Современные тенденции развития филантропической деятельности горожан: истоки и новые формы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №7 (66) май-2 2014 г.

Дата публикации: 19.05.2014

Статья просмотрена: 114 раз

Библиографическое описание:

Туаева, Б. В. Современные тенденции развития филантропической деятельности горожан: истоки и новые формы / Б. В. Туаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 7 (66). — С. 583-585. — URL: https://moluch.ru/archive/66/11058/ (дата обращения: 20.04.2024).

В России политические и экономические вызовы современности актуализируют активное обращение широких масс к своим историческим корням, культуре, традиционным устоям и социальному опыту предков. Социальный опыт, передаваемый из поколения в поколения, накапливаясь и обогащаясь новыми формами, представляет собой уникальный механизм адаптации и мироощущения каждого человека в отдельности или целых групп и сообществ. Он также является одним из факторов зарождения гражданского самосознания, сферы гражданских инициатив и практик.

Исторически социальная активность передовой общественности, именуемая чаще как «гражданская позиция», способствовала политическому, экономическому и культурному развитию города, региона, страны. Именно горожанам в этом процессе принадлежала новаторская роль, а европейский и российский социальный опыт подтверждают, что формирование институтов гражданского общества происходило, прежде всего, в городах. В городской среде «вызревали гражданские ценности, формировались гражданские отношения, появлялись новые современные общественные структуры, которые сосуществовали с традиционными, постепенно вытесняя их или влияли на их модернизацию» [1].

В развитых странах ведущие политики, общественные деятели, ученые, главы государств делают особый акцент на динамичном развитии гражданского общества. В. В. Путин в своем обращении к россиянам особо отмечает, что «нужно понимать, что одна из главных тенденций современного мира — это усложнение общества. Специализируются потребности различных профессиональных и социальных групп. Государство должно на этот вызов ответить, соответствовать сложносоставной социальной реальности» [1 Путин]. По его мнению, одним из важных решений было бы развитие «саморегулируемых организаций — СРО», с расширением их компетенций и возможностей. С другой стороны, «сами СРО должны более активно использовать имеющиеся у них полномочия. В частности, право разрабатывать и вносить для утверждения технические регламенты и национальные стандарты в соответствующих отраслях и видах деятельности» [2].

Зарождение и развитие сети негосударственных, некоммерческих добровольных организаций и обществ в России относится к XIX веку. В государстве с полиэтничным и поликонфессиональным населением складывалась особая категория граждан — активная часть общества, которой стали создаваться добровольные ассоциации и организации различной социокультурной направленности, носившие филантропических характер. В краткие сроки эти инициативы были подхвачены почти по всей стране.Так, в пореформенное время основной тенденцией культурного развития северокавказских городов стали интеграционные процессы, порождавшие различные формы межэтнического взаимодействия, национальную и конфессиональную веротерпимость.

В социокультурной сфере городской жизнедеятельности на Северном Кавказе второй половины XIX — начала XX вв. особая роль принадлежала культурно-просветительским и благотворительным обществам. Русские горожане как социально и культурно доминирующие группы, являлись носителями традиций российской и европейской культуры. Они основывали многочисленные организации и учреждения, создавали культурную инфраструктуру, к которой приобщались остальные горожане, особенно после запрета правительством национальных обществ, комитетов, кружков и т. п. Большую активность в этом процессе проявляли армяне, евреи, осетины, кабардинцы, грузины, греки. Их деятельность сочетала национальные традиции и европейскую культуру. Наибольшее количество добровольных обществ насчитывалось в Ставрополе, Владикавказе, Грозном, Пятигорске. Прогрессивное развитие, приобщение к достижениям европейской и российской культуры во многом определяло деятельность культурно-просветительских и благотворительных организаций. Для успешного функционирования общества прибегали к различным видам сборов, где ведущее место занимали благотворительные акции и пожертвования. Сила благотворительности заключалась в мобильности, быстроте реагирования, разнообразии форм помощи и ее индивидуализации. Активность обычно проявлялась в тех областях, где существовавшие потребности населения не были в полной мере удовлетворены государством. Разграничение прав и обязанностей государства, общества и частных лиц, их взаимодействие и объединение в сфере культурного развития и социальной помощи являлись условием эффективности.

Позже появляется еще одна форма, так называемая «корпоративная» благотворительность, охватывающая определенные социальные слои. Специально создаваемые общества взаимопомощи (и им подобные организации) распространяли свою деятельность только на членов определенной социальной группы. Оказывая посильную материальную помощь, отстаивая социальные и экономические права, эти общества способствовали и развитию городской культуры. Они ориентировались на лучшие образцы отечественной и мировой культуры и их распространение среди различных групп населения. Филантропические начинания передовой общественности при создании различных обществ подхватывались затем представителями всех категорий городского населения.

Конечно, посредством благотворительности нельзя было решить колоссальные социальные и культурные проблемы как в целом по России, так и на Северном Кавказе. Но все же, несомненно, что вклад в дело просветительства, образования, межэтнической консолидации, развития научного мировоззрения, действенной помощи нуждающимся культурно-просветительских и благотворительных обществ в северокавказских городах в пореформенное время был ощутимой и актуальной частью становления и развития городской общественно-культурной среды [3, с. 156–158].

По роду, характеру и масштабу деятельности, добровольные некоммерческие и благотворительные общества, действующие в дореволюционной России можно было условно классифицировать по нескольким группам:

1)        благотворительные организации, существовавшие самостоятельно и созданные по инициативе и под покровительством венценосных особ Российской империи. Это были полуофициальные организации, состоящие в ведении Ее Императорского Величества канцелярии. Как правило, эти общества были социально-ориентированные. Центральные комитеты обществ находились в столице, а в регионах функционировали их филиалы или отделы;

2)        общества регионального масштаба, созданные как специализированные (приюты, общества призрения, богадельни и пр.) и распространяющую свою деятельность в рамках определенного округа или области;

3)        корпоративные добровольные организации, благотворительная деятельность которых распространялась на представителей конкретных профессий и конкретного района;

4)        конфессиональные и национальные общества, поддерживавшие представителей своей этнической или религиозной общины. Большинство религиозных благотворительных обществ на Северном Кавказе в дореволюционный период представляли христианские конфессии;

5)        общества различных учреждений или заведений, деятельность которых ограничивалась оказанием единовременной помощи нуждающимся (бедным учащимся, больным, сиротам и пр.);

6)        добровольные общества и союзы, действующие во время проведения военных кампаний, для поддержки увечных воинов, инвалидов, вдов и сирот, семей погибших на войне;

7)        войсковые добровольные организации, которые выступали под патронатом конкретного войска (например, Терского казачьего войска) и оказывали помощь представителям войскового сословия;

8)        культурно-просветительские, научные, театральные, литературные, художественные и спортивные общества, деятельность которых носила массовый, светский характер. Пропагандируя образование, светский образ жизни и культурный досуг, эти общества способствовали развитию искусства, научного мировоззрения и расширению кругозора.

Немалый удельный вес в филантропической и меценатской деятельности составляла частная инициатива. Главные принципы в развитии этого вида благотворительности в России заключались в свободе пожертвований и контроле со стороны жертвователя за их использованием [4, с. 21–22].

Историческую преемственность гражданских инициатив мы наблюдаем и сегодня. В РФ зарегистрированы и действуют десятки благотворительных фондов, региональных отделений. Направленность их работы и охват определенных категорий населения разнятся, также как и методы и формы оказываемой помощи. На сайте «WikiGrain» представлен список официально функционирующих в России организаций. В перечне мы видим такие организации как: «Автодорожник — общественная организация Совета ветеранов, пенсионеров и инвалидов федерального дорожно-строительного управления при Министерстве обороны РФ»; «Академия здоровья — благотворительный некоммерческий фонд медико-социальной реабилитации детей-инвалидов и наркоманов»; «Арлекин — благотворительный театр при Уфимском епархиальном Управлении Московского патриархата»; Автономная некоммерческая организация «Карачаево-Черкесский центр общественного развития «Гражданская стратегия»; Алтайская краевая благотворительная общественная организация «ДАР»; Белгородская региональная женская благотворительная общественная организация переселенцев «Вера»; Белгородский региональный общественный благотворительный фонд социально-правовой защиты сотрудников органов внутренних дел «Великодушие»; Библиотечный благотворительный фонд, Благотворительная общественная организация «Московский центр помощи вузовской общественности»; Благотворительный Фонд содействия социальной защите военнослужащих и ветеранов ФСБ, МВД, СВР, ГРУ, ФСО, ФАПСИ, ФПС, Налоговой полиции, Мин. юст, МЧС, ГП, ГТК, МНС РФ «Безопасность и экономика»; Благотворительный фонд «Содействия поддержке спортсменов» (некоммерческая организация); Благотворительный фонд «Фонд содействия восстановлению исторических памятников»; Всероссийская общественная организация инвалидов «Чернобылец», Кабардино-Балкарский благотворительный фонд «Мир»; Международный общественный благотворительный фонд «Интеллект»; Общероссийская общественная организация «Союз охраны птиц России»; Челябинская региональная организация «Память сердца. Дети погибших защитников Отечества» и многие др. [5]

Большей частью общественная и частная помощь в современной России сконцентрирована в медицинской сфере, на помощи больным детям, малоимущим и старикам. Действенной и актуальной является адресная помощь «Русфонда». Только в 2013 г. почти 50 тыс. читателей Русфонда, свыше 750 компаний и организаций оплатили лечение 1486 детей из России и стран СНГ.Миссия фонда — спасение тяжелобольных детей, содействие развитию гражданского общества, внедрению высоких медицинских технологий. С 1996 г. (время основания организации) частные лица и организации пожертвовали свыше 154,5 млн. $ (данные на 5.05.2014), на эти деньги возвращено здоровье тысячам детей. Серьезную поддержку получили сотни многодетных и приемных семей, взрослые инвалиды, а также детдома, школы-интернаты и больницы России. Объемы пожертвований ежегодно растут [6].

В заключении, следует отметить, что даже фрагментарное рассмотрение явления благотворительности и традиций милосердия показывает, что они являются общечеловеческими ценностями, имеют глубокий нравственный и гуманистический смысл и богатый исторический опыт. Понимание благотворительности как деятельности инвестиционной, направленной в будущее, с обеспечением правовой базы являлось бы наиболее продуктивным и прогрессивным на любых переходных этапах российской государственности

Литература:

1.         Казакова-Апкаримова Е. Ю. Формирование сферы гражданской деятельности в уральском городе во второй половине XIX — начале XX в. / Автореф. дисс. докт. ист. наук. Екатеринбург, 2011.

2.         Путин В. В. Демократия и качество государства // Коммерсант. 6 февраля, 2012 г.

3.         Туаева Б. В. Города Северного Кавказа: общественно-культурная среда во второй половине XIX — начале XX вв. Владикавказ: ИПО СОИГСИ, 2008.

4.         Туаева Б. В. Локальная история: особенности культурной и общественной жизни городов Северного Кавказа во второй половине XIX — первой трети XX вв. Владикавказ: ИПО СОИГСИ, 2010.

5.         Электронный ресурс / Режим доступа: http://www.wikigrain.org.

6.         Электронный ресурс / Режим доступа: http://www.rusfond.ru/about.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, общество, гражданское общество, деятельность, европейская культура, культурное развитие, научное мировоззрение, пореформенное время, развитие, Северный Кавказ.


Похожие статьи

Формирование мировоззренческой культуры специалиста...

Итогом культурного развития личности является сформированный уровень ее

Таким образом, мы можем сказать, что мировоззрение общества и мировоззрение личности

Духовной основой формирования мировоззренческой культуры общества и личности...

Соотношение политики и культуры в формировании...

Отдельного внимания заслуживает проблема культурного фактора в развитии гражданского общества. Так Антонио Грамши в «Тюремных тетрадях» задает вопрос: что такое мировоззрение — это слова или поступки индивидов?

Различные аспекты социально-экономического и политического...

Основные термины (генерируются автоматически): Чечня, Северный Кавказ, Россия, Терская область, нефтяная промышленность, половина XIX, размежевание земли

Верхневолжские карелы в пореформенный период: некоторые аспекты социально-экономического развития.

Льноводство на Кубани и Ставрополье в пореформенное время...

В данной статье представлены этапы развития льноводства Кубани и Ставрополья в период капиталистической модернизации России (1861–1917 гг

В пореформенный период, как уже было отмечено, культура льна начинает активно возделываться и на Северном Кавказе.

Развитие гражданского общества в современной России...

- формирование культуры гражданского участия и коллективных гражданских действий

Влияние правового нигилизма на развитие гражданского общества в России.

О шелководстве Ставрополья и Кубани во второй половине XIX...

Одним из таких экспериментальных объектов стал Северный Кавказ.

По его инициативе при Московском обществе сельского хозяйства был учрежден Комитет шелководства» [5, c.19].

На Ставрополье в пореформенное время, благодаря предпринятым государством мерам...

Проблемы развития культуры в современной России, ее...

Культура — понятие многогранно и многоаспектно. В отношении русских и советских людей это понятие аккумулирует в себе историю развития общества, культуру быта, научную сторону деятельности общества, воспитание, образование, культуру общения.

Анализ взаимоотношений власти и общества в Чечне в конце XIX...

− религиозные и этнические предпочтения России на Северном Кавказе

Вовлечение Чечни в экономическую систему Российской империи в пореформенный период.

Нижегородское купеческое общество и его деятельность в конце XIX — начале XX века.

Похожие статьи

Формирование мировоззренческой культуры специалиста...

Итогом культурного развития личности является сформированный уровень ее

Таким образом, мы можем сказать, что мировоззрение общества и мировоззрение личности

Духовной основой формирования мировоззренческой культуры общества и личности...

Соотношение политики и культуры в формировании...

Отдельного внимания заслуживает проблема культурного фактора в развитии гражданского общества. Так Антонио Грамши в «Тюремных тетрадях» задает вопрос: что такое мировоззрение — это слова или поступки индивидов?

Различные аспекты социально-экономического и политического...

Основные термины (генерируются автоматически): Чечня, Северный Кавказ, Россия, Терская область, нефтяная промышленность, половина XIX, размежевание земли

Верхневолжские карелы в пореформенный период: некоторые аспекты социально-экономического развития.

Льноводство на Кубани и Ставрополье в пореформенное время...

В данной статье представлены этапы развития льноводства Кубани и Ставрополья в период капиталистической модернизации России (1861–1917 гг

В пореформенный период, как уже было отмечено, культура льна начинает активно возделываться и на Северном Кавказе.

Развитие гражданского общества в современной России...

- формирование культуры гражданского участия и коллективных гражданских действий

Влияние правового нигилизма на развитие гражданского общества в России.

О шелководстве Ставрополья и Кубани во второй половине XIX...

Одним из таких экспериментальных объектов стал Северный Кавказ.

По его инициативе при Московском обществе сельского хозяйства был учрежден Комитет шелководства» [5, c.19].

На Ставрополье в пореформенное время, благодаря предпринятым государством мерам...

Проблемы развития культуры в современной России, ее...

Культура — понятие многогранно и многоаспектно. В отношении русских и советских людей это понятие аккумулирует в себе историю развития общества, культуру быта, научную сторону деятельности общества, воспитание, образование, культуру общения.

Анализ взаимоотношений власти и общества в Чечне в конце XIX...

− религиозные и этнические предпочтения России на Северном Кавказе

Вовлечение Чечни в экономическую систему Российской империи в пореформенный период.

Нижегородское купеческое общество и его деятельность в конце XIX — начале XX века.

Задать вопрос