Система обеспечения качества учетно-аналитической информации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №5 (64) апрель-2 2014 г.

Дата публикации: 08.04.2014

Статья просмотрена: 233 раза

Библиографическое описание:

Поплаухина Т. Д. Система обеспечения качества учетно-аналитической информации // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С. 303-306. — URL https://moluch.ru/archive/64/10143/ (дата обращения: 19.09.2018).

Целью развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации является создание приемлемых условий и предпосылок последовательного и успешного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в экономике Российской Федерации. В частности, речь идет о функции формирования качественной информации о деятельности хозяйствующих субъектов, полезной для принятия экономических решений заинтересованными внешними и внутренними пользователями (собственниками, инвесторами, кредиторами, органами государственной власти, управленческим персоналом хозяйствующих субъектов и др.).

Практическая ценность учетно-аналитической информации реализуется через критерий полезности информации для принятия эффективных решений на базе данных бухгалтерского учета. Указанный признак относится к данным, представленным в финансовой отчетности, которая ориентирована на внешних пользователей (инвесторов, кредиторов, общественность, государство и т. д.). Каждого пользователя учетно-аналитической информации интересует пригодность информации с точки зрения возможности с наименьшими усилиями при ее помощи достигнуть определенных целей. Поэтому для пользователя учетно-аналитическая информация тем качественнее (т. е. тем полезнее), чем в большей степени она приближает решение задачи. В этом случае акцент должен быть сделан не только на полезности информации, но и на ее возможности использования в экономическом анализе для принятия успешных управленческих решений. Бухгалтерская отчетность должна предполагать возможность проведения последующего анализа с минимальными затратами времени, что является признаком аналитичности, т. е. способности руководства компании не только обладать информацией о текущей ситуации, но и анализировать всевозможные причинно-следственные связи, делать выводы и принимать на их основе экономически обоснованные управленческие решения.

Отсутствие достоверной информации о финансово-экономическом состоянии предприятия для акционеров, руководителей предприятий, инвесторов, контрагентов и других пользователей является проблемой для современных предприятий, которая мешает их эффективному функционированию. Такая ситуация не может считаться приемлемой. Недоверие к финансовой отчетности тормозит развитие рынка портфельных инвестиций. Не только иностранные, но и внутренние инвесторы не всегда решаются становиться миноритарными акционерами российских компаний. Низкое качество финансовой отчетности создает барьер для попадания средств населения на рынок ценных бумаг, что с одной стороны, тормозит инвестиционные процессы в стране, а с другой — увеличивает имущественное неравенство, делая получение дохода от сбережений исключительной привилегией богатых, которые распоряжаются крупными пакетами акций и часто имеют доступ к дополнительной информации, не отраженной в публичной финансовой отчетности.

Каким образом можно обеспечить качество учетных данных? Теоретически хорошее качество продукта может быть достигнуто в результате переработки и переоценки, однако это не представляется возможным, так как слишком дорого и долго. Поэтому помимо основных требований к качеству подготовленной информации необходимо рассмотреть также требования к качеству учетного процесса. Система качества в учете — это способ организации эффективного взаимодействия управляющих и исполнительных подразделений и конкретных лиц, участвующих в создании и обеспечении функционирования учетно-аналитической системы предприятия с целью придания ей свойств, обеспечивающих удовлетворение информационных запросов групп потребителей учетно-аналитической информации при минимальном расходовании имеющихся ресурсов.

Таким образом, качество учетно-аналитической информации обеспечивается процессом подготовки и контроля качества учетных данных. Системный подход предполагает рассмотрение процесса обеспечения качества учетно-аналитической информации как систему взаимосвязанных элементов (рис. 1).

Качество продукта обеспечивается качеством его производства. Процесс подготовки учетной информации имеет сложную многокомпонентную структуру, к основным элементам которой относятся основные и вспомогательные учетные процессы, нормативно-правовое обеспечение, организационное обеспечение, входящую и результирующую учетную информацию, персонал, информационную систему, необходимую инфраструктуру. В силу информационной природы учета все учетные процессы, равно как и иные системные элементы, должны быть гармонично интегрированы в информационное пространство предприятия. В обеспечении качества учета задействованы все компоненты учетной системы. В этом смысле элементы системы учета равноправны и требуют адекватного внимания в процессе организации и функционировании учета на предприятии. Важно акцентировать внимание на вопросах обеспечения качества учета, проецируя данную категорию, как на результирующую учетную информацию, так, и на все структурные элементы учетной системы.

Главным продуктом бухгалтерского учета и отчетности как учетной системы, является качественная (полная и достоверная) информация. Согласно Положению по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) «достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету». Следовательно, качество учетно-аналитической информации — это, прежде всего, качество системы нормативного регулирования, методологии и методики бухгалтерского учета и отчетности. Без знания и строгого соблюдения общеустановленных правил, принципов и способов организации, методики и техники ведения бухгалтерского учета нельзя рационально организовать работу счетного аппарата и правильно отражать хозяйственные операции.

Рис. 1. Система обеспечения качества учетно-аналитической информации

В России создана и постоянно совершенствуется четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета. Первый уровень включает Федеральный закон «О бухгалтерском учете», другие федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ по вопросам бухгалтерского учета и отчетности.Второй уровень системы составляют российские стандарты — Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). Третий уровень представлен методическими рекомендациями по ведению бухгалтерского учета, в том числе инструкциями, указаниями и иными аналогичными им документами. Четвертый уровень системы объединяет так называемые рабочие документы организаций, в которых на основе общеустановленных правил и принципов они формируют свою учетную политику, свои подходы к раскрытию бухгалтерской информации в отчетах, представляемых заинтересованным пользователям.

Следующий элемент системы обеспечения качества учетно-аналитической информации — организационная структура — обеспечивает учетный процесс и регламентирует внутренними документами предприятия совокупность полномочий, обязанностей, ответственности сотрудников предприятия, а также взаимоотношений между ними. К таким сотрудникам следует отнести как непосредственно учетный персонал, так и всех иных лиц предприятия, участвующих в организации и обеспечении функционирования учетной системы.

Методическое обеспечение организационной структуры представляет собой установленный способ осуществления деятельности по обеспечению качества учетной системы. Методическое обеспечение включает цель и область деятельности, что должно быть сделано и кем, когда, где и как это должно быть сделано; какие материалы, документы и какое оборудование должны быть использованы; каким образом это должно быть проконтролировано и зарегистрировано; процедурные вопросы осуществления основных и вспомогательных учетных процессов на предприятии.

Следующий элемент учетной системы — ориентация на пользователя. Учетная система организуется для потребителей учетно-аналитической информации, зависит от них и, следовательно, должна быть ориентирована на их настоящие и будущие запросы, выполнять текущие требования потребителей и стремиться превзойти их ожидания. Определение информационных потребностей является первым шагом, который необходимо предпринять для того, чтобы включить пользователя в процесс создания качественной учетной информации.

Следующий элемент системы обеспечения качества учетно-аналитической информации — рационализация использования кадрового потенциала. Как показывает практика, первоочередным фактором, с которого надо начинать решение проблемы качества, является человеческий фактор, а в нем — заинтересованность работников в повышении качества продукции. Только интерес, подкрепленный хорошей материальной базой, способен стать тем фундаментом, на котором реально возможно повышение качества в учете. Работники всех уровней составляют сущность организации. Полное вовлечение работников дает возможность использовать их способности на благо предприятия.

Таким образом, процесс подготовки учетно-аналитической информации, как элемент системы обеспечения качества учетно-аналитической информации, представляет собой согласованную структуру, действующую на предприятии и включающую эффективные технические и управленческие методы, обеспечивающие наилучшие и наиболее практичные способы взаимодействия элементов учетной системы с целью удовлетворения информационных требований групп потребителей, предъявляемых к качеству учетно-аналитической информации, а также экономии расходов на качество.

Важнейшим элементом обеспечения качества бухгалтерской отчетности является усиление контроля качества бухгалтерской отчетности.

Для эффективного функционирования финансовых рынков необходима объективная и достоверная финансовая отчетность. Чтобы обеспечить такую отчетность, необходимы как стандарты финансовой отчетности, так и система обеспечения исполнения стандартов финансовой отчетности (рис. 2). Без такой системы никакие стандарты финансовой отчетности не будут исполняться. Система контроля качества учетно-аналитической информации — многогранна, она не ограничивается каким-то одним элементом. Существующая в России система контроля качества бухгалтерской отчетности и соблюдения стандартов включает как минимум два важнейших элемента: это независимый аудит и система надзорных органов, каждый их которых контролирует качество финансовой информации в своем секторе. При этом в России практически отсутствуют органы, осуществляющие контроль за качеством финансовой отчетности в целом, и действенная система санкций за бухгалтерские нарушения. Налоговые органы проверяют в первую очередь соблюдение правил учета объектов, необходимых для расчета налоговой базы при налогообложении. Вместо с этим ни для кого не является секретом массовое несоблюдение многих положений по бухгалтерскому учету.

Внутренний контроль призван обеспечивать внутри организации соблюдение требований законодательства, точность и полноту документации бухгалтерского учета, своевременность подготовки достоверной бухгалтерской отчетности, предотвращение ошибок и искажений, исполнение приказов и распоряжений, обеспечение сохранности имущества организации. Получению качественной информации способствуют продуманная система внутреннего контроля при сборе, регистрации и первичной обработке информации, четкая система взаимоотношений и ответственности, организация труда бухгалтеров и оценка эффективности их работы. Аудитор проводит независимую проверку финансовой отчетности. Если в ходе аудита будут замечены ошибки в отчетности, аудитор порекомендует исправительные проводки. В случае несогласия составителя внести в отчетность необходимые корректировки и при условии существенности искажения отчетности, аудитор не даст положительное заключение по отчетности. Внешний контроль в данном случае рассматривается не только как средство обнаружения ошибок, злоупотреблений, но и как инструмент обеспечения полноты и достоверности учетных записей. С помощью внешней аудиторской проверки можно оценить качество (надежность) системы учета, проверить полностью ли она выполняет свое назначение и в зависимости от результатов сделать вывод об эффективности и степени доверия к ней.

Рис. 2. Система обеспечения исполнения стандартов финансовой отчетности

Отчетность с аудиторским заключением представляется пользователям отчетности. На основании жалоб пользователей или по собственной инициативе отчетность может проверить надзорный орган. В случае обнаружения ошибок, надзорный орган просит составителя добровольно внести изменения в отчетность. В случае добровольного внесения изменений в отчетность, пресса уведомляется, что изменение внесено по предложению надзорного органа. В случае отказа от исправления отчетности, надзорный орган сообщает прессе об обнаруженных в отчетности нарушениях и может обратиться в суд с требованием о корректировке отчетности и о наложении санкций. Пользователи отчетности самостоятельно обращаются в суд с требованием о возмещении им ущерба составителем отчетности и аудитором. Составители и аудиторы могут обжаловать в суде неправомерные действия надзорных органов.

Выявленные в ходе исследования элементы системы обеспечения качества информации позволят регулировать качество учетных данных на уровне организации и существенно расширить возможности полезного использования учетно-аналитической информации.

Основные термины (генерируются автоматически): бухгалтерский учет, учетно-аналитическая информация, финансовая отчетность, учетная система, отчетность, бухгалтерская отчетность, надзорный орган, качество, процесс подготовки, элемент системы обеспечения качества.


Похожие статьи

Оценка качества учетно-аналитической информации...

учетно-аналитическая информация, финансовая отчетность, бухгалтерская отчетность, бухгалтерский учет, информация, характеристика, пользователь, хозяйствующий субъект, учетная информация, бухгалтерская...

Критерии оценки качества учетно-аналитической информации

финансовая отчетность, бухгалтерская отчетность, информация, бухгалтерский учет, учетно-аналитическая информация, пользователь, характеристика, учетная информация, качество информации...

Учетно-аналитическое обеспечение в системе управления...

Содержание понятия «учетно-аналитическое обеспечение процесса управления организацией». М. А. Вахрушина [1]. Сбор, обработка и передача финансовой и нефинансовой информации...

Формирование и аудит годовой бухгалтерской отчетности...

годовая бухгалтерская отчетность, бухгалтерская отчетность, бухгалтерский учет, принятие решений, финансовая отчетность, результат деятельности, управление предприятием, предприятие, отчетный период...

Совершенствование способа представления бухгалтерской...

Совершенствование способа представления бухгалтерской (финансовой) отчетности контролирующим органам. Авторы: Богданова Жаннета Анатольевна, Сейтасанова Наджие Муждабаевна. Рубрика: Экономика и управление.

Учетно-аналитическая информация в общей системе...

Учетно-аналитическая информация, формируемая в системе бухгалтерского учета и отчетности, составляет один из видов общей экономической информационной совокупности.

Информационное обеспечение финансового анализа

Бухгалтерский учет и отчетность, управленческий учет и отчетность, налоговый учет и отчетность, статистический учет и отчетность, выборочные учетные данные. Внеучетные.

Финансовая отчетность как инструмент управления...

Финансовая отчетность — это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее финансово — хозяйственной деятельности

Важнейшим элементом финансовой отчетности является бухгалтерский баланс.

Бухгалтерская отчетность и ее роль в анализе деятельности...

бухгалтерская отчетность, бухгалтерский учет, финансовое состояние, финансовое положение организации, отчет, бухгалтерский баланс, основной источник информации, финансовое положение, основа данных...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Оценка качества учетно-аналитической информации...

учетно-аналитическая информация, финансовая отчетность, бухгалтерская отчетность, бухгалтерский учет, информация, характеристика, пользователь, хозяйствующий субъект, учетная информация, бухгалтерская...

Критерии оценки качества учетно-аналитической информации

финансовая отчетность, бухгалтерская отчетность, информация, бухгалтерский учет, учетно-аналитическая информация, пользователь, характеристика, учетная информация, качество информации...

Учетно-аналитическое обеспечение в системе управления...

Содержание понятия «учетно-аналитическое обеспечение процесса управления организацией». М. А. Вахрушина [1]. Сбор, обработка и передача финансовой и нефинансовой информации...

Формирование и аудит годовой бухгалтерской отчетности...

годовая бухгалтерская отчетность, бухгалтерская отчетность, бухгалтерский учет, принятие решений, финансовая отчетность, результат деятельности, управление предприятием, предприятие, отчетный период...

Совершенствование способа представления бухгалтерской...

Совершенствование способа представления бухгалтерской (финансовой) отчетности контролирующим органам. Авторы: Богданова Жаннета Анатольевна, Сейтасанова Наджие Муждабаевна. Рубрика: Экономика и управление.

Учетно-аналитическая информация в общей системе...

Учетно-аналитическая информация, формируемая в системе бухгалтерского учета и отчетности, составляет один из видов общей экономической информационной совокупности.

Информационное обеспечение финансового анализа

Бухгалтерский учет и отчетность, управленческий учет и отчетность, налоговый учет и отчетность, статистический учет и отчетность, выборочные учетные данные. Внеучетные.

Финансовая отчетность как инструмент управления...

Финансовая отчетность — это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее финансово — хозяйственной деятельности

Важнейшим элементом финансовой отчетности является бухгалтерский баланс.

Бухгалтерская отчетность и ее роль в анализе деятельности...

бухгалтерская отчетность, бухгалтерский учет, финансовое состояние, финансовое положение организации, отчет, бухгалтерский баланс, основной источник информации, финансовое положение, основа данных...

Задать вопрос