Система внутреннего контроля как элемент аудита | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №10 (69) июль-1 2014 г.

Дата публикации: 29.06.2014

Статья просмотрена: 1819 раз

Библиографическое описание:

Замбржицкая Е. С., Логачёва А. В., Логачёва М. В. Система внутреннего контроля как элемент аудита // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 242-245. — URL https://moluch.ru/archive/69/11834/ (дата обращения: 18.09.2018).

Система высшего профессионального образования — одна из наиболее динамично развивающихся отраслей, объединяющих более 1110 учреждений, обеспечивающая работой более 9 % занятого населения и предоставляющая услуги более 6 млн студентам. За последние 10 лет бюджетное финансирование вузов выросло практически в 10 раз, кроме того, бюджет является далеко не единственным источником доходов: доля внебюджетных средств, привлекаемых вузами приближается к 50 %. Таким образом, сфера высшего образования аккумулирует значительные финансовые ресурсы, эффективное управление которыми невозможно без адекватной системы учета и внутреннего контроля.

В российских вузах сконцентрирован научный и инновационный потенциал, но развитие высшей школы осуществлялось, в основном экстенсивно. Проводимая в настоящее время реформа государственных (муниципальных) учреждений, целью которой является создание условий и предпосылок для повышения эффективности предоставления государственных услуг, касается и учреждений высшего образования.

Происходящие изменения влекут за собой необходимость реформирования системы учета и контроля в образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Проблема их дальнейшего развития стала как никогда актуальной.

Новая стадия развития учета и контроля в вузах предполагает проведение оценки состояния существующих систем учета и контроля и, на этой основе, поиск и выбор новых моделей их организации — более гибких и способных уже сейчас интегрироваться в систему учета образовательных учреждений. Проблема развития учета и контроля стала носить общегосударственный характер, что обуславливает необходимость научного подхода к ее решению.

Система внутреннего контроля представляет собой процесс, организованный и осуществляемый представителями собственника, руководством, а также другими сотрудниками, для того чтобы обеспечить достаточную уверенность в достижении целей с точки зрения надежности финансовой (бухгалтерской) отчетности, эффективности и результативности хозяйственных операций, а также соответствия деятельности действующим нормативным правовым актам [5].

Система внутреннего контроля деятельности вуза должна иметь организованную структуру, его структура полностью отвечать задачам управления хозяйственными процессами и информационными потребностями эффективного функционирования составляющих элементов хозяйственного экономического механизма. При этом должны соблюдаться правовые нормы действующего законодательства, положения документов внутренней регламентации, регулирующих среду контроля. Так, с 1 января 2013 г. согласно ст. 19 Федерального закона от 6.12.11 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ) все экономические субъекты должны осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, а те, которые подлежат обязательному аудиту, — также и внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности (за исключением случаев, когда руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя). Решение о введение бухгалтерского учета им самим может принять руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства, соответственно в такой организации необходимо осуществлять только внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни [1].

Согласно методическимрекомендациям по организации и осуществлению внутреннего контроля МР-4/2013-КпТ [3] задачами функционирования системы внутреннего контроля является обеспечение достижения организацией целей по следующим категориям, представленным на рисунке 1 [2].

Рис. 1.Цели функционирования системы внутреннего контроля

Главная задача внутреннего контроля — обеспечение удовлетворения потребностей органов управления в части предоставления контрольной информации по интересующим проблемам.

Необходимо отметить, что вся первоначальная правоустанавливающая документация по СВК несла в себе принципы тотального контроля. Сама по себе идея полного регулирования всех аспектов деятельности не несет негативного характера и во многих случаях оправдана. Более того, канонически контроль и представляет собой процесс управления, состоящий из трех элементов:

-       определение стандартов деятельности системы;

-       сравнение достигнутых ею результатов с установленными стандартами;

-       и, в случае расхождений, корректировка процессов управления.

В рамках понимания СВК необходимо рассмотреть известную в профессиональном мире концепцию контроля COSO, ориентированную на риск.

Комитет организаций-спонсоров Комиссии Тредвея (англ. The Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission,COSO)— является добровольной частной, организацией, созданной в США и предназначенной для выработки соответствующих рекомендаций для корпоративного руководства по важнейшим аспектам организационного управления, деловой этики, финансовой отчетности, внутреннего контроля, управления рисками компаний и противодействия мошенничеству.

COSO разработал общую модель внутреннего контроля, в сравнении с которой компании и организации могут оценить собственные системы управления.

В структуре внутреннего контроля COSO выделяет 5 взаимосвязанных компонентов которые могут применяться во всех компаниях и организациях:

1)      мониторинг;

2)      информация и коммуникация;

3)      контрольные процедуры;

4)      оценка рисков;

5)      среда контроля.

В соответствии с Федеральным правилом (стандартом) № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности» [4] система внутреннего контроля включает элементы, представленные на рисунке 2.

http://www.cfin.ru/management/practice/flour-grinding-01.gif

Рис. 2. Элементы системы внутреннего контроля в соответствии с Федеральным правилом (стандартом) № 8

Однако способы внедрения зависят от специфики организации. Рассмотрим возможность применения и содержание этих компонентов относительно государственного образовательного учреждения. В этом случае компоненты СВК будут следующими:

1)      среда контроля;

2)      оценка рисков;

3)      контрольные процедуры;

4)      информация и коммуникация;

5)      мониторинг.

Соблюдение приведенной организационной процедуры позволит в разумные сроки создать внутреннюю нормативную базу функционирования внутреннего контроля в государственном образовательном учреждении. Необходимо учитывать, что правильно организованный внутренний контроль будет эффективно работать только при наличии внутренних стандартов и методик, разработанных с учетом современного отечественного и международного опыта.

Внедрение внутреннего контроля в систему управления деятельностью государственного образовательного учреждения обеспечит:

-       четкое позиционирование в образовательном пространстве, видение перспектив развития вуза;

-       повышение эффективности управления деятельностью вуза на основе технологий стратегического планирования;

-       мобилизация внутренних интеллектуальных, материально-технических ресурсов развития вуза;

-       создание механизмов привлечения внешних финансовых и гуманитарных ресурсов для развития системы высшего образования посредством формирования привлекательного имиджа вуза и благоприятного инвестиционного климата для бизнес-структур.

Одним из ключевых элементов системы внутреннего контроля является оценка рисков и контрольные процедуры, т. к. для наиболее эффективного достижения своих целей организация должна идентифицировать и анализировать риски, связанные с ее деятельность ю, а также гарантировать, что распоряжения руководства выполняются и необходимые шаги для предотвращения рисковых ситуаций предприняты.

Для оценки эффективности работы ВУЗов в качестве контрольных действий можно предложить хронометраж рабочего времени, дополненные интервью. В некоторых случаях хронометраж может быть заменен или дополнен фотографией рабочего времени.

Хронометраж — это способ изучения временных затрат путем замеров и фиксации продолжительности действий, подлежащих выполнению. Он позволяет провести «инвентаризацию» и «аудит» времени [6].

Также с сотрудником проводят интервью, чтобы впоследствии можно было провести сравнение полученных данных в ходе хронометража и в результате анкетирования.

Рассмотрим воздействие применения хронометража и анкетирования на систему управления персоналом, при этом примем за базу расчёта затраты на ФОТ и начисления. Для примера возьмём данные, полученные в результате проведения исследования на кафедре физической химии и химической технологии в конкретном образовательном учреждении. По этим данным можно сделать вывод о структуре рабочего времени, элементы которого наглядно представлена на диаграмме: потери рабочего времени значительны, что означает необходимость проведения сокращении и/или реорганизации вспомогательных подразделений (рисунок 3). Важнейшая задача при этом для СВК состоит в том, чтобы отследить соблюдение правила максимального сокращения при минимальном ущербе для основной деятельности. Контроль оптимизации штата, качества управления, эффективности управленческого аппарата.

Роль СВК в проведении мероприятий по экономии фонда оплаты труда — обеспечить минимальный ущерб для учреждения при максимальной оптимизации численности работников.

Рис. 3. Структура рабочего времени

В результате осуществления контрольных действий была проведена оптимизация штата (сокращены 6 работников), сокращены затраты на ФОТ и начисления. Следовательно, цель хронометража была достигнута. Т. о. данное исследование показывает актуальность и эффективность применения системы внутреннего контроля в образовательных учреждениях.

Литература:

1.      Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

2.      Особенности организации СВК в страховых компаниях. Замбржицкая Е. С., Кошелева А. Ю., Харченко А. А. // Молодой ученый. — 2014. — № 3. — С. 408–411;

3.      Методическиерекомендации по организации и осуществлению внутреннего контроля МР-4/2013-КпТ;

4.      Правило (стандарт) № 8 (в ред. постановлений Правительства РФ от 19.11.08 № 863, от 27.01.11 № 30) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www1.minfin.ru/ru/accounting/audit/standarts/standarts_audit/

5.      Глоссарий терминов стандартов аудиторской деятельности (одобрен Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 29 мая 2008 г., протокол № 66) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www1.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2008/07/glossary.doc

6.      Энциклопедия производственного менеджера [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.up-pro.ru/encyclopedia/khronometrazh-rabochego-vremeni.html

Основные термины (генерируются автоматически): внутренний контроль, COSO, бухгалтерский учет, рабочее время, оценка рисков, высшее образование, государственное образовательное учреждение, среда контроля, Федеральное правило, высшее профессиональное образование.


Похожие статьи

Совершенствование организации внутреннего контроля...

COSO, внутренний контроль, риск, оценка рисков, бухгалтерский учет, совершенствование организации, стандарт, целесообразность операций, экономический субъект, аудиторская деятельность.

Развитие внутреннего налогового контроля как элемента...

внутренний налоговый контроль, COSO, внутренний контроль, предприятие, элемент системы, контрольная среда, бухгалтерский учет, финансовая отчетность, хозяйственная жизнь, экономический субъект.

Проблемы организации системы внутреннего контроля...

внутренний контроль, внутренний аудит, COSO, IFRS, бухгалтерский учет, система менеджмента качества, Российская Федерация, лицо, компания, субъект малого.

Внутренний контроль хозяйственной деятельности: основные...

Оценка внутреннего контроля осуществляется в отношении всех остальных иных элементов внутреннего контроля с целью

Внутренний контроль в бюджетном учреждении. Основные положения модели COSO и их влияние на внутренний контроль в организации.

Внутренний контроль организации: доверяй, но проверяй

Основные термины (генерируются автоматически): внутренний контроль, бухгалтерский учет, внутренний аудит, бухгалтерская

Внутренний контроль в бюджетном учреждении. Основные положения модели COSO и их влияние на внутренний контроль в организации.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Совершенствование организации внутреннего контроля...

COSO, внутренний контроль, риск, оценка рисков, бухгалтерский учет, совершенствование организации, стандарт, целесообразность операций, экономический субъект, аудиторская деятельность.

Развитие внутреннего налогового контроля как элемента...

внутренний налоговый контроль, COSO, внутренний контроль, предприятие, элемент системы, контрольная среда, бухгалтерский учет, финансовая отчетность, хозяйственная жизнь, экономический субъект.

Проблемы организации системы внутреннего контроля...

внутренний контроль, внутренний аудит, COSO, IFRS, бухгалтерский учет, система менеджмента качества, Российская Федерация, лицо, компания, субъект малого.

Внутренний контроль хозяйственной деятельности: основные...

Оценка внутреннего контроля осуществляется в отношении всех остальных иных элементов внутреннего контроля с целью

Внутренний контроль в бюджетном учреждении. Основные положения модели COSO и их влияние на внутренний контроль в организации.

Внутренний контроль организации: доверяй, но проверяй

Основные термины (генерируются автоматически): внутренний контроль, бухгалтерский учет, внутренний аудит, бухгалтерская

Внутренний контроль в бюджетном учреждении. Основные положения модели COSO и их влияние на внутренний контроль в организации.

Задать вопрос