Актуальные вопросы формирования культуры безопасности жизнедеятельности старшеклассников в условиях современной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (64) апрель-2 2014 г.

Дата публикации: 15.04.2014

Статья просмотрена: 1265 раз

Библиографическое описание:

Филипчук, А. В. Актуальные вопросы формирования культуры безопасности жизнедеятельности старшеклассников в условиях современной школы / А. В. Филипчук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 5 (64). — С. 567-569. — URL: https://moluch.ru/archive/64/10346/ (дата обращения: 19.04.2024).

Современный уровень развития общества характеризуется не только достижениями в различных областях науки и техники, но и резким ростом различных чрезвычайных ситуаций как природного, так и техногенного характера. Если природные катастрофы человечество еще не научилось предотвращать, то техногенные аварии в основном результат антропогенного воздействия. Перед обществом с наибольшей актуальностью встает вопрос безопасности, а формирование культуры безопасности населения стало приоритетной задачей.

Социальным институтом, призванным решить эту задачу является школа. В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гл.5 ст. 48 педагогические работники обязаны «развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность... формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни». Инструментом, способным реализовать заказ общества на формирование личности безопасного типа должен стать предмет «ОБЖ». Именно ему отводится главная роль в обучении безопасности жизнедеятельности современных школьников в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования от 17 мая 2012 года № 413. В пункте 9.5 раздела II говорится о том, что результаты освоения базового курса «Основы безопасности жизнедеятельности» должны отражать сформированность у школьников представлений о культуре безопасности жизнедеятельности [3]. В программе по основам безопасности жизнедеятельности для учеников 5–11 классов общеобразовательных организаций указано на то, что формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей. Основная роль в формировании культуры безопасности жизнедеятельности старшеклассников в школе принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».

К сожалению, при реализации задач, поставленных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом, возникает ряд проблемных вопросов. Во-первых, нет четкого единого понимания и определения самого понятия «культура безопасности жизнедеятельности школьника». Во-вторых, учебным планом для основной школы изучение предмета ОБЖ предусмотрено на этапе обучения в 7–9 классах, а в 10 и 11 классах он включен лишь в вариативную часть. Таким образом, в базисном плане курсу ОБЖ отводится весьма скромное место. В тоже время новым ФГОС прописаны весьма высокие требования к уровню знаний и умений учащихся [4]. Возникает противоречие между требованиями ФГОС и образовательными результатами школьников в области безопасности жизнедеятельности [1, с. 37].

В-третьих, при включении предмета ОБЖ в вариативную часть, учащиеся 10–11 классов практически выпадут из системного изучения предмета. Это недопустимо, так как старший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования у человека культуры безопасности жизнедеятельности. В этом возрасте легче сформировать мотивы, побуждающие подростков к соблюдению норм и правил безопасного поведения, что будет основой для привития самостоятельного безопасного стиля жизни.

В-четвертых, одним из острых проблемных вопросов в формировании культуры безопасности старшеклассникам является и отсутствие квалифицированных кадров, призванных не только дать определенный набор теоретических знаний, но и сформировать практические навыки действий в той или иной чрезвычайной ситуации. В то время как совместная деятельность педагога и школьников является системообразующим фактором воспитания культуры безопасности.

В-пятых, в успешном усвоении материала, а, следовательно, и в формировании культуры безопасности старшеклассников, ведущую роль играет учебно-материальная база и передовые средства обучения. Учебно-материальная база по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в идеале — совокупность помещений, площадок и сооружений, оснащенных учебным имуществом, специальными тренажерами и оборудованием. Она должна создаваться с таким расчетом, чтобы в ходе обучения учащиеся могли овладевать не только теоретическими знаниями, но и практическими. Кроме того, учебно-материальная база должна постоянно развиваться и совершенствоваться, в соответствии с требованиями времени и требованиями руководящих документов Министерства образования РФ.

Одним из решений выявленных нами противоречий и проблем может стать использование в учебном процессе Мобильного учебного комплекса МЧС России (далее МУК), который состоит из автомобиля, полностью укомплектованного для проведения занятий в любых условиях, в любой местности, в любое удобное время. Одно из предназначений комплекса — обучение и подготовка обучающих к действиям в чрезвычайных ситуациях. МУК позволяет решать следующие задачи:

формирование знаний и практических навыков у обучающихся по действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях;

повышение уровня морально-психологического состояния подрастающего поколения в условиях угрозы и возникновения ЧС, а также при ликвидации их последствий.

Состав специального оборудования МУК обеспечивает качественное обучение школьников и включает в себя следующие основные технические средства:

1.                  Оборудование и технические средства для развертывания МУК:

-          автомобиль ГАЗ-2705;

-          система для проведения тестирования и опросов Turning technologies (на 20 обучаемых);

-          палатка с каркасом для проведения теоретических занятий;

-          тенты навесные на каркасе для проведения практических занятий по медицинской подготовке и использованию средств индивидуальной защиты;

-          комплект оборудования и технические средства для развертывания учебных мест и организации проведения занятий — столы, стулья, стойки, таблички, крепежи, провода соединительные со специальными разъемами (для работы оргтехники и системы освещения МУК).

2.                  Технические средства обучения МУК:

-          мультимедийная установка для воспроизведения и передачи визуальной и звуковой информации на электронные устройства отображения.

-          стенды для размещения плакатов по тематике занятий;

-          экран проекционный для отображения визуальной информации с мультимедиа проектора;

-          портативный компьютер;

-          активная акустическая система;

-          система для проведения тестирования и опросов Turning technologies;

-          телевизор жидкокристаллический со стойкой.

3.                  Наглядные пособия и экспонаты для проведения занятий:

-          плакаты по тематике занятий для представления графической и текстовой информации в качестве наглядного пособия в процессе обучения;

-          образцы средств индивидуальной защиты — защитный капюшон Феникс, респиратор, противогазы, защитные костюмы;

-          медицинские средства для проведения практических занятий по медицинской подготовке — носилки медицинские, туристический коврик, аптечка индивидуальная, индивидуальный перевязочный пакет, комплект шин транспортных, комплект шин КШВТ (воротники транспортные), сумка санитарная, робот-тренажер;

-          огнетушители — тип ОУ, ОП, ОВП;

4.                  Учебные материалы:

-          учебные видеоматериалы по тематике занятий;

-          разработки уроков и лекций по тематике занятий;

-          презентации (слайды) для показа в ходе теоретических занятий;

-          тестовые вопросы к лекциям для определения уровня усвоения полученных знаний в учебном процессе.

5. Компьютерный тренажер МЧС России.

Таким образом, обучение происходит на трех учебных точках. Первая точка состоит из палатки, оборудованной учебными местами: столы и стулья для занятий, плакаты, соответствующие теме занятий, мультимедийная установка, телевизор для просмотра учебных фильмов и организации тестирования.

Вторая точка состоит из навесного тента с учебным столом и средствами индивидуальной защиты.

Третья точка — оборудованное место с роботом — тренажером для отработки оказания первой помощи пострадавшим и овладения навыками сердечно-легочной реанимации.

Процесс обучения с использованием МУК включает в себя вводную часть, обучение на практических местах, просмотр тематического видеоматериала, тестирование и подведение итогов.

Основные формы обучения, используемые МУК: это лекции и тематические занятия, дополняющие и расширяющие учебный материал, находящийся в современных учебниках ОБЖ; показ видеоматериалов и обучающих фильмов; изучение плакатов. Тематика обучающих видеоматериалов дополняет практический материал и обучающиеся могут наглядно разобраться в правилах поведения в различных чрезвычайных ситуациях.

Знания, умения и навыки, полученные в результате обучения с использованием МУК, контролируются путем тестирования обучаемых с помощью системы тестирования МУК. Тестирование целесообразно проводить перед началом занятий и по их окончании. Это позволяет определить эффективность занятий. Несомненным преимуществом программы тестирования Turning technologies является то, что уровень знаний обучающихся можно проверить как в количественном, так и в качественном соотношении. Выявить наиболее слабые места и определить какие вопросы являются наиболее трудными для обучающихся при усвоении учебного материала.

Одно из преимуществ использования мобильного учебного комплекса заключается в том, учебный материал легко варьировать в зависимости от востребованности; обучающиеся имеют возможность самостоятельно получить практические знания. Это дает возможность эффективнее воспринимать изучаемую тему, что стимулирует познавательную активность, интерес к предмету, делает процесс обучения эффективным.

Литература:

1.         Костецкая, Г. А. Основы безопасности жизнедеятельности в школе: возможности, проблемы, перспективы / Г. А. Костецкая // Безопасность жизнедеятельности. — 2012. — № 10. — С. 37–40.

2.         Описание мобильного учебного комплекса для обучения населения в целях подготовки к действиям в чрезвычайных ситуациях. — М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). — 2009. — 46 с.

3.         Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «Об образовании в Российской Федерации» //http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158429

4.         Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования // Приложение к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации (минобрнауки России) от 07.06.2012, № 413. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» //http://standart.edu.ru.

Основные термины (генерируются автоматически): тематика занятий, индивидуальная защита, процесс обучения, учебно-материальная база, учебный материал, вариативная часть, медицинская подготовка, мобильный учебный комплекс, Российская Федерация, Федеральный государственный образовательный стандарт.


Похожие статьи

Особенности учебно-методического обеспечения в колледже

Ключевые слова:учебно-методическое обеспечение (УМО), образовательный процесс, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).

Структурно-содержательная модель подготовки бакалавров...

· преобладание вариативной части учебного содержания над инвариантной частью

· переносимые программы, обеспечивающие практическую часть подготовки бакалавра (Б.5 Учебная и производственные практики; Б.6 Итоговая государственная аттестация)...

Формирование вариативной части образовательной программы...

- разработка учебного плана, графика учебного процесса, сводных данных по бюджету времени. Разработка содержания вариативной части: согласование вариативной части программ обучения с...

Современные средства обучения в совершенствовании...

При этом, организуя на уроках ОБЖ учебный процесс изучения вопросов первой помощи и психологической защите в условиях чрезвычайных ситуаций, следует учитывать, что многие из вышеперечисленных средств обучения относятся к техническим средствам обучения.

Модель проектирования индивидуального плана обучения

Прошло уже несколько лет с тех пор, как российская образовательная система перешла к активному внедрению и реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) практически на всех ступенях образования...

Похожие статьи

Особенности учебно-методического обеспечения в колледже

Ключевые слова:учебно-методическое обеспечение (УМО), образовательный процесс, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).

Структурно-содержательная модель подготовки бакалавров...

· преобладание вариативной части учебного содержания над инвариантной частью

· переносимые программы, обеспечивающие практическую часть подготовки бакалавра (Б.5 Учебная и производственные практики; Б.6 Итоговая государственная аттестация)...

Формирование вариативной части образовательной программы...

- разработка учебного плана, графика учебного процесса, сводных данных по бюджету времени. Разработка содержания вариативной части: согласование вариативной части программ обучения с...

Современные средства обучения в совершенствовании...

При этом, организуя на уроках ОБЖ учебный процесс изучения вопросов первой помощи и психологической защите в условиях чрезвычайных ситуаций, следует учитывать, что многие из вышеперечисленных средств обучения относятся к техническим средствам обучения.

Модель проектирования индивидуального плана обучения

Прошло уже несколько лет с тех пор, как российская образовательная система перешла к активному внедрению и реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) практически на всех ступенях образования...

Задать вопрос