История развития и становления эргономики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №8 (67) июнь-1 2014 г.

Дата публикации: 21.05.2014

Статья просмотрена: 1677 раз

Библиографическое описание:

Кириченко С. А., Рабцевич А. А. История развития и становления эргономики // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 493-395. — URL https://moluch.ru/archive/67/11190/ (дата обращения: 17.07.2018).

Для обеспечения оптимальных условий работы, наибольшего удобства обращения с машинами и приборами было привлечено множество ученых из таких разных дисциплин как, биология, медицина, математика. Они занимались в области трудовой деятельности людей. Изучали их возможность, а также психологические и физические ресурсы.

Так, в пятидесятые годы прошлого века, стала появляться новая наука, эргономика. Основой ее изучения стали возможности работников, правильное оборудование рабочей среды и создания наиболее удобных в работе орудий труда.

Эргономика — это дисциплина, которая комплексно изучает человека или группу людей в конкретных условиях современного производства. Возникновение эргономики связано с огромным техническим прогрессом, который мы можем наблюдать в прошлом веке. Она сформировалась на стыке множества наук связанных с человеком. Это и психология, и физиология, и гигиена, и анатомия, а также ряд технических наук. При проектировании новой техники необходимо учитывать человеческий фактор: особенности и возможности человека, который и будет пользоваться этой техникой. Так как в связи с усложнением техники и увеличением ее стоимости, «цена» человеческой ошибки может стать достаточно высокой. Поэтому требования к различным видам трудовой деятельности должны согласовываться не одной наукой, а несколькими.

Что можно назвать основными целями эргономики? Это, конечно же, стремление к высокому коэффициенту эффективности системы «человек-техника-среда», максимальное обеспечение безопасности труда, создание оптимальных условий для развития работника в процессе труда.

Когда мы говорим о задачах эргономики, мы говорим о комплексе задач. Для решения одной из важнейших задач, оптимизации условий труда, изучаются особенности и возможности работников различных уровней, полученные результаты учитываются для дальнейшего проектирования рабочего места. Также эргономика в последнее время разнимается и проблемой реабилитации людей, утративших свою работоспособность.

К основным задачам разработок этой дисциплины мы можем отнести: разработка теории проектирования деятельности работника, составление и проверка гипотез о перспективах труда и связанных с ним технических систем, различные информационные процессы: переработка, оценка данных.

Объектом эргономики является система «человек-техника-среда», а предметом — трудовой процесс человека с его взаимодействием с техникой в условиях влияние различных сред.

Стоит сказать об истории развития и становления эргономики.

Истоки этой науки мы можем увидеть еще в первобытном обществе, которое сознательность изготавливало орудия труда и придавало им удобную для работы форму, то есть тем самым, расширяя возможности человека. В те времена точное соответствие орудия труда потребностям человека было вопросом жизни и смерти.

Эргономика — это наука, изучающая трудовые процессы и оптимизирующая условия труда. Все это ведет к увеличению эффективности труда, а также сохраняет силы и здоровье работника. Первые исследования в области этой дисциплины можно связать с двадцатыми годами прошлого века. Тогда в США, Японии и многих других странах учеными различных дисциплин изучался процесс трудовой деятельности для максимального использования человеческих ресурсов.

Сам термин «эргономика» предложил в 1857 году польский ученый В Ястшембович. Однако широкое распространение он получил только в пятидесятых года, когда ученые во главе с К. Мареллом организовали Эргономическое исследовательское общество, с которым можно связать формирование эргономики как самостоятельной науки.

Развитие отечественной эргономики началось в тридцатые годы двадцатого века и связано с возникновением научной организации труда. Ее участники разработали первую концепцию эргономики на основе изучениях отдельных видов труда и назвали эргология, а также сформулировали основые положения и задачи этой дисциплины. В советском обществе работник рассматривается как творческая личность. Поэтому и задачи отечественной эргономики не только в повышении эффективности труда, но и в сохранении здоровья и жизни человека и развитии личности.

Технический прогресс привел к механизации и автоматизации производственного процесса. Это вызвало необходимость развития новой дисциплины — эргономики.

Можно считать, эргономика в шестидесятые годы пережила свое второе рождение, потому что в этот период в развитых странах начинаются формироваться различные ассоциации и общества. Развитие науки в это время было вызвано изменением трудовых условий, которое произошло при развитии техники. Эффективность новой техники стала обуславливаться «человеческими факторами». Потому как если бы их не учитывали, пользоваться плодами научно-технического прогресса стало бы практически невозможно.

На примере Международной эргономической ассоциации мы видим, что в начале шестидесятых годов данная дисциплина развивалась во множестве стран. Действительно, в ассоциацию эту ступило более тридцати стран, а раз в три когда проводились международные конгрессы.

Также в шестидесятые годы в СССР велись исследования по всем основным направления эргономики: разрабатывались ее проблемы и решались практические задачи, был разработан комплекс стандартов требований к системе «человек-машина». В 1962 году был образован Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики, оснащенный первоклассным оборудованием для проведения экспериментальных работ. Также институт занимался издательством научных трудов и методологических указаний по эргономики.

Эта дисциплина развивалась и в других странах, таких как Франция, Италия, Швеция и других развитых странах.

Литература:

1.      Абрамов А. А. Основы эргономики: Учебное пособие. — М.: РГОТУПС, 2001. — 264 с.

2.      Зинченко В. П., Мунипов В. М. Основы эргономики. — М.: Изд-во МГУ, 1979. — 349 с.

3.      Система стандартов безопасности труда 12.1 012. / Под ред. Б. Л. Николаева. — М., 2001.

4.      Смирнов Е. Л. Справочное пособие по НОТ. — М.: Экономика, 1981. — 408 с.

5.      Эргономические основы проектирования производственной среды / Редколл: Д. Джоунз, Д. Бродбент, Д. Вассерман и др. — М.: Мир, 1991. — 500 с.

6.      ГОСТы. Система стандартов безопасности труда // Охрана труда. Техника безопасности: URL:

7.      http://www.tehbez.ru/Docum/DocumList_DocumFolderID_28.html

8.      Физиолого-эргономические требования к проектированию производственного оборудования, организации технологических процессов и рабочих мест // Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту: URL: http://mbty.ru/BIBLIO/SNIPS/sp/2.2.2.1327–03/2.2.2.1327–03. htm (2004.7 мая)

Основные термины (генерируются автоматически): дисциплина, прошлый век, эргономика, возможность человека, наука, отечественная эргономика, трудовая деятельность.


Похожие статьи

Эргономика и ее значение для оптимизации трудовой...

Эргономика как наука изучает контакт человека с различными предметами в процессе трудовой деятельности. Разработка формы предметов и их взаимодействие с человеком с максимальным удобством для него при использовании...

Трудовая деятельность как основная категория эргономики

Эргономика представляет собой область знаний, изучающая комплексно трудовую деятельность людей в такой системе, как «человек-техника-среда», для того чтобы обеспечить эффективность, безопасность и некий комфорт трудовой деятельности человека.

Методологические основы педагогической эргономики

В.Паронджанов определил эргономику как отрасль науки, изучающую человека (или группу людей) и его (их) деятельность в условиях производства с целью совершенствования орудий, условий и процесса труда.

Концептуальные основы изучения эргономики в России

Эргономика — это наука, изучающая функции человеческих возможностей в повседневных и трудовых процессах, обнаруживающая

Активизировалась деятельность эргономических институтов и организации, в их числе центр эргономических разработок и исследований.

Анализ эргономических параметров рабочих мест работников АПК

Рубрика: Технические науки.

На современном этапе развития эргономика рассматривает технический и человеческий аспекты в неразрывной связи. Сочетание способностей человека и возможностей машины существенно повышает эффективность...

Эргономическая биомеханика для оборудования рабочего места

Эргономика осуществляет системный подход к трудовым процессам и оперирует эргономическими показателями

Актуальность темы обусловлена современным стремительным развитием жизни и деятельности человека, как дома, так и на работе.

Психолого-педагогические аспекты эргономического обеспечения...

- физиологические, отражающие энергетические возможности человека по реализации трудовых задач в различных условиях деятельности

2011. № 3. С. 61. Сыромятникова Л. И. Компетентностный подход к изучению медико-валеологических дисциплин будущими...

Информационное взаимодействие в обучающих системах...

Это свойство обусловлено целенаправленной деятельностью человека, способностью его планировать

Однако этим не ограничивается круг задач, решаемых этой дисциплиной.

Данилов О. Е. Эргономика обучающих человеко-машинных систем / О. Е. Данилов...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Эргономика и ее значение для оптимизации трудовой...

Эргономика как наука изучает контакт человека с различными предметами в процессе трудовой деятельности. Разработка формы предметов и их взаимодействие с человеком с максимальным удобством для него при использовании...

Трудовая деятельность как основная категория эргономики

Эргономика представляет собой область знаний, изучающая комплексно трудовую деятельность людей в такой системе, как «человек-техника-среда», для того чтобы обеспечить эффективность, безопасность и некий комфорт трудовой деятельности человека.

Методологические основы педагогической эргономики

В.Паронджанов определил эргономику как отрасль науки, изучающую человека (или группу людей) и его (их) деятельность в условиях производства с целью совершенствования орудий, условий и процесса труда.

Концептуальные основы изучения эргономики в России

Эргономика — это наука, изучающая функции человеческих возможностей в повседневных и трудовых процессах, обнаруживающая

Активизировалась деятельность эргономических институтов и организации, в их числе центр эргономических разработок и исследований.

Анализ эргономических параметров рабочих мест работников АПК

Рубрика: Технические науки.

На современном этапе развития эргономика рассматривает технический и человеческий аспекты в неразрывной связи. Сочетание способностей человека и возможностей машины существенно повышает эффективность...

Эргономическая биомеханика для оборудования рабочего места

Эргономика осуществляет системный подход к трудовым процессам и оперирует эргономическими показателями

Актуальность темы обусловлена современным стремительным развитием жизни и деятельности человека, как дома, так и на работе.

Психолого-педагогические аспекты эргономического обеспечения...

- физиологические, отражающие энергетические возможности человека по реализации трудовых задач в различных условиях деятельности

2011. № 3. С. 61. Сыромятникова Л. И. Компетентностный подход к изучению медико-валеологических дисциплин будущими...

Информационное взаимодействие в обучающих системах...

Это свойство обусловлено целенаправленной деятельностью человека, способностью его планировать

Однако этим не ограничивается круг задач, решаемых этой дисциплиной.

Данилов О. Е. Эргономика обучающих человеко-машинных систем / О. Е. Данилов...

Задать вопрос