Проблемы маятниковой миграции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №7 (66) май-2 2014 г.

Дата публикации: 19.05.2014

Статья просмотрена: 3472 раза

Библиографическое описание:

Дубейко, И. В. Проблемы маятниковой миграции / И. В. Дубейко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 7 (66). — С. 334-337. — URL: https://moluch.ru/archive/66/11089/ (дата обращения: 23.04.2024).

В статье рассматриваются вопросы маятниковой миграции: влияние данного процесса на развитие крупных и малых городов. Также анализируются факторы, определяющие уровень маятниковой миграции в небольшом населенном пункте на примере Соснового Бора.

Ключевые слова: маятниковая миграция, трудовые ресурсы, безработица, мобильность.

The article discusses the impact of circular migration process in the development of cities and towns. Also, it analyzes the factors determining the level of commuting in a small village like Sosnovy Bor.

Keywords: circular migration, workforce, unemployment, mobility.

В широком смысле миграция связана с перемещением людей из одного региона (страны) в другой с целью поиска новых возможностей и повышения качества жизни. Оно сопровождается пересечением как внешних границ государства, так и внутренних границ административно-территориальных образований [1].

Миграция затрагивает все регионы мира, а многие страны сегодня одновременно являются странами происхождения, пребывания и транзита. Закончив с обозначением самого понятия миграции, хочется перейти к рассмотрению более узкой проблемы, присущей современной России — это проблема маятниковой миграции. Этот процесс появился и получил развитие в период урбанизации, когда между городской и сельской культурами пропасть стала наиболее явной. Если раньше, до момента роста в городах промышленности, люди в России в основном были заняты натуральным хозяйством, то после появления тракторов и машин производительность труда выросла в несколько раз, и необходимость в человеческих руках уменьшилась. Люди в поисках работы начали выезжать в ближайшие города, чтобы прокормить свою семью. Роль города в развитии общества повысилась. Так и появилась маятниковая миграция в России.

Маятниковая миграция представляет собой регулярные поездки определенной части населения из одного пункта назначения в другой и обратно [7]. Данные пункты расположены в разных населенных пунктах. Маятниковая миграция появляется в основном из-за несоответствия расположения производства и расселения людей. Маленькие города не могут похвастаться изобилием предложений трудоустройства. Это связано со многими факторами, которые вносят свою лепту во всё более распространяемый миграционный процесс. Так или иначе, размер города, специализация и его населенность людьми — это исторически сложившиеся показатели, на которые трудно повлиять извне. Они, тем или иным образом, поворачивают экономическое, политическое и социальное развитие на определенный путь, которого в дальнейшем будет придерживаться город. Однако чаще всего происходит так, что в маленьком городе развивается в полную силу лишь один- два сектора. В других областях динамика создания рабочих мест существенно отстает от предложений труда, а существующие вакансии не привлекают граждан с точки зрения характера работы, а чаще — оплаты труда. Это очень сужает круг интересующих вакансий, в которых человек мог бы и хотел себя проявить. Решением данной проблемы выступает такой процесс, как маятниковая миграция. Нужно искать предложения, где человек может задействовать в полной мере свои способности. Это и побуждает его к поиску работы за пределами постоянного места проживания.

Изобилием рабочих мест практически всегда оказывается ближайший крупный город. Его экономическая мощь может похвастаться наличием организаций и предприятий разнонаправленной специализации. Здесь человек точно сможет найти ту область, в которой возможно задействовать свои навыки и способности. Образовывается обстановка для удовлетворения всевозможных потребностей в труде поселенцев небольших населенных пунктов, где количественно и даже качественно ограничено предпочтение в рабочих местах. Маятниковые мигранты повышают численность и меняют структуру трудовых ресурсов городов — центров притяжения, где количество рабочих мест превосходит собственные ресурсы труда или не отвечает профессионально-квалификационному составу населения. Процесс маятниковой миграции наиболее характерен для тех регионов, ядром которых являются крупнейшие города. Образовываются целые агломерации, объединяющие множество пригородных районов и небольших населенных пунктов вокруг единого центра, являющегося экономической базой целого региона. Возросшая мобильность ресурсов, качественные сдвиги в информационных и транспортных связях обеспечивают впечатляющие изменения в пользу развития города. Имеет место перераспределение средств, выгодное административным центрам, что влияет на экономическую, а также социокультурную природу региона.

Маятниковая миграция появляется в обществах, в которых доступ к современным транспортным средствам дает возможность людям проживать далеко от места своей работы или обучения. До XIX в. большее число людей проживало в «границах пешего хода» от местонахождения работы или обучения. Развитие городов в 18–19 веке означало сосредоточение на одной и той же территории больших человеческих масс. Такой интенсивный путь развития был на тот момент прогрессивным, потому что концентрация людей, во-первых, способствовала значительному росту производительности труда, во-вторых, отвечала требованиям концентрации производительных ресурсов, происходившей под воздействием научно-технического прогресса. В этот период основой формирования города являлась обычная миграция. Появление маятниковой миграции произвело огромное воздействие на жизненный уклад, дало возможность городам вырасти до таких размеров, о которых раньше никто и предполагать не мог, привело к расцвету пригородов и окраин. При опережающем развитии транспорта маятниковая миграция ведёт к стремительному экстенсивному росту городов, застройке пригородов и образованию новых районов [3]. Городская среда при этом сильно меняется, центр резко контрастирует с окраинами, подсознательно отделяясь от последнего в экономическом и социальном плане. Население агломерации быстро увеличивается за счёт притока мигрантов в застраиваемые пригороды. В дальнейшем, при замедлении развития транспорта, которому сопутствуют автомобильные пробки и работа в режиме перегрузок, развитие города осуществляется медленнее и гармоничнее.

Как и любой другой процесс, маятниковая миграция имеет свои положительные и отрицательные стороны. Она является важным источников формирования трудовых ресурсов в городах, в значительной мере обеспечивающая сбалансированное и рациональное использование трудовых ресурсов. Такой вид миграции существенно снижает уровень безработицы, дав возможность каждому человеку устроится на работу, которая в большей части будет соответствовать его существующим потребностям. В данные потребности можно включить удовлетворение физиологических потребностей, обучение, покупку квартиры либо других предметов роскоши, содержание семьи и др. С точки зрения работодателей, маятниковая миграция дает возможность сократить затраты на выплату заработной платы, так как есть возможность нанять более дешевую рабочую силу. Другой вопрос, отразится ли это на качественном уровне выполнения работ и профессиональной подготовке работников. Государство рассматривает маятниковую миграцию, как выгодный способ снижения издержек на выплату пособий по безработице, снижения издержек производства товаров и услуг за счет низкой цены труда, снижения нагрузки и на работников служб занятости населения. Можно сказать, что нынешняя мобильность населения в большей степени положительно отражается на развитии главных экономических центров регионов. Маятниковая миграция регулирует рост численности населения, являясь, прежде всего, средством ограничения чрезмерного роста центра города. Она также обеспечивает оптимальное и гибкое (в пространстве, времени и объемах) соединение труда и капитала. Однако что на этот счет думают пригородные населенные пункты и соседние небольшие города? Как на них влияет маятниковая миграция? Постепенно возникает конфликт между центром и пригородной частью — соседние небольшие города теряют свою самостоятельность из-за некой трудовой зависимости от ядра региона. Часто возникают серьезные разрывы в уровне жизни, которые ведут к неустойчивости и дисбалансу экономики региона. Чтобы избежать таких последствий, необходимо тщательно изучить процесс маятниковой миграции в регионе либо в конкретном интересующем населенном пункте.

Основная проблема изучения данного вида мобильности трудовых ресурсов заключается в том, что учесть маятниковых мигрантов очень сложно [5]. Классическим способом учета являются исследования в виде проведения опросов и анкетирования. Однако сразу после обозначения способа исследования столкнемся с некоторыми трудностями и проблемами: высокая стоимость мероприятия (под этим подразумевается печать анкет и листовок, оплата труда занятых в данном исследовании), организационные проблемы и проблема достоверности информации (т. е. не все граждане готовы рассказать о своем статусе мигранта). Поэтому в России подобные мероприятия практически не проводятся.

Среди населенных пунктов, столкнувшихся с данной проблемой, находится город Сосновый Бор. В связи с трудностью сбора данных о маятниковой миграции, очень тяжело определить пути решения негативного влияния этого процесса на развитие муниципального образования и установление некой экономической и трудовой стабильности. В Администрации городского округа прозвучал такой вопрос: что можно и нужно сделать, чтобы жители города работали в Сосновом Бору, а значит пополняли городскую казну налогами и другими результатами своего труда. Эксперты в общем выделяют три основные причины данного вида перемещения: безработица, отсутствие подходящей работы и низкий заработок. Но, если в городе Сосновый Бор такой показатель, как безработица, является очень несущественным (на 2013 год уровень безработицы — 0,3 % от численности экономически активного населения города и находится в пределах фонового значения, в то время как в России этот показатель равен 5,6 %), довольно широкий выбор вакансий (городской банк вакансий на 1 января 2014 года насчитывает 2047 вакансий, что составляет 19 вакансий на одного безработного), а среднемесячная заработная плата работников списочного состава крупных и средних организаций округа за 2013 год выросла на 13,1 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 44241 руб [6], почему проживающие на территории города люди пытаются подыскать себе работу вне города? Рядом с Сосновым Бором находится Санкт-Петербург, который является одним из крупнейших городов Российской Федерации, привлекая население пригородов своими социальными и экономическими возможностями. Хотя для Соснового Бора города и характерен довольно неплохой средний уровень заработной платы, многие люди пытаются найти работу вне дома. Это из-за того, что заработная плата по аналогичным профессиям в данном городе и Санкт-Петербурге различается в пользу последнего. Поэтому даже ежедневные затраты времени и денежных средств на поездку к месту работы не являются сдерживающим фактором для маятниковых мигрантов. Для примера представлена таблица 1 о средней заработной плате по видам деятельности.

Таблица 1

Средняя заработная плата по видам экономической деятельности

Вид деятельности

Средняя заработная плата в г. Сосновый Бор, руб.

Средняя заработная плата в г. Санкт-Петербург, руб.

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

61920

44420

Научные исследования и разработки

50581

53836

Строительство

49843

29360

Сельское хозяйство

16762

29567

Организации, занятые операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг

20727

43240

Образование

24719

33481

Особо заметна разница в оплате труда в Сосновом Бору и в Санкт-Петербурге. Хотя это касается не всех видов деятельности. Например, в строительстве и производстве и распределении электроэнергии, газа, воды средняя заработная плата по Сосновому Бору выше. Это, скорее всего, напрямую связано с расположением в городе атомной электростанции и строительством новой, так как для строительства атомной электростанции требуется намного больше квалифицированных специалистов, чем для строительства жилых многоэтажных домов. ЛАЭС является градообразующим предприятием, поэтому значительная доля населения Соснового Бора работает именно там. На атомной электростанции наличие высокооплачиваемых специальностей повышает средний уровень заработной платы. Эти факторы и влияют на уровень средней заработной платы по данным видам деятельности. В Сосновом Бору сохраняется значительная дифференциация уровня оплаты труда работников различных видов экономической деятельности. Поэтому далеко не все имеют возможность удовлетворить собственные потребности, начиная от саморазвития, заканчивая оплатой жилья и пищи. Чтобы исправить данную ситуацию, жители города, для которых она характерна, выезжают за его пределы, чтобы найти работу, хотя бы частично удовлетворяющую потребности. Для характеристики дифференциации уровня доходов населения можно использовать коэффициент Джини, который представлен в таблице 2.

Таблица 2

Характеристика дифференциации денежных доходов населения

Децильный коэффициент фондов, в раз

Коэффициент Джини

2000

13,9

0,395

2001

13,9

0,397

2002

14

0,397

2003

14,5

0,403

2004

15,2

0,409

2005

15,2

0,409

2006

15,9

0,415

2007

16,7

0,422

2008

16,6

0,421

2009

16,6

0,421

2010

16,6

0,421

2011

16,2

0,417

2012

16,4

0,420

В Росстате имеются данные в общем по России, но можно предположить, что ситуация, имеющая место по всей Российской Федерации, характерна и для Соснового Бора. Коэффициент Джини свидетельствует о степени расслоения общества нашего государства. Критическое его значение: 0,35–0,38. Как и упоминалось раньше, на сегодняшний день мы имеем очень развитую транспортную систему. Не составит никакого труда доехать до пункта назначения. Ежедневно курсируют маршрутные такси от Соснового Бора в разные районы Питера, что естественным образом упрощает способы добраться до места работы. Кроме того, значительно увеличился парк личного автотранспорта. Этот фактор намного повышает мобильность населения, способствуя развитию маятникового процесса.

Литература:

1.             Валентей, Д. И. Демографический энциклопедический словарь/ Д. И. Валентей. — М: Советская энциклопедия.

2.             Рыбаковский, Л. Л. Миграция населения (вопросы теории): монография /Л. Л. Рыбаковский. — М.: ИСПИ РАН, 2003.

3.             Соболевская, О. Маятниковая миграция снижает качество жизни в регионе [Электронный ресурс]. — URL: http://opec.ru/1575441.html (дата обращения: 01.04.2014)

4.             Доклад об оплате труда в Санкт-Петербурге и Ленинградской области за 2013 год [Электронный ресурс]. — URL: http://petrostat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/petrostat/resources/6b157180436aa67d96ced774665da2b8/OPL4KV13.pdf (дата обращения 13.04.2014)

5.             Зачем и как изучать маятниковую трудовую миграцию [Электронный ресурс]. — URL: http://demoscope.ru/weekly/2013/0569/tema01.php (дата обращения: 05.04.2014)

6.             Информация о социально-экономическом развитии Сосновоборского городского округа за 2013 год [Электронный ресурс]. — URL: http://www.sbor.ru/econom/?menu=304 (дата обращения: 13.04.2014)

7.             Маятниковая миграция [Электронный ресурс]. — URL: http://ru.wikipedia.org/ (дата обращения: 01.04.2014)

Основные термины (генерируются автоматически): маятниковая миграция, Сосновый Бор, заработная плата, город, вид деятельности, Россия, Санкт-Петербург, атомная электростанция, оплата труда, Российская Федерация.


Ключевые слова

безработица, трудовые ресурсы, мобильность, маятниковая миграция

Похожие статьи

Стратегическое значение и риски Ленинградской атомной...

Собственно, именно строительство блоков АЭС в конце 1960 – 1970 г.г. дало возможность поселку Сосновый Бор получить статус города. Ленинградская АЭС расположена в 80 км западнее Санкт-Петербурга на южном берегу Финского залива Балтийского моря.

Особенности социально-экономического развития...

Сосновоборский городской округ, распределение электроэнергии, экономическая деятельность, производство, заработная плата, Ленинградская АЭС, монопромышленный город, сосновый Бор, город, Российская...

Совершенствование политики предупреждения и пресечения...

Влияние миграции на рынок труда Российской Федерации. Особенности трудовой деятельности работников органов местного самоуправления в Российской Федерации.

Как издать спецвыпуск? Правила оформления статей. Оплата и скидки.

Россия в процессах международной трудовой миграции

В поисках более выгодных условий труда и лучшей заработной платы, большая часть мигрантов стремится не только в США (19 % от общего количества

Данную статистику приводит ООН в докладе по миграции [1]. Российская Федерация, став в последние годы...

Похожие статьи

Стратегическое значение и риски Ленинградской атомной...

Собственно, именно строительство блоков АЭС в конце 1960 – 1970 г.г. дало возможность поселку Сосновый Бор получить статус города. Ленинградская АЭС расположена в 80 км западнее Санкт-Петербурга на южном берегу Финского залива Балтийского моря.

Особенности социально-экономического развития...

Сосновоборский городской округ, распределение электроэнергии, экономическая деятельность, производство, заработная плата, Ленинградская АЭС, монопромышленный город, сосновый Бор, город, Российская...

Совершенствование политики предупреждения и пресечения...

Влияние миграции на рынок труда Российской Федерации. Особенности трудовой деятельности работников органов местного самоуправления в Российской Федерации.

Как издать спецвыпуск? Правила оформления статей. Оплата и скидки.

Россия в процессах международной трудовой миграции

В поисках более выгодных условий труда и лучшей заработной платы, большая часть мигрантов стремится не только в США (19 % от общего количества

Данную статистику приводит ООН в докладе по миграции [1]. Российская Федерация, став в последние годы...

Задать вопрос