Использование межпредметных связей во внеурочной деятельности младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (68) июнь-2 2014 г.

Дата публикации: 12.06.2014

Статья просмотрена: 544 раза

Библиографическое описание:

Муромцева О. В. Использование межпредметных связей во внеурочной деятельности младших школьников // Молодой ученый. — 2014. — №9. — С. 505-506. — URL https://moluch.ru/archive/68/11620/ (дата обращения: 18.07.2018).

В статье раскрываются механизмы использования межпредметных связей во внеурочной деятельности младшими школьниками, описываются уровни воспитательных результатов внеурочных мероприятий с использованием межпредметных связей, даётся классификация видов межпредметных связей во внеурочной деятельности. Автор обосновывает необходимость использования межпредметных связей во внеурочной деятельности младших школьников и выделяет несколько способов, которые могут обеспечить их функционирование в этом процессе.

Ключевые слова: межпредметные связи,внеурочная деятельность, младшие школьники, процесс воспитания, обучение, интеграция, воспитательные результаты.

Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников школы.

С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании младших школьников.

Межпредметные связи предполагают взаимную согласованность содержания материала, его построение и отбор, которые определяются общими целями воспитания с учётом учебно-воспитательных задач, обусловленных спецификой каждого учебного предмета. Осуществление межпредметных связей содействует:

-        формированию целостного взгляда учащихся на человека, природу и общество;

-        повышению эффекта педагогического воздействия на умственную, эмоциональную и физическую сферу личности в их взаимодействии;

-        осуществлению всех сторон воспитания в их органическом единстве.

Для учителя начальных классов нет никаких ограничений и препятствий в реализации межпредметных связей как в учебной, так и во внеурочной деятельности. В ходе проведения внеурочных мероприятий с использованием межпредметных связей у школьников должны сформироваться воспитательные результаты первого, второго и третьего уровней.

Первый уровень результатов — это приобретение школьником социальных знаний об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п., первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Например, в беседе об эстетическом вкусе ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет вызывать больше доверия, если сам педагог при этом будет являться образцом эстетического вкуса.

Второй уровень результатов — это получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде.

Третий уровень результатов — это получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, в обществе других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества. [1]

Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Можно выделить несколько способов, которые могут обеспечить реализацию межпредметных связей во внеурочной деятельности.

Во-первых, это интегрирование внеурочных мероприятий по различным дисциплинам при участии учителей различных специальностей. Так, например, для более глубокого погружения учащихся в ту или иную тему по «Литературному чтению», после её изучения можно провести внеурочное мероприятие с использованием межпредметных связей, для чего пригласить учителей, например, музыки и истории. На этом мероприятии у школьников должно сформироваться межпредметное знание, которое будет способствовать формированию результата первого и второго уровней, в зависимости от литературного произведения или темы мероприятия.

Во-вторых, подчинение внеурочных мероприятий по различным дисциплинам решению общих задач воспитания. В основном это мероприятия, которые направлены на нравственное, экологическое или эстетическое воспитание. Использование межпредметных связей на этих мероприятиях будут усиливать эффект воспитательных результатов первого и второго уровня.

В-третьих, использование знаний, приобретённых на уроках или на внеурочных мероприятиях по одним дисциплинам на мероприятиях или уроках по другим учебным дисциплинам. Другими словами, это практическое использование полученных ранее межпредметных знаний в процессе достижения результатов того или иного уровня.

Возможны несколько видов межпредметных связей во внеурочной деятельности:

-        межпредметные связи на основе тематического сходства;

-        межпредметные связи по сходству в творческой деятельности учащихся и использование в ней выразительных средств одного вида искусства для передачи образов и чувств в другом виде искусства;

-        межпредметные связи, организуемые как результат сопоставления одного предмета с другим для формирования общих понятий;

-        межпредметные связи, возникающие при использовании художественных произведений для создания эмоционального настроя и усиления воспитательного воздействия в ходе проведения внеурочного мероприятия;

-        межпредметные связи, возникающие при осуществлении единого подхода к восприятию общих закономерностей в анализе различных понятий. [2]

Младший школьный возраст — это время интенсивного интеллектуального развития детей, процесс активного познания, свежесть восприятия и образность мышления, непосредственность эмоциональных реакций, пытливость и способность искренне удивляться. Это те качества, которые определяют творческую устремлённость и талантливость детей.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или ныне существующее сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке — это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

В ребенке необходимо поддерживать и всячески поощрять любое стремление к творчеству, несмотря на наивность и несовершенность этих попыток. За всеми детскими несуразностями, наивностями и нескладностями кроются самые искренние, а потому самые истинные творческие устремления ребенка, самые подлинные проявления его хрупких чувств и не сформировавшихся еще мыслей. Над таким «творчеством» ни в коем случае не стоит смеяться и тем более его критиковать! Это может навсегда убить у ребёнка всякое желание заниматься любым видом творчества и мы будем виноваты в том, что убили в нём Микеланджело, Стравинского или Блока.

Возможно, этот ребёнок и не станет профессиональным художником или музыкантом, а станет отличным инженером, врачом, учителем или рабочим, но стремление к творчеству, некоторые творческие умения и навыки, полученные во внеурочной деятельности, желание создавать, творить, преображать окружающую действительность, несомненно, будут способствовать его дальнейшему профессиональному, личностному развитию и совершенствованию.

Литература:

1.      Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор /Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2010. — 223 с.

2.      Муромцева О. В. Реализация межпредметных связей в эстетическом воспитании младших школьников. Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2007. — 106 с.

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, связь, уровень результатов, самостоятельное общественное действие, особое значение, мероприятие, воспитательный результат первого, социальная реальность, внеурочное мероприятие, эстетический вкус.


Ключевые слова

обучение, интеграция, младшие школьники, межпредметные связи, внеурочная деятельность, процесс воспитания, воспитательные результаты

Похожие статьи

Пути повышения уровня организации воспитательных...

Ключевые слова: внеурочная работа, воспитательное мероприятие, начальная школа. Актуальность проблемы организации воспитательного мероприятия во внеурочной деятельности школьников не вызывает сомнения, поскольку, во-первых...

Внеурочная деятельность как средство достижения...

Уровни планируемых результатов внеурочной образовательной деятельности

- третий уровень достигается во взаимодействии с социальными субъектами: получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Культурно-историческая экскурсия как средство достижения...

‒ приобретение ребёнком социального знания (первый уровень результатов).

‒ приобретение ребёнком опыта самостоятельного общественного действия (третий уровень результатов) [3, с.3].

Внеурочная деятельность учащихся как средство достижения...

Внеурочная деятельность, так же как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь, это достижение личностных и метапредметных результатов, т. к...

Внеурочная деятельность в ГБУ «Комплексный...»

Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов

– приобретение воспитанниками опыта самостоятельного общественного действия.

Формы организации внеурочной деятельности подростка, как...

внеурочная деятельность, школа, образовательный процесс, социальная реальность, дополнительное образование детей, стандарт, ребенок, самостоятельное общественное действие, ролевая игра, художественное...

Особенности организации внеурочной работы в начальной школе

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы, но в первую очередь — это достижение личностных результатов.

Модель эколого-эстетического воспитания младших школьников...

Данная статья посвящена эколого-эстетическому воспитанию младших школьников в рамках внеурочной деятельности. В статье представлены результаты исследования эколого-эстетической воспитанности обучающихся...

Внеурочная деятельность как составная часть...

Особое значение для трудового и нравственного воспитания ребёнка имеет коллективно общественно полезная деятельность. Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды коллективного труда...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Пути повышения уровня организации воспитательных...

Ключевые слова: внеурочная работа, воспитательное мероприятие, начальная школа. Актуальность проблемы организации воспитательного мероприятия во внеурочной деятельности школьников не вызывает сомнения, поскольку, во-первых...

Внеурочная деятельность как средство достижения...

Уровни планируемых результатов внеурочной образовательной деятельности

- третий уровень достигается во взаимодействии с социальными субъектами: получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Культурно-историческая экскурсия как средство достижения...

‒ приобретение ребёнком социального знания (первый уровень результатов).

‒ приобретение ребёнком опыта самостоятельного общественного действия (третий уровень результатов) [3, с.3].

Внеурочная деятельность учащихся как средство достижения...

Внеурочная деятельность, так же как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь, это достижение личностных и метапредметных результатов, т. к...

Внеурочная деятельность в ГБУ «Комплексный...»

Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов

– приобретение воспитанниками опыта самостоятельного общественного действия.

Формы организации внеурочной деятельности подростка, как...

внеурочная деятельность, школа, образовательный процесс, социальная реальность, дополнительное образование детей, стандарт, ребенок, самостоятельное общественное действие, ролевая игра, художественное...

Особенности организации внеурочной работы в начальной школе

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы, но в первую очередь — это достижение личностных результатов.

Модель эколого-эстетического воспитания младших школьников...

Данная статья посвящена эколого-эстетическому воспитанию младших школьников в рамках внеурочной деятельности. В статье представлены результаты исследования эколого-эстетической воспитанности обучающихся...

Внеурочная деятельность как составная часть...

Особое значение для трудового и нравственного воспитания ребёнка имеет коллективно общественно полезная деятельность. Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды коллективного труда...

Задать вопрос