Социальные технологии работы ДОУ с семьёй | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (68) июнь-2 2014 г.

Дата публикации: 17.06.2014

Статья просмотрена: 1318 раз

Библиографическое описание:

Филиппова, О. В. Социальные технологии работы ДОУ с семьёй / О. В. Филиппова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 9 (68). — С. 522-525. — URL: https://moluch.ru/archive/68/11673/ (дата обращения: 20.04.2024).

Семья выступает как первый институт социализации, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Другими словами в семье осуществляется первичная социализация ребенка.

Но в некоторых семьях необходима помощь ребёнку в процессе его социализации и создании условий для его самореализации в обществе. Такой семьёй вполне может быть неполная семья. В монородительской семье часто не хватает времени, знаний, сил, возможностей для осуществления полноценной социализации ребенка. В последние годы специалисты чаще стали обращать внимание на специфику положения этих семей в нашем обществе. Негативные процессы, порожденные современной социально-экономической ситуацией, проявляются особенно ярко, именно в социализации детей из неполных семей. Развод родителей, нестабильный, конфликтный стиль отношений в таких семьях искажают условия ранней социализации, оказываясь причиной нервно-психических расстройств, фактором риска возникновения асоциального поведения, личностной деформации, способствуя возникновению социальных проблем взаимоотношения ребенка с социальным окружением. Все это очень затрудняет социализацию детей в условиях неполной семьи.

Объектом социальной работы в неполной семье может быть ребенок, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив. Специалисты считают, что социальная работа с неполной семьей включает все части социальной модели работы с неполной семьей. Рассмотрим некоторые из них:

-        социально-диагностическая,

-        социально-терапевтическая, которая включает социально-педагогическую, социально-бытовую, социально-экономическую, социально-психологическую, социально-правовую и социально-медицинскую;

-        социальную профилактику.

Диагностическая часть модели основывается на необходимости диагностики социальных проблем семьи дошкольников, которые препятствуют эффективной социализации детей. Объект диагностики — неполная семья, дети.

Социально-педагогическая часть модели базируется на предположении о недостаточной социально-педагогической компетентности родителей. Субъектом жалобы выступает ребенок. Используя эту часть, специалист по социальной работе ориентируется не столько на индивидуальные возможности родителей, сколько на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания.

Социально-экономическая часть модели используется в тех случаях, когда семейные трудности являются результатом неблагоприятных жизненных обстоятельств. Поэтому помимо социального анализа жизненной ситуации необходима помощь внешних сил (пособия, разовые выплаты и т. п.).

Социально-бытовая часть модели заключается в предоставлении необходимой помощи и поддержки в улучшении их жилищных условий, обустройстве, ведении домашнего хозяйства и тому подобное.

Социально-психологическая часть модели используется, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения, в личностных особенностях членов неполной семьи. Данная часть модели предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семейных взаимоотношений. Практическая помощь социального работника заключается в преодолении барьеров общения и причин его нарушений. Оказание поддержки в союзе с психологом становится наиболее эффективным. Коррекция отношений осуществляется в том случае, когда в данной семье наблюдаются факты социально-психологического насилия над ребенком (оскорбление, унижение, пренебрежение его интересами и потребностями).

Социально-медицинская часть модели предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни. Помощь заключается в проведении социально-медицинской работы в процессе лечения больного и адаптации здоровых членов семьи к проблемам больного.

Социально-культурная часть модели предполагает, организацию досуга (включение членов семьи в организацию и проведение праздников, ярмарок, выставок и т. д.).

Социально-организационная часть модели предполагает установление связей с различными ведомствами, социальными службами, центрами социальной помощи и поддержки и обеспечение информацией по вопросам социальной защиты.

Как правило, специалист, работающий с неполными семьями, постоянно использует социальную модель в работе с родителем. Как уже было сказано выше, данная модель исходит из предположения о дефиците у мамы (папы) знаний и умений по социализации детей. Эта модель носит профилактический характер, так как она направлена на повышение потенциала семьи по социализации ребёнка. В этих целях используют следующие формы работы с монородительской семьёй [24]:

-        социально психолого-педагогические консультации на темы: «Роль семьи в развитии ребенка», «Семейная атмосфера», «Детско-родительский конфликт и способы его преодоления», «Семейная жестокость» и т. д.

-        консультации по организации, например, организация труда в семье, семейного праздника, режима дня ребенка, семейного чтения или написание письма своему ребенку и т. д.

-        социально-психолого-педагогические практикумы на следующие темы: «Какой вы родитель», «Как помочь ребенку учиться», «Какой у вас ребенок», «Претензии к моему ребенку» и т. д.

Социальная диагностика неполной семьи является постоянным компонентом в деятельности специалиста, работающего с такими семьями, на котором основывается система социальной помощи и поддержки данной семьи. Проведение диагностических процедур требует соблюдения ряда принципов: комплексности, объективности, достаточности, последовательности и т. д. Не следует расширять диагностику, если к тому нет необходимых показаний. Новое исследование может быть предпринято только на основе анализа предыдущей диагностической информации. Следует начинать с первичной диагностики жалоб родителей, а далее, изучив обоснованность этих жалоб, выявить социальные причины указанных нарушений.

В ходе первичной диагностики важно разобраться в характере жалобы или социальной проблемы, которая может быть обоснована, частично обоснована и необоснована. Необходимо узнать, как сам родитель понимает социальную проблему, правильно ли видит её причины, какой помощи ждёт от социального специалиста. Основное назначение диагностики — составление заключения о социальном состоянии конкретной семьи и тенденциях, свойственных этой семье. Используемые диагностические методики традиционны: наблюдение, анкетирование, опросы, тестирование, беседы. Особую группу составляют методы изучения семьи глазами ребенка: рисуночная методика, игровые задания, методика комментирования картинок, методика завершения рассказа, методика неоконченных предложений и т. д.

В практике социальной работы дошкольного образовательного учреждения с неполной семьей используются в основном две формы работы, краткосрочные и долгосрочные. Среди краткосрочных форм выделяют кризисинтервентную и проблемно-ориентированную модель взаимодействия.

Кризисинтервентная модель работы предполагает оказание помощи непосредственно в кризисных ситуациях, которые могут быть обусловлены изменениями в естественном жизненном цикле неполной семьи или случайными травмирующими обстоятельствами.

При кризисинтервентной модели работы используется непосредственная социально-психологическая поддержка неполной семьи, для того, чтобы смягчить воздействие стрессового события и мобилизовать усилия семьи на преодоление кризиса; социальная помощь, заключающаяся в предоставлении информации по этапам выхода из кризиса и перспектив этой семьи, подкрепляется документальными фактами. Эффект социально-психологической поддержки достигается в индивидуальных беседах. Кроме того, монородительская семья может быть вовлечена в программу семейной терапии и обучающих тренингов, целью которых является улучшение общения между членами неполной семьи и решение скрытых социальных проблем которые обнаруживаются в кризисной ситуации.

Проблемно-ориентированная модель направлена на решение конкретных практических задач, заявленных и признанных неполной семьей, то есть в центре этой модели находится требование, чтобы специалисты, оказывающие помощь, концентрировали усилие на той социальной проблеме, которую семья осознала и над которой она готова работать. Данная модель предписывает решать проблему совместными усилиями. Работа протекает в духе сотрудничества с акцентом на стимулирование возможностей членов монородительской семьи в решении их собственных трудностей. Успешное решение проблемы создает положительный опыт для решения последующих проблемных ситуаций самостоятельно.

Работая с неполной семьей, специалист по социальной работе нередко прибегает к долгосрочной форме работы — социальному патронажу.

Социальный патронаж — это форма наиболее плотного взаимодействия с семьей, когда социальный работник находится в ее распоряжении долгое время, входит в курс всего происходящего, оказывая влияние на суть событий. Эта форма социальной работы представляет собой посещение неполной семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяет установить и поддержать длительные связи с неполной семьёй, своевременно выявить её проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Срок патронажа не ограничен, может быть краткосрочный (4–6 мес.) и долгосрочный более полугода. Одновременно специалист по социальной работе может патронировать не более двух неполных семей, и в тоже время под его наблюдением могут быть семьи патронируемые им ранее.

Работа специалиста по социальной работе в рамках патронажа включает несколько этапов. Однако границы этапов условны.

1 этап. Знакомство и заключение договора с неполной семьей. Договор не имеет юридической силы. Его назначение в определении круга прав и обязанностей членов семьи и специалиста по социальной работе.

2 этап. Вхождение в семью, создание и поддержание мотивации к выходу из кризиса. Для поддержания мотивации необходимо привлечение лиц пользующихся особым доверием, значимых для членов этой семьи.

3 этап. Сбор и анализ информации о неполной семье. Сопоставление информации полученной из различных источников. По мере необходимости социальный работник прибегает к консультативной помощи других специалистов. На основе сбора и анализа информации специалист по социальной работе формирует отношения с монородительской семьёй, способы взаимодействия с ней и планы совместной работы по выходу этой семьи из кризиса.

4 этап. Выведение семьи из состояния кризиса, разрешение проблем, устранение причин их породивших. Содержание работы с неполной семьей определяется имеющимися у нее проблемами. Социальный работник может оказывать семье информационную и организационную помощь.

5 этап. Выход из неполной семьи. По окончании интенсивного периода работы специалист по социальной работе составляет карту изменений семьи. Рассматривается вопрос о снятии этой семьи с социального патронажа и установлении за ней наблюдения на определенный срок (до года). Социальный работник продолжает сообщать неполной семье необходимую информацию, приглашает на оздоровительные, культурно-образовательные и другие мероприятия.

Так же специалист, работающий с неполной семьёй, использует долгосрочные формы патронажа, осуществляемый социальным работником по поручению официальных органов (органов опеки и попечительства, органов управления образованием и т. п.), в обязанности которых непосредственно входит контроль над деятельностью соответствующих социальных объектов. Неофициальный контроль — это взаимный контроль участников какого-либо процесса за соблюдением каждым из них формально установленных обязательств. Социальный патронаж, осуществляемый социальным работником, может проходить с применением активных коррекционно-реабилитационных мероприятий со стороны специалиста и без них.

Консультативная работа и тренинг являются универсальными, так как используются как в краткосрочных, так и долгосрочных формах работы.

Семейное консультирование представляет собой оказание специалистом по социальной работе консультативной помощи при возникновении, каких либо социальных проблем.

Предметом социального консультирования являются [45]:

-        в сфере организации быта: организация уголка ребенка в квартире, привитие ребенку навыков гигиены, организация свободного времени и т. д.;

-        в сфере семейного здоровья: формирование здорового образа жизни, диагностика и профилактика заболеваемости, организация отдыха и оздоровления детей и т. д.;

-        в сфере духовного здоровья: традиции и устои семьи, расхождение ценностных ориентации членов семьи и т. п.;

-        в сфере воспитания детей: диагностика и коррекция отклонений в развитии и поведении детей, социально-педагогическая несостоятельность и неинформированность родителя;

-        в сфере внутренних и внешних коммуникаций неполной семьи: восстановление новых позитивных социальных связей, разрешение конфликтов, гармонизация детско-родительских отношений.

-        в сфере жизнеобеспечения: трудоустройство, получение льгот, субсидий, материальной помощи и т. д.

Можно выделить ряд последовательных этапов работы консультанта, характерных для социальной модели. Выделение этапов в процессе социально консультирования носит условный характер.

1.                  Установление контакта. На этом этапе важно создание атмосферы поддержки, которая будет способствовать достижению доверия между консультантом и клиентом.

2.                  Сбор информации. Уточняются социальные проблемы семьи, так как они видятся участникам процесса. Важно, чтобы консультант выделял разные аспекты проблемы. В этом ему могут помочь закрытые и открытые вопросы. Уточнение проблемы ведется до тех пор, пока консультант и клиент, не достигнут одинакового её понимания.

3.                  Определение целей консультирования, социально-психологический контакт. Целесообразно обсудить с клиентом как он представляет себе результат консультирования. Это имеет принципиальное значение, так как цели консультирования у консультанта и клиента могут быть различными. После определения целей заключается контракт на консультирование, то есть стороны договариваются о правах и обязанностях, которые берут на себя.

4.                  Выработка альтернативных решений. Открыто обсуждаются возможные альтернативы решения социальной проблемы. Именно на этом этапе консультант сталкивается с основными трудностями. Консультант помогает обозначить членам семьи все возможные варианты решения их проблемы и отобрать те из них, которые наиболее приемлемы с точки зрения существующей степени готовности семьи к изменениям и социальной помощи, в том числе.

5.                  Обобщение. На этом этапе подводятся итоги работы, обобщаются достигнутые во время консультации результаты. При необходимости осуществляется повторная диагностика проблемы.

Также могут применяться групповые методы работы с неполной семьей, например тренинги. Тренинг представляет собой сочетание многих приемов индивидуальной и группой работы и является одним из самых перспективных методов решения проблемы социально-психолого-педагогического образования матери (отца). Используется в работе с семьями, имеющих детей с проблемами социального развития. Тренинги должны быть направлены на развитие умений и навыков, которые помогут монородительским семьям научиться управлять своей микросредой, приведут к выбору конструктивных жизненных целей и конструктивного взаимодействия. Консультативная беседа и образовательный тренинг используются в долгосрочных и краткосрочных формах работы [15].

Таким образом, рассмотренные основные модели, формы и этапы социальной работы с неполной семьей, прежде всего, способствуют, на наш взгляд, вовлечению родителей в процесс социализации детей, в том числе: коррекции детско-родительских взаимоотношений, улучшению семейного микроклимата и т. д.

Литература:

1.      Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (СК РФ) (с изменениями и дополнениями).

2.      Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 за № 124 — ФЗ.

3.      Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (Нью-Йорк, 30 сентября 1990 г.).

4.      Декларация о правах ребёнка (1923 г.).

5.      Конвенция ООН о правах ребёнка (1989 г.).

6.      Концепция дошкольного воспитания. // Дошкольное воспитание. — М: Просвещение, 1989г № 5. — с.10–23.

7.      Акивис Д. С. Отцовская любовь. М.: Профиздат, 1989. -208с.

8.      Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. — М.: Проспект, 1996. — 355с.

9.      Вареничева Т. Лишние дети // Социальная защита. — 1999. — № 5. — с.2–5.

10.  Воспитание детей в неполной семье. // Под ред. Ершовой Н. Н. -М.: Прогресс, 1980. -206с.

11.  Выхристюк О. В., Корнюшин М. А., Русакова В. Д. Жизнь без родителей: медицинские и социальные проблемы «неблагополучных» детей // Медицинская помощь. — 2001. — № 4. — С.6–8.

12.  Григорьева Е. Дети после развода // Семья и школа. 1995.

13.  Лисина М. И., Капчеля Г. И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. /Отв. Ред. И. В. Силвестру., Кишинёв: Штиинца, 1993. -136с.

14.  Макеев Г. А. Семейная жизнь и дети. / Г. А. Макеев.- Волгоград: Просвещение, 1987- 253с.

15.  Мельникова Э. Б. Профилактика безнадзорности детей и подростков // Правозащитник. — 1999. — № 2. с.21.

16.  Методика и опыт работы социального педагога / Под. ред. Л. В. Кузнецовой. — М., 2005.-243с.

17.  Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988. -429с.

18.  Митина Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. № 4 — с.36.

19.  Основы социальной работы: учебное пособие для студентов ВУЗов / Под ред. Басова Н. Ф. — М.: Издательский центр Академия, 2004. -288с.

20.  Пикхарт К. Е. Руководство для одиноких родителей / пер. с англ. — М.: РОСМЭН, 1998–173с.

Основные термины (генерируются автоматически): неполная семья, социальная работа, семья, социальный работник, монородительская семья, социальная помощь, социальная проблема, социальный патронаж, специалист, социализация детей.


Похожие статьи

Неполная семья как объект социальной работы.

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по- своему». Толстой Л. Н. Родительский дом для ребенка — первая, главная и ничем не заменимая школа жизни.

Формы и методы работы социального работника с семьей...

Одной из наиболее актуальных проблем социальной работы на сегодняшний день является проблема работы с семьей, имеющей ребенка-инвалида. В такой ситуации ребенок — инвалид и семья, в которой он воспитывается, нуждаются в помощи социального работника...

Социальная работа с детьми из неблагополучной семьи в ДОУ

неблагополучная семья, семья, социальная работа, ребенок, член семьи, социальный патронаж, социальный мониторинг, родитель, этап, психическое развитие.

Опыт организации социальной работы с детьми, пострадавшими...

В статье рассматривается работа центров социальной помощи семьи и детям г. Самары и г. Сочи. Раскрыты перспективы многоуровневой системы работы данных центров. Проведен анализ с целью заимствования основ организационной направленности центров социальной...

Специфика работы социального педагога с неполной семьей...

Неполная семья — это категория семьи с отсутствием одного из родителей, когда одинокие мать или отец проживают с ребенком (детьми) несовершеннолетнего возраста и несет за него (них) всю ответственность.

Роль семьи как социального института в социализации детей

Семья как социальный институт играет важную роль в социализации детей.

Проблема социальной работы с детьми из неблагополучных семей, поскольку их число растет, на сегодняшний день является актуальной.

Возможности использования технологий социальной работы...

социальная работа, устройство детей-сирот, семья, семейный тип, приемная семья, социальный работник, форма устройства детей-сирот, родитель, ребенок, Российское законодательство.

Использование технологий социальной работы с подростками...

социальная работа, трудная жизненная ситуация, подросток, социальная реабилитация, социальная помощь, семья, профессиональная помощь, особое внимание, социальный работник, мой мир.

Социально-педагогическое консультирование материнской семьи

Начиная с конца 50-х годов, в России отмечается рост неполных материнских семей. Воспитание детей в таких семьях имеет ряд особенностей. Это не только материальные и педагогические трудности, но и сложности в социализации ребенка в современном обществе.

Похожие статьи

Неполная семья как объект социальной работы.

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по- своему». Толстой Л. Н. Родительский дом для ребенка — первая, главная и ничем не заменимая школа жизни.

Формы и методы работы социального работника с семьей...

Одной из наиболее актуальных проблем социальной работы на сегодняшний день является проблема работы с семьей, имеющей ребенка-инвалида. В такой ситуации ребенок — инвалид и семья, в которой он воспитывается, нуждаются в помощи социального работника...

Социальная работа с детьми из неблагополучной семьи в ДОУ

неблагополучная семья, семья, социальная работа, ребенок, член семьи, социальный патронаж, социальный мониторинг, родитель, этап, психическое развитие.

Опыт организации социальной работы с детьми, пострадавшими...

В статье рассматривается работа центров социальной помощи семьи и детям г. Самары и г. Сочи. Раскрыты перспективы многоуровневой системы работы данных центров. Проведен анализ с целью заимствования основ организационной направленности центров социальной...

Специфика работы социального педагога с неполной семьей...

Неполная семья — это категория семьи с отсутствием одного из родителей, когда одинокие мать или отец проживают с ребенком (детьми) несовершеннолетнего возраста и несет за него (них) всю ответственность.

Роль семьи как социального института в социализации детей

Семья как социальный институт играет важную роль в социализации детей.

Проблема социальной работы с детьми из неблагополучных семей, поскольку их число растет, на сегодняшний день является актуальной.

Возможности использования технологий социальной работы...

социальная работа, устройство детей-сирот, семья, семейный тип, приемная семья, социальный работник, форма устройства детей-сирот, родитель, ребенок, Российское законодательство.

Использование технологий социальной работы с подростками...

социальная работа, трудная жизненная ситуация, подросток, социальная реабилитация, социальная помощь, семья, профессиональная помощь, особое внимание, социальный работник, мой мир.

Социально-педагогическое консультирование материнской семьи

Начиная с конца 50-х годов, в России отмечается рост неполных материнских семей. Воспитание детей в таких семьях имеет ряд особенностей. Это не только материальные и педагогические трудности, но и сложности в социализации ребенка в современном обществе.

Задать вопрос