Авторы: Шегурова Валентина Павловна, Ведякова Ирина Владимировна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №8 (67) июнь-1 2014 г.

Дата публикации: 26.05.2014

Статья просмотрена: 266 раз

Библиографическое описание:

Шегурова В. П., Ведякова И. В. Развитие законодательного регулирования оплаты труда в современных условиях // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 637-640.

В российском трудовом законодательстве определение оплаты труда дается в Трудовом Кодексе Российской Федерации, в котором оплата труда — система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

Основные требования к учету заработной платы работников в российской системе бухгалтерского учета регулируются следующими нормативными документами:

-          Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая). Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 25.12.2012);

-          Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.01г. № 197-ФЗ (с изм. от 02.04.2014 № 56-ФЗ);

-          Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 6.05.1999 № 33н (ред. от 27.04.2012);

-          Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99). Приказ Минфина РФ от 6.07.1999 № 43н (ред. от 8.11.2010);

-          действующее российское законодательство по бухгалтерскому учету, охватывающее отношения организации и непосредственно работника, основанное на трудовом договоре и внутренних нормативных документах (Коллективный договор, Положение по оплате труда, Учетная политика организации), регламентирующих выплату прочих вознаграждений.

В последнее время происходят различные изменения в области оплаты труда. Так если до 2014 года ст. 212 ТК РФ было установлено, что работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, то с 1 января 2014 года согласно новой редакции ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда установлены Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Специальная оценка условий труда являетсяединым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников [1].

Особое внимание следует уделять предприятиям, на которых работники заняты во вредных и опасных условиях труда. Так, для примера можно рассмотреть отрасли хозяйственной деятельности в республике Мордовия. Рассмотрим таблицу 1.

Таблица 1

Удельный вес численности работников, занятых во вредных условиях и (или) опасных условиях труда на 2013 год [4]

Занятые в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда

Занятые на тяжелых работах

Работающие на оборудовании, не отвечающем требованиям охраны труда

Занятые на работах, связанных с напряженностью трудового процесса

Всего

21,2

8,1

0,2

8,2

Добыча полезных ископаемых

-

-

-

-

Обрабатывающие производства

25,9

7,8

0,2

6,8

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

14,1

8,2

-

7,4

Строительство

20,7

14,5

0,0

7,3

Транспорт и связь

8,1

5,4

0,0

13,5

транспорт

11,7

8,5

0,0

21,2

связь

1,7

-

-

0,2

Как видно из таблицы, наибольший удельный вес занимают работники в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда и составляет 21,2 %. Из них наибольший удельный вес занимают работники обрабатывающих производств — 25,9 % и работники строительства — 20,7 %. Удельный вес численности работников, занятых на тяжелых работах составляет 8,1 %. Из них наибольший удельный вес занимают работники строительства — 14,5 %. Занятые на работах, связанных с напряженностью трудового процесса удельный вес составляет 8,2 %. И работающие на оборудовании, не отвечающем требованиям охраны труда, удельный вес составляет 0,2 %.

Поэтому все организации должны внедрить СОУТ для обеспечения нормальных условий труда работников. Рассмотрим основные этапы проведения СОУТ в отрасли строительства в республике Мордовия:

1)                 Сначала образуют комиссию для проведения специальной оценки условий труда. Возглавляет комиссию работодатель или его представитель. Причем, число членов комиссии должно быть нечетным;

2)                 Разрабатывают и утверждают перечень рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ с указанием аналогичных рабочих мест;

3)                 Привлекают специализированные аккредитованные организации, которые имеют право проводить СОУТ. Заключается договор с данной организацией. Затем разрабатывается и утверждается график проведения работ;

4)                 Происходит обследование рабочих мест, изучается необходимая документация. После данного обследования эксперты делят рабочие места на 3 группы:

-          рабочие места, на которых идентифицированы вредные (опасные) факторы;

-          рабочие места, на которых не идентифицированы вредные (опасные) факторы;

-          рабочие места, которые не подлежали идентификации.

Проводят исследования по измерению вредных и опасных производственных факторов, затем относят условия труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда. После чего эксперты составляют отчет о результатах СОУТ, а также декларации о соответствии условий труда нормативным требованиям, который необходимо отправить в соответствующий государственный орган.

5)                 Организация осуществляет мероприятия по улучшению условий труда.

С 2014 года введены обновленные дополнительные тарифы пенсионных взносов, зависящие от класса условий труда, установленного по результатам СОУТ.

В информации, выпущенной ПФР 31.12.13. приведена таблица дополнительных тарифов с учетом результатов СОУТ (табл. 1).

Таблица 1

Дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР с учетом результатов СОУТ

Класс условий труда

Подкласс условий труда

Дополнительный тариф страхового взноса (солидарная часть тарифа страховых взносов), %

Опасный

4

8

Вредный

3,4

7

3,3

6

3,2

4

3,1

2

Допустимый

2

0

Оптимальный

1

0

Однако до полноценного внедрения СОУТ еще пройдет какое-то время, в течение которого работодатели могут по-прежнему использовать действительные (по срокам) результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной ранее.

Для удобства плательщиков страховых взносов разработана форма объединенной отчетности, которая начала действовать с 2014 года.

Это расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на ОПС в ПФР и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. В нем учтены особенности уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам, в том числе дифференциация их размеров в зависимости от установленного по результатам СОУТ класса условий труда. Кроме того, в новый расчет внесены дополнения в части перечня сведений, указываемых в общей и профессиональной частях индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

В состав нового расчета включены формы индивидуальных сведений на каждое застрахованное лицо — работника организации. Определять суммы страховых взносов на ОПС в разрезе страховой и накопительной частей трудовой пенсии в отношении застрахованных лиц будет производить сам ПФР на основе данных индивидуального учета с учетом выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения.

Единая объединенная отчетность будет проверяться единым программным комплексом при приеме отчетности в территориальных органах ПФР. По итогам проверки предполагается формирование единого протокола для плательщика страховых взносов, фиксирующего дату и правильность принятой отчетности с учетом требований соответствующего форматно-логического контроля [3].

Еще одним изменением может стать запрет заемного труда. Под заемным трудом понимается труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем физического или юридического лица, не являющегося работодателем данного работника.

Заемный труд не включает в себя выполнение работником трудовой функции обусловленной трудовым договором, если работник временно направлен работодателем к другому физическому или юридическому лицу по договору о предоставлении труда работников (ст. 3 проекта Федерального закона № 451173–5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Может быть введено досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, под которым понимается обеспечение, обязательным условием которого является выплата негосударственной пенсии ранее достижения пенсионного возраста (60 лет у мужчин и 55 лет у женщин), в связи с работой на местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда признаны вредными и (или) опасными. Для получения этой пенсии в стаж работы будут засчитываются периоды, в течение которых работодателем в пользу указанного работника уплачивались взносы по досрочным пенсионным договорам, а также периоды, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Со 2 апреля 2014 г. при расчете среднего дневного заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска необходимо использовать новое среднемесячное число календарных дней — 29,3. Ранее данный показатель составлял 29,4. Соответствующие изменения внесены в ч. 4 ст. 139 ТК РФ Федеральным законом от 02.04.2014 № 55-ФЗ. Закон вступил в силу со дня его официального опубликования, которое состоялось 2 апреля 2014 г. (ч. 1 ст. 3 Закона).

Поскольку в российской системе бухгалтерского учета специальный стандарт по оплате труда отсутствует, то при учете оплаты труда работников и других вознаграждений используют МСФО 19 «Вознаграждения работникам».

В международной практике учета расчетов с персоналом по оплате труда понятия «заработная плата» не существует, вместо него используется термин «вознаграждения работникам». Согласно МСФО 19 под вознаграждениями работникам понимаются все формы выплат работникам в обмен на оказанные ими услуги. А под текущими вознаграждениями работникам — вознаграждения работникам, подлежащие выплате в полном объеме в течение 12 месяцев после окончания периода, в котором работники оказали соответствующие услуги (кроме выходных пособий и вознаграждений в форме долевых инструментов). Таким образом, в МСФО 19 понятие вознаграждений работникам является более широким, чем в российских стандартах.

В МСФО 19 вознаграждения работникам подразделяются на 4 группы:

1)        Краткосрочные вознаграждения работникам, такие как заработная плата и взносы на социальное обеспечение, оплачиваемый ежегодный отпуск и оплачиваемый отпуск по болезни, участие в прибыли и премии (если они подлежат выплате в течение 12 месяцев после окончания периода), а также льготы в неденежной форме (медицинское обслуживание, обеспечение жильем, автомобилями, предоставление товаров или услуг бесплатно или по льготной цене);

2)        Вознаграждения после окончания трудовой деятельности (пенсии, прочие выплаты при выходе на пенсию, страхование жизни и медицинское обслуживание по окончании трудовой деятельности);

3)        Прочие долгосрочные вознаграждения работникам, включая отпуск за выслугу лет, длительный отпуск, празднование юбилеев или иные вознаграждения за выслугу лет, выплаты при длительной потере трудоспособности, а также участие в прибыли, премии и отложенное вознаграждение (если эти виды вознаграждения не подлежат выплате в течение двенадцати месяцев после окончания периода);

4)        Выходные пособия. представляют собой выплаты, являющиеся результатом решения компании расторгнуть трудовое соглашение с работником до достижения им пенсионного возраста или решения работника об увольнении по собственному желанию при сокращении штатов в обмен на указанное вознаграждение [2].

В нормативных документах Российской Федерации отсутствует разделение вознаграждений работников на долгосрочные и краткосрочные. При этом подразделение обязательств перед работниками на долгосрочные и краткосрочные осуществляется на основании общих принципов, сформулированных в ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».

В настоящее время российским законодательством разработан проект положения по бухгалтерскому учету «Учет вознаграждений работникам», который еще не вступил в силу. Принципиальным новшеством проекта ПБУ «Учет вознаграждений работникам» является состав вознаграждений. К вознаграждениям работника относятся:

-          заработная плата (оплата труда работника), включая компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), а также иные компенсации, непосредственно связанные с выполнением работником трудовых функций (оплачиваемые отпуска — ежегодный, дополнительный, учебный и т. п.; пособия по временной нетрудоспособности и т. п.);

-          выплаты работникам и в пользу работников третьим лицам (включая членов семей работников), осуществляемые в связи с выполнением работниками трудовых функций, не включенные в заработную плату.

В связи с вышеизложенным можно сказать, что российская система бухгалтерского учета развивается. Хотя в проекте данного ПБУ еще много недостатков, его внедрение говорит о положительной тенденции. Введение данного ПБУ должно улучшить нормативную базу бухгалтерского учета и приблизить его к международным стандартам финансовой отчетности.

Литература:

1.                  Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

2.                  Международный стандарт финансовой отчетности 19 «Вознаграждения работникам» (утв. Приказом Минфина России от 18.07.2012 № 106н)

3.                  C. В. Сергеев: Пенсионные взносы и специальная оценка условий труда // Бухгалтерский учет, № 3. — 2014

4.                  Федеральная служба государственной статистики по Республике Мордовия [электронный ресурс] — Режим доступа: http://mrd.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/mrd/ru/sta-tistics/employment/.

Основные термины (генерируются автоматически): условий труда, оценки условий труда, оплаты труда, специальной оценки условий, труда работников, класса условий труда, оплате труда, требованиям охраны труда, удельный вес, наибольший удельный вес, условиях труда, условия труда, вознаграждения работникам, условий труда работников, условий труда в соответствии, оценке условий труда, бухгалтерскому учету, условий труда являетсяединым, условий труда и применения, условий труда нормативным.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос