Оценка эффективности деятельности госкорпорации как особой формы некоммерческой организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №8 (67) июнь-1 2014 г.

Дата публикации: 16.06.2014

Статья просмотрена: 961 раз

Библиографическое описание:

Алпатова, Д. Ю. Оценка эффективности деятельности госкорпорации как особой формы некоммерческой организации / Д. Ю. Алпатова, Е. А. Шипилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8.2 (67.2). — С. 1-2. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11526/ (дата обращения: 18.04.2024).

В настоящее время экономика России представлена широким спектром различных рыночных институтов, среди которых особенно интенсивно развиваются государственные корпорации, обладающие наибольшей финансовой устойчивостью и мощным потенциалом развития.

Несмотря на очевидные преимущества данной организационно  – правовой формы, некоторые представители СМИ проводят идею неэффективности госкорпораций и ставят под сомнение целесообразность их существования в РФ. В связи с этим цель работы – изложить существующие стереотипы касательно неэффективности ГК и высказать независимое мнение по каждому из них.

1. Убеждение в отсутствии надзора над госкорпорациями: ГК получают в собственность государственное имущество, выведенное из-под надзора Счетной палаты; органы государственной власти лишены права запрашивать у них распорядительные документы и другую информацию, проводить проверки соответствия результатов деятельности установленным в законе целям; ГК имеют право не отвечать на запросы депутатов Государственной Думы.

Опровержение неэффективности на примере «Ростеха»: госкорпорации не выведены из-под надзора Счетной палаты. Согласно пункту 3.4. статьи 7.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» [1], Счетная палата Российской Федерации и иные государственные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять контроль деятельности государственных корпораций.

Далее – пункт 2 этой же статьи: «Государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества (…). Годовая бухгалтерская отчетность государственной корпорации подлежит обязательному аудиту, проводимому

аудиторской организацией, отобранной по результатам открытого конкурса и утвержденной высшим органом управления государственной корпорации». ГК не наделены правом не отвечать на запросы депутатов госдумы, наоборот – согласно статье 4 части 2 ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [2], депутаты не имеют полномочий делать такие запросы. Но по доброй воле некоторых корпораций, в том числе «Ростеха», были заключены договоры, согласно которым госкорпорации на эти запросы отвечают, информация о финансовых потоках публикуется на официальных сайтах корпораций.

2. Убеждение в создании ГК в целях осуществления предпринимательской деятельности (что противоречит закону). Опровержение неэффективности на примере «Ростеха»: ключевая ошибка данного тезиса кроется в отождествлении корпораций, которые не занимаются коммерческой деятельностью, с коммерческими компаниями, содействие развитию которых они оказывают. Для примера: в состав «Ростеха» входит 663 организации, образующих 13 холдингов: 8 – в оборонно-промышленном комплексе и 5 – в гражданских отраслях, а также выделена 21 организация прямого управления [3]. Организации, находящиеся под руководством ГК, осуществляют предпринимательскую деятельность с целью получить прибыль, сами ГК – нет.

3. Убеждение в низкой инвестиционной привлекательности госкорпораций. Касательно Ростеха, акцент делается на следующей информации: в ГК «Ростехнологии» 80% оборудования на предприятиях морально устарело, 70% физически изношено, производительность труда в 15 раз уступает зарубежным показателям. Общий объем обязательств организаций госкорпорации составляет около 800 млрд. рублей. До четверти

организаций имеют признаки банкротства, а еще около 30% находятся в тяжелом финансовом положении. Опровержение неэффективности: данное заблуждение вызвано

незнанием истории развития многих корпораций, и «Ростех» не исключение. Гендиректор данной госкорпорации Чемезов в одном из своих первых интервью достаточно популярно объяснил, что большинство компаний, переданных госкорпорации, находились на стадии банкротства – мягко говоря, не самые лучшие условия старта. Тем не менее, на данный момент возрождаются Автоваз, Камаз, Ависма – Ростеху удалось привлечь крупных инвесторов для финансирования их дальнейшего развития, среди них Nissan – один из крупнейших в мире автопроизводителей. Также проблема привлечения стратегических инвесторов решается с помощью IPO. Со слов Чемезова: «Стратегического инвестора мы видим в лице AgustaWestland, с которыми уже создано СП. Что касается финансов, то если мы все-таки не примем решение о привлечении AgustaWestland в качестве нашего стратегического партнера, то мы просто продадим какой-то пакет акций, для того чтобы получить дополнительные средства, финансирование на дальнейшее развитие, создание новых современных моделей. К выходу на IPO готовится оптический холдинг «Швабе», Концерн радиоэлектронные технологии, в перспективе «РТ-Биотехпром» и ряд других

предприятий» [4].

В рамках данной работы были проанализированы только частные случаи, и делать глобальные выводы на их основе было бы слишком поспешно, однако можно с точностью сказать: мнение о неэффективности госкорпораций ошибочно и, на наш взгляд, во многом является следствием недостаточной осведомленности в этой области.

Что касается будущего госкорпораций в России, мы предполагаем, что во многом оно будет определяться соотношением политических сил, а также практическими результатами их деятельности в стратегических отраслях (развитие оборонно-промышленного комплекса, регионов Российской Федерации, укрепление позиций страны в космосе).

В части перспектив организационно-правовой формы «государственная корпорация» делать точные прогнозы затруднительно, но велика вероятность, что госкорпорации будут преобразованы в государственно-частные партнерства, соединив в

себе государственные ресурсы и инициативный потенциал частных компаний.

Литература:

1.      Федеральный Закон от 12.01.96 N 7-ФЗ (ред. от 02.07.2013 с изменениями, вступившими в силу с 01.09.2013) «О некоммерческих организациях»;

2.      Федеральный Закон от 08.05.1994 №3-ФЗ(ред. от 23.07.2013) «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;

3.      Официальный сайт ГК «Ростех» – http://www.rostec.ru/;

4.      «Ростех»: гарант стабильности для инвесторов» (от 05.07.2013)

Основные термины (генерируются автоматически): IPO, Российская Федерация, государственная корпорация, опровержение неэффективности, Счетная палата, госкорпорация, Государственная Дума, дальнейшее развитие, оборонно-промышленный комплекс, предпринимательская деятельность.


Похожие статьи

Финансирование корпораций с государственным участием

Кроме того, государственной корпорации разрешено увеличивать объем финансовых средств путем эффективного размещения свободных активов фондов, осуществляя экономическую деятельность

Единственным акционером компании является Российская Федерация.

Неопределенность правового статуса госкорпораций в России

государственная корпорация, корпорация, Российская Федерация, гражданское законодательство, имущество, государственный контроль, лицо, Гражданский Кодекс РФ, госкорпорация, организационно-правовая форма.

Анализ публичного размещения акций в российских компаниях

IPO (Initial Public Offering) представляет собой сложный комплекс организационных

Снижение активности на рынке IPO. Сокращаются объемы IPO российских компаний.

Наконец, на развитие рынка IPO будет влиять правовая среда, регламентирующая эту сферу.

Тендеры: состояние, тенденции и перспективы | Статья в журнале...

Формирование системы государственного оборонного заказа; Регламентация закупок субъектов государственного сектора экономики [9]. В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года система государственных закупок...

Государственный финансовый контроль в России: проблемы...

государственный финансовый контроль, Счетная палата, финансовый контроль, Счетная палата РФ, Россия, Российская Федерация, мероприятие, государственная власть, орган, Государственная Дума.

Механизм реализации промышленной политики

− оказание мер государственной поддержки субъектов промышленности, предусмотренных настоящим Законом

Стратегия развития Российской Федерации до 2010 года.

Пути движения промышленной политики (на примере машиностроительного комплекса).

Классификация факторов, оказывающих влияние на финансовую...

Большую долю заказов предприятий комплекса составляет государственный оборонный заказ (далее — ГОЗ), соответственно факторы маркетинга

Основные термины (генерируются автоматически): финансовая устойчивость, Российская Федерация, направление воздействия...

Государственная поддержка малого бизнеса в России

В связи с этим, дальнейшее развитие и совершенствование всей государственной поддержки системы малого бизнеса становится

6.Создание условий для успешного развития предпринимательской деятельности путем формирования благоприятной инфраструктуры.

Похожие статьи

Финансирование корпораций с государственным участием

Кроме того, государственной корпорации разрешено увеличивать объем финансовых средств путем эффективного размещения свободных активов фондов, осуществляя экономическую деятельность

Единственным акционером компании является Российская Федерация.

Неопределенность правового статуса госкорпораций в России

государственная корпорация, корпорация, Российская Федерация, гражданское законодательство, имущество, государственный контроль, лицо, Гражданский Кодекс РФ, госкорпорация, организационно-правовая форма.

Анализ публичного размещения акций в российских компаниях

IPO (Initial Public Offering) представляет собой сложный комплекс организационных

Снижение активности на рынке IPO. Сокращаются объемы IPO российских компаний.

Наконец, на развитие рынка IPO будет влиять правовая среда, регламентирующая эту сферу.

Тендеры: состояние, тенденции и перспективы | Статья в журнале...

Формирование системы государственного оборонного заказа; Регламентация закупок субъектов государственного сектора экономики [9]. В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года система государственных закупок...

Государственный финансовый контроль в России: проблемы...

государственный финансовый контроль, Счетная палата, финансовый контроль, Счетная палата РФ, Россия, Российская Федерация, мероприятие, государственная власть, орган, Государственная Дума.

Механизм реализации промышленной политики

− оказание мер государственной поддержки субъектов промышленности, предусмотренных настоящим Законом

Стратегия развития Российской Федерации до 2010 года.

Пути движения промышленной политики (на примере машиностроительного комплекса).

Классификация факторов, оказывающих влияние на финансовую...

Большую долю заказов предприятий комплекса составляет государственный оборонный заказ (далее — ГОЗ), соответственно факторы маркетинга

Основные термины (генерируются автоматически): финансовая устойчивость, Российская Федерация, направление воздействия...

Государственная поддержка малого бизнеса в России

В связи с этим, дальнейшее развитие и совершенствование всей государственной поддержки системы малого бизнеса становится

6.Создание условий для успешного развития предпринимательской деятельности путем формирования благоприятной инфраструктуры.

Задать вопрос