Методы снижения оксидов азота в продуктах сгорания твердого топлива | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Жолбарысов, И. А. Методы снижения оксидов азота в продуктах сгорания твердого топлива / И. А. Жолбарысов, О. А. Степанова, М. В. Ермоленко, А. Д. Золотов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 6 (65). — С. 157-161. — URL: https://moluch.ru/archive/65/10701/ (дата обращения: 16.12.2024).

В данной статье рассматривается зависимость выбросов  от способа сжигания топлива. Произведен сравнительный анализ работы котлов при сжигании в кипящем слое и при обычном слоевом сжигании (с неподвижной колосниковой решеткой) твердого топлива.

Ключевые слова: топливо, уголь, кипящий слой, слоевая топка, оксиды азота.

В современном мире большое внимание уделяется состоянию окружающей среды и её защите. Одним из важных факторов, влияющих на окружающую среду, является качество атмосферного воздуха. [1, с. 3].

Для Республики Казахстан проблемы загрязнения атмосферного воздуха были и остаются актуальными. Выбросы в атмосферу вредных веществ от стационарных источников составляют порядка 2,4 млн.тонн/год (таблица 1), транспортные выбросы превышают 1 млн.тонн/год. Сегодня порядка 5 млн. жителей Казахстана проживают в условиях загрязненного атмосферного воздуха, при этом не менее 2 млн. — в условиях крайне высокого уровня загрязнения. Кроме того, особенности планировки населенных пунктов, связанные в первую очередь с тем, что многие города и поселки формировались как спутники крупных промышленных объектов, часто приводят к неизбежному загрязнению атмосферы городов промышленными выбросами [2]. В городе Семей Восточно-Казахстанской области объем промышленных выбросов в атмосферу увеличивается за счет выбросов котельных ГКП «Теплокоммунэнерго», ТЭЦ-1, ТОО «Силикат». Существенный вклад в увеличение объемов выбросов вносит использование угля Каражыринского месторождения. По данным отдела Статистики [3] состояние среднемесячной концентрации оксида азота за 2013 г. по городу Семей представлено на рисунке 1. Среди загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу с антропогенными выбросами от промышленности, электростанций, оксиды азота относятся к наиболее опасным. Они образуются в процессе сгорания органического топлива при высоких температурах в виде оксидов азота (), которые трансформируются в диоксид азота  [4].

Таблица 1

Выброcы в атмосферу загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников

Регион

2013 год, тыс. тонн

1

Акмолинская область

136,89

2

Актюбинская область

123,89

3

Алматинская область

133,06

4

Атырауская область

64,33

5

Западно-Казахстанская область

140,05

6

Жамбылская область

40,68

7

Карагандинская область

62,13

8

Костанайская область

641,4

9

Кызылординская область

31,12

10

Мангистауская область

100,55

11

Южно-Казахстанская область

64,15

12

Павлодарская область

675,93

13

Северо-Казахстанская область

75,71

14

Восточно-Казахстанская область

48,56

15

г. Астана

64,88

16

г. Алматы

12,08

Рис. 1. Среднемесячная концентрация оксида азота за 2013 г. в городе Семей, ВКО

Основными источниками выбросов на ТЭЦ-1 являются пять дымовых труб: три дымовых трубы высотой 30 м от трех котлов ЛМЗ-40; одна труба высотой 30 м от двух котлов ТП-35У и одна труба, имеющая высоту 78 м, является источником выброса от котла БКЗ-75–39ФБ. В целом на ТЭЦ-1 имеется 11 организованных и 12 неорганизованных источников загрязнения атмосферы.

Целью данной работы является сравнительный анализ содержания оксидов азота в продуктах сгорания котлов на твердом топливе при слоевом сжигании и сжигании в кипящем слое.

На Семипалатинской ТЭЦ-1 используется каменный уголь разреза Каражыра, который в основном сжигается слоевым способом.

Слоевой способ сжигания твердого топлива, как правило, применяется для сжигания крупнофракционного и кускового топлива, находящегося на колосниковой решетке, сквозь слой которого продувается воздух. Широко применяется в котлах малой и средней мощности. Он обеспечивает высокую стабильность горения в широком диапазоне форсировок от 150 до 350 кВт/м3. Вместе с тем, данный способ сжигания имеет известные недостатки:

-          низкая надежность оборудования (колосникового полотна, забрасывателей).

-          обеспечение проектной эффективности сжигания только при работе на сортированном угле фракции (62÷4) мм.

Плотный слой мелких частиц плохо продувается воздухом, поэтому процесс горения приобретает «кратерный» характер. Мелкие частицы уносятся с газами, а уголь, расположенный между кратерами, практически не сгорает и удаляется со шлаком. Доля несгоревшего топлива (механический недожог) при этом доходит до (30÷40) % [5].

Для уменьшения выбросов оксидов рассматривается технология сжигания топлива в кипящем слое. Технология сжигания угля в кипящем слое — это технология, обеспечивающая интенсивное горение практически любых видов твердого топлива над решеткой в кипящем слое (псевдоожиженное состояние).

Применение этой технологии позволяет обеспечить эффективное сжигание твердых топлив, которые не удается сжигать в обычных топках, существенно уменьшить выбросы оксидов азота, полностью механизировать и автоматизировать отопительные и паровые котельные на твердом топливе, получить золу и шлак, почти не содержащие горючих частиц, которые можно использовать в качестве строительного материала [6, с. 59–62, 7, с. 41–43].

Экспериментальные исследования проводились при различных значениях производительности котельных агрегатов. Результаты исследований показали, что в зависимости содержания  от производительности котла в кипящем слое наблюдается более эффективное уменьшение выброса оксида азота, чем при слоевом способе сжигании (рисунок 2).

Рис. 2. Зависимость содержания  от производительности котла при различных способах сжигания топлива

В результате математической обработки получены следующие уравнения для определения содержания оксидов азота в продуктах сгорания:

-          для кипящего слоя (с добавлением песок+известь) содержание , мг/м3:

,                                                                                               (1)

где  — производительность котла, %;

-       для кипящего слоя (с добавлением песка) содержание , мг/м3:

;                                                                                                   (2)

-       для слоевого сжигания содержание , мг/м3:

.                                                                                                 (3)

При рассмотрении температуры слоя, полученные результаты исследований представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Изменение температуры слоя топлива при различных способах сжигания

В результате математической обработки получены уравнения для определения значения температуры слоя при различных способах сжигания:

-       для кипящего слоя (с добавлением песок+известь) температура , К:

;                                                                                                     (4)

-       для кипящего слоя (с добавлением песка) температура , К:

;                                                                                                     (5)

-       для слоевого сжигания температура , К:

.                                                                                                     (6)

Во всех случаях коэффициенты детерминации находятся в допустимых пределах.

По полученным результатам исследований можно сделать вывод, что, выбросы оксидов азота при одних и тех же значениях производительности котла меньше при сжигании топлива в кипящем слое, чем при сжигании в слоевых топках. На это влияет то, что сжигание осуществляется при более низких и равномерных температурах, а хорошее перемешивание обеспечивает невысокий избыток воздуха.

Литература:

1.         Плешанов К. А. «Разработка и исследование способа сжигания топлив с умеренным контролируемым химическим недожогом»: авт.... дис. на соискание ученой степени канд. техн. наук: — Москва, 2010. — 20 с.

2.         Серия публикации ПРООН Казахстан № UNDPKAZ06 «Окружающая среда и устойчивое развитие в Казахстане». [Электронный ресурс] — Режим доступа. — www.undp.kz/library_of_publications/files/2147–30783.pdf (дата обращения 20.04.2014)

3.         Экологический бюллетень о состоянии окружающей среды Республики Казахстан. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://ecokomitet.kz/ecokomitet/index.php?option=com_content&view=article&id=103&Itemid=195&lang=ru (дата обращения 20.04.2014)

4.         Безуглая Э. Ю., Смирнова И. В. Оксиды азота. Диоксид серы. Оксид углерода. 07.01.2011 г. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.sir35.ru/Oksidi-azota.-Dioksid-seri.-Oksid-ugleroda.html (дата обращения 20.04.2014)

5.         Технология сжигания низкосортных углей [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://promeng.spb.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=86&-Itemid=73 (дата обращения 20.04.2014)

6.         Процан А., Ермоленко М., Степанова О., Абдуллин М. Исследование процесса горения угля в кипящем слое. Материали за 9-а международна научна практична конференция, «Бъдещите изследвания», — 2013. Том 29. Технологии. София. «Бял ГРАД-БГ» ООД — с. 59–62.

7.         Мусатаев Е., Ермоленко М., Степанова О., Абдуллин М. Исследование состава уходящих газов при сжигании угля в кипящем слое. Materiały IX Międzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Strategiczne pytania światowej nauki — 2013» Volume 29. Techniczne nauki.: Przemyśl. Nauka i studia — str. 41–43.

Основные термины (генерируются автоматически): кипящий слой, твердое топливо, город Семей, производительность котла, слоевое сжигание, восточно-казахстанская область, выброс оксидов азота, математическая обработка, слоевой способ, среднемесячная концентрация оксида азота.


Ключевые слова

топливо, уголь, кипящий слой, слоевая топка, оксиды азота., оксиды азота

Похожие статьи

Теоретические расчеты содержания оксидов азота в цилиндре дизеля

В работе приводятся результаты теоретических расчетов оксидов азота, в цилиндре дизеля с воздушным охлаждением при работе на дизельном топливе (ДТ) и на метаноле с двойной системой топливоподачи (ДСТ) при различных вариациях углов опережения впрыскив...

Влияние применения метаноло-топливной эмульсии на массовую концентрацию оксидов азота в отработавших газах 4Ч 11,0/12,5 в зависимости от нагрузки на номинальной частоте вращения

В данной статье рассмотрены аспекты применения метаноло-топливных эмульсий как моторного топлива в дизельных двигателях. Рассмотрены токсические показатели в зависимости от изменения нагрузки на режиме номинальной частоты вращения.

Влияние воды на изнашивание топливной аппаратуры

В статье приводится информация об особенностях загрязнений системы питания дизельных двигателей, а также о количестве накоплений этих загрязнений в полостях и баках топливной аппаратуры в условиях эксплуатации.

Влияние применения метаноло-топливной эмульсии на массовую концентрацию оксидов азота в отработавших газах 4Ч 11,0/12,5 в зависимости от нагрузки на частоте вращения максимального крутящего момента

В данной статье рассмотрены аспекты применения метаноло-топливных эмульсий как моторного топлива в дизельных двигателях. Рассмотрены токсические показатели в зависимости от изменения нагрузки на режиме максимального крутящего момента.

Исследование дымности отработавших газов дизелей при работе на альтернативном топливе

В работе приводятся результаты изменения дымности отработавших газов дизеля 2Ч 10,5/12 выполненных по результатам экспериментальных данных при работе на метаноле с двойной системой топливоподачи.

Анализ эффективности работы котлов на жидком и твердом топливе

В статье рассматриваются вопросы эффективности сжигания мазута и угля в котлах одинаковой производительности. Представлены результаты по определению потерь теплоты с уходящими газами и через ограждающие поверхности котельного агрегата в зависимости о...

Исследование влияния подачи воздуха на потери котельного агрегата

В статье рассматривается влияние подачи воздуха на величину механических потерь и содержание горючих в уносе.

Устройство для восстановления геометрии уплотнительного конуса топливопроводов высокого давления ДВС автомобилей

Годовой расход топлива автомобилем складывается из количества топлива использованного для обеспечения работы двигателя и потерь топлива в виде проливов и утечек. Одной из причин утечки топлива является потеря герметичности в элементах топливной систе...

Аспекты получения активных углей на Ново-ангренской тепловой электрической станции

В статье рассматриваются перспективные технологии производства активированного угля на тепловых электрических станциях. Предлагаемая технология активирования реализуется при предварительном отделении мелких частиц исходного угля с выводом их на основ...

Исследование мощностных и топливно-экологических параметров двигателя при работе на спиртосодержащем топливе

В данной статье было проведено исследование влияния спиртосодержащих добавок к топливу на мощностные и топливно-экономические параметры работы автомобильного двигателя. Была проведена оценка снижения эмиссии токсичных компонентов в отработавших газах...

Похожие статьи

Теоретические расчеты содержания оксидов азота в цилиндре дизеля

В работе приводятся результаты теоретических расчетов оксидов азота, в цилиндре дизеля с воздушным охлаждением при работе на дизельном топливе (ДТ) и на метаноле с двойной системой топливоподачи (ДСТ) при различных вариациях углов опережения впрыскив...

Влияние применения метаноло-топливной эмульсии на массовую концентрацию оксидов азота в отработавших газах 4Ч 11,0/12,5 в зависимости от нагрузки на номинальной частоте вращения

В данной статье рассмотрены аспекты применения метаноло-топливных эмульсий как моторного топлива в дизельных двигателях. Рассмотрены токсические показатели в зависимости от изменения нагрузки на режиме номинальной частоты вращения.

Влияние воды на изнашивание топливной аппаратуры

В статье приводится информация об особенностях загрязнений системы питания дизельных двигателей, а также о количестве накоплений этих загрязнений в полостях и баках топливной аппаратуры в условиях эксплуатации.

Влияние применения метаноло-топливной эмульсии на массовую концентрацию оксидов азота в отработавших газах 4Ч 11,0/12,5 в зависимости от нагрузки на частоте вращения максимального крутящего момента

В данной статье рассмотрены аспекты применения метаноло-топливных эмульсий как моторного топлива в дизельных двигателях. Рассмотрены токсические показатели в зависимости от изменения нагрузки на режиме максимального крутящего момента.

Исследование дымности отработавших газов дизелей при работе на альтернативном топливе

В работе приводятся результаты изменения дымности отработавших газов дизеля 2Ч 10,5/12 выполненных по результатам экспериментальных данных при работе на метаноле с двойной системой топливоподачи.

Анализ эффективности работы котлов на жидком и твердом топливе

В статье рассматриваются вопросы эффективности сжигания мазута и угля в котлах одинаковой производительности. Представлены результаты по определению потерь теплоты с уходящими газами и через ограждающие поверхности котельного агрегата в зависимости о...

Исследование влияния подачи воздуха на потери котельного агрегата

В статье рассматривается влияние подачи воздуха на величину механических потерь и содержание горючих в уносе.

Устройство для восстановления геометрии уплотнительного конуса топливопроводов высокого давления ДВС автомобилей

Годовой расход топлива автомобилем складывается из количества топлива использованного для обеспечения работы двигателя и потерь топлива в виде проливов и утечек. Одной из причин утечки топлива является потеря герметичности в элементах топливной систе...

Аспекты получения активных углей на Ново-ангренской тепловой электрической станции

В статье рассматриваются перспективные технологии производства активированного угля на тепловых электрических станциях. Предлагаемая технология активирования реализуется при предварительном отделении мелких частиц исходного угля с выводом их на основ...

Исследование мощностных и топливно-экологических параметров двигателя при работе на спиртосодержащем топливе

В данной статье было проведено исследование влияния спиртосодержащих добавок к топливу на мощностные и топливно-экономические параметры работы автомобильного двигателя. Была проведена оценка снижения эмиссии токсичных компонентов в отработавших газах...

Задать вопрос