Библиографическое описание:

Шегурова В. П., Буянова А. С. Особенности организации внутреннего контроля качества аудита // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 437-440.

Развитие аудита в Российской Федерации и за рубежом показывает, что к аудиторам со стороны пользователей предъявляются весьма высокие требования. Это связано с тем, что снижение информационного риска возможно только при доверии к профессионализму аудитора и качеству его работы. Важнейшим элементом обеспечения качества работы аудиторов является действенный контроль качества аудиторских услуг.

Аудит качества — систематическая независимая проверка, позволяющая определить соответствие деятельности и результатов в области качества запланированным мероприятиям, а также эффективность реализации мероприятий и их пригодность для достижения поставленных целей.

Проверка качества работы аудиторов осуществляется как посредством внешнего контроля, так и внутреннего. Органы, осуществляющие в соответствии с законодательством внешний контроль, отражены на рис. 1.

Рис.1. Органы, осуществляющие внешний контроль качества аудита.

Внешний контроль качества работы проводится посредством проверки соблюдения требований:

-                   Федерального закона № 307-ФЗ;

-                   федеральных стандартов аудиторской деятельности (Приказ Министерства финансов РФ от 24 февраля 2010 г. № 16н «Об утверждении федерального стандарта аудиторской деятельности «Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля. ФСАД 4/2010»);

-                   стандартов саморегулируемых объединений аудиторов;

-                   правил независимости аудиторов и аудиторских организаций;

-                   кодекса профессиональной этики аудиторов.

Принципы осуществления внешнего контроля качества работы и требования к его организации устанавливаются Федеральными правилами (стандартами) аудиторских действий (ФПСАД), руководствуясь которыми СОА устанавливает правила организации и осуществления внешнего контроля качества работы своих членов, определяющие, формы внешнего контроля, сроки и периодичность проверок.

В Законе «Об аудиторской деятельности» предусматривается, что «...аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества работы».

Принципы внутреннего контроля качества аудита, характер, временные рамки, цели и конкретные процедуры контроля зависят от ряда факторов, которые в свою очередь оказывают непосредственное влияние на методы, процедуры контроля и объем рабочей документации аудитора, такие как:

-                   объем и характер деятельности аудируемого лица;

-                   организационная структура аудируемого лица;

-                   террирориальное расположение аудируемого лица;

-                   соотношение затрат и выгод.

Организация внутреннего контроля качества аудиторской работы на внутрифирменном уровне предполагает стимулирование аудиторов к качественному выполнению работы. Порядок организации контроля качества регламентируется следующими документами:

1)        Правило (стандарт) № 7. Внутренний контроль качества аудита (введено Постановлением Правительства РФ от 04.07.2003 № 405)– устанавливает единые требования к внутреннему контролю качества аудита [2];

2)        Методическими рекомендациями по организации внутрифирменного контроля качества аудиторских услуг (одобрены Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, протокол № 18 от 21–22.10.2003) — разъясняют основные требования Правила (стандарта) № 7 для обеспечения в аудиторских организациях единообразного подхода при разработке и внедрении системы контроля качества как аудиторских услуг в целом, так и отдельных аудиторских проверок.

Согласно Правилу (стандарту) № 7, система внутреннего контроля качества аудита включает в себя следующие элементы:

-                   профессиональные требования;

-                   профессиональная компетентность;

-                   поручение заданий;

-                   контрольные полномочия;

-                   консультирование;

-                   работа с аудируемыми лицами и лицами, которым оказываются сопутствующие аудиту услуги;

-                   мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля качества [1].

Следовательно, принципы и конкретные процедуры контроля качества должны быть разработаны в отношении каждого из представленных элементов внутрифирменной системы контроля качества аудита.

Принципы внутреннего контроля качества и конкретные процедуры по соблюдению и реализации данных принципов должны быть:

-                   определены внутрифирменными стандартами или иными документами аудиторской организации (индивидуального аудитора);

-                   в обязательном порядке доведены до сведения работников аудиторской организации (индивидуального аудитора) таким образом, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что такие принципы и процедуры понятны и применяются на практике;

-                   в обязательном порядке исполнены всеми аудиторскими организациями (индивидуальными аудиторами) [3].

Контроль качества работы в ходе проведения аудиторской проверки осуществляется путем соблюдения следующих требований:

-                   руководства аудиторской проверкой;

-                   надзора в ходе аудиторской проверки;

-                   проверки работы по проведению аудита.

Для осуществления контрольных функций, аудиторы должны соблюдать по каждым элементам внутреннего контроля качества аудита соответствующие принципы и процедуры обеспечения качества, которые приведем в таблице 1.

Таблица 1

Внутрифирменная система контроля качества аудита

Элемент

Принцип

Процедура обеспечения качества

Профессиональные требования

Работники аудиторской организации должны придерживаться принципов независимости, честности, объективности и конфиденциальности, а также норм профессионального поведения.

1.Назначение лиц или группы лиц для руководства проведением конкретных процедур и разрешения вопросов, связанных с соблюдением принципов честности, объективности, независимости и конфиденциальности.

2.Доведение до сведения работников целей и процедур, применяемых в отношении указанных принципов.

3.Надзор за соблюдением политики процедур фирмы в отношении приведенных принципов.

Профессиональная компетентность

Работники аудиторской организации должны знать требования законодательства РФ, обладать профессиональной компетентностью, необходимой для выполнения своих обязанностей с должной тщательностью.

Приём на работу:

1.Реализация программы, разработанной для привлечения квалифицированного персонала путем планирования потребностей в персонале, определения целей найма на работу.

2.Установление квалификационных требований и разработка методологических рекомендаций для оценки профессиональных качеств.

3.Ознакомление принятых работников с политикой с политикой и процедурами контроля качества фирмы, имеющих к ним отношение.

Профессиональный рост:

4.Подготовка методологических рекомендаций по непрерывному профессиональному образованию и доведение их до сведения работников.

5.Поощрение работников к самостоятельному повышению квалификации.

Повышение в должности:

6. Определение квалификационных характеристик для различных уровней ответственности персонала.

7.Оценка работы сотрудников и доведение до их сведения результатов оценки.

Поручение заданий

Выполнение аудиторского задания должно быть поручено работникам, имеющим уровень профессиональной подготовки и опыт, необходимые в данных условиях.

1.Разработка и описание подхода фирмы к поручению заданий персоналу, включая планирование потребностей фирмы.

2.Назначение лица, ответственного за подбор персонала для проведения аудиторских проверок.

3. Утверждение графика и назначений работников для проведения аудита.

Контрольные полномочия

Необходимо в достаточной мере направлять работу, осуществлять текущий контроль на всех уровнях, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что работа выполнена качественно.

1.Разработка процедур для планирования аудита.

2.Разработка процедур для подержания внутрифирменных стандартов качества при выполнении аудиторской работы.

3. Предоставление работникам возможности обучения на рабочем месте в процессе проведения аудита.

Консультирование

В случае необходимости следует проводить консультации со специалистами, обладающими соответствующими знаниями.

1.Определение областей и особых случаев, в которых требуется проведение консультаций.

2.Назначение компетентных специалистов и определение их полномочий в процессе предоставления консультаций.

Работа с аудируемыми лицами, которым оказываются сопутствующие услуги

Необходимо постоянно проводить оценку потенциальных и существующих клиентов.

1.Установление методов оценки потенциальных клиентов и утверждение их в качестве таковых.

2.Оценка клиента при наступлении определенных событий с целью принятия решения о том, следует ли продолжать отношения с ним.

Мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля качества аудита.

Необходимо постоянно осуществлять наблюдение за уровнем эффективности процедур внутреннего контроля качества аудита.

1.Определение объема и содержания программы аудиторской фирмы по наблюдению за процедурами внутреннего контроля качества.

2.Сообщение об установленных фактах несоблюдения качества аудита соответствующим представителям руководства, обеспечение планирования и осуществления мероприятий по наблюдению за процедурами внутреннего контроля качества аудита, а так же по общей проверке системы внутреннего контроля качества аудита на фирме.

Проверка работы в ходе аудита предполагает проведение подробной, промежуточной и обзорной проверки качества аудита. Ответственность за подробную проверку работы аудиторов несет руководитель аудиторской проверки. Представитель руководства аудиторской организации должен контролировать работу на каждой стадии аудита, с целью надлежащего планирования и выполнения аудита и своевременного разрешения существенных вопросов, возникающих в ходе аудита.

Таким образом, контроль качества аудита в отношении внутренних стандартов аудиторской организации должен включать проверку наличия внутренних стандартов в аудиторской организации, а также проверку их соответствия требованиям законодательства.

Как в международных, так и в российских стандартах установлено, что для качественного выполнения отдельного аудиторского задания аудиторская организация должна разработать и реализовать конкретные процедуры, руководствуясь следующими принципами обеспечения внутреннего качества работы в ходе аудита: руководство аудиторской проверкой, осуществление надзора в ходе ее проведения, а также проверка работы по проведению аудита.

Литература:

1.                 Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 04.03.2014) «Об аудиторской деятельности».

2.                 Правило (стандарт) № 7. «Внутренний контроль качества аудита» (введено Постановлением Правительства РФ от 04.07.2003 N 405)

3.                 Сивцова Е. В. Методические аспекты осуществления внутреннего контроля качества аудита / Е. В. Сивцова // Аудиторские ведомости. — 2012.- № 1/2.

Основные термины (генерируются автоматически): контроля качества, внутреннего контроля качества, качества аудита, контроля качества аудита, качества работы, контроль качества, контроль качества аудита, аудиторской организации, контроля качества работы, внешнего контроля качества, процедур внутреннего контроля, качества работы аудиторов, системы контроля качества, контроля качества аудиторской, качества аудиторских услуг, качества работы в ходе, осуществления внутреннего контроля, Принципы внутреннего контроля, аудиторской деятельности, контроля качества аудиторских.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle