Взаимодействие органов власти и СРО в сфере рекламы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №6 (65) май-1 2014 г.

Дата публикации: 03.05.2014

Статья просмотрена: 444 раза

Библиографическое описание:

Дегтярева, А. В. Взаимодействие органов власти и СРО в сфере рекламы / А. В. Дегтярева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 6 (65). — С. 550-551. — URL: https://moluch.ru/archive/65/10767/ (дата обращения: 20.04.2024).

Статья посвящена рассмотрению особенностей регулирования в сфере рекламы. Анализируется зарубежный опыт в организации взаимодействия власти, СРО в сфере регулирования рекламы. А также рассматривается возможность развития СРО в сфере рекламы в России.

Ключевые слова: реклама, саморегулируемая организация, власть, бизнес-сообщество, контроль, регулирование.

The article considers specific aspects of regulation in advertising. The analysis of foreign experience in organization of government, self-regulatory and non-governmental organizations relations in advertising is performed. The possibility of self-regulatory organizations development in advertising in Russia is studied.

Key words: advertising, self-regulatory organization, governement, business community, control, regulation.

На современном этапе социально-экономического развития России важнейшей перспективой является взаимодействие государства, бизнеса и общества. Чем выше эффективность взаимодействия государства и представителей бизнеса (в том числе через саморегулируемые организации), тем более положительное влияние оно оказывает на благосостояние общества в целом. Поэтому так важен поиск возможных взаимовыгодных направлений как для государства, так и для бизнеса. [1]

Взаимодействие власти, бизнеса (в т. ч. через СРО) и общественных объединений становится все более актуальным в современных условиях. В сфере рекламы не исключение.

Важность контроля в сфере рекламы растет пропорционально росту рекламного рынка в стране и силе его влияния на жизнедеятельность общества. Так, по мнению И. Я. Рожкова реклама в России уже сейчас приобрела большое значение для функционирования общества, а значит, проблема контроля встала наиболее остро.

В последние годы в российской практике назрела необходимость дополнения государственного контроля в сфере рекламы контролем со стороны СРО и общественных объединений.

Государство просто не может обеспечить детального повсеместного контроля за исполнением всех норм и требований, предъявляемых к рекламе. Реализация требует огромных финансовых расходов и привлечение кадровых ресурсов. В связи с этим, у государства возникает интерес в передачи части функций контроля в сфере рекламы организациям саморегулирования и общественным объединениям.

С точки зрения международной практики системе саморегулирования в рекламной деятельности придается весьма существенное значение, что объясняется традиционным наличием в развитых странах институтов, образованных и функционирующих в условиях достаточно зрелого гражданского общества.

Рекламные объединения, существующие во всем мире, первостепенно сосредоточивают свои усилия на разработке стандартов рекламной деятельности, определении этических норм рекламных кампаний, выполнении арбитражных функций в случае нарушения этики рекламного бизнеса.

Как полагает С. Ф. Богацкая, в систему саморегулирования рекламы в развитых странах входят шесть составляющих:

1)     разработанные этические стандарты (общие и отраслевые);

2)     информирование и признание установленных правил большинством субъектов рекламного рынка;

3)     саморегулируемые независимые организации,

4)     консультации в целях предупреждения нарушений;

5)     система мониторинга;

6)     меры воздействия на нарушителей. [2]

Такой значительный спектр элементов позволяет сделать систему саморегулирования эффективно действующей и позволяющей решать возложенные на нее задачи.

Достоинством саморегулируемых организаций в западных странах является и то, что развитость СРО позволяет государству осуществлять контроль не за каждым профессиональным участником рынка, а за СРО, которые обеспечивают соблюдение их членами правил поведения на рынке.

Интерес также и опыт Японии, он показывает, что большая часть правовых норм в области рекламы устанавливается именно саморегулируемыми организациями. И они, представляется, получают весьма конкретное отражение, в том числе в виде ограничений-самообязательств. Так, одна из организаций ввела норму, согласно которой в рекламе пива и алкоголя должна содержаться фраза «Лицам до 20 лет не рекомендуется». Как видно из опыта Японии, самоограничительная практика под давлением общественного мнения получает небывалый размах и весьма эффективна в деятельности рекламной индустрии [3]

В России же СРО развиты недостаточно и не повсеместно. Не во всех субъектах РФ имеется СРО в сфере рекламы. Но вопрос о необходимости их создания поднимается.

Так, например, в городе Обнинск Калужской области прошла встреча за «круглым столом» представителей власти, бизнеса и общества на тему «Реклама: власть, бизнес, общество».

На нем было высказано предложение руководителя Калужского УФАС России Игоря Баранова по поводу создания СРО в сфере рекламы: «Для эффективного функционирования и развития правоотношений в сфере рекламной деятельности участникам рекламного рынка на территории Калужской области необходимо создать саморегулируемую организацию, которая предусмотрена как действующим законодательством, так и существующей практикой. Никто кроме них так хорошо не знает проблемы этого направления бизнеса, поэтому они сами должны установить действующие правила партнерства и взаимоотношений, как между собой, так и между участниками рынка рекламы и органами государственной власти». [4]

Действительно, создание СРО может помочь решить ряд проблем, встающих перед государством в процессе регулирования данной сферы.

Потребность развития и функционирования института саморегулирования в рекламе обусловлена общей концепцией перспективного развития общественных отношений с учетом особенностей действующей экономической формации.

Внедрение механизма саморегулирования предполагает передачу части контрольных функций на уровень саморегулируемых организаций, объединяющих профессиональных участников рекламного рынка.

Говоря о саморегулировании, стоит особо подчеркнуть, что сообщества профессионалов освобождают государство от выполнения ряда функций, «разгружают» государственные органы (а именно, Федеральную антимонопольную службу России и ее территориальные органы управления). Кроме того, это позволяет поднять на высокий профессиональный уровень применяемые методы воздействия, действовать на перспективу, пользуясь авторитетом и методами убеждения взамен неэффективного применения юридической ответственности.

При этом, стоит отметить, что саморегулируемая организация должна действовать не обособленно от государственного регулирования, а в тандеме, дополняя и конкретизируя установленные законом правила и формируя практику их применения.

Сейчас, взаимодействие органов государственной власти и саморегулируемых организаций проявляется в совместной работе над проектами законов, обращениях государственных органов к органам саморегулирования в целях мониторинга, контроля, экспертизы и оценки рекламы, в участии органов саморегулирования в разрешении споров. В основном все это реализуется сейчас на федеральном уровне, но не на уровне субъектов РФ.

Для успешного взаимодействия ФАС Росии, ее территориальных органов и представителей рекламы необходимо создание СРО в субъектах РФ. Но переход от чисто административного к в некоторой степени к саморегулируемому должен происходить постепенно.

В настоящее время в России система саморегулирования, в том числе в сфере рекламы, все еще находится в стадии организационного становления.

Пока попытки немедленного перенесения в России основного акцента в регулировании рекламной деятельности с правовых норм на нормы, вырабатываемые органами саморегулирования, не дают желаемого результата. Но в долгосрочной перспективе по мере формирования гражданского общества такой переход представляется оправданным.

Литература:

1.                 Бутова Т. В., Рагулина Ю. В. Теория и практика взаимодействия бизнеса и властных структур. — М.: КноРус, 2013.

2.                 Кирилловых А. А.. Реклама и рекламная деятельность: проблемы правового регулирования, — М.: Деловой двор, 2013

3.                 Минбалеев А. В. Правовое регулирование рекламы в Японии // Реклама и право. 2009. N 1.

4.                 Портал региональных новостей в сфере антимонопольного регулирования URL: http://www.regionfas.ru/51/17249

Основные термины (генерируются автоматически): сфера рекламы, Россия, рекламная деятельность, рекламный рынок, саморегулируемая организация, система саморегулирования, государственная власть, Калужская область, опыт Японии, орган саморегулирования.


Похожие статьи

Компетентность саморегулируемых предпринимательских...

Саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях саморегулирования

Государственным органам создание саморегулируемых организаций позволит существенно снизить затраты на регулирование деятельности ряда...

Государственное регулирование рынка наружной рекламы...

Согласно Закону Самарской области от 29.12.2014 № 134-ГД «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории...

К вопросу о правовом регулировании рекламной деятельности

Правовые отношения в сфере рекламной деятельности регулируются с помощью законодательных актов.

3. Саморегулирование — представляет собой особый вид регулирования рекламы, осуществляемый со стороны её производителей.

Современные подходы к организации PR-деятельности в сфере...

- защиту интересов членов Ассоциации в отношениях с органами государственной власти, рекламными агентствами, СМИ, широкой общественностью; - содействие становлению и развитию эффективной системы саморегулирования PR-деятельности в России.

К вопросу о соотношении саморегулирования...

государственное регулирование, Российская Федерация, саморегулируемая организация, предпринимательская деятельность, саморегулирование, исполнительная власть, административная реформа...

Институт саморегулирования строительной отрасли в РФ...

До 01.07.2017 определен переходный период для саморегулируемых организаций в области строительства и их членов. Далее в таблице № 1 приводятся ключевые этапы реорганизации системы саморегулирования в строительстве [5].

Взаимодействие участников рынка саморегулирования...

Саморегулируемые организации (СРО). СРО стали ядром для формирования новой системы, деятельность организаций обусловлена функционированием всего механизма саморегулирования в целом.

Проблемы взаимодействия исполнительных органов...

Взаимодействие исполнительных органов государственной власти с территориальными саморегулируемыми организациями в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее — ЖКХ) возможно [5, с. 46]

Похожие статьи

Компетентность саморегулируемых предпринимательских...

Саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях саморегулирования

Государственным органам создание саморегулируемых организаций позволит существенно снизить затраты на регулирование деятельности ряда...

Государственное регулирование рынка наружной рекламы...

Согласно Закону Самарской области от 29.12.2014 № 134-ГД «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории...

К вопросу о правовом регулировании рекламной деятельности

Правовые отношения в сфере рекламной деятельности регулируются с помощью законодательных актов.

3. Саморегулирование — представляет собой особый вид регулирования рекламы, осуществляемый со стороны её производителей.

Современные подходы к организации PR-деятельности в сфере...

- защиту интересов членов Ассоциации в отношениях с органами государственной власти, рекламными агентствами, СМИ, широкой общественностью; - содействие становлению и развитию эффективной системы саморегулирования PR-деятельности в России.

К вопросу о соотношении саморегулирования...

государственное регулирование, Российская Федерация, саморегулируемая организация, предпринимательская деятельность, саморегулирование, исполнительная власть, административная реформа...

Институт саморегулирования строительной отрасли в РФ...

До 01.07.2017 определен переходный период для саморегулируемых организаций в области строительства и их членов. Далее в таблице № 1 приводятся ключевые этапы реорганизации системы саморегулирования в строительстве [5].

Взаимодействие участников рынка саморегулирования...

Саморегулируемые организации (СРО). СРО стали ядром для формирования новой системы, деятельность организаций обусловлена функционированием всего механизма саморегулирования в целом.

Проблемы взаимодействия исполнительных органов...

Взаимодействие исполнительных органов государственной власти с территориальными саморегулируемыми организациями в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее — ЖКХ) возможно [5, с. 46]

Задать вопрос