Историзм эпопеи Мухтара Ауэзова «Путь Абая» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Филология

Опубликовано в Молодой учёный №7 (66) май-2 2014 г.

Дата публикации: 20.05.2014

Статья просмотрена: 1870 раз

Библиографическое описание:

Фазилова К. Б. Историзм эпопеи Мухтара Ауэзова «Путь Абая» // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 643-645. — URL https://moluch.ru/archive/66/10823/ (дата обращения: 16.08.2018).

Роман-эпопея «Путь Абая» имеет важное место в мировой славе Мухтара Ауэзова. Можно сказать, что все ранее написанные Ауэзовым произведения стали своего рода подготовкой для написания романа о великом акыне-писателе Абае Кунанбаеве. Этот роман стал содержанием жизни писателя.

Роман-эпопея состоит из двух книг. Каждая из них делится ещё на две книги. Первая книга эпопеи издана в 1942 году, а вторая — в 1956 году. Вообще, Мухтар Ауэзов мечтал создать серию больших романов о жизни казахского народа. Роман «Абай» является первым романом из этой серии. Здесь следует подчеркнуть, что такие творческие планы и опыт по претворению их в жизнь часто встречается в мировой литературе. Каждый из романов таких серий по-своему самостоятельный роман, но вместе с тем в каждом из них создаются великие шедевры определённого промежутка времени, века, истории народа. К примеру, можно назвать произведения Эмиля Золя, Дмитрия Мережковского и других.

Творческое открытие Мухтара Ауэзова состоит в том, что он первым в литературе Средней Азии исследовал полувековую жизнь целого народа широко и всесторонне, сумел раскрыть патриархально-нравственные вопросы казахского общества накануне ХХ века с удивительной для читателя силой художественности.

Эпопея «Путь Абая» — вершина казахской литературы. Известный казахский ученый К.Сатпаев характеризовал это произведение как роман о жизни и судьбе казахского народа второй половины XIX века. Этот роман, по подробному описанию событий и по силе художественности не имеет себе равных.

Если все книги эпопеи «Путь Абая» в своем единстве воссоздают полувековую жизнь казахского народа, то его каждая книга по развитию событий и по художественному строению отражает определенный этап духовно-нравственного совершенствования Абая.

Единство эпопеи достигается посредством общности идейной цели. Мухтар Ауэзов говорил об этом, что во всех четырёх книгах основной идеей является борьба между новым, воплощенным в образе поэта Абая, и старым, воплощенным в образе одноглазого и злого Кунанбая. Кунанбай, ставший символом старого, впоследствии день ото дня превращается как бы в многих-многих «кунанбайчиков». Самый яркий представитель из них — Уразбай — в четвертой книге возглавляет заговоры, направленные против Абая.

Для создания романа-эпопеи автор готовился много лет, так как несмотря на то, что народ крепко любил и почитал Абая, о нем не осталось почти никаких фактических документов. Мухтар Ауэзов в юношестве встречался с некоторыми современниками великого казахского поэта, в частности с будущими героями его книг, женами Абая Дилдой и Айгерим, последней женой его отца Кунанбая — Нурганым, поэтом Кокпаем и др. Современником Абая Кунанбаева был и дед писателя Ауэз, близко знавший поэта а также поведавший внуку много интересных сведений, связанных с биографией казахского классика [1]. Но основным источником всё же послужили стихи поэта.

Основная тема эпопеи — путь казахского народа от тьмы, продолжающейся начиная со средних веков, к свету и процветанию. На страницах романа прослеживается философия, красота, разнообразная жизнь народа и образ его жизни, традиции и обычаи, поэтический талант, гостеприимство, справедливость — в общем, полувековая история народа во всем естественном, историческом развитии, вместе со всеми социальными передрягами.

Избрав главным героем романа реальную историческую личность, которая воплотила в себе особенности, присущие национальному характеру казахского народа, вокруг которого происходят основные события, связанные с жизнью народа, Мухтар Ауэзов, таким образом, показывает насколько тяжело и сложно протекал избранный казахским народом путь в поворотной точке исторического развития.

Образ Абая — один из сложнейших образов в казахской литературе. Великий поэт изображен в многосторонней связи с эпохой, с народом, со всеми слоями общества. Он находится в сильнейшем водовороте проблем того времени. Ауэзов мастерски изображает своего героя на протяжении всего романа. Подросток с нежной и ранимой душой, влюбленный юноша, глава семейства, учитель и наставник молодежи, друг народа и поэт-борец — это всё Абай. Имеет особый смысл и то, что главным героем является творческая личность. За полвека Абай видел в своей жизни и радость и горе, испытал предательство и обман людей, потерял близких, достиг почета и славы среди народа. Однако он не смог стать другом со своим отцом, с которым враждовал и боролся долгое время. Примечательно то, что когда Кунанбай упрекал Абая в том, что не различает где ценное, а где нет, что бросает деньги на ветер, что чересчур прост и простодушен, поход на ровное озеро, воды которого могут загрязнить и собаки, и скот, что не разбирает, кто ему друг, а кто враг, что не может держать секретов, что человек, который хочет повести за собой народ, не должен быть таким, что он льнёт к русским, то Абай ответил ему, что он считает нужным быть для всех полезным, что народ идёт за тем, кто делит с ним все тяготы и невзгоды, что для него самое дорогое — это знание и свет, а эти вещи находятся в руках у русских».

Мухтар Ауэзов приступил к работе над эпопеей “Путь Абая” в середине 30-годов ХХ века. Изучение эпопеи “Путь Абая” в историческом аспекте показывает, что автором была проделана огромная работа, определившая, безусловно, научно-познавательное значение этого произведения, явившегося для самого взыскательного читателя серьезным источником изучения прошлого Казахстана, воссозданного при всей исторической достоверности в ярких художественных образах.

Хронологически начало эпопеи относится к середине XIX века, когда в Среднем жузе была ликвидирована ханская власть, а вместе с ней произошло ущемление прав прежней правящей верхушки — султанов, считавшихся потомками Чингисхана. Эпопея “Путь Абая” дает возможность наглядно представить себе роль и значение господствующей верхушки феодально-родовой знати — наиболее влиятельных биев племени тобыкты: Кунанбая, представлявшего род иргиз-бай; Божея, влиятельного бия рода жигитек; Байсала, возглавлявшего крупный род котибак; Суюндика, стоявшего во главе рода бокенши, более бедного и малочисленного по сравнению с другими родами тобыкты; Каратая, главы рода кокше; Кулиншака — рода торгай.

Следует отметить, что названные бии родовых тобыкты как, впрочем, и подавляющее большинство других персонажей романа, — подлинные исторические личности. Их борьба с Кунанбаем за власть в племени тобыкты нашла свое отражение в архивных источниках.

Эпопея дает основание сделать вывод, что биями могли быть лишь представители феодально-родовой знати, зачастую их власть передавалась по наследству в рамках рода. Достаточно сказать, что предком Божея был бий жигитек Кенгирбай, а предком Кунанбая — бий Иргизбай, родоначальник иргизбаев.

Историзм эпопеи проявляется и в раскрытии отношения к женщине в романе “Путь Абая”. В условиях патриархально-феодального быта, которые описываются в эпопее, права женщины были ограничены, совершенно исключалось ее участие в общественной и государственной деятельности. Нормами казахского обычного права были узаконены такие обычаи, как калым (имущественная сделка между родителями жениха и невесты), аменгерство, многоженство и пр. Глава патриархальной семьи властвовал над женами и детьми. На примере многих женских судеб в романе показано, как девушка, будучи объектом купли-продажи между ее отцом и будущим мужем или его родителями, нередко против воли выдавалась замуж в другой род, становилась жесир (девушкой, за которую уплачен калым) не только мужа, а всего его рода. Эти патриархально-родовые традиции сохранили свою силу и во время Абая.

Перед читателями эпопеи проходит целая галерея женских образов, искалеченных человеческих судеб, принесенных в жертву патриархально-феодальному семейному обычному праву. Это трагедии юного Абая и Тогжан, Коримбалы и Оралбая, Умитей и Амира и др. Касаясь семейно-брачного права, Ауэзов поднимает тему борьбы за равноправие женщины. За этими краткими сведениями Ауэзову, умевшему глубоко проникать в описываемую им эпоху, раскрывалась трагедия степной жизни, жестокие феодальные устои которой особенно тяжело отражались на бесправном положении женщины, подавляли стремления молодежи к свободному решению своей личной судьбы. Такие детали, безусловно, сознательно собирались автором, так как, будучи как бы подсмотренными в жизни той далекой эпохи, они придавали особую убедительность и историческую достоверность повествованию. Писатель показывает далее сочувственное отношение Абая к Оралбаю и Коримбале, его поддержку и совет бежать в город под защиту русских законов, его бессилие помочь им иным путем в самой степи. Подобный художественный домысел совершенно закономерен, так как из хорошо известной биографии Абая можно привести ряд примеров поддержки, оказанной им казахским женщинам, боровшимся за свою свободу.

Тяжелая женская доля в полигамной семье, соответствующей нормам обычного права и шариата, по которому допускалось иметь четырех законных жен, нашла яркое отражение в романе. “Пять юрт стояло впереди. Это было многолюдное жилище двух младших жен Кунанбая — Улжан и Айгыз. Старшая — Кунке — жила в другом ауле.”. Четвертую жену, шестнадцатилетнюю Нурганым, Кунанбай приводит в дом уже глубоким стариком. Эпопея вводит в мир сложных взаимоотношений жен-соперниц. Так, во время ссоры жен Кунанбая — Улжан и Айгыз “казалось, два враждующих между собой аула готовились к бою”. Однако наряду с этим в романе нашло отражение и глубоко почтительное отношение к женщине, если она была старейшей в феодальной верхушке рода. Таким всеобщим уважением в племени тобыкты, как уже отмечалось, пользовалась мать Кунанбая Зере.

Историческое значение эпопея “Путь Абая” проявляется также и в том, что она содержит богатый материал для изучения этнографии казахов второй половины XIX века. Из романа вытекает, что весь быт казахского дореволюционного аула был полностью подчинен пастбищно-кочевому скотоводству, как преобладающей отрасли хозяйствования. Ауэзов особенно красочно воссоздал народные обычаи, свадебные обряды, народные празднества, связанные с рождением ребенка, поэтические картины молодежи в лунные ночи с песнями у качелей, в которых так ярко проявлялись музыкальность народа, любовь к поэзии, его духовный облик. Эпопея дает представление о похоронном ритуале, верованиях казахов.

Величие и могущество автора романа в том, что эпопея «Путь Абая» проявляется как единый, целый ансамбль различных сцен. Эти сцены изображают глубокие слои жизни. Многие герои романа рождают представление о казахском народе, о его сложной судьбе, высоких нравственных и духовных качествах. Это крупное произведение охватывает особенности нескольких жанров романистики — психологический, семейно-бытовой, социальный, философский и другие. Масштабы и многогранность образов и панорам, большое разнообразие людей и разноликость происходящих событий оживляют со всей сложностью и разнообразием то время, когда жил и творил Абай. Здесь очень уместны слова Чингиза Айтматова о том, что Мухтар Ауэзов со своим талантом, знаниями, мастерскому владению словом умеет всё, то есть является универсалом. Это мастерство сочетается с простотой и своеобразием. Его великая эпопея «Абай», пьесы и рассказы, повести — наследие высочайшего уровня. Мухтар Ауэзов рассказывает обо всём широкомасштабно, в густых красках, от всего сердца. Мухтар Ауэзов — это такой мир прекрасного, без которого сегодня нельзя представить прошлое и настоящее с их противоречиями, изменениями, историзмом и значением.

В заключение хочется сказать, что в романе-эпопее есть важный поэтический символ, с которым Мухтар Ауэзов сравнивает главного героя. Этот символ — дерево Чинара, которое выросло на каменистой земле и превратилось в большое старое дерево, которое своей кроной, подпирая небесную высь, как бы вопрошает о судьбе своих ростков, о смысле долголетней жизни. Мухтар Ауэзов в одной из своих статей об Абае подчёркивал, что великий акын является могучим карагачем казахской литературы, и большинство поколений казахских писателей, сидя под тенью его кроны, нашли своё спасение. По нашему мнению, Мухтар Ауэзов тоже один из тех, кто сидел под тенью этого карагача, самый талантливый и оставшийся в памяти народа как биограф великого Абая.

Литература:

1.      Мухтар Ауэзов. Мысли разных лет. — Алма-ата, 1961. С.56.

2.      Ауэзова Л. Исторические основы эпопеи “Путь Абая”. — Алма-Ата, 1969.

3.      Ауэзов М. О. Как я работал над романами “Абай” и “Путь Абая”. // В кн.: Ауэзов М. О. Абай Кунанбаев. Алма-Ата, 1967. С.360.

Основные термины (генерируются автоматически): казахский народ, роман, эпопея, казахская литература, историческое развитие, историческая достоверность, полувековая жизнь, главный герой, феодально-родовая знать, глава рода.


Похожие статьи

Роль батыров в сохранении целостности Казахского государства...

Вершина ее усеяна казахскими могилами, на надгробиях высечены многие родовые тамги.

Видная роль в развитии исторической науке суверенного Казахстана, в разработке приоритетных научных направлений принадлежит ученым Института истории и этнологии им. Ч...

Особенности формирования казахского дворянства

Поступательное развитие казахского народа опирается на его собственный социально-исторический опыт и культурный потенциал, накопленный в предшествующие эпохи. До середины ХІХ в...

Историографий анализ национально-освободительного движения...

В литературе их называют «национально-освободительными движениями».

Исторический очерк», в котором автор подробно остановился и на восстании Кенесары [3, с. 134].

Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, восстание, Россия, казахская знать, автор...

Золотая Орда — «падчерица» казахстанской историографии

Рассказать о прошлом моего народа стало главной целью жизни.

Если бы казахские канглы были потомками могульских Бекчиков, то, скорее всего, мы бы знали их под этим именем среди казахов.

Достоверность генеалогических схем казахских шежире достаточно высока и...

Отражение мировоззренческих основ суфизма в казахской...

Одними из важных познавательных источников исторического прошлого являются некрополи — захоронения.

К примеру, Западный Казахстан населяли роды, у

Жаксылыков А. Ж. Образы, мотивы и идеи с религиозной содержательностью в произведениях казахской литературы.

Проблемы изучения истории Казахстана в контексте мировой...

Объективные условия для становления и развития казахстанской исторической науки сложились во второй половине XX в. Стоит заметить, что ее формирование

Настоящий историк должен знать истину — народ, знающий свою историю никогда не будет побежден».

К вопросу об особенностях происхождения топонимов в истории...

быте, местах обитания и т. д. Например, название рода Қыпшақ — этнотопоним, означает наиболее древний род казахов; населенные пункты Алтай

Топоним Әулиекөл состоит из двух компонентов: арабского әулие — «святой» и казахского көл — «озеро», т. е. «святое озеро».

Категория художественного времени в литературе (на примере...)

Само жанрово-тематическое своеобразие, родовая сущность исторических романов

Типологической общностью также отличаются и судьбы главных героев исторических

В центре романа жизнь гениального зодчего Нажмиддина Бухары. Он вступает в сюжетное...

Исторические факты и художественные вымыслы в повести...

Жизнь и творчество поэта были изучены азербайджанскими, туркменскими, русскими

В истории мировой литературы имя Сайида Имодиддина Насими известно как поэта

Образ Насими в повести отличается от исторической личности. Эпизоды, связанные с его родом и...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Роль батыров в сохранении целостности Казахского государства...

Вершина ее усеяна казахскими могилами, на надгробиях высечены многие родовые тамги.

Видная роль в развитии исторической науке суверенного Казахстана, в разработке приоритетных научных направлений принадлежит ученым Института истории и этнологии им. Ч...

Особенности формирования казахского дворянства

Поступательное развитие казахского народа опирается на его собственный социально-исторический опыт и культурный потенциал, накопленный в предшествующие эпохи. До середины ХІХ в...

Историографий анализ национально-освободительного движения...

В литературе их называют «национально-освободительными движениями».

Исторический очерк», в котором автор подробно остановился и на восстании Кенесары [3, с. 134].

Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, восстание, Россия, казахская знать, автор...

Золотая Орда — «падчерица» казахстанской историографии

Рассказать о прошлом моего народа стало главной целью жизни.

Если бы казахские канглы были потомками могульских Бекчиков, то, скорее всего, мы бы знали их под этим именем среди казахов.

Достоверность генеалогических схем казахских шежире достаточно высока и...

Отражение мировоззренческих основ суфизма в казахской...

Одними из важных познавательных источников исторического прошлого являются некрополи — захоронения.

К примеру, Западный Казахстан населяли роды, у

Жаксылыков А. Ж. Образы, мотивы и идеи с религиозной содержательностью в произведениях казахской литературы.

Проблемы изучения истории Казахстана в контексте мировой...

Объективные условия для становления и развития казахстанской исторической науки сложились во второй половине XX в. Стоит заметить, что ее формирование

Настоящий историк должен знать истину — народ, знающий свою историю никогда не будет побежден».

К вопросу об особенностях происхождения топонимов в истории...

быте, местах обитания и т. д. Например, название рода Қыпшақ — этнотопоним, означает наиболее древний род казахов; населенные пункты Алтай

Топоним Әулиекөл состоит из двух компонентов: арабского әулие — «святой» и казахского көл — «озеро», т. е. «святое озеро».

Категория художественного времени в литературе (на примере...)

Само жанрово-тематическое своеобразие, родовая сущность исторических романов

Типологической общностью также отличаются и судьбы главных героев исторических

В центре романа жизнь гениального зодчего Нажмиддина Бухары. Он вступает в сюжетное...

Исторические факты и художественные вымыслы в повести...

Жизнь и творчество поэта были изучены азербайджанскими, туркменскими, русскими

В истории мировой литературы имя Сайида Имодиддина Насими известно как поэта

Образ Насими в повести отличается от исторической личности. Эпизоды, связанные с его родом и...

Задать вопрос