Автор: Юрьева Любовь Александровна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (69) июль-1 2014 г.

Дата публикации: 30.06.2014

Статья просмотрена: 3707 раз

Библиографическое описание:

Юрьева Л. А. Игра как средство общения дошкольников // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 461-463.

Игра всегда считалась универсальным методом обучения, воспитания, отдыха. Она имеет важное значение в жизни ребенка. Игра, как вид непродуктивной деятельности человека, доставляет эмоциональное переживание удовольствия, наслаждения от процесса свободного проявления духовных и физических сил личности.

Игра — это школа социальных отношений, в которой человек усваивает нормы социального и культурного поведения. Вообще, игра является одним из самых древних занятий людей. Наверное, с появлением человека у него родилась потребность играть.

Игра издревле считалось универсальным методом воспитания и обучения. На протяжении длительного времени изучению понятия «игра» посвящали свои работы многие исследователи: философы, педагоги, социологи. Они рассматривали игру с разных позиций, во многих аспектах. Дать единственное, правильное определение понятия игры весьма трудно, она слишком многогранна. Первым это подметил Й. Хейзинга. Он установил, что в древнегреческом языке было три понятия игры: пэдия (собственно детская игра), атиро (игра- забава, пустое развлечение), агон (поединок, соревнование). В санкрите он выделяет пять значений игры: игра детей; игра- шутка; игра- представление, фокусы; игра, как ряд случайных совпадений; игра как притворство. [1, с.43].

«Психологический словарь» рассматривает понятие «игра» следующим образом: «Игра- один из видов деятельности человека и животных. Детская игра- исторически возникающий вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними и направленный на познание окружающей действительности». [2, с. 117].

Философы утверждают, что игра представляет собой особую форму детской жизни, выработанную или созданную обществом для управления развитием детей; в этом плане она есть особое педагогическое творение, хотя творцом ее были не отдельные люди, а общество в целом.

Исследователи данной проблемы указывают на то обстоятельство, что в теоретической литературе игра рассматривается следующем образом:

1.                 Игра представляет собой отношение личности к окружающему миру;

2.                 Игра рассматривается как особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как его субъективная деятельность;

3.                 Игра представляет собой социально заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности(или отношение к миру);

4.                 Игра является деятельностью, в ходе которой происходит развитие психики ребенка;

5.                 Игра определяется как социально — педагогическая форма детской жизни, «детского общества».

Следовательно, все эти функции детской игры определяются ее психологическими особенностями, раскрытыми в исследованиях Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др. [3, с. 6].

Интерес человека к игровой деятельности постоянен. В процессе игры ребенок совершенствуется, приобретая в игре все необходимые для жизни навыки.

Ребенку, который не доиграл в детстве, будет труднее налаживать контакты с другими людьми, чем детям, имеющим богатый жизненный опыт совместной игры со сверстниками. В процессе игровой деятельности ярко проявляются индивидуальные особенности детей. В игре происходит то самое главное, что дает нам игра- это самосовершенствование, стремление стать лучше.

Исторически сложившись как средство приобщения ребенка к культуре общества, игра сама стала элементом культуры, передающимся детям. Игра приобретает свою вещественную сторону в специальных предметах для игры — игрушках, текстах, в которых записываются правила и сюжеты.

Вообще, сущность игры состоит в том, сто в ней важен не результат, а сам процесс. Процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Д. Б. Эльконин считает, что мнимая ситуация, в которой ребенок берет на себя роли других людей и реализует типичные для них действия и отношения в особых игровых условиях, есть основная единица игры. Причем существенным моментом создания такой игровой ситуации является перенос значений с одного предмета на другой [4, с. 5].

Таким образом, когда ребенок играет, можно сказать, что он присутствует в этом целиком. Следовательно, игра представляет собой попытку ребенка организовать свой опыт, свой личный мир. В процессе игры ребенок переживает чувство контроля над ситуацией, даже если реальные обстоятельства этому противоречат. [5,с. 22].

Проанализировав все что выше сказано мною была разработана программа «Веселые минутки» для детей дошкольного возраста, в ней учитываются психологические особенности детей. В этом возрасте происходит интенсивное развитие познавательной и интеллектуальной сферы ребенка. Это наиболее благоприятный период для развития познавательных процессов: памяти, внимания, мышления и воображения.

Целью программы стало изучение возможности игры, как средство формирования навыков общения детей дошкольного возраста.

Для достижения цели необходимо выполнить ряд задач: наполнить игровую деятельность детей дошкольного возраста активно-деятельным и эмоционально комфортным содержанием; выявить творческие возможности детей дошкольного возраста посредством игр; сформировать основы «игровой культуры»; создать условия для активизации форм партнерского сотрудничества между детьми; расширить кругозор ребенка посредством игры; развить коммуникативные способности детей; сформировать художественно — эстетический вкус детей дошкольного возраста.

Программа разработана в три этапа:

Подготовительный этап, включает в себя несколько задач: познакомить с разнообразием игр; раскрыть индивидуальность каждого ребенка; развить основы коллективных отношений. И основная задача воспитателя, на этом этапе, не объяснять как надо играть, а принимать позицию партнера, играть вместе с ребенком.

На данном этапе у детей дошкольного возраста формируется позитивное отношение к игровой деятельности.

К концу подготовительного этапа дети должны: знать и соблюдать при организации игр «главные правила»; уметь выбрать среди участников игры «водящего», «голящего» с помощью разнообразных считалок; принимать активное участие в игровой деятельности; иметь навыки совместной, коллективной деятельности.

Продолжать работу по развитию личности в коллективе и формированию внутри коллективных отношений продолжает общеразвивающий этап. Он также включает в себя следующие задачи: обучать детей основным приемам проведения игры; реализовать творческие возможности ребенка путем самостоятельного проведения игры под руководством воспитателя. На данном этапе следует постепенно переходить к более сложным способам игры, используя для этого особые формы игры и развертывая сюжет.

Игровая методика данного этапа направлена на пополнение запаса игрового материала, овладения навыками проведения игры.

К концу общеразвивающего этапа дети должны: уметь быть участником и организатором игр; проявлять фантазию и творчество; иметь навыки коллективной деятельности; активно участвовать в различных формах социально- культурной деятельности.

И заключительный этап программы: практико-действенный этап. Задачи этого этапа: закрепить полученные знания, умения, навыки; создание творческого коллектива. На данном этапе большое внимание уделяется развитию коммуникативных способностей, формированию художественно- эстетических вкусов и нравственных качеств воспитанников. Ребенок должен научится согласовывать игровые действия с партнерами. Для этого следует приучать его пояснять смысл игровых действий. В конце этого этапа дети должны уметь использовать многообразие игр в предлагаемых обстоятельствах; принимать участие в игровых программах.

Таким образом, предмет игра является основным предметом программы «Веселые минутки». В этой программе игру можно определить как вид деятельности детей, способствующий их физическому и психическому развитию, эмоциональному состоянию, сплочение коллектива.

Для успешного решения поставленных в программе педагогических задач требуется выполнения условий:

1.      Организационные условия — проведения игровой деятельности с детьми два раза в неделю;

2.      Научно-методические условия — разработка планов работы на учебный год, обеспечение методической литературой;

3.      Материально- технические условия — спортивный зал, игровой реквизит, музыкальный материал для оформления занятий;

4.      Мотивационные условия — создание комфортных и благоприятных условий для проведения игр.

В последнее время в досуговой деятельности у дошкольников широкое распространение получили театрализованные программы и конкурсы, которые включают в себя комплексное использование различных типов игр: подвижных, спортивных, игр- аттракционов, игр- конкурсов. Каждая игра имеет свои цели, задачи, сюжет, своих героев. Игровые программы развивают у детей внимательность, стремление к победе, общительность, способность сопереживать, способность предвидеть нестандартное решение. Поэтому были включены в программу «Веселые минутки» ряд сценариев.

Таким образом, игровая деятельность развивает у детей чувство ритма, фантазию, чувство гармонии к себе и к окружающему миру, учит владению своим эмоциональным состоянием, речью, голосом и физическим телом.

В данном случае программа «Веселые минутки» воспитывает у детей, среднего дошкольного возраста, навыки коллективной творческой деятельности, ответственное решение к результатам своей работы и всего коллектива сверстников, тем самым адаптируя его к социокультурной деятельности.

И в заключении хотелось бы отметить, что игра в дошкольной сфере занимает достаточно важное место. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики.

Литература:

1.      Хейзинга Й. Человек играющий в тени завтрашнего дня.- М.: Прогресс, 1992

2.      Психологический словарь.- М.: Сов. Энциклопедия, 1987

3.      Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. как играть с ребенком.- М.: Педагогика, 2000

4.      Эльконин Д. Б. Психология игры.- М.: Владос, 1999

5.      Лентрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений.- М., 1994

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольного возраста, детей дошкольного возраста, этапа дети должны, «Веселые минутки», проведения игры, Похожая статья, игры ребенок, программа «Веселые минутки», деятельности человека, игровой деятельности, коллективной деятельности, понятия игры, игра детей, вид деятельности, к игровой деятельности, в теоретической литературе игра, игра в дошкольной сфере, вид непродуктивной деятельности, вид деятельности детей, у детей дошкольного возраста.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос