Автор: Епанчинцев Василий Валерьевич

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №7 (66) май-2 2014 г.

Дата публикации: 11.05.2014

Статья просмотрена: 192 раза

Библиографическое описание:

Епанчинцев В. В. Социально-философский феномен журнализма // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 657-659.

Журнализм уже давно стал способом подхода к действительности, не исследующим факт, а пытающимся дать ему мгновенную оценку. При всей свободе в форме журнализм остается крайне консервативным в мысли. Он сконцентрирован на поверхности жизни, — для журнализма важна не проблема, а сам результат. В отличие от научного и художественного постижения мира журнализм оперирует готовыми штампами и трафаретами.

В 20 веке под термином «журнализм» в России понимали занятие журналистикой, литературно-публицистической деятельностью и сотрудничество с периодическими изданиями. Например, Исторический словарь галлицизмов русского языка определяет «журналистику» как «одну из форм литературной деятельности, профессию журналиста» [1]. Толковый словарь Ушакова определяет «журнализм» как свойства, присущие журнальному произведению, журналистской профессии [2]. В английском языке «журнализмом» называют род занятий или стиль деятельности СМИ. Владимир Даль связывал «журнализм» с документальной «срочной словесностью». Л. Г. Свитич определяет журнализм как «массинформационную медиацию, основой которой является креативная деятельность, связанная с созданием, пересозданием и оперативным распространением информации в ритмизированной, дискретной форме на всех уровнях информационных процессов» [3, с. 5].

Журнализм расширяет общепринятое понятие журналистики, обобщая свойства данного предмета и позволяя взглянуть на него с философской точки зрения. Поэтому понятия «журнализм» и «журналистика» имеют разный объем. Центральным понятием «журнализма» является сама профессия журналиста, но сюда же стоит включать и все составные части информационного пространства.

Для понимания социально-философского феномена журнализма необходимо прежде всего уяснить саму суть термина «феномен». В философии это понятие имеет широкое значение. Иногда феномен понимают как синоним явления. Платон считал, что феномен противостоит сущности вещи, как неустойчивая форма реальности. Иммануил Кант разделял феномен и непознанную «вещь в себе». Широко развил понятие «феномен» Эдмунд Гуссерль. Психическим фактам Гуссерль противопоставляет «чистые феномены», избавленные феноменологической редукцией от характеристик обыденного сознания. Феномен становится целостной единицей того, что можно вычленить в сознании. Существует понятие феномена как объекта чувственного созерцания. В таком случае феномен противопоставляется ноумену — предмету интеллектуального созерцания. В любом случае феномен является реализацией смысла и сущности.

Главной характеристикой журнализма является его универсальность. Сегодня он становится синтезным явлением. Новый глобальный журнализм — вещь, не имеющая границ. Журналист превращается в полифункциональное оружие, способное удовлетворить любые потребности аудитории в информации и развлечении. В глобальных сетях журнализм все более подвержен влиянию общепринятых шаблонов и стандартов. Художественное творчество и креатив в журнализм приносят безграничные возможности этих же глобальных сетей. Журнализм вплетается во все виды информации. Сетевые медиа сейчас несут свободу и независимость. Журнализм с каждым днем все больше влияет на общественное мнение, противостоять этому может только свобода выбора информации. Медиажурнализм стал саморегулируемым, а информация приобрела характер товара. С дальнейшим развитием технологий журнализм рискует стать более открытой и доступной профессией.

Однако он не прекратит принадлежать социуму в рамках определенной цивилизации. Важно понимать, что журналистика является социальной информационной системой сходной по своему устройству с другими системами общества на конкретном этапе развития. Однако социальные факторы ее не ограничивают, несмотря на включенность этой информационной системы в социоприродные и цивилизационные процессы.

На социальность журнализма влияет функционирование журналистики в обществе, которое является главным субъектом информационного воздействия. Потребность в информации, обусловленная политическими, экономическими, социальным, духовными и биологическими процессами, запускает в обществе информационную деятельность. Также запустить информационную деятельность может элементарный интерес аудитории.

Получается, что журнализм действует в двух направлениях — общественных потребностей (социальные институты сообщают СМИ информацию, которая доходит до аудитории со стороны ее интересов) и аудиторных интересов (социальные интересы аудитории, расходящиеся с объективными интересами). Во втором случае коммерческие структуры видят в потакании интересам аудитории свою коммерческую выгоду. Оптимальность развития общества определяет тем, насколько сбалансированы эти два направления.

Для тоталитарного общества характерна неразвитость направления аудиторных интересов. В демократическом обществе оба этих направления равноправны. Потакание низменным интересам публики приводит к развитию так называемой «желтой» прессы, что в свою очередь ведет к дестабилизации ситуации в обществе. Стихия интересов, не соответствующих объективным общественным потребностям, ввергает журнализм в хаос распущенности и двойных стандартов нравственности. Идеальным является комбинирования общественного и аудиторного направлений с небольшим преобладанием общественного.

Журнализму свойственны черты профессий по типу «человек-человек», «человек-знак» и «человек-художественный образ». Его главной функцией является удовлетворение информационных потребностей общества. При этом информационная потребность распределяется равномерно по всем уровням общества. Журнализм просвещает и регулирует сферы сознания, осуществляя коммуникативную, рекреативную и прагматическую функции в жизни общества. Журнализм влияет на социальные процессы через общественное мнение и задействование через СМИ членов общества в процессах управления.

Объекты познания журналиста включают в себя сферы духовного и материального, все субъекты общества. Сознание человека является объектным полем деятельности журнализма. Через сознание он воздействует на личность, группу и общество.

Особенностью журнализма можно считать комбинацию творческой, литературной деятельности с организаторской работой. Это умственная деятельность, вписанная в обработку знаковых систем (информации, языка).

Журнализм универсален еще и благодаря сочетанию рационального и чувственного, разноритмовыми предметами деятельности, высокой социальной ответственности, эвристичности и адаптационной неопределенности. В журнализм входят несколько видов деятельности — художественно-творческая, редакторская, организационная, информационная, PR-функция. Универсализм журнализма определяет его бинарность. Из-за чего журнализм стремится запечатлеть вечное в сиюминутном и рутинном.

С философской точки зрения журнализм является всем и ничем, он наполняется в зависимости от потребностей социума. В творческую зависимость журнализм включает процесс редактирования индивидуальной креатуры. Неизученность проблемы неизбежно сталкивается с желанием глубже проникнуть в нее. Субъективность журнализма стоит в оппозиции к необходимости отражать объективную картину реальности, через палитру мнений. Интравертность его творческого компонента вступает в конфликт с его публичностью. Творческая деятельность неизбежно сталкивается с рутинными, коммерческими и издательскими процессами.

Креативность журнализма связана с социальным креатизмом, со способностью проникнуть в смысловую суть процессов художественно настроенной личности. Если рассматривать творчество как отражение действительности, то журнализм всегда нацелен на адекватную передачу происходящего. От этого зависят действия общества, чьи потребности в информации журнализм удовлетворяет. Таким образом, лучшим проявлением творчества становится проникновение и передача сути действительности, наиболее объективное отражение происходящего.

Предмет познания журнализма — изменчивый мир, который он познает через эмпиризм. Журнализм осваивает действительность рациональными и образными способами, используя эмпирическое и теоретическое познание. Журнализм как феноменологическая система способен познавать сущностные постоянные смыслы. Ярким примером тому может служить аналитический журнализм.

Только журнализм в целом, освещая жизнь сегментов общества, способен подобающе отразить все общественные процессы, формирующие действительность. Творчество в данном направлении журнализма состоит в приближении к стандарту реальности, в равной передаче информации обо всех сферах жизни.

Если рассматривать творчество как созидание жизни, то журнализм воздействует на общество и человека. Информация имеет творящие сущностные особенности, изменяющие и формирующие среду. Творящие функции журнализма следует понимать как распространение парадигм существования, информационных моделей жизни человека. Иначе говоря, это социоинформационное творчество. СМИ имеют большее влияние на человечество, чем вожди и пророки. Журнализм создает реальность, воздействуя на человека. Тем самым журнализм включен в процесс миротворения. В рамках этого направления журнализм должен действовать на благо общества, исходя из общепринятых ценностных норм.

В журнализме ценится особая форма подачи материала, композиции, способа изложения, хода мысли, иронии и игры слов. Большей популярностью пользуются материалы с новизной в подходе к информации, оформлении, композиции и проблематике. Журнализм является документально конкретным творчеством, взаимодействующим с обработанной действительностью. Образ, создаваемый им, обычно имеет фрагментарный характер и может ни в коей мере не уступать по яркости и сочности художественно-литературному образу.

Неизбежно историческая и информационная активность в жизни общества соприкасаются с термином Л. Н. Гумилева «пассионарность» [4] и производным «пассионарным журнализмом». В исторически напряженные этапы (смены общественных парадигм, воин и революций) пассионарная разновидность журнализма выходит на первый план. Можно вспомнить имена ярких представителей пассионарной публицистики времен Великой французской революции — Марата и Робеспьера. Пассионарный журнализм проявляется именно в такие периоды в публицистике. Более спокойными и вдумчивыми являются гармонический и аналитический журнализмы. В ситуации, когда нужно сохранять лишь стабильность в обществе усиливается безоценочный сугубо новостной журнализм. Такой журнализм актуален для США и других стабильных стран, но никак не для России. В нашей стране в период активных общественных преобразований данный тип прижиться не может.

Тип журнализма напрямую зависит от этапа развития общества, нахождении его на стадии перехода в иное состояние. В период социального перелома журнализм становится моложе, привлекая на свою сторону новые темы. В таких условиях непременно увеличивается свобода творчества.

Литература:

1.      Исторический словарь галлицизмов русского языка // gallicismes.academic.ru [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gallicismes.academic.ru/15309/ %D0 %B6 %D1 %83 %D1 %80 %D0 %BD %D0 %B0 %D0 %BB %D0 %B8 %D1 %81 %D1 %82 %D0 %B8 %D0 %BA %D0 %B0 06.05.2014

2.      Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка // ushakovdictionary.ru [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=15541 06.05.2014

3.      Свитич Л. Г. Феномен журнализма. М.: МГУ, 2000. 252 с.

4.      Гумилев Л. Н. Конец и вновь начало. М.: ДИ-ДИК, 1994. 544 с.

Основные термины (генерируются автоматически): в жизни общества, развития общества, свободе в форме журнализм, случае феномен, постижения мира журнализм, В глобальных сетях журнализм, потребности в информации журнализм, журнализм в хаос распущенности, сугубо новостной журнализм, развитием технологий журнализм, социально-философского феномена журнализма, В творческую зависимость журнализм, социального перелома журнализм, точки зрения журнализм, направления журнализм должен, Главной характеристикой журнализма, информационную деятельность, аналитический журнализм, общества характерна неразвитость, Оптимальность развития общества.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос