Авторы: Дупленко Наталья Геннадьевна, Пурыжова Людмила Викторовна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №7 (66) май-2 2014 г.

Дата публикации: 20.05.2014

Статья просмотрена: 282 раза

Библиографическое описание:

Дупленко Н. Г., Пурыжова Л. В. Проблема недооценки роли малых сервисных предприятий в социально-экономическом развитии региона // Молодой ученый. — 2014. — №7.1. — С. 2-4.

Повышение эффективности аграрного производства в условиях усиливающейся конкуренции и быстрого развития науки тесно связано с величиной инвестиций, которые направляются на финансирование научно-исследовательских работ сельскохозяйственной направленности (НИР). Трудно переоценить значимость проведения таких исследований и распространения их результатов среди мелких крестьянских и фермерских хозяйств, особенно в развивающихся и небогатых странах, где они не располагают собственными достаточными средствами и не могут рассчитывать на государственную поддержку. Нельзя не отметить и факт достаточно высокой рентабельности сельскохозяйственных НИР. Однако при всем этом они не получают адекватного финансирования [2].

С переходом к рыночной экономике в России все большее внимание стали уделять сфере сервиса, поскольку именно на нее в экономически развитых странах приходится основная часть экономики. Одним из неоспоримых факторов является абсолютное доминирование занятости в сфере услуг над занятостью в материальном производстве. Если в 1910 году на сферу услуг в мире приходилось 20 процентов занятых, то в 1970 году – 35,4 процента, а в 2008 году – уже 68,6 процента [2, с. 64]. По прогнозам, в России доля населения, занятого в оптовой и розничной торговле, увеличится к 2025 году до 22,5 процентов, в финансовой деятельности - с 1,7 до 2,4 процента, в гостиничном и ресторанном сегментах - с 1,9 до 2,3 процента [1, с. 190].

Возник даже новый термин – «сервисизация», под которой часто понимается рост значения сферы сервиса в современном обществе, проявляющееся, во-первых, в повышении удельного веса услуг в макроэкономических показателях, во-вторых, во все более глубоком проникновении сервисной деятельности в процессы материального производства (так называемая софтизация). Деловые услуги, зародившиеся внутри производственных услуг, образовали самостоятельный, динамично развивающийся сегмент сервиса.

В результате сервисизации общества в странах Западной Европы, Японии, США коренным образом изменились представления о роли сектора услуг – они перестали быть второстепенными, а некоторые из видов услуг (финансовые, информационные, коммуникационные и ряд других) даже стали определяться в качестве ведущих элементов национального развития [3, с. 24].

Решающую роль в развитии сферы услуг играют малые предприятия, что объясняется следующими их особенностями.

Первая особенность состоит в том, что малые предприятия обладают значительным инновационным потенциалом, что позволяет им активно внедряться в инновационные процессы, достигать высокой эффективности при оказании научно-технических услуг. 

Высокая инновационная активность малого предпринимательства объясняется сочетанием возможности и необходимости ускоренной разработки инноваций. Необходимость этого для субъектов малого предпринимательства вызвана ограниченностью их ресурсов, вследствие чего они вынужденно ориентированы на ускоренную разработку инноваций. Возможность обусловлена наличием у малых предприятий целого ряда преимуществ. Во-первых, они обладают высокой гибкостью и оперативностью  в принятии решений, способны быстрее, чем крупные предприятия, перестраивать производство и внедрять инновации. Во-вторых, они более восприимчивы к нововведениям как в производственной, так и управленческой деятельности. В-третьих, быстро адаптируются к внешним воздействиям, изменению рыночной конъюнктуры [4, с. 150].

Исследования показывают, что в настоящее время в России малое предпринимательство не играет значительной роли в сфере оказания инновационных научно-технических услуг. По доле инновационной продукции в выручке мы более чем в три раза отстаем от стран-лидеров в инновационной деятельности, по доле инновационной продукции – на порядок. Россия лишь по двум показателям превосходит европейские страны с наименее развитой инновационной деятельностью – по доле высокотехнологичного экспорта в экспорте промышленности и по интенсивности затрат на технологические инновации. Удельный вес малых инновационных предприятий в общей численности малых предприятий России составляет всего 0,8 процента. Для сравнения: аналогичный показатель во Франции достигает 38 процентов, в Норвегии – 49 процентов, в Германии – 62 процентов [6, с. 160].

Вторая особенность малых предприятий, обусловливающая их значимость для развития сферы услуг, состоит в том, что сочетание собственника, менеджера, а иногда и работника в одном лице позволяет малым предприятиям быстро реагировать на изменение рыночной конъюнктуры, успешнее удовлетворять индивидуализированный спрос, что особенно важно при оказании целого ряда услуг, предъявляющих высокие требования к соответствию тенденциям моды.

Третья особенность заключается в персонифицированном характере отношений малых предприятий с потребителями их услуг, что часто является важным фактором при оказании медицинских, образовательных, юридических, социальных и целого ряда других услуг.

Перечисленные особенности малых предприятий объясняют их важнейшую роль в развитии сферы услуг в экономически развитых странах, причем роль эта продолжает возрастать.

В России же сфера услуг на протяжении многих десятилетий отставала в своем развитии, поскольку финансировалась по так называемому остаточному принципу. Ей отводилась роль второстепенного сектора экономики. Социально-экономическое понимание услуг оставалось крайне узким, что препятствовало повышению роли сервиса в российской экономике и социальном устройстве общества [5].

Рыночная трансформация страны привела к бурному развитию банковской сферы и институтов страхования, введению элементов рынка в общественные системы образования и здравоохранения, социальной помощи и жилищного хозяйства. Появились новые виды услуг, в том числе консалтинговые, маркетинговые, посреднические, имиджмейкерские и т.п.

Доля сферы услуг в структуре валового внутреннего продукта России имеет устойчивую тенденцию к росту, однако многие специалисты предостерегают от поспешных выводов о ее триумфальном развитии, полагая, что увеличение доли сферы услуг в валовом внутреннем продукте России отнюдь не свидетельствуют о приближении российской экономики к эффективным пропорциям развитых стран. Сфера сервиса в России характеризуется также такими негативными особенностями, как  низкая доля услуг культуры и спорта, санаторно-оздоровительных услуг; медленный и неустойчивый рост научно-технических услуг, недоступность целого ряда социальных услуг для широких и особенно нуждающихся в них слоев населения.  

Сочетание высокой значимости и недостаточного уровня развития сервисной деятельности в нашей стране делает чрезвычайно актуальной проблему развития малого предпринимательства в сфере услуг, причем усилия в данном направлении должны носить комплексный характер и предприниматься на трех уровнях - федеральном, региональном и муниципальном.

Приходится констатировать, однако, что замена термина «непроизводственная сфера» на «сфера услуг» и «сфера сервиса», многочисленные публикации, обосновывающие важность данной сферы для социально-экономического развития страны не привели к одновременному изменению отношения к отраслям, значение которых как недооценивалось на практике, так и продолжает недооцениваться в настоящее время.

Данный тезис подтверждает анализ места сервисных отраслей в программах социально-экономического развития региона на примере Калининградской области. Для повышения объективности выводов рассматривалась не только действующая в настоящее время региональная программа социально-экономического развития, но и основа для ее разработки – стратегия развития Калининградской области, а также целевая программа развития малого предпринимательства и соответствующие программные документы муниципальных образований региона.

В Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на средне- и долгосрочную перспективу на период до 2031 года (далее - Стратегия) глава 1 «Стратегии развития отраслей экономики» раздела VI «Стратегии развития отраслей экономики и социальной сферы Калининградской области» начинается с транспортно-логистического комплекса, что объясняется спецификой региона, который лежит на пересечении транспортных потоков – железнодорожных, автомобильных и морских.

На малые предприятия в сфере транспорта и связи в Калининградской области в настоящее время приходится около восьми процентов от общего числа малых предприятий, что свидетельствует о недостаточном использовании потенциала данной отрасли. Большинство направлений развития транспортно-логистического комплекса в Стратегии не затрагивает непосредственно малые транспортные предприятия. Реконструкция железнодорожных пунктов пропуска, техническое перевооружение железнодорожных станций, строительство железнодорожного обхода вокруг города Калининграда и другие подобные мероприятия ориентированы на развитие  Калининградской железной дороги – филиала ОАО «РЖД»; реконструкция аэропорта, завершение строительства аэровокзального комплекса - Росавиация и т.д. Следует отметить, что малое предпринимательство в транспортной сфере региона наиболее развито в автотранспортных перевозках – на грузовых автоперевозках специализируется более половины малых транспортных предприятий. Однако для их развития в Стратегии не предусмотрено значимых мероприятий прямого действия.

Очень большое внимание в Стратегии уделено транспортно-рекреационному комплексу.  Разработан комплекс мероприятий на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу.  Отдельно малое предпринимательство данной сферы в Стратегии не упоминается, однако разработанный комплекс мероприятий окажет благотворное влияние на развитие малых предприятий, занятых в сфера туризма и рекреации. В настоящее время гостиничный и ресторанный бизнес является специализацией лишь 2,6 процента малых предприятий Калининградской области.

Что касается таких разделов Стратегии, как жилищно-коммунальное хозяйство, инновации, связь, информационные технологии, финансово-кредитная система, то конкретные направления поддержки и развития малого предпринимательства в этих отраслях в них отсутствуют.

Во второй главе «Стратегии развития отраслей социальной сферы» отсутствуют направления прямой поддержки малого предпринимательства в здравоохранении, физической культуры и спорта, образования и культуры.

Таким образом, можно констатировать, что в Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на средне- и долгосрочную перспективу явно недооценивается роль малых предприятий в сфере сервиса.

В ключевых мероприятиях Программы социально-экономического развития Калининградской области на 2007-2016 годы (далее - Программа) по большинству отраслей, относящихся к сфере сервиса, отсутствуют мероприятия по развитию малых предприятий соответствующих отраслей. Исключением является развитие туристско-рекреационного комплекса и инфраструктуры гостеприимства. О недооценке роли малого предпринимательства в сфере сервиса свидетельствует и тот факт, что исполнителем комплекса мероприятий по поддержке и субсидированию малого предпринимательства назначено Министерство промышленности.

Что касается муниципальных программ поддержки и развития малого предпринимательства, то в Калининградской области они, к сожалению, отсутствуют во многих муниципальных образованиях. Но даже в тех программах, которые разработаны, малым предприятиям в сфере сервиса уделяется крайне недостаточно внимания.

В ряде целевых программ (например, «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования «Гвардейский район» в 2011-2020 годах», «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в Озёрском районе на период 2011-2012 гг.») малые предприятия в сфере сервиса отдельно вообще не упоминаются. В некоторых программах (например, «Развитие малого и среднего предпринимательства в Гурьевском муниципальном районе в 2009-2012 годах») сфера сервиса включена в приоритетные направления поддержки – жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, туризм и гостиничные услуги, однако действенных мероприятий поддержки малых предприятий в этих отраслях не запланировано. Хотелось бы выделить только программу «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства» на территории муниципального образования «Пионерский городской округ» на 2011 - 2015 годы», где ряд отраслей сферы услуг не только включен в число приоритетных направлений, но и разработаны мероприятия для реальной поддержки малых предприятий данной отраслевой специализации.

Таким образом, анализ стратегии и программы социально-экономического развития Калининградской области, региональной и муниципальных программ развития малого предпринимательства подтвердил наш вывод о недооценке роли малых сервисных предприятий на региональном и муниципальном уровнях, что препятствует формированию конкурентной среды, повышению эффективности экономики и решению проблем социальной сферы. И, в конечном итоге, появлению нового типа организации социально-экономического пространства, который называется экономикой современного сервисного типа.

Литература:

1.          Бильчак В.С., Пурыжова Л.В. Экономическая активность малого предпринимательства. – Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2008.

2.          Бреславцева Н.А. Трансформация сферы услуг в экономике инновационного типа: смещение рыночных акцентов // Вопросы экономики и права. - 2011. - № 41. - С. 64-68.

3.          Бурменко Т.Д. Софтизация и сервисизация – черты экономики современного типа и основные ориентиры российской модернизации // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2011. - № 6. -  С. 23-26.

4.          Дупленко Н. Г. Инновационный потенциал малого предпринимательства и условия для его реализации // Вестник Балтийского научного центра. – 2011. - № 1  (33). - С. 150-157.

5.          Сороков Т.Х. Экономические противоречия в сфере социальных услуг // Экономические науки. - 2011. - № 85. - С. 190-194.

6.          Омарова К. А. Развитие малого и среднего бизнеса в сфере услуг как фактор экономического роста // Проблемы современной экономики. – 2011. - N 3 (39). – С. 153-162

Основные термины (генерируются автоматически): малых предприятий, малого предпринимательства, Калининградской области, развития малого предпринимательства, развития Калининградской области, социально-экономического развития Калининградской, сферы услуг, сфере сервиса, «Стратегии развития отраслей, Стратегии социально-экономического развития, малых сервисных предприятий, сфере услуг, развитии сферы услуг, роли малых сервисных, малые предприятия, малых предприятий Калининградской, поддержки малых предприятий, среднего предпринимательства, целого ряда, социальной сферы Калининградской.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос