Автор: Рзаева Гюнель Ильгаровна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №5 (64) апрель-2 2014 г.

Дата публикации: 14.04.2014

Статья просмотрена: 233 раза

Библиографическое описание:

Рзаева Г. И. Вопросы профессионального самоопределения школьников при изучении безопасности жизнедеятельности в старших классах // Молодой ученый. — 2014. — №5.1. — С. 61-62.

Проблема подготовки школьников к трудовой деятельности является неотъемлемой частью общего образования. Именно профессиональное самоопределение делает возможным успешную самореализацию и служит базой успеха в жизни. При этом перед школой стоят важные задачи – не только помочь школьнику в выборе профессии, но и сочетать, по возможности, выбор школьников с потребностями общества.

  Мир профессий очень подвижен, одни профессии уходят в прошлое, другие появляются. Меняется престижность, востребованность профессий на рынке труда. Школьники нуждаются в разносторонней информации о профессиях, в квалифицированном совете на этапе выбора профессии, поддержке и помощи в начале профессионального становления.

Что же влияет, в первую очередь на профессиональный выбор школьников? На профессиональное самоопределение школьников, чаще всего, влияют внешние благоприятные факторы - социальное положение, материальное благосостояние семьи, уровень образования родителей, социальная престижность профессии и др. [1]. Дети из более обеспеченных и образованных семей обычно хотят остаться в той же социально-профессиональной группе. Другие, напротив, стремятся повысить свой социально-профессиональный статус, получить более высокое образование и квалификацию, что одобряют и родители. Образовательный уровень родителей важнее материального благосостояния.

Особенностью самоопределения современных старшеклассников является ориентация на престижность профессий, на элитность, охваченность идеей быстрой карьеры, богатства, отмечают Голерова О.А., Гурова Е.В. С помощью изощренной манипуляции средств массовой информации и общественного мнения формируется основа для профессионального выбора конкретного человека, что подрывает саму суть самоопределения. Однако престиж той или иной профессии находится в обратном отношении к ее массовости: чем престижнее профессия, тем больше в ней будет претендентов на одно место и тем большему числу из них предстоит отсеяться [2]. Социальное становление молодых происходит в условиях, когда естественное стремление к самоутверждению сталкивается с возрастающей конкуренцией, высокими требованиями к личности на рынке труда. В условиях формирования готовности старшеклассников к самоопределению актуализируется проблема педагогического сопровождения жизненного, профессионального и личностного выбора, профессионального сопровождения, оказания помощи учащимся в выборе профессии или последующего образования [3,6].

В работах Фадеевой Е.И, Ясюкевич М.В. подчеркиваются, что необходима разумная и неманипулятивная корректировка профессионального выбора, основанная не на выдаче готовых рекомендаций, а на постепенном формировании учащихся способности самостоятельно планировать профессиональные и жизненные перспективы, своевременно корректировать их [7].

В работе школы по профессиональной ориентации учащихся можно выделить несколько направлений:

·                    Профессиональное просвещение

·                    Профессиональная диагностика

·                    Профессиональная пропаганда

·                    Профессиональное консультирование

Профессиональная ориентация школьников может проводиться на уроках и во внеурочной деятельности.

 Исследование вопросов профессионального самоопределения школьников при обучении ОБЖ было проведено нами на магистерской производственной практике в базовой школе среди учеников 11х классов, при этом проводилась работа по профессиональному просвещению и профессиональной пропаганде, как на уроках, так и во внеурочной деятельности [5]. На уроках использовались различные формы и методы: дискуссии, презентации, викторины, беседы, работа с литературой, доклады. В конце практики был проведен опрос о профессиональном самоопределении выпускников 11 классов. Исследование показало, что все ученики 11х классов выбрали будущую профессию и все собираются продолжить обучение: в средних профессиональных заведениях 32 %, в высших учебных заведениях 68%. Вместе с тем, обращает на себя внимания тот факт, что 56% школьников только частично знакомы с содержанием и требованиями к своей будущей профессии. В ходе эксперимента были изучены профессиональные интересы и склонности учащихся старших классов с применением дифференциально-диагностического опросника (ДДО) [4]. Автор методики относит профессии к следующим шести типам.

1. Сфера искусства «человек — художественный образ».

2. Сфера технических интересов «человек — техника».

3. Сфера работы с людьми «человек — человек».

4. Сфера умственного труда склонность к умственной деятельности.

5. Сфера физического труда склонность к подвижной (физической) деятельности.

6. Сфера материальных интересов производство и потребление материальных благ.

Полученные в ходе этого эксперимента результаты позволяют сделать вывод, что самым популярным среди сегодняшних школьников являются сферы умственного труда (26%), а также сфера производства и потребления материальных благ (23%).

Наименее популярным у современных старшеклассников является физический труд (4%).

В целях активизации и осознанию выбора будущей профессии мы провели анкетирование с помощью активизирующего опросника «Моды»

Задачей данного опросника является не просто призвать самоопределяющихся подростков поразмышлять о будущем, о том, как может измениться отношение к ныне очень «модным» и «престижным» профессиям, но и вооружить подростков средствами размышления над этими непростыми проблемами. Анкетирование позволило поговорить с выпускниками в ироничной форме об очень сложных и важных для самоопределения вещах - о престижности (о “модах”) на профессии, а также о сильной зависимости многих людей при построении своей жизни от мнения окружающих, от существующих стереотипов мышления и предрассудков. Использование данного опросника способствует формированию неравнодушного отношения к своему будущемуи к социально-экономическим перспективам той деятельности, которую выбирают для себя подростки.

Анализ ответов показал, что наиболее престижной профессией среди школьников считается экономист, менеджер, юрист, что соответствует данным ранее проведенных исследований [2,3]. Следует отметить, что профессия врача становится более популярной у выпускников (21%).

Таким образом, мы можем отметить, что формально практически все школьники к окончанию школы профессионально самоопределились. Однако остается неясным вопрос, насколько такое самоопределение осознано и соответствует личностным характеристикам ученика. Вот почему, на наш взгляд, в школе необходимо усилить работу по профессиональной диагностике и профессиональному консультированию. Профориентационная работа должна быть более вариативной и индивидуальной, учитывающей не только склонности и интересы школьника, но и его возможности и личностные характеристики.

Литература:

1.    Волкова Л.М., Козинцева Л.С.- Профессия моих родителей - Минск: Красико - Принт, 2010. - 126с.

2.    Голерова О.А., Гурова Е.В.Выбор профессии - дело семейное?: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2008.- 96с.

3.    Зеер Э. Ф., О. А. Рудей. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. Издательство: МПСИ МОДЭК,2008 г.- 256 с.

4.    Истратова О. Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. – Ростов Н/Д: Феникс, - 2006. – 375 с.

5.    Костецкая Г.А., Киселева Э.М. Проблемы практической подготовки учителей безопасности жизнедеятельности в условиях многоуровневого образования и модернизации образовательных стандартов. Научно-технические ведомости СПбГПУ, №2(«24), Серия «Гуманитарные и общественные науки»

6.    Михайлов Л.А., Киселева Э.М., Русак О.Н. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие: Москва.: Издательский центр, «Академия», 2009.-288с.

7.    Фадеева Е.И., Ясюкевич М.В. От выбора профессии к успеху в жизни: учебное пособие / Е.И. Фадеева, М.В. Ясюкевич. М.: УЦ Перспектива, 2008. - 128с.

Основные термины (генерируются автоматически): профессионального самоопределения школьников, вопросов профессионального самоопределения, выбор школьников, выборе профессии, будущей профессии, профессионального выбора, Вопросы профессионального самоопределения, профессиональное самоопределение школьников, профессионального самоопределения учащихся, Проблема подготовки школьников, этапе выбора профессии, Профессиональная ориентация школьников, профессиональный выбор школьников, самоопределения современных старшеклассников, выбора будущей профессии, социальная престижность профессии, труда склонность, умственного труда, 56% школьников, Сфера умственного труда.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос