Библиографическое описание:

Ким А. С. Совершенствование каналов сбыта сетевой розничной торговли // Молодой ученый. — 2014. — №7.1. — С. 43-45.

Возрастающее значение сферы обращения нельзя  недооценивать. Торговля потребительскими товарами всегда была частью традиционных обществ. Являясь составной частью структуры экономики, розничная торговля непосредственно влияет на нашу жизнь. В свою очередь, наш образ жизни определяет ее развитие. В нашей стране в “доперестроечный” период розничной торговле отводилась менее важная роль, чем производственным отраслям экономики, например, обрабатывающей промышленности. Тенденция сегодняшнего дня такова: сфера обращения доминирует над каналами сбыта производственной сферы.  Это обусловлено рядом факторов: розничная торговля занимает существенное место в экономике,  она привлекает и использует значительную часть рабочей силы, компании розничной торговли уверенно заняли важное место среди крупнейших организаций с большим опытом работы. [1, с.25]

Предприятия розничной торговли приобретают все большее значение в каналах распределения. Раньше доминировали производители и поставщики, то есть розница продавала то, что предлагал поставщик, следовательно, потребители вынуждены были выбирать из того, что есть в наличии. В настоящее время ситуация в корне изменилась. Предприятия розничной торговли укрепили свои позиции и теперь могут оказывать давление на поставщиков, выбирая только те бренды, которые им интересны и интересны их покупателям. В результате потребители выбирают товар из того, что было отобрано для них ранее и предлагается им компаниями розничной торговли, а не производителями. Таким образом, предприятия розничной торговли являются силой, формирующей потребительский спрос.

Рост доли сетевых торговых компаний в розничной торговле - объективная закономерность развития потребительского рынка. А в связи с усилением конкуренции на данном рынке, наблюдается тенденция перехода организаций к более гибким сетевым структурам.

В последнее время Российские торговые сети все больше и больше внедряют у себя маркетинг. Связано это с тем, что конкуренция растет, а потребитель становится все более требовательным и опытным. В связи с этим розничным сетям приходится вести активную маркетинговую деятельность и бороться за каждого покупателя.

Все классические методы стимулирования сбыта активно используются розничными сетями. Однако есть один способ увеличения прибыли и привлечения новой аудитории, который активно развивается в крупных мировых сетях, но недостаточно распространен в России – это запуск интернет-магазина.

Не за горами тот день, когда число продвинутой интернет-аудитории, желающей совершать ежедневные покупки через Интернет, станет критическим. И этот момент ритейлеры должны встретить во всеоружии, владея всеми инструментами интернет-маркетинга.

Предпосылки для этого в нашей стране созданы: отечественные потребители все активнее пользуются Интернетом, производители FMCG-товаров все чаще размещают рекламу в сети, у интернет-магазинов растет аудитория. И традиционной рознице также есть смысл задуматься о развитии собственной интернет-площадки (не только как представительства магазина в сети, «визитной карточки», но и как эффективного маркетингового инструмента).

Таким образом, для увеличения сбыта в розничной сети «Вестер» целесообразно запустить интернет-магазин. Перечислю несколько основных причин объясняющих это:

1. Наблюдается ежегодный рост цен на коммерческую и торговую недвижимость (продажа и аренда) в России, в общем, и в Калининграде, в частности. Традиционная розничная торговля крепко привязана к месту. Не всегда удается арендовать/построить магазин в наиболее проходимом месте.

2. Развиваются развлекательные и спортивно-оздоровительные услуги. Развивается сфера развлечений, и она отбирает время у покупателей. Современный представитель аудитории «время - деньги» имеет некий временной интервал, свободный от работы, и должен в этот промежуток решить несколько задач. Первое – обеспечить функционирование своего домохозяйства, второе – отдохнуть с семьей и детьми и набраться сил, третье – развлечь себя. Вторая и третья задачи – это удовольствие,  первая – сплошная рутина. Сейчас покупатель может выбирать, куда поехать в свой выходной день, и часто предпочтение отдается тем местам, где можно удовлетворить несколько потребностей за одно посещение.

3. Изменяется демографическая ситуация. Если раньше на 9 мужчин приходилось 10 женщин, то сейчас – 9 на 11. По данным статистики мужское население в России составляет 46,5%, женское – 53,5%. Недостаток мужчин брачного возраста в нашей стране связан и с такими явлениями как рост наркомании и пропаганда свободы сексуальной ориентации. Многие города в России и странах СНГ чувствуют проблему оттока мужчин, которые отправляются на заработки в другую местность. Все это приводит к тому, что на женские плечи ложится мужская работа «добытчика» товаров. Поскольку женщинам трудно выполнять функции водителя, грузчика и экспедитора в процессе покупок, востребованными становятся услуги по доставке крупных и тяжелых товаров.

4. Увеличивается продолжительность рабочего дня. Уходить с работы по звонку ровно в 18-00 нынче не модно. Более того – это может стать дорогостоящей ошибкой в карьере предпринимателя и наемного работника. Стоит попробовать, и тут же окажется, что времени много, а денег мало.

5. Развивается техническое обеспечение. Даже если компьютера в семье не было, он, как правило, появляется, когда дети переходят в среднюю школу (конечно, это касается крупных населенных пунктов). Домашний интернет получает все большее распространение, и цены даже на выделенные линии можно охарактеризовать как вполне доступные.

6. Молодежь все больше оперирует в интерактивной интернет-среде. Если надо что-то найти (например, ателье, курсы английского языка, поликлинику, мобильный телефон и т.п.), представитель старшего поколения в большинстве случаев достанет с полки толстый справочник или отправится в киоск покупать газету объявлений. Современному молодому человеку такие способы даже не придут в голову. Он набирает поиск в Yandex, Rambler, Yahoo или другой поисковой системе и получает результат гораздо быстрее [2].

Объектом проведенного исследование стали каналы сбыта розничной торговой сети «Вестер». На привлечение такого сегмента как молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет и направлено открытие интернет – магазина. Данный сегмент приведет к росту сбыта. Изучение целевой аудитории розничной сети «Вестер» показывает, что данный сегмент пока слабо развит (рис. 1).

Рисунок 1 . Структура покупателей розничной сети «Вестер» по возрасту

При разработке интернет-магазина розничной сети «Вестер» было принято решение воспользоваться методом бенчмаркинга, изучив успешную бизнес-модель сети «Утконос», интернет-магазин сети «Седьмой континент» и интернет-магазин «5dostavka.ru» .

В результате экспертной оценки рассматриваемых интернет-магазинов (рис.2) , были сделаны следующие основные выводы:

1.      Магазин «Утконос» следует использовать как образец при оформлении сайта и расположении основных элементов.

2.      Конкурентное преимущество магазина «5dostavka.ru», которое необходимо перенять – скорость доставки.

3.      В остальном лидирует интернет-магазин сети «Седьмой континент», который и послужит образцом.

Рисунок 2 . Лучевая диаграмма сильных сторон интернет-магазинов.

Таким образом, концепция интернет-магазина «Вестер» может быть следующей. Он-лайн магазин «Вестер» позволяет совершать покупки, не выходя из дома. Каждый посетитель может зайти на сайт, зарегистрироваться и совершить покупку. Оплатить покупку можно как при получении наличным расчетом, так и сразу безналичным с помощью банковской карты. Стоимость доставки включена. Доставка осуществляется в течение часа. При желании можно оформить доставку в любое удобное время. Доставка осуществляется из магазинов сети «Вестер». Создание персонализации – система запоминает часто покупаемые товары и в последующем формирует индивидуальный список покупок, а так же автоматически предлагаются сопутствующие товары.

Преимущества, которые приобретет розничная сеть «Вестер» при наличии интернет-магазина:

1.      Привлечение нового сегмента – молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет.

2.      Увеличение количества покупок от лояльных покупателей, не имеющих в шаговой доступности супермаркета «Вестер».

3.      Позиционирование компании как современной, следующей тенденциям времени.

4.      Новый канал сбыта.

5.      Лояльность к покупателям.

В заключении отметим, что в настоящее время автор занимается маркетинговыми аспектами разработки интернет-магазина, прогноз эффективности которого будет проведен на основе трехуровневой системы сбалансированных показателей по изложенной в [3] методике.

Литература:

1.      Гилберт Д. Управление розничным маркетингом / Под ред. Д. Гилберта, Пер. с англ. – М.:ИНФРА-М, 2005. – XVI, 571 с.

2.      Лукьянова Н.Ю., Дюкина Т.О. Многоуровневый подход к оценке эффективности маркетинга. // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта,  №3, 2014. С.84-88.

3.      Сайт для ритейлеров и поставщиков. URL: http://www.retail.ru. (дата обращения 01.05.14)

Основные термины (генерируются автоматически): розничной сети «Вестер», розничной торговли, Предприятия розничной торговли, розничная торговля, интернет-магазин сети «Седьмой, сети «Седьмой континент», розничной торговле, интернет-магазина розничной сети, покупателей розничной сети, аудитории розничной сети, каналы сбыта розничной, компаниями розничной торговли, компании розничной торговли, период розничной торговле, предприятия розничной торговли, каналами сбыта производственной, розничная сеть «Вестер», Российские торговые сети, успешную бизнес-модель сети, методы стимулирования сбыта.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle