Сравнительный анализ развития волевой регуляции у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №7 (66) май-2 2014 г.

Дата публикации: 19.05.2014

Статья просмотрена: 468 раз

Библиографическое описание:

Сидячева Н. В. Сравнительный анализ развития волевой регуляции у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 297-299. — URL https://moluch.ru/archive/66/11013/ (дата обращения: 18.10.2018).

В данной статье предпринята попытка сравнить современное состояние проблемы развития волевой регуляции у детей пяти-шести лет и ее состояние у детей конца прошлого столетия. Кроме того, выдвигаются предположения о раннем формировании волевой регуляции определяющей развитие основных личностных характеристик дошкольников, влияющих на их успешность обучения в начальной школе. Приводятся конкретные значения данных показывающих развитие волевой регуляции у детей пяти-шести лет конца прошлого столетия, которые находились на среднем уровне, и современные показатели развития волевой регуляции у детей пяти-шести лет, которые находятся на низком уровне. Определяется дошкольный возраст, как сензитивный период для формирования волевой регуляции у детей. Подробно описаны результаты прошлого и настоящего исследования состояния выдвигаемой в статье проблемы. Предполагается, что она имеет непосредственное отношение к систематическому обучению детей в школе, определяющую ее положительную сторону на начальной ступени учебной деятельности. Анализ состояния проблемы развития произвольной и волевой регуляции показал ее не разработанность, что и позволил нам рассмотреть ее более глубоко.

Ключевые слова:воля, волевая регуляция, волевое поведение, дети, дошкольный возраст, произвольность, систематическое обучение, успешность, начальная школа, сензитивный период, прошлое столетие, современный этап.

Введение. Внастоящее время проблема изучения воли состоит в том, что она поможет глубже понять человека как саморегулирующую систему, механизмы его сознательной активности, направленной на изменение и внешнего мира, и самого себя, понять его в самодвижении. Для этого необходимо проследить, как формируется у человека способность ставить перед собой близкие и отдаленные цели и достигать их, преодолевая трудности и препятствия, когда начинается ее формирование и какие перестройки она претерпевает на своем пути.

Скрытые проявления психики взрослого человека часто становятся доступнее для исследования в более простых, элементарных формах, в которых они выступают в начале своего развития-в детском возрасте. Изучение развития воли у ребенка поможет раскрыть особенности не только возникновения, но и постепенного становления более сложных и развитых ее форм.

Исследование волевого поведения в дошкольном возрасте имеет самостоятельное значение и представляет непосредственный интерес в плане приложения психологических знаний к практике педагогов, психологов, воспитателей в работе с детьми. Полноценное развитие ребенка уже в ранний и дошкольный период означает всестороннее его развитие, неотъемлемой составной частью которого и является развитие волевого поведения у дошкольников.

Методика. Всвоем исследовании развития волевого поведения у детей дошкольного возраста поведения мы использовали методики “Бусы” Л. А. Венгера, “Домик” Н. И. Гуткиной.

Целью исследования была попытка сравнить состояние развития волевой регуляции у детей пяти-шести лет в конце прошлого столетия и на современном этапе.

Выборка испытуемых составила 70детей в возрасте от пяти до шести лет.

Исследование проходило на базе дошкольного образовательного учреждения #9 “Родничок” г. Люберцы Московской области и на базе дошкольного образовательного учреждения №754 “Солнышко”.

Основная часть.

Критериями исследования развития волевого поведения у детей пяти-шести лет были: Целенаправленное поведение, умение управлять собой, своими действиями и поступками; осознанность и понимание своих действий и поступков; умение преодолевать препятствия при достижении цели, мобилизация психических и физических возможностей для достижения цели.

К критериям волевой регуляции мы отнесли ряд волевых качеств, таких, как: самостоятельность, дисциплинированность, терпение, выдержку.

Исследование волевой регуляции у детей пяти-шести лет дошкольного образовательного учреждения №754 “Солнышко” по методике “Бусы”

Рис.1.

Из диаграммы видно, что уровень развития волевой регуляции у детей пяти-шести лет дошкольного образовательного учреждения №754 “Солнышко” в большей степени находится на среднем уровне.

Исследование волевой регуляции у детей пяти-шести лет дошкольного образовательного учреждения №754 “Солнышко” по методике “Домик”

Рис. 2.

Из диаграммы видно, что уровень развития волевой регуляции у детей пяти-шести лет дошкольного образовательного учреждения №754 “Солнышко” в большей степени находится на среднем уровне.

Исследование волевой регуляции у детей пяти-шести лет дошкольного образовательного учреждения №9 “Родничок” по методике “Бусы”

Рис. 3.

Результаты исследования по методике “Бусы” показали, что из 15 детей в возрасте пяти лет имеют низкий уровень (12 детей), средний уровень (2 ребенка), высокий уровень (1ребенок), таким образом, уровень развития волевой регуляции у детей находится на низком уровне.

Исследование волевой регуляции у детей пяти-шести лет дошкольного образовательного учреждения №9 “Родничок” по методике “Домик”

Рис. 4.

Анализ результатов исследования показал, что по методике “Бусы” из 15 детей имеют низкий уровень развития волевой регуляции, средний и высокий отсутствовали.

Таким образом, в ходе исследования выявление уровня развития волевой регуляции у пяти — шести лет, показал, что он находится на среднем уровне у детей дошкольного образовательного учреждения №754 “Солнышко”, и на весьма низком уровне у детей дошкольного образовательного учреждения №9 “Родничок”.

Сравнивая полученные результаты развития волевой регуляции у детей прошлого столетия и современное состояние ее развития, мы приходим к выводу, что настоящие показатели развития волевой регуляции у детей дошкольного возраста значимо снизились.

Принято считать, что если в младшем дошкольном возрасте произвольная, волевая регуляция находится на уровне ее становления, то к концу дошкольного возраста, как отмечают исследователи (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Н. И. Гуткина А. Н. Давыдова, В. А. Иванников, и др.), она уже должна сформироваться. Однако, результаты нашего исследования показали отличную картину от выдвигаемых постулатов, которые мы находим в научной литературе и считаем необходимым отметить как очень острую проблему в этой области.

В дошкольном возрасте динамика показателей компонентов волевой регуляции, как правило, характеризуется их постепенными изменениями без ярко выраженных противоречий. Это говорит о том, что в этот возрастной период волевая регуляция еще не отличается выраженной дифференциацией компонентов, они функционируют слитно. [2]

Кроме того, становление волевой регуляции у детей пяти-шести лет способствует минимизации симптомов проявления кризиса 7-ми лет и сформированности умения управлять своим поведением, ставить перед собой цели и достигать их, слушать и понимать учителя, выполнять его требования. [2]

Выводы.

Таким образом, проведя сравнительный анализ проблемы развития волевой регуляции у детей пяти-шести лет, позволяет нам выделить ее как весьма глобальную, так как ее сформированность влияет не только на становление личности дошкольников, его характера, но и определяет успешность обучения в начальной школе.

Таким образом, мы приходим к выводу, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для становления волевой регуляции у детей дошкольного возраста и от уровня его развития можно говорить об успешности стартовой готовности и систематического обучения в начальной школе.

Литература:

1.                     Л. Божович Личность и ее формирование в детском возрасте 2009. -400 с.

2.                     Быков А. В., Шульга Т. И. Становление волевой регуляции в онтогенезе: Учебное пособие. — М.: Изд-во УРАО, 1999.-168с.

3.                     Быков А. В., Шульга Т. И. Эмоционально-волевая регуляция как вид психологической готовности человека к обучению. Монография.- М.Издательство МГОУ, 2012.- 142с.

4.                     Б. С. Волков, Н. В. Волкова Детская психология. От рождения до школы Издательство: Питер,2009.- 24с.

5.                     Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции: Учебное пособие. 3-е изд.- СПб.: Питер, 2006.-208с.:ил.- (Серия «Учебное пособие»).

6.                     Сидячева Н. В. Эмоционально-волевой компонент готовности дошкольника к школе: Дис. … канд.психол.наук. — М., 2006.-153с.

7.                     Сорокоумова А Е Возрастная психология: [учеб пособие] / А Е Сорокоумова — СПб: Питер, 2009–207 с.

8.                     Шульга Т. И. Эмоционально-волевой компонент психологической готовности к обучению школьников.// Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки».-№ 1.-2012.-М.:Изд-во МГОУ.

9.                 Ach, N. Analyse des Willens // Handbuch der biologischen Arbeitsmethoden. Neil E. Abt.VI. Berlin, 1935.

10.             Assagioli R. The act of will. L., 1974.

11.             Denham, S. A. Socialization of preschooiers emotion understanding / S. A. Denham // Deveiopmental psychology/ — 1994. — 30, № 6. — C. 928–936.

12.             Kuhl, J. Aktion control: The maintenance of maintenance of motivation states // Motivation, intention and volition / Ed. By F. Halisch, J. Kuhl. Berlin, 1987.

13.             Harris, B.S. “ J need time to grow”. the transitional year / B. S. Harris // Phi Delta Kappan. — New York, 2003. P 624–627.

Основные термины (генерируются автоматически): волевая регуляция, дошкольное образовательное учреждение, ребенок, дошкольный возраст, волевое поведение, прошлое столетие, уровень, начальная школа, уровень развития, методика.


Ключевые слова

дети, дошкольный возраст, начальная школа, воля, волевая регуляция, волевое поведение, произвольность, систематическое обучение, успешность, сензитивный период, прошлое столетие, современный этап

Похожие статьи

Игра с правилами как средство развития волевых качеств...

ребенок, игра, волевая готовность, дошкольный возраст, волевое качество личности, мотив, действие, волевое усилие, волевое поведение, правило.

Особенности развития волевых качеств в младшем школьном...

Отметим, что уровень развития волевых качеств будет оказывать влияние на всю оставшуюся жизнь. Поэтому учителям и родителям необходимо заботиться о развитии воли ребенка, чтобы дальше он не пугался трудностей и был уверен в себе и в своих силах.

Особенности произвольной сферы детей седьмого года жизни

К среднему уровню развития проявлений воли у детей 7-го года жизни мы отнесли 48 % детей.

У этих детей проявляется недостаточная сформированность волевого поведения, особенно таких качеств как выдержка, настойчивость, решительность.

Психолого-педагогические условия развития волевой регуляции...

дошкольный возраст, ребенок, действие, развитие воли, игра, воля ребенка, дошкольное детство, двигательная деятельность, волевая регуляция, преодоление препятствий.

Теоретические подходы к изучению вопросов развития...

Старший дошкольный возраст считается сензитивным периодом для развития познавательной активности личности.

Отличительной чертой волевой регуляции поведения дошкольников является характерное для ребенка отношение к трудностям и типичные для...

Пути формирования произвольного поведения | Статья в журнале...

Педагогические ситуации как фактор формирования морально-волевого поведения школьников.

Игра – как основной вид деятельности, влияющий на развитие произвольного внимания детей дошкольного возраста.

Особенности воли младших школьников | Статья в журнале...

Поступление ребенка в школу — важный этап развития произвольного поведения и воли. Волевое поведение школьника развивается в значительной степени под влиянием учебной деятельности, которая предъявляет ребенку все новые и более серьезные требования.

Познавательные способности детей дошкольного возраста как...

Дети с умеренным уровнем развития познавательных способностей характеризуются: отсутствием стремления к четкости запоминание и проявления волевых усилий

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема.

Сущность готовности ребенка к школьному обучению...

школа, ребенок, школьное обучение, дошкольный возраст, учебная деятельность, уровень развития, умение, ближайшее развитие, познавательная деятельность, волевая готовность.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Игра с правилами как средство развития волевых качеств...

ребенок, игра, волевая готовность, дошкольный возраст, волевое качество личности, мотив, действие, волевое усилие, волевое поведение, правило.

Особенности развития волевых качеств в младшем школьном...

Отметим, что уровень развития волевых качеств будет оказывать влияние на всю оставшуюся жизнь. Поэтому учителям и родителям необходимо заботиться о развитии воли ребенка, чтобы дальше он не пугался трудностей и был уверен в себе и в своих силах.

Особенности произвольной сферы детей седьмого года жизни

К среднему уровню развития проявлений воли у детей 7-го года жизни мы отнесли 48 % детей.

У этих детей проявляется недостаточная сформированность волевого поведения, особенно таких качеств как выдержка, настойчивость, решительность.

Психолого-педагогические условия развития волевой регуляции...

дошкольный возраст, ребенок, действие, развитие воли, игра, воля ребенка, дошкольное детство, двигательная деятельность, волевая регуляция, преодоление препятствий.

Теоретические подходы к изучению вопросов развития...

Старший дошкольный возраст считается сензитивным периодом для развития познавательной активности личности.

Отличительной чертой волевой регуляции поведения дошкольников является характерное для ребенка отношение к трудностям и типичные для...

Пути формирования произвольного поведения | Статья в журнале...

Педагогические ситуации как фактор формирования морально-волевого поведения школьников.

Игра – как основной вид деятельности, влияющий на развитие произвольного внимания детей дошкольного возраста.

Особенности воли младших школьников | Статья в журнале...

Поступление ребенка в школу — важный этап развития произвольного поведения и воли. Волевое поведение школьника развивается в значительной степени под влиянием учебной деятельности, которая предъявляет ребенку все новые и более серьезные требования.

Познавательные способности детей дошкольного возраста как...

Дети с умеренным уровнем развития познавательных способностей характеризуются: отсутствием стремления к четкости запоминание и проявления волевых усилий

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема.

Сущность готовности ребенка к школьному обучению...

школа, ребенок, школьное обучение, дошкольный возраст, учебная деятельность, уровень развития, умение, ближайшее развитие, познавательная деятельность, волевая готовность.

Задать вопрос