Экспансия организованной преступности как угроза национальной безопасности России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №8 (67) июнь-1 2014 г.

Дата публикации: 21.05.2014

Статья просмотрена: 949 раз

Библиографическое описание:

Байков Д. М. Экспансия организованной преступности как угроза национальной безопасности России // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 651-655. — URL https://moluch.ru/archive/67/11182/ (дата обращения: 14.12.2018).

Общественные процессы, происходящие в современном мире, в немалой степени предопределяют прогрессивное развитие. Но, к сожалению, прогрессирует не только позитивная, но и негативная сферы общественной жизни. Одной из последних выступает организованная преступность, представляющая собой социально-негативное явление. Научное и техническое развитие способствует, в том числе, адаптации и продвижению организованной преступной деятельности в пределах определённых национальных границ, зарождению новых её видов, отличающихся высокой степенью объединения и сплочённости преступных формирований.

Современная организованная преступность, представляя собой достаточно серьёзную угрозу для общества, позволяет поставить её в один ряд с угрозами национальной безопасности России [1]. Так, характеристика российской организованной преступности новейшего периода свидетельствует о расширении её транснационального характера, развития международных связей с организованными группами и преступными сообществами иных государств. На сегодняшний день организованная преступность эволюционирует до международного уровня, что угрожающе влияет на стабильность развития, как определённых государств, так и международного сообщества в целом. Следовательно, одним из существенных аспектов обеспечения безопасности национальных интересов с учётом возрастающих внутренних и внешних угроз, усиления активности экстремистки настроенных антигосударственных сил, становится детальный анализ влияния организованной преступности в её различных формах на обеспечение безопасности общества и государства с целью выработки комплексных мер, направленных на повышение эффективности деятельности правоохранительных структур и иных государственных и общественных институтов [2, с. 50].

Решение обозначенной проблемы возможно только при формулировании определения национальной безопасности Российской Федерации. Такое качественное состояние безопасности государства является ничем иным, как социально-правовой категорией, включающей в себя значительный круг разнородных общественных отношений. Официальное определение национальной безопасности содержится в п.6 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утверждённой Указом Президента РФ в 2009 года [3, с. 50]. Анализ представленного определения позволяет выделить обязательные юридически значимые признаки, которые в комплексе и составляют национальную безопасность:

-                   безопасность личности;

-                   общественная безопасность;

-                   государственная безопасность.

В уголовно-правовой науке помимо перечисленных признаков справедливо относят к составляющим национальной безопасности состояние правовой защищённости национальных интересов, т. е. интересов всех граждан РФ вне зависимости от национальной принадлежности [4, с. 71–72]. Обеспечение безопасности личности, общества и государства не являются противоречащими и взаимоисключающими приоритетами, так как они являются неотъемлемыми составляющими единой системы обеспечения национальной безопасности РФ.

Как следует из вышеназванной Стратегии — 2020, обеспечение национальной безопасности имеет комплексный характер, а потому не сводится только к проблеме противодействия оргпреступности. Она призвана обеспечить защиту личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, непрерывную работу по декриминализации общественных отношений, борьбу с организованной преступностью (экономической, коррупционной и проч.), терроризмом, экстремизмом и т. п. Кроме того, национальная безопасность предполагает деятельность по совершенствованию системы построения и функционирования государственных властных органов и гражданского общества, оперативное решение возникающих противоречий социально-экономического характера в различных сферах жизнедеятельности, принятие действенных мер по оздоровлению и переводу на более высокий уровень отечественной экономики, духовное оздоровление общества, реализацию выверенной внутренней и внешней политики. Поэтому надлежащее выявление имеющихся и потенциальных угроз национальной безопасности России, а также своевременная защита от них, очевидно является важнейшей гарантией формирования жизнеспособного общества и государства.

Современная ситуация, сложившаяся в российском обществе, свидетельствует о том, что рассматриваемые угрозы безопасности являются, в основном, внутренними. Это связывается с кризисными явлениями в макро и микро экономике, многолетнее превышение смертности над рождаемостью, политический и идеологический коллапс и др. [5, с. 754]. По этой причине, руководствуясь заявленными объектом, предметом, целями и задачами исследования, мы остановимся только на проблеме предупреждения организованной преступности, рассматривая её в качестве одной из угроз национальной безопасности на современном этапе развития российского общества [6, с. 53].

Сегодня Россия представляет собой страну с огромным экономическим потенциалом. Огромные территории государства и богатейшая база полезных ископаемых не может не привлекать интерес, в том числе и у представителей транснациональной организованной преступности, явившейся логическим следствием развития преступной деятельности в обществе, её организованных сфер, и представляет собой строго выстроенную систему организованной преступной деятельности [7, с. 11]. В числе особенностей российской оргпреступности нами отмечается территориальный масштаб осуществления преступной деятельности. Как отмечается в криминологических исследованиях её действие нередко существенно превышает традиционные границы и затрагивает сферы, криминализация которых создает серьёзную угрозу для международной стабильности и безопасности. В то же время национальная организованная преступность имеет значительное влияние на международные теневые финансовые процессы [8, с. 4]. В настоящее время перестаёт быть редкостью такая форма преступной деятельности, как организованная группа, входящие в состав которой лица занимаются профессиональной преступной деятельностью и обладают межрегиональными и межгосударственными связями, отработанными схемами легализации и сбыта имущества, приобретённого преступным путём. Данные группы действуют по заранее определяемому плану совершения преступления, что приводит к возрастанию вреда, причиняемого преступной деятельностью. Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями, имеющими международное значение, сопряжено с объективными трудностями, которые сводятся в первую очередь к ограничению возможностей национальной судебной юрисдикции, отсутствием правоохранительных средств в обнаружении и расследовании этих преступлений [9, с. 16–17].

В современных условиях особую угрозу, как для России, так и для всего мирового сообщества вызывают новые формы активизации деятельности организованных групп и преступных сообществ (ОГиПС), которые определяются совершенствованием методов функционирования соответствующих криминальных механизмов, усложнением схем получения преступных доходов. Сегодня весьма существенным препятствием в борьбе с организованными преступными проявлениями транснационального характера является их высокая латентность, что не удивительно, ведь значительная часть преступной деятельности осуществляется за пределами собственного государства. В деятельности иностранных организованных преступных группировок на территории России прослеживаются приоритетные направления, которые определяются особенностями территории действия, национальными традициями и иными условиями, при которых возможно осуществление преступной деятельности [10, с. 37–38].

Не подвергается сомнению, что основная цель представителей организованной преступности — это систематическое получение высокой прибыли. Исходя из этого, главным направлением борьбы с транснациональной организованной преступностью становится ликвидация путей её финансирования, выявление и устранение (при возможности — конфискация) источников преступных доходов. Для транснациональной преступности характерны практически те же виды преступной деятельности, которые присущи общей организованной преступности, а именно:

-                   легализация (отмывание) денежных средств и иного имущества, приобретённого в результате совершения преступлений;

-                   подделка и сбыт фальшивых денег, ценных бумаг, кредитных, расчётных карт и иных платёжных документов;

-                   экономическая преступность, в том числе преступления в сфере банкротства;

-                   страховое мошенничество;

-                   хищения транспортных средств;

-                   контрабанда, в том числе предметов искусства и культуры;

-                   терроризм;

-                   незаконное обращение наркотиков, психотропных веществ, их аналогов и иных сильнодействующих веществ;

-                   незаконный оборот оружия, техники военного назначения, радиоактивных веществ и ядерных материалов, человеческих органов и тканей для трансплантации;

-                   морское пиратство;

-                   преступления в сфере высоких технологий;

-                   экологические преступления (экоцид);

-                   торговля людьми, работорговля, в том числе детьми;

-                   незаконная миграция;

-                   рейдерские захваты;

-                   коррупция.

По нашему убеждению, несомненным приоритетом совместной межгосударственной деятельности в целях обеспечения двусторонней национальной безопасности необходимо признать блокирование либо минимизацию названных выше источников преступных доходов транснациональных преступных сообществ.

В числе международных, или транснациональных преступлений, деятельность по противодействию которым объединяет усилия значительного числа стран и мирового сообщества, особенно следует отметить деяния, которые представляют реальную угрозу национальной безопасности как Российской Федерации, так и любым другим странам. Это преступления террористической и экстремистской направленности, наёмничество, торговля людьми, незаконный оборот оружия и наркотиков, а также все преступления международной экономической направленности и незаконная миграция.

Преступления, совершаемые в указанных сферах, как правило, отличаются организованным характером и наносят многоаспектный ущерб общественным отношениям, охраняемым уголовным законодательством.

Так, в настоящее время большинство государств в той или иной степени столкнулись с проблемами противодействия террористической деятельности, торговли людьми. В соответствии с новейшими криминологическими исследованиями в мире насчитывается около 500 террористических организаций, а совокупный бюджет террористической деятельности составляет ежегодно от 5 до 20 млрд. долларов США [11, с. 87]. Что же касается торговли людьми, то по различным экспертным оценкам, около половины «живого товара» в мире похищается на территории стран СНГ. В основном, это женщины и девочки, которые похищаются для сексуальной эксплуатации и работы в порноиндустрии. Преступность в сфере торговли людьми и использования рабского труда отличается высокой латентностью. Поэтому точно определить истинные масштабы этого противоправного явления весьма затруднительно. Думается, что осуществление незаконного вывоза из Российской Федерации и стран СНГ женщин и детей в иные государства невозможны без оказания содействия должностными лицами, осуществляющими коррупционную деятельность в правоохранительной и миграционной сфере. По этой причине одной из первостепенных задач является усиление антикоррупционной деятельности в правоохранительных органах, а равно и иных органах и учреждениях государственной власти.

В современном российском обществе наблюдается рост экстремистских настроений, что активно эксплуатируется представителями организованной преступности. Экстремистско-террористическая деятельность по своей сути является совокупностью преступлений, совершаемых против конституционного строя, а потому представляет серьёзную угрозу национальной безопасности России. Наличие и развитие данной угрозы в конечном счёте может привести к распаду единого федеративного государства на мелкие суверенные микрогосударства. И данный сепаратистский процесс будет характеризоваться непрерывностью и сопровождаться насилием по отношению, практически, ко всем представителям различных социальных слоёв населения [12]. К сожалению, мы уже пережили подобное явление, когда великая мировая держава за считанные годы перестала существовать, а на её территории появились сравнительно небольшие государства, развитие которых сравнимо с уровнем стран третьего мира. В этой связи пресечение на самых ранних стадиях экстремистских и националистических процессов является залогом обеспечения национальной безопасности и стабильности эволюционного развития гражданского общества [13, с. 55].

Деятельность организованных экстремистских групп и сообществ, как правило, направлена на следующие общественные отношения — составляющие национальной безопасности:

-              основы конституционного строя и государственной безопасности;

-              территориальная целостность России;

-              политические и экономические права граждан;

-              достоинство личности;

-              иные ценности демократического общества [14, с. 47].

Угрожающая криминальная ситуация, достаточно опасные тенденции в сфере противодействия экстремизму, продолжающиеся националистические процессы в российском обществе — всё это представляет реальную угрозу национальной безопасности и требуют организации эффективной системы правоохранительного противодействия [15, с. 18–27].

Освещая проблему развития экстремизма как одного из наиболее опасных современных вызовов национальной безопасности, считаем справедливым упоминание в литературе, среди основных современных тенденций развития отечественной организованной преступности, процесс её сращивания с террористической и экстремистской деятельностью. Нельзя не согласиться с данным мнением, поскольку, действительно, такая тенденция почти неразрывно связана с процессами транснационализации организованной преступности и глобализацией международных отношений в целом. Расширение территории, подверженной террористической атаке, нерешённость порождающих терроризм и экстремизм региональных и локальных вооружённых конфликтов, растущее участие структур международной организованной преступности в осуществлении преступной деятельности представляют в современных условиях глобальную угрозу для мира и безопасности в целом [16, с. 75].

Правовое противодействие террористической и экстремистской деятельности в России нуждается в существенном совершенствовании для исключения возможности развития негативных для национальной безопасности последствий. Таким образом, борьба с транснациональной организованной преступностью для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации должна быть многоаспектной и быть направлена на пресечение, прежде всего, не силовыми мерами воздействия, а мерами социальной профилактики.

Применительно к пресечению организованной транснациональной преступности, деятельность которых создаёт угрозу для национальной безопасности России можно отметить, что меры уголовно-правового воздействия лишь констатируют факт совершения преступления, но не упреждают его на ранних стадиях. Данная задача может быть достигнута путём ликвидации источников преступных доходов, международных связей, а также путём исключения толерантности в российском обществе к указанным деяниям. Несмотря на то, что современной практикой апробированы вполне эффективные способы и формы противодействия широкому спектру преступлений транснационального и международного характера, развитие российского общества диктует необходимость адекватной реакции и непрерывной корректировки деятельности государства в сфере противодействия организованной преступности. Кроме того, социальная политика и безопасность граждан играют определяющую роль во внутренней политике любого государства. Ведь возникновение проблем в социальной сфере находится в прямой взаимосвязи с развитием экономической и политической жизни страны, и, соответственно, представляют своеобразный показатель развития общества. Следовательно, в контексте обеспечения национальной безопасности России, целесообразно обозначить следующие направления противодействия организованной транснациональной преступности:

-                   комплексное решение социальных и экономических проблем современного российского общества и государства;

-                   восстановление военно-промышленного комплекса и наращивание военного потенциала государства;

-                   обеспечение последовательной внешнеполитической деятельности России, которая направлена на обеспечение национальных интересов российского общества.

Таким образом, важнейшими составляющими организованной преступности являются правовая и социальная сущность. Целями осуществления преступной деятельности являются: извлечение имущественной выгоды, получение экономической и политической власти на уровне региона, страны или нескольких стран. Организованная преступность представляет существенную опасность для общества, что позволяет рассматривать её в качестве одной из угроз национальной безопасности.

В настоящее время Россия представляет собой для международных преступных объединений перспективный рынок сбыта наркотических средств, психотропных веществ, оружия, похищенных транспортных средств. Эти и другие условия формирования и эволюционирования современной организованной преступности ставят перед органами государственной власти России и стран СНГ, особенно перед правоохранительными органами, задачи по разработке и применению принципиально новых средств противодействия организованной преступности. В то же время нельзя переоценить значение межгосударственного сотрудничества в области противодействия организованной преступности и оказания правовой помощи по розыску, изобличению и экстрадиции представителей преступного мира, скрывающихся на территории иностранных государств.

Правовое противодействие террористической и экстремистской деятельности в России нуждается в существенном совершенствовании для исключения возможности развития негативных для национальной безопасности последствий. Таким образом, борьба с транснациональной организованной преступностью для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации должна быть многоаспектной и быть направлена на пресечение, прежде всего, не силовыми мерами воздействия, а мерами социальной профилактики.

Данная задача может быть достигнута путём ликвидации источников преступных доходов, международных связей, а также путём исключения толерантности в российском обществе к указанным деяниям. Несмотря на то, что современной практикой выработаны достаточно эффективные меры борьбы с большинством преступлений транснационального и международного характера, развитие российского общества требует постоянной корректировки деятельности государства в сфере противодействия организованной преступности. Кроме того, социальная политика и безопасность граждан играют определяющую роль во внутренней политике любого государства. Это связано с тем, что возникающие в социальной сфере проблемы напрямую связаны с развитием экономической и политической жизни страны, а, следовательно, являются своеобразным показателем развития общества. Поэтому с точки зрения обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в качестве направлений противодействия организованной транснациональной преступности можно выделить следующие:

-                   комплексное решение социальных и экономических проблем современного российского общества и государства;

-                   восстановление военно-промышленного комплекса и наращивание военного потенциала государства;

-                   обеспечение последовательной внешнеполитической деятельности России, которая направлена на обеспечение национальных интересов российского общества.

Исследование вопроса противодействия деятельности этнических преступных сообществ показало, что последние по различным социально-экономическим причинам являются одними из наиболее активных и опасных составляющих организованной преступности. Это в полной мере подтверждается положениями теории «этнического наследования» преступных сообществ. Установление данного факта позволяет определить дополнительные меры противодействия преступным сообществам, которые формируются на этнооснове и даже могут действовать одновременно на территории нескольких государств.

Думается, что кроме имеющихся методов противодействия на международном уровне необходимо использование специальных криминологических и оперативных исследований не только на внутринациональном, но и на межгосударственном уровне по противодействию организованной преступности в целом. Это можно сделать различными путями. Но одним из наиболее перспективных путей противодействия является унификация правовых норм, осуществляемая путём заключения соответствующих международных соглашений о правовой помощи в процессе предупреждения организованной преступности. Не будет лишним обратить внимание на применение политических, экономических, идеологических и организационных мер борьбы с организованной (этнической) преступностью, посредством активизации деятельности общественных структур и при необходимости признания за ними международного статуса.

Предупреждение организованной преступности предполагает реализацию как общих, так и специальных мер. Только комплексное применение данных мер может привести к эффективным результатам противодействия проявлению организованной преступности. Специальные меры предупреждения организованной преступности реализуются, преимущественно, субъектами правоохранительной деятельности: МВД, ФТС, ФСКН, Следственный комитет, Генеральная прокуратура и др. Наибольшая эффективность в процессе противодействия организованной преступности достигается в процессе реализации комплексных предупредительных мер в процессе межведомственного и международного взаимодействия.

Литература:

1.         Указ Президента РФ от 12.05.2009 г. № 537 «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета. — 2009. — 19 мая.

2.         Мусаелян М. Ф. Транснациональная организованная преступность как угроза национальной безопасности Российской Федерации // Адвокат. — 2010. — № 9. — С. 50.

3.         Там же.

4.         Хабриева Т. Я. Национальные интересы и российское законодательство // Право и безопасность. — 2005. — № 4. — С. 71–72.

5.         Мусаелян М. Ф., Мусаелян И. Ф. Национальная безопасность Российской Федерации: понятие и угрозы // Национальная безопасность: научное и государственное управленческое содержание. Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 4 декабря 2009 г.). — М., 2010. — С. 754.

6.         Мусаелян М. Ф. Указ. соч. — С. 53.

7.         Губин Б. В. Геоэкономические проблемы страны в условиях глобального кризиса и пути противодействия его последствиям // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. — 2010. — № 1. — С. 11.

8.         Хабибуллин А. Г. О научно обоснованных подходах к системе борьбы с организованной преступностью экономической направленности в современных условиях. Научный доклад. — М., 2009. — С. 4.

9.         Трунцевский Ю. В. Об определении транснациональных преступлений и формировании концепции имплементации норм международного права // Современная уголовная политика в сфере борьбы с транснациональной организованной преступностью и коррупцией. Сб. статей. — М., 2002. — С. 16–17.

10.     Сухаренко А. Н. Противодействие транснациональной организованной преступности в России: состояние и проблемы // Международное публичное и частное право. — 2007. — № 2. — С. 37–38.

11.     Конюхова (Умнова) И. А. О формировании и развитии права мира как интегрированной отрасли права в условиях современных угроз человечеству // Евразийский юридический журнал. — 2009. — № 37. — С. 87.

12.     Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» // Российская газета. — 2004. — 30 июня.

13.     Мусаелян М. Ф. Указ. соч. — С. 55.

14.     Правовое противодействие экстремизму / Отв. ред. В. П. Кашепов. — М., 2008. — С. 47.

15.     Мусаелян М. Ф. Экстремизм как угроза национальной безопасности Российской Федерации // Журнал российского права. — 2009. — № 3. — С. 18–27.

16.     Каширкина А. А. Международно-правовое сотрудничество государств в борьбе с экстремизмом // Журнал российского права. — 2007. — № 12. — С. 75.

Основные термины (генерируются автоматически): организованная преступность, национальная безопасность, преступная деятельность, российское общество, Российская Федерация, Россия, национальная безопасность России, торговля людьми, государство, транснациональная организованная преступность.


Похожие статьи

Контрабанда как угроза национальной безопасности России

Россия, Российская Федерация, контрабандная деятельность, национальная безопасность, контрабанда, территория России, орган, таможенное оформление, национальная безопасность России...

Общая криминологическая характеристика преступности...

Россия, организованная преступность, российская федерация, государственная власть, национальная безопасность, преступная деятельность, террористический характер, экстремистская направленность...

Экстремизм в национальном сознании | Статья в журнале...

национальный менталитет, российское общество, экстремистская деятельность, Россия, экстремизм, российское законодательство, национальная гордость, молодой человек, конституционный строй, русский народ.

Об актуальности исследования криминологической характеристики...

Российская Федерация, экстремистская направленность, организованная преступность, молодежь, различный уровень, преступная деятельность, национальная безопасность, криминальная преемственность...

Уголовно-исполнительная система как фактор национальной...

национальная безопасность, исполнительная система, уголовно-исполнительная система, национальная безопасность России, государство, концепция развития, Россия, Российская Федерация, Европейский суд...

К вопросу о причинах и условиях возникновения организованной...

На возникновение организованной преступности в России среди ученых и практиков имеются в основном две точки зрения. Первая — организованная преступность появилась в 80 — начале 90-х годов.

Незаконная миграция как угроза национальной безопасности

Экспансия организованной преступности как угроза национальной безопасности России.

Роль Совета Безопасности РФ в обеспечении национальной безопасности России и коллективной безопасности на территории СНГ.

Экстремизм как угроза государственной целостности Российской...

В стратегии национальной безопасности Российской Федерации закреплены основные угрозы государственной и общественной безопасности которыми является [5]: 1) деятельность экстремистских организаций...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Контрабанда как угроза национальной безопасности России

Россия, Российская Федерация, контрабандная деятельность, национальная безопасность, контрабанда, территория России, орган, таможенное оформление, национальная безопасность России...

Общая криминологическая характеристика преступности...

Россия, организованная преступность, российская федерация, государственная власть, национальная безопасность, преступная деятельность, террористический характер, экстремистская направленность...

Экстремизм в национальном сознании | Статья в журнале...

национальный менталитет, российское общество, экстремистская деятельность, Россия, экстремизм, российское законодательство, национальная гордость, молодой человек, конституционный строй, русский народ.

Об актуальности исследования криминологической характеристики...

Российская Федерация, экстремистская направленность, организованная преступность, молодежь, различный уровень, преступная деятельность, национальная безопасность, криминальная преемственность...

Уголовно-исполнительная система как фактор национальной...

национальная безопасность, исполнительная система, уголовно-исполнительная система, национальная безопасность России, государство, концепция развития, Россия, Российская Федерация, Европейский суд...

К вопросу о причинах и условиях возникновения организованной...

На возникновение организованной преступности в России среди ученых и практиков имеются в основном две точки зрения. Первая — организованная преступность появилась в 80 — начале 90-х годов.

Незаконная миграция как угроза национальной безопасности

Экспансия организованной преступности как угроза национальной безопасности России.

Роль Совета Безопасности РФ в обеспечении национальной безопасности России и коллективной безопасности на территории СНГ.

Экстремизм как угроза государственной целостности Российской...

В стратегии национальной безопасности Российской Федерации закреплены основные угрозы государственной и общественной безопасности которыми является [5]: 1) деятельность экстремистских организаций...

Задать вопрос