Система управления моделью повышения конкурентоспособности малого предпринимательства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №7 (66) май-2 2014 г.

Дата публикации: 20.05.2014

Статья просмотрена: 151 раз

Библиографическое описание:

Зонин, Н. А. Система управления моделью повышения конкурентоспособности малого предпринимательства / Н. А. Зонин, Д. В. Кашпаров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 7.1 (66.1). — С. 7-10. — URL: https://moluch.ru/archive/66/11136/ (дата обращения: 28.03.2024).

В статье предложена управляющая система в виде Регионального консультационно-аналитического бюро развития малого предпринимательства (РКАБРМП). Обосновываются элементы ее функционирования и сетевая модель создания. Система предназначена для эффективной реализации, созданной ранее с помощью методологии программно-целевого метода, модели программных мероприятий повышения влияния среднего профессионального образования на конкурентоспособности малого предпринимательства в регионе.

Ключевые слова: конкурентоспособность малого предпринимательства, программно-целевой метод, сетевая управляющая модель.

Успешность реализации программных мероприятий любого уровня во многом зависит от системы организации и управления. Формы и системы организации управления могут быть различны, исходя из условий, целевых установок и прочих параметров. Одним из вариантов достижения эффективных результатов системы действий может стать единый орган, выполняющий как свои функции, так и функции менеджмента для других структур, прямо или косвенно участвующих в процедурах реализации программных мероприятий.

Для повышения конкурентоспособности малых предприятий (МП) региона в качестве структуры такого управления может стать Региональное консультационно-аналитическое бюро развития малого предпринимательства (РКАБРМП). В настоящее время в рамках регионального развития с той или иной степенью успешности функционируют структуры, ставящие своей целью успешность тех или иных процессов происходящих в МП. Важно отметить, что их целевые установки, а так же этапы реализации мероприятий не всегда (и даже зачастую) не связаны в единый комплекс. В данном случае на РКАБРМП будут возложены не только функции управления успешным достижением всех текущих запланированных программных мероприятий совершенствования конкурентоспособности МП региона, но и координация, а также помощь организациям и действиям, которые могли бы и должны быть реализованы для дальнейшего последующего развития конкурентоспособности МП.

Консультационно-аналитическая деятельность в рыночных условиях является элементом инфраструктурного обеспечения деятельности субъектов хозяйствования. Рассмотрим содержательно-практические аспекты этого процесса применительно к тематике нашего исследования.

Следует отметить, что существует множество трактовок консультирования как процесса относительно различных сторон, затрагивающих этот процесс. Одно из наиболее общих гласит, что консалтинг может рассматриваться как разновидность экспертной помощи руководителям организации в деле решения задач перестройки управления в изменяющихся внешних и внутренних условиях. В контексте управленческой работы, консультирование может выступать как деятельность и профессия; содержанием которой является помощь руководителям в решении их проблем и во внедрении достижений науки и передового опыта. В рамках предлагаемых мероприятий нашего исследования и как одно из наиболее современных определений, отметим определение данное В. М. Поповым - «Консалтинг - это вид интеллектуальной деятельности, основная задача которой заключается в анализе, обосновании перспектив развития и использования научно-технических и организационно-экономических инноваций с учетом специфики данной отрасли и проблем клиента» [2, с. 91].

Общее определение аналитической работы дано Е. В. Овчинниковой - «Аналитика – это способ (механизм) понимания и отражения изменения проекта, позволяющий прогнозировать перспективы его развития» [1, с. 23] Вместе с тем, аналитическая функция в управлении позволяет обнаруживать те процессы, отношения, понятия, которые еще не оформились и даже не стали предметом рефлексии. Аналитика - механизм развития, поскольку является способом обнаружения, удержания противоречия, с которого начинался проект, и тех новообразований (разного рода), которые становятся в ходе проектной деятельности. Достигая поставленной цели в проектной деятельности при помощи аналитической работы, мы можем учитывать контексты процессов, понимая существующее и возможное перспективное влияние проектной деятельности на разные социальные, экономические и др. условия, а также обратное влияние (условий на проект), избегая нежелательных эффектов проектной деятельности.

Форма деятельности организационной структуры по реализации определенных целевых установок должна соответствовать функциональному назначению и закладывать условия повышения эффективности результатов. В рамках тематики проводимого исследования в качестве одного из вариантов формы организации по управлению повышением конкурентоспособности МП в регионе может быть выбрано бюро. «Бюро нескл., ср. (фр. bureau). - орган, возглавляющий определенную работу внутри учреждения (офиц.)» [4]. Организационно-правовую форму целесообразно выбрать в качестве одной из форм некоммерческих организаций.

Предполагается, что предлагаемая в рамках данного исследования структура управления в своем функционировании не замыкается только на консалтинг, исследования и анализ. РКАБРМП в различных формах будет участвовать в программах обучения, создании рынка инновационной продукции, разработке и реализации программ стратегического развития и т.д.

Важно отметить возможно необходимую международную составляющую РКАБРМП. Экономико-географическая специфика развития Калининградской области, все возрастающая роль региона в связях России и европейского союза, вступление России во Всемирную торговую организацию и прочие факторы обуславливают необходимость выполнения как функции посредничества в рамках отдельных мероприятий, так и осуществления работ в системе международной кооперации в части регионального развития.

Обобщенный вид структуры управления РКАБРМП представлен на рисунке 1. В процессе выполнения функций по реализации программы повышения конкурентоспособности МП и появления возможностей по расширению выполняемых функций, структура РКАБРМП будет меняться.

Рис. 1. Обобщенная организационная структура РКАБРМП

Содержание процесса создания РКАБРМП, обуславливает необходимость осуществления ряда действий сгруппированный в два направления (Таблица 1), в рамках которых определено 15 укрупненных программных мероприятий.

Таблица 1.

Этапы создания РКАБРМП

№ п/п

Код по матрице структуризации

Программные укрупненные мероприятия

Блок 1. Проектирование деятельности РКАБРМП

1.

1.1

Изучение отечественного и зарубежного опыта создания и управления координирующих структур

2.

1.2

Разработка основных положений, документов, программ, стратегий и плана деятельности РКАБРМП

3.

1.3

Учреждение и регистрация РКАБРМП

4.

1.4

Разработка механизма информационного обеспечения деятельности РКАБРМП

5.

1.5

Разработка механизма привлечения всех заинтересованных сторон в деятельность РКАБРМП и популяризация его деятельности

Блок 2. Обеспечение функционирования и развития РКАБРМП

6.

2.1

Создание и внедрение механизма привлечения средств в деятельность (в т.ч. в находящиеся в составе Фонды)

7.

2.2

Материальное обеспечение деятельности РКАБРМП

8.

2.3

Кадровое обеспечение функционирования

9.

2.4

Создание консультационно-аналитической службы

10.

2.5

Создание службы социально-экономического развития и предпринимательства

11.

2.6

Создание службы образовательных технологий и управления знаниями

12.

2.7

Создание службы регионального и международного взаимодействия

13.

2.8

Разработка механизма эффективного взаимодействия подразделений РКАБРМП с заинтересованными сторонами на разных уровнях

14.

2.9

Создание механизма (системы) мониторинга и анализа эффективности функционирования РКАБРМП

15.

Функционирование РКАБРМП

На их основе которых формируется сетевая модель (Рисунок 2).

Рис. 2. Типовая сетевая модель создания РКАБРМП

Последующий расчет таких параметров сетевой модели программы создания РКАБРМП как критический путь, продолжительность и стоимость работ, позволят определить условия реализации модели.

Литература:

  1. Овчинникова Е.В., Морозова Е.С., Сажина В.А. Институт образовательной политики «Эврика», Некоммерческое партнерство «Эврика - Зеркало». Отражение деятельности Авторской экспериментальной школы в сети. Рекомендации по созданию информационно – аналитической группы и ее работе на событии в рамках инновационной деятельности. - Красноярск, 2005.
  2. Попов В.М., Ляпунов С.И., Филиппов В.В., Медведев Г.В., Современные бизнес-технологии. - М.: Кнорус, 2006.
  3. Рапопорт В.Ш,. Диагностика управления (практический опыт и рекомендации). - М.: Экономика, 1988.
  4. Толковый словарь Ушакова http://www.slovopedia.com/3/193/775247.html
  5. Юксвярав Р.К., Хабакук М.Я., Лейманн Я.А. Управленческое консультирование: теория и практика. - М.: Экономика, 2009.
Основные термины (генерируются автоматически): малое предпринимательство, проектная деятельность, создание службы, аналитическая работа, конкурентоспособность МП, мероприятие, программно-целевой метод, разработка механизма, Региональное консультационно-аналитическое бюро, региональное развитие.


Ключевые слова

конкурентоспособность малого предпринимательства, программно-целевой метод, сетевая управляющая модель

Похожие статьи

Мероприятия для поддержки малого и среднего...

Мероприятия. 1. освещение в СМИ успешного опыта работы органов местного самоуправления по развитию предпринимательства и повышению

Информационная и консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в РТ предполагает...

К вопросу о применении проектно-целевого подхода...

В статье представлено теоретическое обоснование перехода от программно-целевого метода управления к проектно-целевому управлению системой образования в долгосрочной перспективе, основанное на аналитическом прочтении современных...

Методы и инструменты стратегического планирования...

Ключевые слова: инструменты, методы, стратегическое планирование, региональное развитие, системный подход, стратегический анализ.

выбор стратегии развития, разработка концепции и первоочередных мероприятий

Целевые программы как эффективная форма государственной...

Ключевые слова:целевые программы, малое и среднее предпринимательство, субсидии

Серьезная работа по поддержке малого и среднего бизнеса определяется тем, что именно он

В последнее время программноцелевой метод все чаще стал применяться в качестве...

Маркетинговые инструменты в процессе совершенствования...

Ключевые слова: стратегия развития, маркетинг, маркетинговые инструменты, конкурентоспособность, стратегический потенциал.

Практически любое предприятие может пользоваться не требующих больших затрат методами исследования.

Пути повышения конкурентоспособности строительных...

метод, основывающийся на анализе конкурентоспособности продукции

– определение слабых сторон компании организации, разработка плана мероприятий по их устранению.

Анализ финансовой деятельности, проводимый на основе бухгалтерской отчетности...

Пути совершенствования государственной поддержки малых...

Углубление и расширение масштабов работ по развитию частного предпринимательства возможно также за счет предоставления

Скорость развития малого бизнеса зависит также и от степени передачи ответственности от центральных к региональным и местным органам.

Программно-целевой метод управления отраслевым рынком...

В качестве основы комплексного развития рынка картофеля Пермского края целесообразно использовать программно-целевой метод

Механизм реализации состоит в финансировании мероприятий по продвижению товарного знака сельскохозяйственной продукции “Пермская...

Похожие статьи

Мероприятия для поддержки малого и среднего...

Мероприятия. 1. освещение в СМИ успешного опыта работы органов местного самоуправления по развитию предпринимательства и повышению

Информационная и консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в РТ предполагает...

К вопросу о применении проектно-целевого подхода...

В статье представлено теоретическое обоснование перехода от программно-целевого метода управления к проектно-целевому управлению системой образования в долгосрочной перспективе, основанное на аналитическом прочтении современных...

Методы и инструменты стратегического планирования...

Ключевые слова: инструменты, методы, стратегическое планирование, региональное развитие, системный подход, стратегический анализ.

выбор стратегии развития, разработка концепции и первоочередных мероприятий

Целевые программы как эффективная форма государственной...

Ключевые слова:целевые программы, малое и среднее предпринимательство, субсидии

Серьезная работа по поддержке малого и среднего бизнеса определяется тем, что именно он

В последнее время программноцелевой метод все чаще стал применяться в качестве...

Маркетинговые инструменты в процессе совершенствования...

Ключевые слова: стратегия развития, маркетинг, маркетинговые инструменты, конкурентоспособность, стратегический потенциал.

Практически любое предприятие может пользоваться не требующих больших затрат методами исследования.

Пути повышения конкурентоспособности строительных...

метод, основывающийся на анализе конкурентоспособности продукции

– определение слабых сторон компании организации, разработка плана мероприятий по их устранению.

Анализ финансовой деятельности, проводимый на основе бухгалтерской отчетности...

Пути совершенствования государственной поддержки малых...

Углубление и расширение масштабов работ по развитию частного предпринимательства возможно также за счет предоставления

Скорость развития малого бизнеса зависит также и от степени передачи ответственности от центральных к региональным и местным органам.

Программно-целевой метод управления отраслевым рынком...

В качестве основы комплексного развития рынка картофеля Пермского края целесообразно использовать программно-целевой метод

Механизм реализации состоит в финансировании мероприятий по продвижению товарного знака сельскохозяйственной продукции “Пермская...

Задать вопрос