, дивергентного и продуктивного мышления;

Лабиринт

- создание благоприятных условий для развития креативности обучающихся: нерегламентированная среда с демократическим стилем общения, основанном на увлеченности совместной творческой деятельностью, подражание творческой личности.

Реализация проанализированных необходимых и достаточных психолого-педагогических условий обеспечила результативность формирующего эксперимента. Экспериментальной базой исследования стали Елабужское училище культуры и искусств, Детская академия искусств, Дворец Культуры г. Елабуги. В ходе эксперимента была реализована авторская методика «Хрестоматия для урока классического танца на основе татарской музыки». Методика основана на использовании нетрадиционного музыкального оформления урока классического танца (народная татарская музыка) с целью усиления антиконформизма, освобождения от стереотипов, то есть создаётся проблемная ситуация, в процессе разрешения которой активизируется продуктивное мышление и познавательная мотивация, что стимулирует творческие способности обучающихся.

Анализ современных стандартизированных методик позволил использовать для исследования уровня сформированности креативности в ходе педагогического эксперимента набор креативных тестов Ф.Вильямса в адаптации Е.Е.Туник. Критериями креативности явились: когнитивно-интеллектуальные показатели – беглость, гибкость, оригинальность, разработанность мышления; личностно-индивидуальные показатели – рискованность, сложность, любознательность, воображение. По мнению исследователей на данный момент батарея креативных тестов Вильямса — лучший психодиагностический инструмент для диагностики креативности: они надёжны, валидны, удобны в проведении, предназначены для широкой возрастной группы и отражают различные креативные характеристики. Тесты не требуют длительного времени для их проведения и обработки результатов, в то же время они позволяют сопоставить показатели творческого мышления с самооценкой детьми своих личностных черт, связанных с креативностью, а также с экспертной оценкой родителями и педагогами творческих проявлений детей (7, С.79)

Итоговые результаты диагностики свидетельствуют о положительной динамике показателей дивергентного мышления, творческих характеристик и рейтинговой шкалы школьников экспериментальных групп, при этом, в контрольных группах изменение показателей незначительно.

Литература:

1.             Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Издательский центр

     «Академия», 2002.

2.      Ваганова А.Я. Основы классического танца. – Л.: Искусство, 1980.

3.      Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга: Учебник. – М.: Флинта, 1998.

4.      Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2008.

5.      Максютин Н.Ф. Культурно-досуговая деятельность. – Казань, 1995.

6.      Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология: Учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2004.

7.      Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. – СПб.: Речь, 2003.

Основные термины (генерируются автоматически): формирования креативности, формирования креативности, формирования креативной личности, формирования креативной личности, проявления креативности, проявления креативности, творческая среда, развития креативности, творческая среда, развития креативности, творческой личности, творческой личности, условий формирования креативности, условий формирования креативности, художественно-творческой деятельности, художественно-творческой деятельности, механизмов формирования креативности, механизмов формирования креативности, условие формирования креативности, условие формирования креативности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос