Авторы: Ларионова Светлана Михайловна, Федоров Александр Федорович

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №6 (65) май-1 2014 г.

Дата публикации: 30.04.2014

Статья просмотрена: 254 раза

Библиографическое описание:

Ларионова С. М., Федоров А. Ф. Проблема оценки эффективности психологов уголовно-исполнительных инспекций ФСИН // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 809-811.

Психологическая служба в уголовно исполнительных инспекциях (далее УИИ) — это централизованно управляемая организационная система, состоящая из структурных подразделений и должностей специалистов, осуществляющих целенаправленную работу по обеспечению деятельности в органах уголовного наказания [2].

Служба в пенитенциарной системе характеризуется экстремальными условиями: постоянный контакт с осужденными, готовность к применению специфических средств воздействия и др. Все эти условия оказывают большое влияние на результаты профессиональной деятельности. Все сотрудники, пройдя психологический отбор, являются потенциально готовыми к труду в особых условиях, однако в реальности они показывают разный уровень эффективности в работе [2].

В настоящее время в уголовно — исполнительной системе (УИС) проходит процесс реформирования. Одна из главных задач концепции развития УИС — повышение эффективности работы учреждений и органов исполнения наказания [1].

Говоря об оценке эффективности деятельности психологов уголовно-исполнительных инспекций, необходимо отметить, что в настоящее время нет четко разработанных критериев. Их отсутствие затрудняет объективную оценку деятельности в процессе контроля. В то же время оценка работы связана с учетом работы психологов уголовно-исполнительных инспекций (УИИ). Хорошо поставленный учет в значительной степени обеспечивает объективность оценки, а наличие обоснованного выбора позволяет определить эффективные показатели учета. Не умея правильно оценить реальные результаты деятельности, невозможно судить о полной мере эффективности функционирования деятельности сотрудников УИИ.

Оценка эффективности деятельности психологов производится, как правило, субъективно. На наш взгляд, это имеет место по двум причинам: из-за отсутствия четких критериев и из-за непонимания всей важности такой оценки.

Основная её цель — изучить, проанализировать и выяснить реальное состояние дел с тем, как служба реализует свои задачи. Вторая цель — изучить причины, почему выполнение задач достигает того или иного качества. Таким образом, оценка эффективности деятельности — это не только способ оценить действия сотрудников ФСИН, качество их работы, но и необходимая основа управления, разработки адекватных и актуальных приоритетов, разумного расходования ресурсов, программ взаимодействия с другими государственными структурами.

По структуре деятельности уголовно-исполнительных инспекций можно выделить 3 уровня эффективности.

1.            Уровень общей эффективности деятельности УИИ. Он связан с управлением основными элементами. Оценкой эффективности здесь выступают стратегические вопросы функционирования УИИ, позволяющие эффективно выполнять свою роль в общем государственном механизме. Критерии этого уровня — это критерии оценки эффективности управления УИИ.

2.            Уровень специальной эффективности связать с деятельностью субъектов управления и их влияние на организацию функционирования подчиненных звеньев, реализующие конкретные виды служебной деятельности. Критериями этого уровня — это критерии оценки эффективности управления служебной деятельности и результатов ее реализации.

3.            Уровень конкретной эффективности связан с деятельностью отдельных сотрудников, реализующих возложенные на них функции. На этом уровне основными элементами оценки являются, с одной стороны, организация труда личного состава, его навыки, умения, ценностные ориентации и установки по поводу своей деятельности и ее результатов, с другой стороны, непосредственные результаты единичной предметной деятельности конкретного психолога УИИ. Критерии этого уровня — это критерии оценки эффективности управления людьми и результаты их предметной деятельности.

Каждый из этих уровней взаимосвязан и взаимозависим. В нашем же исследовании мы обращаем внимание на третий уровень, то есть на эффективность деятельности отдельных сотрудников.

Целью нашей работы явилось рассмотреть особенности работы психологов УИИ и выявить критерии эффективности, наиболее важные и приоритетные для данного вида деятельности.

Для реализации данной цели нами были сформированы критерии на базе концепции Н. В. Кузьминой, которые были разделены на следующие компоненты деятельности: гностический, проективный, конструктивный, коммуникативный и организаторский.

1.         Гностический компонент (от греч. gnosis — познание) относится к сфере знаний психолога. Речь идет не только о знаниях в области своей деятельности, но и о знаниях способов коммуникации, психологических особенностей, а также о самопознании (собственной личности и деятельности).

2.         Проектировочный компонент включает в себя представления о перспективных задачах, а также о стратегиях и способах их достижения.

3.         Конструктивный компонент — это особенности конструирования психологом собственной деятельности и активности своих коллег и подчиненных.

4.         Коммуникативный компонент включает в себя особенности коммуникативной деятельности психолога, специфику его взаимодействия с сотрудниками.

5.         Организаторский компонент — это система сотрудников организовать собственную деятельность, а также активность своих подчиненных по службе.

Комплекс критериев, который разбит на данные компоненты, оценивает непосредственную работу психологов уголовно-исполнительных инспекций. Данный комплекс помог выявить, какие критерии являются наиболее важными и актуальными у сотрудников.

Исследование проводилось на базе учреждений центрального федерального округа России. Количество испытуемых составило 120 человек. Им предлагалось выделить, какие из критериев для них являются важными, и реальны ли они на практике. Для этого была проведена методика самооценки приоритетных направлений основных компонентов деятельности психолога УИИ.

В исследовании мы рассмотрели и проанализировали результаты по трем компонентам: гностическому, который представляет собой систему знаний и умений, составляющих основу профессиональной деятельности; коммуникативному — обмен информацией и опытом между сотрудниками, персоналом; и организаторскому, т. е. организация своего рабочего пространства, своих подчиненных и осужденных, по двум оставшимся компонентам — проектировочному и конструктивному результаты были на равных соотношениях «важно-реально».

Результаты показали следующее. Гностический компонент: для 65 % сотрудников важно пристально изучать опыт своих коллег, но реально это сделать лишь для 50 % опрошенных; изучать нормативно — правовую базу важно для 48 %, а реально лишь для 27 % испытуемых. Коммуникативный компонент: интересоваться внутренним миром осужденных важно для 67 %, а реально для 57 %; помогать в проведении воспитательных мероприятий важно для 73 % сотрудников, а реально на практике лишь для 60 %; строить целесообразные отношения с осужденными, родственниками важно для 85 %, а реально лишь для 13 % опрошенных. Организационный компонент: использовать многообразие наглядности и технических средств важно для 63 %, а реально для 50 % испытуемых, организовывать предупреждения преступных нарушений важно для 50 % сотрудников, а реально для 36 %. Результаты по данному исследованию представлены на рисунках 1,2 и 3, где в столбцах «важно» отражен процент испытуемых, для которых важны данные критерии, а в столбцах «реально» — реальны ли те же самые критерии на практике.

Рис. 1. Гностический компонент

Рис. 2. Коммуникативный компонент

Рис. 3. Организационный компонент

Посмотрев на результаты исследования, мы приходим к выводу, что многие критерии в комплексе различных компонентов очень важны для эффективной деятельности, но на практике их выполнение становится нереальным.

Таким образом, проблема выработки критериев оценки эффективности деятельности сотрудников УИИ связана не только с выделением критериев, которые могли бы полно и всесторонне оценить содержание данной деятельности, но и с разработкой методологии, позволяющей сделать те, наиболее важные и приоритетные в эффективности деятельности критерии действительно реально осуществимыми на практике.

Литература:

1.                  Концепция развития уголовно исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. Распоряжение Правительства РФ от 14 октября 2010 г.

2.                  Указ Правительства Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314 Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний.

Основные термины (генерируются автоматически): эффективности деятельности, оценки эффективности, психологов уголовно-исполнительных инспекций, критерии оценки эффективности, эффективности деятельности психологов, оценки эффективности управления, профессиональной деятельности, деятельности сотрудников УИИ, Коммуникативный компонент, эффективности деятельности УИИ, деятельности психолога, эффективности функционирования деятельности, оценке эффективности деятельности, эффективности деятельности сотрудников, Оценка эффективности деятельности, предметной деятельности, служебной деятельности, оценки эффективности психологов, Гностический компонент, в эффективности деятельности критерии.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос